Оценки израильских экспертов стратегических вызовов, возможных проблем и перспектив с приходом к власти 6-го правительства Б.Нетаньяху. Часть 1

Группа экспертов Института политики и стратегии (IPS) под руководством  исполнительного директора генерал-майора (в отставке) Амоса Гилада полагает, что «с приходом к власти нового израильского правительства, Израиль сталкивается со значительными проблемами, в первую очередь, с обостряющейся иранской угрозой в сочетании со взрывоопасностью палестинской арены в политическом плане и в сфере безопасности, что было продемонстрировано в принятой ГА ООН резолюции с просьбой к Международному суду расследовать израильскую аннексию и правовой статус оккупации, а также отразилось в яростных откликах на международной арене и в арабском мире на визит министра Итамара Бен-Гвира на Храмовую гору».

В то же время, эксперты выделяют целый ряд стратегических активов, которыми Израиль обладает в настоящее время. Прежде всего, имеются в виду «особые отношения с Соединенными Штатами, а также связи, налаженные со странами, имеющими мирные договоры с Израилем и нормализовавшими с ним отношения [в рамках «Авраамовых соглашений»]; военная и экономическая мощь Израиля; сильная и независимая система правосудия». В IPS полагают, что «эти активы проецируют образ Израиля как региональной державы и позволяют ему гибко применять силу и продолжать инвестировать в наращивание вооруженной мощи, чтобы сохранить качественное превосходство над своими врагами и соперниками в этом регионе. Его службы безопасности пребывают в высокой степени готовности к предотвращению террористических атак».

Израильские эксперты ожидают, что планируемая политика нового правительства будет иметь широкие стратегические последствия. Помимо прочего имеется в виду его намерение изменить организационную структуру подразделения Министерства обороны Израиля, которое занимается координацией гражданских вопросов между израильским правительством, ЦАХАЛом, международными организациями, дипломатами и Палестинской национальной администрацией (ПНА). Координатор деятельности правительства на территориях (COGAT) ответственен за гражданское положение дел на Западном берегу р. Иордан через Гражданскую администрацию Израиля (ICA).

Следует отметить, что премьер-министр Б.Нетаньяху поручил министру финансов Израиля Бецалелю Смотричу (лидер партии «Религиозный сионизм»), который также занимает пост министра в Министерстве обороны, курировать гражданскую администрацию, ответственную за утверждение планов строительства и решение других бюрократических вопросов в «зоне C» Западного берега р. Иордан. С целью распределения обязанностей он провел встречи с министром обороны Йоавом Галантом и координатором деятельности правительства на территориях Расаном Алианом.

11 января председатель комитета Кнессета по иностранным делам и обороне Юлий Эдельштейн, сам проживающий в поселенческом районе под названием Гуш-Эцион, заявил послу США в Израиле Тому Найдсу, что строительство на Западном берегу р. Иордан продолжится, несмотря на возражения Вашингтона. Позиция администрации США заключается в сохранении возможности решения палестино-израильского конфликта путем создании двух государств и противодействии «легализации аванпостов и массовому расширению поселений». В этот же день в Кнессете первое чтение прошел законопроект, направленный на возобновление распространения израильского уголовного кодекса и различных гражданских законов на еврейских поселенцев, проживающих в «Зоне C» на Западном берегу р. Иордан. Таким образом происходит обновление ряда «чрезвычайных» постановлений, принятых после Шестидневной войны 1967 г., которые подлежат утверждению каждые пять лет, что в последний раз произошло в 2017 г. Закон о расширении чрезвычайного положения (Иудея и Самария — Юрисдикция и юридическая помощь 5727-1967) на лиц, проживающих на Западном берегу р. Иордан, предусматривает распространение на еврейских поселенцев израильской юрисдикции, в том числе в таких вещях, как уплата налогов и прохождение обязательной военной службы, а также расширение прав, таких как национальное и государственное медицинское страхование.

В руководящие принципы нового правительства Нетаньяху включено обещание создавать еврейские поселения по всей стране. «Еврейский народ имеет исключительное и неотъемлемое право на все части Эрец-Исраэль. Правительство будет способствовать и развивать поселения во всех частях Земли Израиля — в Галилее, Негеве, на Голанских высотах, в Иудеи и Самарии [официальное название в Израиле Западного берега р. Иордан – прим. автора]», — говорится в документе[i].

По мнению экспертов IPS, «это создает потенциал для роста напряженности в отношениях с ПНА и может нанести ущерб отношениям с администрацией США, ЕС и арабскими государствами, поскольку такой шаг может быть расценен как изменение положения дел на земле и продвижение процесса, в соответствии с которым территории Западного берега р. Иордан будут присоединены к Израилю». «Такое развитие событий нанесло бы ущерб легитимности Израиля, подорвав стратегическую свободу действий, в т. ч. в области безопасности, которой он пользуется (включая поддержку по вопросу Ирана), а также привело бы к юридическим действиям против него», – отмечают израильские эксперты.

Наиболее острой стратегической проблемой для Израиля в настоящее время в IPS считают палестинскую арену, которую новое израильское правительство должно разрешить в виду ее взрывоопасности в области безопасности (особенно в северной части Западного берега р. Иордан, что вот-вот распространится на другие районы), а также из-за угроз на политико-правовом уровне.

Там обращают внимание на то, что «контроль над координатором деятельности правительства на территориях, который теперь полностью и напрямую подчиняется министру обороны, и принуждение действующего генерала COGAT к подчинению министру, чья сфера ответственности не связана с обороной, может привести к серьезным трудностям в координации с другими оборонными подразделениями, в первую очередь ЦАХАЛом, и во взаимодействии с ПНА». Более того, указывается на то, что «применение израильского законодательства на территориях, особенно способствующего роспуску Израильской гражданской администрации, послужат доказательством для утверждений, согласно которым этот шаг был задуман в рамках незаконной аннексии, и что еврейские поселения действительно представляют собой нарушение международного права».

Эксперты отмечают, что глава ПНА Махмуд Аббас (Абу Мазен), «чей общественный статус находится на беспрецедентно низком уровне, воспринял происходящее как возможность для продвижения политической и правовой кампании против Израиля. Недавно он даже заявил в интервью телеканалу «Аль-Арабия», что в свое время он может рассмотреть вопрос о возвращении к вооруженному конфликту».

Согласно экспертам, «в течение многих лет Израилю удавалось предотвращать судебные разбирательства против него, в том числе благодаря утверждениям, что его система правосудия независима, соответствует международному праву, а также проводит собственные расследования надежно и объективно. Любые решения, препятствующие такой независимости, могут послужить бумерангом, подвергая Израиль, его руководителей и военных обвинениям и судебным искам в связи с действиями, предпринятыми против палестинцев на Западном берегу р. Иордан и в секторе Газа».

Таким образом, в IPS опасаются того, что «шаги Израиля по отношению к палестинцам могут еще больше разжечь антисемитские настроения  по всему миру (соответствующие инциденты и так происходят все чаще), служа боеприпасами в арсенале организаций BDS («бойкот, изоляция и санкции»), стремящихся делегитимировать еврейское государство и продвигать антиизраильские кампании, нацеленные на международные учреждения и компании, распространяя нарративы об израильском апартеиде и военных преступлениях».

Что касается иранской угрозы Израилю, в IPS полагают, что она «усугубляется во всех аспектах, особенно в том, что касается прогресса, достигнутого в ядерной программе, и улучшенных наступательных возможностей в сфере ракет и беспилотников, а также в связи с развивающимся стратегическим партнерством с Россией в военном и технологическом направлении». Указывая на «текущие оценки, согласно которым Ирану требуется всего два года для создания ядерного военного потенциала», эксперты допускают, что «они верны, но при условии, что Иран еще не принял решение о развитии такого потенциала. Принятие такого решения может существенно сократить этот срок».

Израильские эксперты видят мало шансов на достижение новой ядерной сделки с Ираном. Это объясняется тем, что «внимание мира приковано к более насущным проблемам, в первую очередь к войне на Украине, энергетическому кризису и стремительному росту инфляции, наряду с поддержкой, оказываемой Ираном военным усилиям России, и его жестким реагированием на внутренние беспорядки». «Таким образом, до тех пор, пока не возникнет реальная, ощутимая угроза, Иран будет продолжать держать в руках ключ, определяющий темпы прогресса, которого он добивается в своей ядерной программе», – считают в IPS.

По поводу военной операции России на Украине, которая началась десять месяцев назад, израильские эксперты не видят ей конца, «несмотря на первые признаки готовности США и России рассмотреть возможность возобновления переговоров». Им представляется, что «на данный момент обе стороны пользуются зимой, чтобы улучшить свои позиции и оперативно перегруппироваться в рамках подготовки к возможной эскалации боевых действий предстоящей весной, продолжая при этом прилагать усилия, чтобы утомить и сокрушить противника. С одной стороны, продолжающиеся боевые действия повышают риск просчета и крайних действий России, в том числе из-за инсинуаций Путина о том, что он может применить ядерное оружие. С другой стороны, эти опасения могут фактически подтолкнуть Запад к поиску дипломатического пути разрешения кризиса», – полагают в IPS.

Визит председателя КНР Си Цзиньпина в Саудовскую Аравию и подписанные в ходе него экономические соглашения эксперты оценивают как «скачок в двусторонних отношениях между Пекином и Эр-Риядом». Тот факт, что Саудовская Аравия уделила большое внимание визиту и организовала Си теплый прием (в отличие от прохладного приема президента Байдена шесть месяцев назад), израильские эксперты считают «попыткой, среди прочего, демонстративно показать администрации США, что у них есть стратегическая альтернатива, которая столь же ценна». Во всем этом они видят «проявление сложных отношений Соединенных Штатов со странами Персидского залива, а также изменений, внесенных во внешнюю политику Саудовской Аравии в последние годы, о чем свидетельствует последовательный отказ Эр-Рияда удовлетворить запросы Вашингтона и помочь снизить цены на нефть».

На фоне вышесказанного, в IPS заключают, что «новое израильское правительство приступает к работе с низкого старта, учитывая многочисленные опасения в мире и регионе в отношении его политики по широкому кругу вопросов (палестинцы, меньшинства, система правосудия и т. д.)». Поэтому правительству Б.Нетаньяху «необходимо будет проявлять чуткость и осторожность, избегая шагов, которые могут подорвать влияние Израиля и усилия по пресечению разбирательств против него на международной арене (прежде всего, в ООН и Международном суде в Гааге), нарушить его безопасность и экономическое сотрудничество (особенно с ЕС и суннитскими странами), ограничить его свободу действий в регионе и способность продвигать всеобъемлющее решение усугубляющейся угрозы, исходящей от Ирана».

В контексте палестинской проблемы, эксперты IPS советуют израильскому правительству, «несмотря на его четкие идеологические установки, проявить понимание в отношении деликатного и хрупкого характера текущего положения дел на Западном берегу р. Иордан, которое может быстро перерасти в острую стратегическую угрозу Израилю». По крайней мере, на данный момент они рекомендуют правительству «избегать революционных шагов, особенно таких, которые нанесли бы ущерб статусу Палестинской автономии и изменили бы текущее положение дел на Западном берегу р. Иордан».

В этом контексте в IPS считают целесообразным «избегать экономического «наказания» ПНА, чтобы это не привело к вовлечению широкой общественности в эскалацию напряженности, которая продолжается в течение последних шести месяцев». Новому израильскому правительству также советуют «остерегаться наступательных действий на Храмовой горе, что отрицательно скажется на его отношениях с арабскими государствами (особенно с Иорданией) и на уже напряженных отношениях между властью и арабской израильской общественностью».

Стратегический союз Израиля с Соединенными Штатами эксперты называют «незаменимым», поэтому «способность найти всеобъемлющее решение для растущей угрозы, исходящей от Ирана, полностью зависит от сотрудничества двух стран». В этой связи «израильскому правительству придется сделать все возможное, чтобы сохранить особые и доверительные отношения как с администрацией США (в том числе на фоне мрачной истории взаимоотношений между премьер-министром Нетаньяху и Демократической партией), так и с американскими евреями, чтобы обеспечить их поддержку, в том числе в противодействии шагам, предпринимаемым против Израиля в международных институтах и на правовой арене».

Ввиду растущего конфликта между Соединенными Штатами, Китаем и Россией новому правительству рекомендуется быть «особенно осторожным в развитии сотрудничества с Китаем, особенно в контексте технологий и национальной инфраструктуры, усиливая надзор за попытками китайцев приобрести израильские компании». Что касается России, «правительство должно продолжать поддерживать Украину и оказывать ей помощь в соответствии с установленными Россией красными линиями в отношении предоставления систем ПВО»[ii].

[i] Smotrich assumes reins of Civil Administration after meeting top defense officials // JNS. 12.01.2023. https://www.jns.org/smotrich-assumes-reins-of-civil-administration-after-meeting-top-defense-officials/

[ii] Israel’s Strategic Freedom of Action is Being Challenged / IPS. January, 2023. https://ips.activetrail.biz/Insights-5-1-23-E

52.29MB | MySQL:103 | 0,574sec