Анализ результатов социологического опроса Saros Araştırma по президентским выборам в Турции. Часть 2

После последних  по времени изменений, которые могут повлиять на расклад сил во время президентских выборов, интерес вызывают рейтинги возможных кандидатов. С их приближением опросы становятся более фундаментальными. В них учитываются большое количество различных факторов, которые ранее отмечались не так явно. Поэтому такие опросы мы рассматриваем для оценки влияния разных событий на шансы Р.Т.Эрдогана и оппозиции. Как и в предыдущей части, мы проанализируем результаты опроса Saros Araştırma. Нужно отметить, что эта социологическая компания часто дает рейтинги, активизирующие фактор Эрдогана. Это возможность рассмотреть цифры через призму интересов нынешнего президента.

Опрос этой компании указывает на то, что кандидат от Национальной коалиции (независимо от фигуры кандидата) пока побеждает Р.Т.Эрдогана. 38,4% респондентов поддерживают оппозиционного кандидата. При таком раскладе Эрдоган имеет рейтинг 35,2%.

Распределение поддержки по партийным предпочтениям является красноречивым.

Во-первых, надо отметить более высокий уровень консолидации электората Национальной коалиции. Избиратель флагманских партий этого альянса чаще голосует за «своего» кандидата. При этом электорат Народной коалиции чаще поддерживает кандидата от оппонирующего блока.

Во-вторых, голосующие за Демократическую партию народов (HDP), которая не имеет отношения ни к тому, ни к другому альянсу, чаще поддерживают оппозиционного кандидата.

В-третьих, оппозицию усиливает высокий уровень неопределенности среди избирателей Партии националистического движения (MHP). Именно этот фактор нейтрализует значительную долю сомневающихся среди электората Хорошей партии (İYİ). Потенциально это указывает на возможность перехвата оппозицией избирателя партий Народной коалиции при правильном выборе кандидата.

В-четвертых, тот же самый эффект наблюдается и по количеству электората, который не собирается участвовать в выборах. В процентном выражении доля разочарованных среди избирателей Народной коалиции выше. Она указывает на то, насколько изнутри уменьшается ресурсная база поддержки партий. Именно эти факторы обуславливают такой результат в пользу союза Народно-республиканской партии (CHP) и Хорошей партии.

Но ситуация может измениться в пользу Народной коалиции. Цифры указывают на такую вероятность. В первую очередь, надо обратить внимание на графу «не определился» среди партий. С одной стороны, небольшое преимущество среди них имеет оппозиционная коалиция. С другой стороны, важнее наличие большой прослойки избирателя, который не определился и в контексте президентских выборов. Это каждый третий респондент этой группы, судя по представленным данным. В этой связи нужно упомянуть факт того, что она формируется, в основном, за счет бывшего избирателя Партии справедливости и развития (AKP). На протяжении нескольких предвыборных циклов он голосовал за правящую партию. Поэтому история его голосования указывает на близость к AKP. Этот факт создает надежду для проэрдогановского блока. Однако есть еще одно важное обстоятельство. На сей раз надо подметить информацию из графы «не буду голосовать» на парламентских выборах. Каждый третий избиратель этого сегмента отдает предпочтение Эрдогану. У оппозиции рейтинг здесь равен всего лишь 11,5%. При этом преимуществом AKP и MHP мы считаем представленный уровень «тотальных отказников» (они не собираются голосовать ни за партии, ни за президента). Эта группа также сформирована из бывших избирателей правящей партии. Поэтому сложности с их возвращением делает для AKP идеальным вариантом его неучастие в выборах. Это уменьшает риск перехода избирателя к оппозиции, что выгодно Народной коалиции.

 

Таблица № 1. Результаты опроса «За кого вы будете голосовать на президентских выборах: за Эрдогана или любого кандидата от Национальной коалиции», источник: Saros Araştırma[i]

 

Партийные предпочтения респондентов Эрдоган Кандидат Национальной коалиции Не определился Не буду голосовать
Партия справедливости и развития (AKP) 83,7% 1,6% 4,9% 2,4%
Народно-республиканская партия (CHP) 1% 96% 1% 0,7%
Хорошая партия (İYİ) 3,4% 79,7% 8,1% 5,4%
Демократическая партия народов (HDP) 5,7% 20% 2,9% 0%
Партия националистического движения (MHP) 67,6% 7,4% 11,8% 7,4%
Не определился 23,6% 25% 33,3% 5,6%
Не буду голосовать 36,1% 11,5% 5,6% 16,4%

 

Таким образом, на основе вышеизложенного мы пришли к следующим выводам.

  • Вероятная победа оппозиции связана с готовностью избирателей партий Национальной коалиции голосовать за «своего» кандидата.
  • Отмечается поддержка электоратом Демократической партии народов оппозиционного кандидата.
  • В пользу антиэрдогановского блока играет и высокая доля среди избирателей Партии националистического движения нежелающих участвовать в выборах.
  • Однако в прикладном смысле это не означает, что результат предрешен. У Р.Т.Эрдогана есть шанс победить. Он связан со значительной долей электората, который еще не определился с окончательным вариантом ни по президентским, ни по парламентским выборам.

[i] https://twitter.com/sarosarastirma/status/1604859407334244352?s=61&t=mlbhYh5wgpr17CdTdSGLwA

 

52.23MB | MySQL:103 | 0,483sec