Афганский фактор в отношениях между Пакистаном и Узбекистаном

Меморандум о взаимопонимании (МОВ) был подписан между Пакистаном и Узбекистаном 26 декабря 2022 года во время визита заместителя премьер-министра Узбекистана Д.Ходжаева в Исламабад. В рамках соответствующего развития событий Пакистан и Узбекистан договорились о создании совместного торгового рынка вблизи афгано-узбекской границы и согласовали совместный план развития транзитной торговли через Афганистан. С целью объединения коммерческих групп Пакистан предложил доступ к Центральной Азии по автомобильным и железным дорогам. Кроме того, две страны решили разработать совместную стратегию транзитной торговли через Афганистан и выразить озабоченность афганскому правительству от имени перевозчиков из обеих стран. Обе страны принципиально договорились обсудить все соответствующие вопросы с афганскими властями, чтобы разрешить трудности, с которыми сейчас сталкиваются перевозчики из Пакистана и Узбекистана. После завершения разработки  совместных предложений, они, как планируется, будут переданы афганской стороне во время совместного визита пакистанских и узбекских бизнесменов в Кабул, который должен состоятся в последнюю неделю января 2023 года. Предполагается, что они войдут в состав политических делегаций, формат которых еще уточняется. Для региона в целом и Пакистана, Узбекистана и Афганистана в частности, этот план в случае его реализации  будет означать серьезный скачок в экономическом сотрудничестве. 27 декабря 2022 года также была открыта первая очередь Международного центра в Термезе, который расположен на границе между Афганистаном и Узбекистаном. В целях содействия экономическому и коммерческому сотрудничеству между бизнесменами из Афганистана и Узбекистана в Термезе был создан совместный рынок стоимостью около 75 млн долларов. На рынке присутствуют четыре тысячи предприятий, больница, кафе и отдельная зона для производства и логистики. При этом  граждане Афганистана могут посещать этот рынок без визы. В первые три месяца 2023 года откроется вторая секция рынка. Кроме того, активно работают приграничные рынки между Пакистаном и Афганистаном в Торкаме и Чамане, чьи объемы торговли активно растут, и которые в случае положительной динамики переговоров с Кабулом должны войти в единую торгово-логистическую цепочку. Пакистан и Узбекистан помимо меморандума подписали восемь других соглашений для развития двустороннего сотрудничества в других областях, а также  рассмотрели итоги выполнения Узбекско-пакистанского соглашения о транзитной торговле (AUPTT). В связи с этим Узбекистан должен объявить о своих правилах этой торговли в феврале 2023 года. В соответствии с AUPTT, который был подписан в июле 2021 года, узбекским грузовикам разрешено перевозить товары непосредственно из Афганистана в пакистанские морские порты в Карачи, Гвадаре и Бин-Касиме, вместо того, чтобы перегружать их на пакистанские грузовики на афгано-пакистанской границе и наоборот. Либерализация иммиграционного законодательства и взаимное признание водительских прав также были включены в сделку. Морские порты в Пакистане, по-видимому, предпочтительнее иранских, которые уже действуют. Например, Узбекистан часто пользуется иранским морским портом Бандар-Аббас через логистические пути  в Туркменистане. Несмотря на то, что порт располагает необходимыми техническими возможностями, потенциал Узбекистана по доступу к новым рынкам через Иран сильно ограничены санкциями. Обе стороны также согласовали совместный план содействия транзитной торговле через Афганистан. При этом еще предстоит  разработать региональную основу для транзита и торговли, а также механизм совместного финансирования для поддержания дорожной инфраструктуры Афганистана.

Целью последней по времени двусторонней встречи в Исламабаде было обсуждение результатов практических действий, предпринятых двумя странами, и разработать план действий по увеличению товарооборота до 1 млрд долларов. Следующие пункты и план совместных действий, предложенные Узбекистаном, были в общем согласованы двумя сторонами в качестве меморандума о намерениях. Обе стороны согласились с тем, что бизнес-сообщества в обеих странах должны начать программы повышения коммерческой осведомленности. Узбекская сторона также заявила, что их страна вступит во Всемирную торговую организацию (ВТО) в 2023 году, в связи с чем пакистанская сторона заявила о своей полной поддержке этого шага. Пакистанская сторона при этом полностью выполнила предложение узбекской стороны о создании отельного причала для узбекских грузов в Карачи и Гвадаре. Кроме того, обе стороны договорились планировать проведение совместных торговых выставок и разработать план совместной работы над проектами электронной коммерции. Эксперты из Исламабадского института политических исследований (IPRI) полагают, что достигнутые в Исламабаде договоренности закладывают серьезные основы для создания единой логистической системы с Узбекистаном и Пакистаном через Афганистан. Узбекистан получил свой первый транзитный пакет через контролируемые талибами Афганистан и Пакистан в апреле 2022 года. Узбекистан, страна, не имеющая выхода к морю, указывает на то, что он будет уделять приоритетное внимание стратегии, ориентированной на юг, чтобы получить жизнеспособных альтернативных торговых партнеров и, таким образом, уменьшить свою решающую зависимость от России и Ирана в качестве основных торговых каналов. В этой связи именно расширение  доступа к морским портам Пакистана было в центре внимания обсуждений в Исламабаде. В марте 2022 года между Пакистаном и Узбекистаном было подписано Соглашение о преференциальной торговле (PTA), охватывающее 34 различных товара. При этом именно Афганистан и его стабильность имеют решающее значение для этих соглашений просто в силу своего географического положения. В этой связи пакистанские эксперты подчеркивают, что основным препятствием для торговли между Пакистаном и республиками Центральной Азии является общая нестабильность в  Афганистане. Пакистан испытывал трудности с автомобильной грузовой логистикой еще во время предыдущей администрации Ашрафа Гани в Афганистане, и эта ситуация не сильно улучшилась после прихода к власти талибов. Вообще тема приграничных рынков и автомобильной торговой логистики является одной из серьезных тем противоречий между Кабулом и Исламабадом в силу неурегулированности темы таможенных платежей и контроля, на чем настаивают в первую очередь пакистанцы. В этой связи пакистанские эксперты констатируют, что из-за нестабильной ситуации в Афганистане Пакистан и Узбекистан по-прежнему испытывают серьезные  трудности с минимизацией  торговых ограничений и устранением искусственных таможенных барьеров после того, как талибы взяли Афганистан под свой контроль.

52.26MB | MySQL:103 | 0,520sec