Оценки в Израиле развития сотрудничества между Россией и Ираном. Часть 2

В ивритоязычной версии иранского информационного агентства «Тасним» опубликована статья под названием «Главная тема «Израиля» — ирано-российский альянс: израильские СМИ». При этом цитируется бывший министр Хаим Рамон (с многочисленными портфелями в израильском правительстве в разные годы), согласно которому «главная проблема Израиля сегодня — это альянс, который формируется между Ираном и Россией». Это имеет огромные последствия, и это то, что должно нас беспокоить, может быть, больше того, что происходит в Сирии», — сказал он 13-му каналу израильского телевидения.

В публикации говорится, что в Израиле на фоне «угрозы, которую представляет сопротивление в Ливане и Сирии израильской оккупации», опасаются, что «тесное сотрудничество между Ираном и Россией будет способствовать приобретению для сопротивления передовых систем противовоздушной обороны», «которые могут привести к значительному изменению баланса сил». Поэтому Израиль заявляет о готовности «не позволить Ирану поставлять их «Хизбалле»», «предотвратить это практически любой ценой», как сказал Х.Рамон[i].

Вопрос «ирано-российской угрозы» рассматривает также Яаков Лапин, израильский военный корреспондент, штатный аналитик и научный сотрудник в двух произраильских пропагандистских НКО в США – «Институте МирЯм» и «Исследовательском и образовательном центре Альма», а также научный сотрудник в Центре стратегических исследований им. Бегина-Садата в Бар-Иланском университете; является частым гостем на международных телевизионных новостных каналах, включая Sky News и I-24[ii].

Я.Лапин пишет, что «потенциальная покупка Ираном российских истребителей Су-35 станет сильным и тревожным сигналом нового уровня сотрудничества в области обороны между Тегераном и Москвой», хотя допускается, что «это не обязательно приведет к стратегическому изменению ситуации с безопасностью на Ближнем Востоке или в Израиле». Поводом для подобных обсуждений стало сделанное в начале сентября заявление командующего ВВС Ирана бригадного генерала Хамида Вахеди, согласно которому покупка Су-35 стоит на повестке дня.

Израильский аналитик отмечает, что «Су-35 четвертого поколения считается значительно лучше, чем российский истребитель МиГ-29, однако ему не хватает возможностей малой заметности американских самолетов пятого поколения F-35, которых на данный момент у ВВС Израиля 36 шт.». Возможности F-35 по сбору и обмену разведданных он также называет «ведущими в мире». Тем не менее, «для стран, которым угрожает Исламская Республика, получение Ираном такого самолета может создать новые проблемы в их обнаружении и перехвате», хотя предполагается, что «ВВС Израиля смогут эффективно справиться с такими проблемами».

Дается описание Су-35: «дальность полета 3600 км, активно задействуется в войне против Украины, представляет собой двухместный многоцелевой истребитель, предназначенный для достижения господства в воздухе». Хотя израильский аналитик сомневается в том, что «Ирану удастся добиться такого впечатляющего результата в свете наличия в регионе передовых авиационных средств, которые имеются у Израиля, Америки, Саудовской Аравии и ОАЭ». Самолет «может нести ряд ракет класса «воздух-воздух» и «воздух-земля», а также управляемые бомбы и обладает высокой маневренностью».

Несмотря на это, в качестве «более насущной проблемы Армии обороны Израиля называется большое количество беспилотных летательных аппаратов, которые противники, в первую очередь «Хизбалла», могут использовать, чтобы бросить вызов израильской системе ПВО и нанести удар по критическим объектам; отмечается также угроза массированного артиллерийского огня, в частности пополняемый арсенал высокоточных ракет «Хизбаллы»».

Я.Лапин уверен в том, что «ВВС Израиля изучат последствия приобретения самолетов Ираном и проведут необходимые действия, в том числе с учетом необходимости предотвращения появления самолета в сирийском воздушном пространстве». Указывается на то, что «в процессе сдерживания иранских усилий по закреплению на сирийской территории Израиль добился почти полного господства в воздухе в сирийском воздушном пространстве. Израиль сочетает это превосходство в воздухе с разведывательными возможностями и точной огневой мощью, что позволяет ему выборочно пресекать иранские попытки создать военную машину в Сирии».

9 декабря NBC News, ссылаясь на представителей администрации Байдена, предупредили, что «оказание Россией беспрецедентной военной поддержки Ирану в обмен на поставку Тегераном беспилотников-камикадзе Shahed-136, используемых русскими для нацеливания на украинскую энергетическую инфраструктуру и терроризирования украинских городов», «представляет угрозу не только для Украины, но и для соседей Ирана по региону». В сообщении говорится, что «в рамках расширенного партнерства Россия может предоставить Ирану передовую военную технику и компоненты, включая вертолеты и системы ПВО. Весной иранские пилоты обучались в России полетам на Су-35, что, по словам официальных лиц США, указывает на то, что Иран может начать получать самолеты в течение следующего года». Согласно американским СМИ, «Москва также пытается выйти на новые уровни сотрудничества с Тегераном в области разработки вооружений, включая возможность совместного производства БПЛА на территории России, что сделает их более доступными для Кремля».

Таль Беери, глава «Исследовательского и образовательного центра Альма», считает, что сообщения о возможном приобретении Су-35 Ираном «явно отражают новый уровень ирано-российского сотрудничества».

«Если до марта 2021 г., до российского вторжения, мы видели, как Россия стремится остановить некоторые иранские действия в Сирии, то теперь мы констатируем, что после поставки Ираном беспилотных летательных аппаратов в Россию у них появляется все больше общих интересов», — сказал Т.Беери. Он допускает, что «иранцы гораздо менее ограничены на сирийской территории, и давняя конкуренция за влияние в Сирии между Россией и Ираном исчезает». Если «раньше соперничество между ними проявлялось в стремлении России противодействовать попыткам Ирана и «Хизбаллы» обеспечить свое присутствие в сирийских вооруженных формированиях на границе с Израилем путем создания в качестве противовеса сил, обучающих сирийские подразделения, то сейчас Т.Беери больше не видит этих усилий. «Иран, похоже, расширяет свою свободу действий на юге Сирии», — сказал он. В качестве подтверждения приводится нанесение 10 декабря израильскими ВВС удара по военному объекту на юге Сирии в районе Таль-Калиба. «Это может свидетельствовать о том, что тенденция обретает форму, вынуждая Израиль наносить удары по позициям Ирана и «Хизбаллы» на юге Сирии. В этом районе также были сброшены листовки, предостерегающие сирийские войска от сотрудничества с иранской осью».

Я.Лапин пишет, что «такое развитие событий не должно вызывать удивления у тех, кто следит за все более тесным ирано-российским сотрудничеством. «В октябре Россия в большом количестве задействовала иранские БПЛА-камикадзе против объектов производства электроэнергии и жилых районов в тылу Украины. В течение месяца Россия также запустила волны крылатых ракет». Иран называется «основным поставщиком точной огневой мощи для военных действий России, тогда как Москва изо всех сил пытается произвести достаточное количество собственных ракет и БПЛА. Украинские города продолжают подвергаться обстрелам со стороны России с использованием иранского оружия». Имеется в виду иранский дрон-камикадзе «Shahed-136, который может нести боеголовку весом от 40 до 45 кг и пролететь 2500 км до цели со скоростью до 185 км/ч, бросая вызов противовоздушной обороне из-за полета на малой высоте и скорости». Отмечается, что «на поле боя на Украине Россия также использовала иранский БПЛА Mohajer-6, который может собирать разведывательные данные и запускать управляемые ракеты с дальностью полета 2000 км».

По оценкам Центра «Альма» (на уровне «вероятно» и «скорее всего», а также «по сообщениям в СМИ»), «иранская военная промышленность разработала не менее 50 типов БПЛА, некоторые из которых, в том числе Shahed-136 были контрабандой доставлены на склады «Хизбаллы» в Ливане». «Россия также намерена приобрести иранские баллистические ракеты типа «Фатех-110», которые уже имеет «Хизбалла» в Ливане, и типа «Зульфикар»»[iii].

Представляется уместным напомнить, что в 2020 г. Центр «Альма» опубликовал отчет, согласно которому «в гражданских районах Бейрута находится не менее 28 пусковых установок ракет, принадлежащих «Хизбалле»». В отчете утверждается, что эти объекты сосредоточены в основном в районах ливанской столицы, контролируемых «Хизбаллой»; они связаны с запуском, хранением и производством ракет средней дальности Фатех-110/M600 и являются «такими же, как те, на которые распространяется Проект высокоточных ракет (PGM) «Хизбаллы»»[iv]. «Проект PGM реализуемый как «Хизбаллой», так и Ираном, включает в себя преобразование существующих ракет в высокоточные управляемые ракеты, а также создание хорошо спланированного производственного комплекса и производственных площадок на территории Ливана»[v].

[i] הישראלית התקשורת :רוסיה-איראן ברית הוא ‘ישראל’ של המרכזי הנושא // Tasnimnews. 28.11.2022. https://www.tasnimnews.com/he/news/2022/11/28/2813209/הנושא-המרכזי-של-ישראל-הוא-ברית-איראן-רוסיה-התקשורת-הישראלית

[ii] https://www.jns.org/writers/yaakov-lappin/

[iii] Analysis: Possible Tehran purchase of Russia’s Su-35 jet sign of troubling partnership // JNS. 20.12.2022. https://www.jns.org/analysis-possible-tehran-purchase-of-russias-sukhoi-su-35-jet-sign-of-troubling-partnership/

[iv] Israeli research center finds 28 new Hezbollah missile launch sites // Jerusalem Post. 13.07.2020. https://www.jpost.com/middle-east/israeli-research-center-finds-28-new-hezbollah-missile-launch-sites-634911

[v] Хизбалла производит ракеты в жилых кварталах // 7 канал. https://www.7kanal.co.il/news/222800

52.21MB | MySQL:103 | 0,590sec