Турция: о новом контексте предвыборной кампании 2023 г.

2023 г. начался очень бодро для турецкой политики. Сразу два примечательных события случилось в начале января: подача жалобы на лишение депутатской неприкосновенности по отношению к Али Махиру Башарыру и Лютфю Тюрккану и блокирование Конституционным судом получения финансовой поддержки от государства для Демократической партии народов (HDP). На этом фоне началась полемика о «назначенце в Стамбуле», которая связана с именем Экрема Имамоглу. Что значат эти события с точки зрения перспектив оппозиции?

Парламентская комиссия, занимающаяся вопросом лишения депутатской неприкосновенности члена Народно-республиканской партии (CHP) Башарыра и члена Хорошей партии (İYİ) Тюрккана, 11 января проведет первое собрание по этому делу. Причиной для открытия разбирательства по отношению к Башарыру является обвинение в оскорблении суда и в вмешательстве в судебный процесс. Тюрккана обвиняют в оскорблении и использовании ненормативной лексики по отношению к близким родственникам шахида (так называют в Турции граждан, которые погибли за Родину, чаще всего это военные).

HDP является ответчиком по делу о закрытии партии. В рамках него Конституционный суд заблокировал получение ею государственного финансирования, на которое по закону имеют право все парламентские партии. Таким образом, «фиолетовые» не смогут получить 539,5 млн турецких лир (примерно 2,03 млрд рублей). Причиной этого является ограничение нецелевого использования бюджетных средств. В первую очередь, указывается на то, что в условиях наличия обвинения в связи Демократической партии народов с террористическими организациями возможно их финансирование с помощью этих средств.

Дело Имамоглу мы ранее подробно анализировали. Здесь стоит отметить, что обсуждается возможность активации политического запрета для мэра до окончания обжалования решения в суде высшей инстанции. Это будет возможно в том случае, если против Имамоглу откроют еще одно уголовное дело. Министр внутренних дел Турции Сулейман Сойлу обвиняет мэра Стамбула в поддержке деятельности террористических организаций. Он утверждает, что при Имамоглу в мэрию в качестве сотрудников были набраны члены террористических организаций. Это может стать поводом для открытия нового судебного разбирательства с его участием. В таком случае президент Р.Т.Эрдоган может поставить своего назначенца на пост мэра Стамбула.

Каковы последствия этих дел? Первое примечательно тем, что против членов Народно-республиканской партии и Хорошей партии такая мера используется крайне редко. Ранее она чаще всего активно использовалась по отношению к членам Демократической партии народов. Блокирование получения финансовой поддержки HDP может создать проблемы для «фиолетовых». Финансирование предвыборной кампании оказывается под большим риском. Но важнее то, что в худшем случае перед выборами возможно закрытие партии. Негативные последствия вероятны и в случае отстранения Имамоглу. Есть угрозы того, что в будущем могут быть предприняты такие шаги и по отношению к другим оппозиционным мэрам. Это особенно примечательно, так как в марте 2024 г. в Турции должны пройти муниципальные выборы. И такие решения могут повлиять на расклад сил перед выборами как 2023 г., так и 2024 г.

Почему эти факты так важны? Примерно в одно время (новости об этих событиях появились 5-6 января) были предприняты шаги против 3 разных оппозиционных партий. Естественно, это накладывается на обострение ситуации в треугольнике Народно-республиканская партия-Хорошая партия-Демократическая партия народов. Давление на них со стороны властей предполагает поиск общих моментов оппозиционными партиями. HDP сейчас находится в позиции «мы же вас предупреждали». У них есть возможность указывать на то, что отсутствие единства среди оппозиции будет восприниматься как слабость. Поэтому при недостаточной должной реакции от трех партий возможно, что подобные действия будут расширены и на другие партии. В этом смысле мы отмечаем вероятность повышения веса Кемаля Кылычдароглу как реальной фигуры, которая скрепляет кемалистов, «хорошистов» и «фиолетовых». Такая ситуация подчеркивает необходимость достойного коммуникационного ответа со стороны оппозиции. Она формирует новые условия, в которых им нужно отложить в сторону усиливающие идеологический и политический раскол вопросы. Сейчас ей необходимо делать все что требуется для достижения своей цели. В этом смысле, с точки зрения эффективности, тема справедливости должна стоять на первом месте в коммуникации трех парламентских оппозиционных партий. Поэтому требуется отказ от умеренного подхода и радикализация в рамках продвигаемых демократических ценностей.

Подытоживая, мы подчеркнем, что стратегия Эрдогана полностью описывается принципом «разделяй и властвуй». В условиях разрозненности он может использовать имеющуюся у него силу, что, в целом, и происходит. Сейчас основная задача проэрдогановских партий – это создание препятствий для объединения крупных оппозиционных партий. А антиэрдогановские партии должны уменьшить эффективность таких действий. Как показывает динамика процесса, наличие недовольства сложившейся ситуацией автоматически не ведет к победе оппозиции. Нужно уметь это недовольство конвертировать в голоса. Учитывая это, именно сейчас ведется борьба за инициативу. Важно то, в каком состоянии подойдут оппоненты к началу официальной предвыборной кампании. Как раз эти события определяют прочность основных игроков и их готовность к борьбе.

52.24MB | MySQL:103 | 0,397sec