Иран: август 2009 года

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

1.НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

В августе экономическое издание «Бизнес монитор» приводит следующие данные по экономике Ирана:

Год ВВП (млрд долларов) Численность населения Ирана (млн человек) ВВП на душу населения (долларов)
2008 352,9 . .
2009 322,3 73.2 4405
2010 341,8 74,2 4608
2011 387,0 75,2 5147
2012 446,5 76,2 5859
2013 505,6 77,2 6546

В августе пришло сообщение, что министерство нефти Ирана представило список из 21 компании, которые правительство согласно статье 44 Конституции Ирана намерено передать в частный сектор. В этот список включены пять компаний, входящих в структуру Национальной иранской нефтяной компании (National Iranian Oil Company), девять компаний, относящихся к Национальной нефтехимической компании (National Petrochemical Company), пять компаний из этого списка являются дочерними компаниями Национальной иранской газовой компании (National Iranian Gas Company) и две компании — «дочками» Национальной иранской нефтеперерабатывающей и сбытовой компании (National Iranian Oil Refining and Distribution Company).

Согласно четвертому 5-летнему плану экономического развития (2005-2010 гг), Организация по приватизации Ирана, специально созданное министерством экономики и финансов ИРИ ведомство, занимается подготовкой госпредприятий для передачи в частный сектор, в ее ведении находятся вопросы ценообразования и публичного предложения акций инвесторам на фондовой бирже.

Иранская программа приватизации предусматривает первоначальное публичное предложение к продаже (Initial Public Offering – IPO) 5% пакета акций приватизируемых предприятий.

Такой механизм позволяет сделать общедоступной информацию о спросе на инвестиции, как для широких слоев населения, так и для иностранных инвесторов, которые затем формируют предложение на конкурсной (аукционной) основе, что дает возможность точного определения реальной рыночной стоимости компании.

Динамика роста курсов иностранных валют на тегеранском рынке за август 2009 г. (В скобах приводится курс за 03.08.2009):

На 31 августа 2009 г. Центральный банк Ирана установил официальный курс: 1 евро в размере 14176 риалов (14185 риалов), 1 английского фунта в размере 16111 риалов (16633 риалов), 1 американского доллара в размере 9925 риалов (9942 риала), 100 японских иен в размере 10701 риалов (10496 риалов) и 1 швейцарского франка в размере 9358 риалов (9276 риалов).

Справка. Денежная единица Ирана официально называется риал, но часто для расчетов используется такая единица как туман (червонец), который равен 10 риалам.

Нефть и нефтепереработка

В августе министр нефти Ирана Нозари сообщил об обнаружении крупного месторождения нефти в провинции Хузестан. Хузестан в 120 км к юго-востоку от шахрестана Сусенгерд. Длина месторождения составляет 24 км и ширина – 6 км. По предварительным оценкам, емкость месторождения может достигнуть 9 миллиардов баррелей.

С целью завершения полной разведки месторождения запланировано бурение новой разведочной скважины глубиной 5,1 тыс. м. Поскольку новое месторождение находится в непосредственной близости от уже разрабатываемых, министр Нозари надеется сэкономить на создании соответствующей инфраструктуры и начать качать нефть с месторождения уже в ближайшее время.

Нозари сообщил, что за последние три года , благодаря интенсивной геологической разведке, нефтяные ресурсы страны увеличились с 90 до 138 миллиардов баррелей.

В Иране продолжается процесс повышения добычи нефти. Так, в начале 2005 года добывалось 4 млн 200 тыс. баррелей сырой нефти в сутки. Через год объемы добычи выросли на 75 тыс. баррелей и составили 4 млн 275 тыс. баррелей в сутки. К началу 2008 года этот показатель вырос до 4 млн 335 тыс. баррелей в сутки. В начале 2009 года в Иране ежесуточно уже добывалось 4 млн 387 тыс. баррелей нефти. Это самый высокий показатель за последние годы.

Заместитель министра нефти ИРИ Сейед Нуреддин Шахназизаде заявил, что в последнее время запасы бензина в стране значительно увеличились и обеспечат нужды Ирана в случае экстренной необходимости (санкции США против компаний, продающих бензин и другие нефтепродукты в ИРИ). Он заявил также, что министерство нефти полностью готово к любой чрезвычайной ситуации.

Стратегические запасы бензина в Иране по состоянию на август 2009 года достигли 1,4 млрд. л., что на 250 млн. л. больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

За первые 5 месяцев 2009 финансового года, который начался 21 марта, ежедневный спрос на бензин в стране составлял 67 млн л. В течение этого периода страна ежедневно производила лишь 44-45 млн л. бензина, покрывая недостаток путем импортирования еще 20 млн литров.

Опасаясь «бензинового эмбарго», руководство Ирана резко интенсифицировало работы по самообеспечению топливом. Вводятся новые мощности по производству нефтепродуктов. Так, г-н Шахназизаде сообщил, что с завершением к 2012 году строительства нефтеочистительного комбината «Сетарейе Халидже Фарс» («Звезда Персидского залива») в Бендер-Аббасе Иран сможет полностью отказаться от импорта бензина.

Кроме того, генеральный директор Компании по развитию нефтеперерабатывающей промышленности Ирана Манучехр Аганежад заявил, что к 2015 году в Иране будут введены в эксплуатацию 7 новых нефтеперерабатывающих комбинатов. По словам г-на Аганежада, на данный момент работы по строительству названных комбинатов выполнены на 20-30%.

В результате реализации всех этих проектов объемы переработки сырой нефти внутри страны увеличатся с 1,6 млн баррелей до 3,2 млн баррелей в год, и Иран, таким образом, станет экспортером нефтепродуктов. Г-н Аганежад заметил также, что при капиталовложениях в размере 7 млрд евро на существующих в настоящее время в Иране 9-ти нефтеперерабатывающих комбинатах может быть налажено производство нефтепродуктов, отвечающих экологическим стандартам «Евро 5». Как отметил Манучехр Аганежад, в настоящее время в нефтеперерабатывающей отрасли Ирана существуют две основные проблемы. Во-первых, Иран, который является вторым по значимости производителем нефти в ОПЕК, вынужден, вместе с тем, импортировать энергоносители, и, во-вторых, качество нефтепродуктов, производимых в стране в нынешних условиях, никак не вписываются в политику, направленную на снижение потребления энергоносителей и экономию нефтепродуктов.

Однако, по мнению иранцев, вопрос с дизельным топливом уже решен. В настоящее время на нефтеперерабатывающих заводах страны в общей сложности в сутки в среднем производится более 91 млн литров дизельного топлива. При этом потребляется около 82,7 млн литров дизельного топлива в день. Это на 2,5 млн. литров меньше по сравнению с показателями прошлого года. С начала текущего года дизельное топливо не импортировалось, однако для пополнения имеющихся запасов в ближайшие месяцы придется завозить некоторое количество этой продукции из-за границы.

Кроме того, Иран присоединился к странам, которые обладают технологиями производства биодизеля (биотопливо на основе растительных или животных масел). В Исфагане налажено экспериментальное производство биотоплива в объеме 50 т в сутки, которое используется для частичного удовлетворения потребностей автобусного парка Исфагана в топливе.

Нефтехимия

По данным министерства нефти, годовой объем производства нефтехимической продукции в Иране вырос с 3 млн т в 1979 году до 54 млн т в настоящее время. При этом, общая стоимость проданной на конец прошлого иранского года составила 12 млрд долларов. Объем иранского экспорта нефтехимической продукции достиг в прошлом году 15 млн долларов.

В стране нет необходимости импортировать нефтехимическую продукцию из-за границы, и в данной области достигнут уровень самодостаточности. В настоящее время насчитывается 10 таких крупных нефтехимических проектов, реализация которых должна завершиться в текущем году.

Энергетика

По данным иранских специалистов, потребление электроэнергии на душу населения в мире составляет от 900 до 1 тыс. кВт/час в год. В Иране же этот показатель превышает 2,9 тыс. кВт/час. В Иране предпринимаются шаги по совершенствованию системы энергоснабжения и по снижению уровня потребления электроэнергии, однако от мировых стандартов страна находится все еще далеко. Компаниям по распределению электроэнергии требуется достаточное кредитование с целью реализации проектов по управлению процессом потребления электроэнергии. Это позволит устранить отставание от других стран мира в области энергоснабжения.

В энергетической компании «Таванир» считают, что кредиты в размере более 2 трлн риалов (более 200 млн долларов) позволят сэкономить 2 тыс. МВт электроэнергии, потребляемой в стране.

Горнорудная промышленность и металлургия

В августе министерство промышленности и рудников информировало, что в 2007 году в Иране было добыто 210 млн т полезных ископаемых. В 2008 году этот показатель составил 237 млн т. К концу выполнения 5-ой пятилетней программы развития страны (2010-2015 гг.) в Иране будет добываться до 510 млн т полезных ископаемых в год. При этом было констатировано, что Иран сильно отстает от зарубежных стран в области проведения геологоразведочных работ. Если в Иране разведка недр ведется на глубину в среднем до 200 м, то в развитых странах глубина разведки достигает 2 тыс. м.

Ведущая в Иране металлургическая компания Arian Steel в будущем году планирует ввести в эксплуатацию три «стальных проекта». Предполагается, что за счет этих предприятий прокатная мощность холдинга вырастет на 1,8 млн тонн в год, а сталелитейная – на 300 тыс. тонн в год. Согласно оценкам специалистов, номинальная мощность двух прокатных заводов составит примерно 780 тыс. тонн и 300 тыс. тонн продукции в год. Мощность третьего сталелитейного завода также составит примерно 300 тыс. тонн металла в год.

По словам представителей Arian Steel, в указанные проекты производитель инвестировал свыше 2 трлн риалов (200 млн долл.).

Их запуск проектов запланирован на май 2010 года.

Иранская национальная медеплавильная компания объявила, что за первые четыре месяца текущего 1388 года (21.03-22.07.09) объем производства катодной меди достиг 70 тыс. т, что на 8% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и на 1% больше по сравнению с плановыми заданиями.

На медных рудниках «Сарчешме», «Мейдук» и «Сунгун» за указанные период добыто в общей сложности 30 млн т медесодержащей руды. На обогатительных предприятиях медеплавильных комбинатов «Сарчешме», «Мейдук» и «Сунгун» произведено 314 тыс. медных концентратов. Это на 6% больше плановых заданий и на 4% больше по сравнению с показателями прошлого года. Кроме того, на медеплавильных комбинатах «Сарчешме» и «Хатунабад» за первые четыре месяца произведено в общей сложности 90 тыс. т анодной меди, что на 9% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Машиностроение.

Автопромышленная группа (АГ) «Иран ходроу» смогла довести автомобиль «Саманд» до уровня экологического стандарта «Евро 4». Соответствие автомобиля «Саманд» стандарту «Евро 4» в Иране считают большим техническим достижением иранского национального бренда. Это позволяет Ирану выйти с названным автомобилем на европейские рынки.

Стандарт «Евро 4» открывает новый этап в экспортных поставках автомобиля «Саманд» на уже освоенные рынки, в частности на рынки России, Болгарии и Турции. До сих пор на этих рынках для автомобилей иностранного производства, в частности для автомобиля «Саманд», требовалось соответствие экологическому стандарту «Евро 3».

Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад в целях поддержки отечественного судостроения ввел запрет на закупку судов заграницей. По мнению президента, у Ирана есть хороший опыт и все необходимые возможности и ресурсы для того, чтобы удовлетворять нужды в сфере судостроения в рамках своей страны. Отныне, согласно требованиям Ахмадинежада, государственные структуры обязаны размещать все свои заказы только на иранких предприятиях.

И как бы в ответ на приказ президента, в ближайшее время в Иране будет спущено на воду и выйдет в открытое море первое океанское судно отечественной постройки. Названное судно, получившее название «Иран-Эрак», построено и подготовлено к спуску на воду специалистами Иранской судостроительной компании – «дочки» ИДРО. Однако это судно все же построено при сотрудничестве с двумя зарубежными компаниями. Ширина судна составляет 30 м, длина – 185 м, высота борта над уровнем воды – 18 м. Судно имеет водоизмещение более 7 тыс. т и способно взять на борт 30 тыс. т грузов (2,2 тыс. контейнеров). Двигательная установка имеет вес около 600 т и развивает мощность до 16,7 тыс. кВт. Судно способно развивать скорость до 21,5 узлов. Оно может совершать плавание без захода в порт в течение 25 суток. Судно «Иран-Эрак» относится к числу пяти океанских контейнеровозов, строительство которых ведет ИДРО при поддержке правительства.

Транспорт

Автомобильный транспорт представляет собой важную отрасль иранской экономики. На его долю приходится 10% ВВП страны.

В прошлом году автомобильным транспортом в Иране было перевезено 828 млн пассажиров внутри страны и 7 млн пассажиров на международных рейсах.

Транспортная сеть считается наиболее важной частью инфраструктуры, необходимой для социально-экономического развития любого общества. Неразвитость транспортной сети негативно сказывается на других отраслях экономики.

С целью развития автомобильного транспорта Организацией дорог и автомобильного транспорта Ирана в прошлом году проделана большая работа. В частности, выявлены и отремонтированы 1040 аварийных участков автомобильных дорог, покрыты асфальтом автодороги общей протяженностью 9975 км.

Руководство компании Иранские железные дороги (ИЖД) заявило о том, что в настоящее время изучается вопрос о выделении за счета валютных запасов страны кредитов на закупку 100 локомотивов, 580 пассажирских вагонов и 1 тыс. 250 товарных вагонов общей стоимостью 432 млн. евро. Одновременно продолжаются переговоры с рядом европейских и азиатских стран, в частности с Китаем, с целью привлечения иностранных инвестиции в иранский железнодорожный транспорт.

Дирекция иранской авиакомпании Iran Air (ХОМА) сообщила, что на долю авиационного транспорта приходится около 100 тыс. т перевозимых в Иране грузов в год. При этом, около половины этого количества грузов, доставляются к месту назначения самолетами авиакомпании Iran Air. В компании прилагаются усилия к тому, чтобы увеличить объем грузовых перевозок, и с этой целью недавно приобретены три грузовых самолета: два транспортных Аэробуса и один Боинг 747.

Кроме того, с целью увеличения объема грузовых авиаперевозок в тегеранском международном аэропорту им. Имама Хомейни ведется подготовка к строительству механизированного грузового терминала, пропускная способность которого составит 450 тыс. т грузов в год. С установкой на терминале дополнительного оборудования в дальнейшем его пропускная способность может быть увеличена до 600 тыс. т. Строительство терминала будет завершено к концу будущего года (к марту 2011 года).

16 августа в Иране издан циркуляр запрещающий ввоз в страну подержанных российские самолеты на правах аренды. Ввозимые в страну самолеты должны приобретаться в собственность и быть преимущественно западного производства. Ввозимые в Иран самолеты восточного производства могут быть только новыми, и их постройка должна осуществляться строго в соответствии с требованиями иранской стороны.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность

Общество предпринимателей деревообрабатывающей промышленности Ирана сообщило, что в настоящее время площадь лесов в северных районах страны составляет около 2 млн га. В других районах леса в общей сложности занимают площадь 12 — 14 млн га. При этом в Иране наблюдается серьезная нехватка древесины в размере 1 млн т. Однако в ИРИ уничтожается около 1 млн га лесов. К числу основных причин уничтожения лесов относятся чрезмерное использование лесных ресурсов, сельскохозяйственная деятельность и отсутствие квалифицированных специалистов в лесном хозяйстве страны. Кроме того, на протяжении двух последних десятилетий одним из основных факторов, оказывающих отрицательное влияние на состояние лесов, стали проекты по развитию городов и населенных пунктов. Для достижения мировых стандартов площадь лесов в Иране должна быть увеличена более чем на 6 млн га.

Сельское хозяйство и рыболовство

В конце августа министерство сельскохозяйственного джихада Ирана объявило, что за последние тридцать лет объем производства сельскохозяйственной продукции вырос в ИРИ с 20 до 102 млн т. Со времени победы исламской революции численность населения Ирана увеличилась в два раза, а объем производства сельскохозяйственной продукции – в пять раз. По производству некоторых видов названной продукции Иран входит в число 10 передовых стран мира.

Например, в Иране производится более 1,6 млн. т куриного мяса, и по этому показателю страна занимает первое место в мире.

По мнению иранцев, важнейшим достижением министерства сельскохозяйственного джихада стал выход страны на уровень самодостаточности в области производства пшеницы. С 2006 года в Иране производится около 15 млн т пшеницы в год, и в 2007 году, отправив на экспорт около 1 млн т пшеницы, Иран впервые присоединился к странам-экспортерам этой стратегически важной продукции. В текущем году в Иране произведено более 13 млн т пшеницы.

Объем производства садоводческой продукции составляет в Иране 16,5 млн т в год, и по данному показателю он занимает 8-ое место среди крупнейших производителей мира.

В 2008/09 сельскохозяйственном году в Иране был установлен новый рекорд в области экспорта фисташек. Стоимость экспортных поставок этой продукции превысила 1 млрд 320 млн долларов. В первые послереволюционные годы стоимость экспорта фисташек составляла менее 30 млн долларов, а еще несколько лет назад – около 700 млн. долларов

В прошлом году объем экспорта сельскохозяйственной продукции превысил 3,6 млрд. долларов. При этом 800 млн. долларов из названной суммы составил экспорт переработанных продуктов питания с высокой добавленной стоимостью.

Еще одним успехом министерства стало увеличение объемов производства рыбной продукции. Так, по производству холоднолюбивой рыбы (форели), объемы которого превышают 100 тыс. т, Иран входит в число пяти передовых стран мира.

В текущем году в Иране произведено 625 тыс. т рыбной продукции. Рост производства по сравнению с предыдущими годами составил около 13%.

К числу достижений министерства сельскохозяйственного джихада отнесят и увеличение объемов производства продукции без существенного роста площади сельскохозяйственных угодий. В настоящее время их общая площадь составляет 18 млн. га. По сравнению с дореволюционным периодом площадь сельхозугодий увеличилась только на 30%.

Туризм

Руководство Организации культурного наследия, народных промыслов и туризма Ирана сообщило, что за первый квартал текущего года (21.03-21.06.09) через сухопутную, воздушную и морскую границу в Иран въехали 498434 иностранных туриста, то есть практически почти полмиллиона человек. Это на 4,5% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Примечательно, что в США за последние годы вырос спрос на путевки в Иран, несмотря на предупреждения госдепартамента. В мае писатель-путешественник Рик Стивс снял часовой видеорепортаж о своем путешествии в Иран и его показали на канале PBS. Проект Стивса разбил все предрассудки об Иране и разжег интерес американцев к этой стране.

                    2.       ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ

Общие проблемы

Председатель Тегеранской палаты торговли, промышленности и шахт Яхья эль-Эсхак заявил в августе, что усилия министерства торговли должны быть направлены на расширение присутствия страны в регионе и во всем мире, а министр торговли должен суметь укрепить положение Ирана в мировой экономике. По мнению г-на эль-Эсхака, после победы исламской революции министерство торговли, несмотря на имеющиеся в его распоряжении возможности и достаточный потенциал, не смогло добиться приемлемых результатов.

В течение нескольких последних месяцевснаблюдается сокращение иранского экспорта, что, как считает один из руководителей Организации развития торговли Бабак Офокехи, связано с мировым финансовым кризисом. По словам г-на Офокехи, одна из основных причин такого сокращения заключается в падении спроса на иранскую продукцию в связи с названным кризисом. Страны и компании, закупающие различные товары, уменьшили объемы своих закупок. Таким образом, мировой финансовый кризис отрицательно сказался на иранском экспорте.

Бабак Офокехи отметил, что на сокращение иранского экспорта повлияли и некоторые другие факторы. Речь, в частности, идет об имевших место засухах и зимних холодах, которые имели губительные последствия для производства сельскохозяйственной продукции, например, шафрана и фисташек. В результате, экспорт этой продукции сократился, поскольку уменьшились объемы ее производства.

Но все же Иран продолжает активную экспортную политику. Эта страна вывозит товары почти пяти тысяч наименований в 145 зарубежных стран. Основная доля иранских экспортных товаров приходится на такие страны, как Ирак, Китай и Объединенные Эмираты.

Для интенсификации внешней торговли Организация развития торговли Ирана выделила 135,9 млрд. риалов (около 13,5 млн долларов) безвозмездной помощи на развитие экспортной инфраструктуры в провинциях.. Министерством торговли была оказана помощь 28 провинциям в строительстве и расширении выставочных центров и в поставках оборудования для них, а также в создании специализированных экспортных терминалов в семи провинциях для экспорта не нефтяных товаров.

Примечательно, что, например, иранская мясная продукция будет экспортироваться в исламские страны с пометкой, свидетельствующей о том, что это халяльная продукция. Данная экспортная программа реализуется при поддержке администрации Духовного лидера ИРИ. Иран, таким образом, станет вторым после Малайзии государством, экспортирующим халальные продукты питания с соответствующей пометкой. В ИРИ насчитывается около 400 традиционных для страны скотобоен, 40 промышленных мясокомбинатов и 200 птицебоен.

Все большее значение для получения доходов от внешнеэкономической деятельности приобретает экспорт инженерно-технических услуг. Предусматривается, что в текущем году объем экспорта инженерно-технических услуг должен составить 3 млрд.долларов. В прошлом 1387 году (20.03.08-20.03.09) объем данного экспорта превысил 2,5 млрд. долларов. Инженерно-технические услуги, в основном, экспортируются Ираном в страны Средней Азии, Персидского залива и Северной Африки. К числу важнейших отраслей, в которых предоставляются названные услуги, относятся дорожное строительство, строительство зданий и промышленных объектов и т.д.

Однако главное в иранском экспорте – нефть. В тройку крупнейших импортеров иранской нефти входят последовательно Япония, Китай и Индия. Импорт нефти из Ирана в Японию достиг в 2009 году уровня в 519,5 тыс. баррелей в день, Китая – 484,093 тыс. баррелей в день, а Индии – 426,360 тыс. баррелей нефти в день. При этом Китай становится ведущим инвестором в нефтегазовый сектор Ирана. Китайская компания CNPC подписала контракт стоимостью 4,7 млрд долларов на развитие газового месторождения «Южный Парс» и заключила контракт на развитие месторождения «Северный Азадеган». В стадии подготовки еще несколько контрактов на суммы от 2 до 16 млрд долларов.

По прогнозам экономического издания «Бизнес монитор», к 2013 году объем иранского экспорта увеличится на 15,5 млрд долларов по сравнению с 2008 годом.

Издание приводит такие цифры: .в 2008 году объем иранского экспорта составил 98,3 млрд долларов. Предполагается, что в текущем году этот показатель уменьшится на 38,2 млрд долларов и составит, таким образом, 60,1 млрд долларов.

По мнению аналитиков издания «Бизнес монитор», в будущем 2010 году объем иранского экспорта вырастет до 68,4 млрд долларов. В последующие годы увеличение объема экспорта продолжится, и в 2011 году этот показатель составит 80,6 млрд долларов. В 2012 году объем экспорта превысит 100 млрд долларов, и в 2013 он достигнет 113,8 млрд долларов.

Значительный доход иранской казне дают и транзитные перевозки через территорию ИРИ. С принятием законопроекта о внесении изменений в таможенное законодательство, одобренного недавно кабинетом министров, объем транзита через территорию Ирана увеличится в два раза.

Объем транзита грузов через территорию Ирана с учетом поставок по схеме замещения (своповых поставок) составляет в настоящее время 10 млн т в год. Без учета своповых поставок объем транзита этот показатель равняется примерно 5 млн т. Потенциальные возможности страны способны обеспечить объем транзита превышающий 20 млн т в год.

Доходы от транзитных перевозок составляют в Иране около 2 млрд долларов в год, а с внесением изменений в таможенное законодательство этот показатель вырастет до 4 млрд долларов.

Проблемы в области транзита связаны не только с таможенным законодательством. Во многом определяющую роль играют также такие международные проблемы, как мировой финансовый кризис, экономический застой и в определенной степени – антииранские санкции.

Азербайджан

Президент Палаты торговли, промышленности и рудников (ПТПР) Ирана Мохаммед Нехавандиян, находившийся в августе в Баку, во время встречи с министром экономического развития Азербайджана Шахином Мустафаевым подчеркнул необходимость дальнейшего расширения двусторонних торгово-экономических отношений.

Указав на мировой экономический кризис, г-н Нехавандиян отметил, что развитие регионального сотрудничества станет важным фактором для ослабления последствий кризиса, и еще раз подчеркнул необходимость расширения ирано-азербайджанских отношений как на двустороннем, так и на региональном уровне, в том числе в рамках Организации экономического сотрудничества.

Шахин Мустафаев в свою очередь заявил о том, что Азербайджан выступает за всестороннее расширение отношений с Ираном, и подчеркнул большую значимость создания совместной торговой палаты двух стран, соглашение о которой и было подписано в Баку.

Армения

Правительство Армении приняло решение отложить сроки строительства Мегринской ГЭС на армяно-иранской границе из-за внутриполитической ситуации в Иране. Армения и Иран планируют построить на приграничной реке Араз две самые мощные на Южном Кавказе ГЭС: с армянской стороны станция будет располагаться в Мегри, а с иранской стороны — в Карачиларе. Каждая из станций будет ежегодно вырабатывать по 800 млн. кВт.ч электроэнергии.

Белоруссия

Иран и Белоруссия обсуждают вопрос о создании совместного ирано-белорусского делового совета. Подобные деловые советы создаются Тегераном с целью расширения торгово-экономических отношений с зарубежными странами.

Беларусь представляет для Ирана большой интерес с точки зрения экспортных поставок, и деловой совет послужит дальнейшему расширению иранского экспорта.

Не в последнюю очередь с этой целью в текущем году в Беларуси будет открыт иранский совместный банк при участии трех иранских банков, Банка развития экспорта (банк «Тоусеейе садерат»), Экспортного банка (банк «Садерат») и Банка благополучия (банк «Рефах»). Этот банк создается в связи с тем, что экспортерам требуются источники финансирования.

Германия

Примечательные факты привел в интернет-издании New Republic германский журналист Бенджамин Вайнхаль. Он считает, для того, чтобы противостоять Ирану, США должны также противостоять Европе, причем, именно деловому лобби континента.

Так, в минувшем году страны ЕС имели объем торговли с Ираном в 14.1 млрд евро. Из Ирана было импортировано 4% всех европейских энергоносителей. что обосновывает присутствие в стране таких компаний как Royal Dutch Shell, Total и StatоilHydro, которые объективно оценивают значимость нефтегазовых резервов страны.

Хотя спорные результаты выборов в Иране и вызвали негодование в Европе, европейцы вряд ли будут использовать торговые отношения как инструмент давления на иранцев. Ведь активно развивается та же ирано-германская торговля. Приблизительно две трети иранской индустрии основывается на германских технологиях. Только за минувшие шесть месяцев были подписаны контракты с нефтехимической компанией Basell Polyolefine стоимостью 825 млн евро на поставку новых технологий для трех заводов в Иране. А компания Bayerngas подписала соглашение о создании совместного предприятия с Национальной газовой компанией Ирана о постройке нефтеперерабатывающих заводов, поставках оборудования и развитии сети АЗС. Но дело не ограничивается только сырьевой сферой. Правительство Ирана закупило технологии фирм Siemens и Nokia для того, чтобы контролировать Интернет и мобильную телефонную связь.

Как пишет г-н Вайнхаль, Германия – удивительная страна. С одной стороны она говорит о своих особых отношениях с Израилем. Выступая в прошлом году в израильском кнессете канцлер ФРГ Ангела Меркель провозгласила, что безопасность Израиля интегрирована с безопасностью Германии. И выразила намерение оказать как экономическое, так и политическое давление на Иран.

Однако Хартмут Шауэрте, секретарь министерства экономики, употребил все свое влияние на то, чтобы инжиниринговая фирма из его избирательного округа Steiner Prematechnik Gastec добилась одобрения на сделку стоимостью 100 млн евро на постройку трех заводов по производству сжатого природного газа в Иране. И Ангела Меркель не предприняла никаких действий, могущих предотвратить получение Ираном технологий сжижения газа.

В германском правительстве полагают, что торговля может преобразить иранский режим. Все политические партии Германии едины во мнении, что санкции против Ирана ужесточать не следует. Вопросы безопасности отходят на второй план перед тем, что торговля с Ираном позволяет создавать новые рабочие места. В значительной степени политику в отношении Ирана в Германии подпитывают антиамериканские чувства. Так, Рупрехт Поленц, член комитета по иностранным делам Бундестага, обосновывал торговлю с Ираном тем, что в этой стран распространена вполне американская «Пепси-Кола».

Индия

Правительство Ирана рассматривает возможность строительства в стране электростанции мощностью 6000 мегаватт, работающей на газе, а также 1500-километровой линии электропередач высокого напряжения для подачи электроэнергии в Индию. Стоимость проекта составит около 10 миллиардов долларов. Предполагается, что из вырабатываемой энергии 5000 мегаватт могут быть переданы в Индию, а оставшиеся 1000 мегаватт — в Пакистан. Разработано два альтернативных варианта: сухопутный маршрут протяженностью 1500 километров из Ирана через Пакистан в штат Гуджарат, стоимость которого оценивается в 200 миллиардов рупий, и 1000-километровый маршрут к югу, минуя Пакистан. По словам председателя, второй вариант экономически не выгоден и в два раза дороже.

Казахстан

Между Казахстаном и Ираном обсуждение вопросов SWAP-операций (операций замещения) по зерну приостановилось и продолжатся после доведения производства пшеницы в Иране до объема 15 млн тонн в год.

В настоящее время производство пшеницы упало до 11,5 млн тонн, хотя в последнее время наметился подъем.

По сообщениям из официальных источников, Казахстан экспортирует около 1,5 млн. тонн пшеницы урожая 2009 г. в Иран.

Китай

Китай – один из крупнейших потребителей иранской нефти. Иран обеспечивает 11,5% потребностей Китая в сырой нефти. Хотя в июле наблюдался спад иранских нефтепоставок в Поднебесную. Иран поставлял в Китай, который считается крупнейшим потребителем нефти в Азии, в среднем по 454 тыс. баррелей сырой нефти в сутки и занимал третье место в списке крупнейших поставщиков энергоносителей в эту страну.

Однако еще месяц назад объем поставок иранской нефти в Китай составлял 730 тыс. баррелей в сутки. Таким образом, поставки нефти из Ирана всего за один месяц сократились примерно на 300 тыс. баррелей. Для примера, в июне Ангола поставляла в Китай по 483 тыс. баррелей нефти в сутки, а в июле объем поставок ангольской нефти увеличился до 734 тыс. баррелей, и Ангола стала крупнейшим поставщиком сырой нефти в Китай. Саудовская Аравия поставляла в июле крупнейшему потребителю нефти в Азии 718 тыс. баррелей сырой нефти в сутки и занимала второе место в списке поставщиков энергоносителей в Китай.

Китай не только один из крупнейших потребителей иранской нефти, но и серы. В основном, вся сера, производимая при переработке природного газа, экспортируется в страны Юго-Восточной Азии и, в первую очередь, в Китай.

Но Пекин не только берет, но и дает Тегерану. Так, к настоящему времени только компания тяжелого машиностроения г. Лючжоу поставила в Иран около 4 тыс. единиц техники, а на сталелитейный комбинат города поставляется иранская железная руда.

В целом, в последние годы сотрудничество между Ираном и Китаем успешно развивается. Предполагается, что в 2009 году объем товарооборота между двумя странами достигнет 30 млрд долларов.

Куба

Вагоностроительная компания «Вагон Парс» объявила о том, что на Кубу отправлена восьмая партия железнодорожных вагонов, произведенных компанией. На  Кубу отправлено в общей сложности 490 товарных вагонов пяти видов, в том числе контейнеровозы длиной 14 и 19 м, железнодорожные цистерны, цементовозы и крытые вагоны. С отправкой последней партии вагонов, которая состоит из 60 крытых вагонов, обязательства компании «Вагон Парс» перед железными дорогами Кубы по поставкам товарных вагонов полностью выполнены. Стоимость последней партии вагонов составляет около 60 млрд риалов (примерно 6 млн долларов

Малайзия

Объем нефтяного сотрудничества между Ираном и Малайзией за последние годы вырос с 2 млрд долларов до 22 млрд долларов. Сегодня на повестке дня Иранской национальной компании по производству и распределению нефтепродуктов стоит вопрос о строительстве двух нефтеочистительных заводов на юге и севере Малайзии. Малайзийская сторона обратилась к Ирану с просьбой построить еще одно такое предприятие в южных районах страны. Иранская сторона строит нефтеочистительный завод мощностью 300 тыс. баррелей в сутки в Индонезии и такой же завод во Вьетнаме. При участии Индонезии, Малайзии и Ирана строится нефтеочистительный завод в Сирии.

Пакистан

В 2008 году объем товарооборота между Ираном и Пакистаном увеличился по сравнению с предыдущим годом на 478 млн долларов и достиг 1 млрд 251 млн. долларов. В нынешнем году ожидается прирост до 1,4 млрд долларов. При этом, в прошлом году экспорт Пакистана в Иран значительно вырос. Так, если в 2007 году он составлял 214 млн долларов, то в 2008 году этот показатель достиг почти 400 млн долларов.

В 2008 году Иран, согласно подписанному по просьбе пакистанской стороны контракту, взял на себя обязательство ежесуточно поставлять в Пакистан до 60 тыс. баррелей нефти.

Крупнейшим трехсторонним проектом (Иран, Пакистан, Индия) является газопровод «Мир». Однако переговоры по его реализации недавно были прерваны. Иранская сторона объявила, что переговоры по строительству газопровода «Мир» были отложены из-за того, что представитель Пакистана доктор Асем Хосейн, советник министра по энергетике, подал в отставку, а на должность министра нефти и природных ресурсов Пакистана был назначен Навид Гамар.

Официальные пакистанские круги заявляют, что Исламабад верен своим обязательствам по строительству газопровода «Мир» и в этой связи нет никаких причин для беспокойства. Как известно, строительство газопровода «Мир» представляет собой масштабный проект, и на его реализацию требуется время.

Протяженность газопровода «Мир» должна составить 2,7 тыс. км. Согласно первоначальным планам, иранский газ будет поставляться в Пакистан, а затем в Индию. Предполагалось, что протяженность газопровода на иранской территории составит 1,1 тыс. км, на пакистанской территории – 1 тыс. км и на индийской территории, в случае достижения соответствующей договоренности с Индией, – 600 км.

После завершения строительства газопровода Индия и Пакистан будут получать из Ирана 150 млн куб. м природного газа в сутки. 90 млн куб. м будут поставляться Индии, и 60 млн куб. м – Пакистану.

Переговоры между тремя странами по проекту были начаты в 1994 году, но трехстороннее соглашение было на грани срыва из-за напряженных отношений между Индией и Пакистаном. Индия не участвовала в последних нескольких раундах переговоров, и Иран призвал Индию присоединиться к процессу.

Иран уже построил на своей территории участок газопровода, который соедил Асалуйе с Ираншехром. До пакистанской границы осталось построить участок протяженностью 250 км. Предполагается, что поставки газа в Пакистан начнутся через 3-4 года.

Как считает пакистанская сторона, на данный момент нет никаких санкций в отношении ИРИ, которые могли бы помешать строительству газопровода «Мир».

Россия

Заблуждаются те эксперты, которые считают, что Москва нашла в Иране надежного партнера. На данном этапе, конечно, их интересы совпадают. Но как только статус Каспия будет зафиксирован, и в нем найдут отражение все ныне нерешенные вопросы, Иран станет жестким соперником России, в первую очередь, в соревновании за направление газовых магистралей. Такой же исход вероятен и без согласия пятерки по статусным вопросам. Уже сегодня в отсутствие контактов «Газпрома» с Туркменией газ этой среднеазиатской страны утекает в Иран, строится новая ветка газопровода.

В конце августа пришло сообщение, что Россия «перенесла» дату поставки пассажирских самолетов Ту-204 СМ компании Iran Air Tours на один год. В соответствии с контрактом, подписанным между ней и российской «Ильюшин Финанс» первые пять самолетовс должны были быть переданы Ирану уже в 2010 году. Задержка объясняется желанием российской стороны провести серию улучшений дизайна машины, которые приведут к снижению ее веса на 4-5 тонн.

Несмотря на эти задержки Иран ввыразил готовность обсудить контракт на закупку большого числа самолетов Sukhoi SuperJet. Такое заявление сделал министр дорог и транспорта Ирана Хамид Бехбехани в рамках встречи с главой Минтранса РФ Игорем Левитиным в августе. Российская сторона выразила готовность оказать поддержку иранским коллегам в области подготовки и переподготовки пилотов для полетов на Sukhoi SuperJet, а также техническом мониторинге существующего парка российских воздушных судов, эксплуатирующихся в Иране.
И.Левитин подтвердил готовность вместе с представителями Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) посетить в этом году Иран и провести переговоры по закупке самолетов Sukhoi SuperJet.

Кроме того, на встрече двух министров было отмечено, что на протяжении последних лет наблюдается устойчивая тенденция роста объемов перевозок грузов между Россией и Ираном автомобильным транспортом. Несмотря на мировой экономический кризис, в 1 полугодии 2009г. объем перевозок грузов увеличился на 19,5%, или на 8,5 тыс. т. Достигнута договоренность об облегчении выдачи виз водителям-профессионалам.

Игорь Левитин и Хамид Бехбехани подтвердили заинтересованность в развитии международного транспортного коридора «Север-Юг». Стороны договорились оказывать содействие в привлечении грузопотоков из Индии и других государств Юго-Восточной Азии для транспортировки по МТК «Север-Юг» и устранении барьеров, существующих на территориях двух стран.

Министерство транспорта РФ и Министерство дорог и транспорта ИРИ подписали Меморандум о намерениях сотрудничества в поиске и спасании на море и борьбе с загрязнением моря нефтью и другими вредными веществами Каспийского моря.

В августе российская компания «Силовые машины» подписала с иранской управляющей компанией, занимающейся эксплуатацией электростанции в Ахвазе, контракт на модернизацию паровой турбины тепловой электростанции «Рамин». По условиям контракта, компания «Силовые машины» должна поставить иранскому заказчику оборудование, необходимое для модернизации паровой турбины электростанции. Стоимость контракта составляет более 3,5 млн. евро.

Таиланд

Советник-посланник посольства Королевства Таиланд в Иране заявил о готовности таиландских инвесторов вкладывать средства в свободную экономическую зону (СЭЗ) «Чабахар». В ходе встречи с руководителями названной СЭЗ таиландский дипломат выразил надежду на то, что таиландские инвесторы смогут принимать участие в сборке автомобилей, производстве натурального каучука и расфасовке риса, предназначенного для экспорта в страны СНГ и Афганистан.

Далее советник-посланник посольства Королевства Таиланд отметил, что таиландские инвесторы уже участвуют в производстве рыбных консервов в СЭЗ «Кешм», в нефтехимических проектах в Асалуйе и в геологоразведочных работах в районе Саве. В настоящее время таиландское посольство занимается сбором информации об иранских свободных экономических зонах для своих инвесторов, чтобы они могли принять участие в различных проектах в этих зонах, в том числе и в СЭЗ «Чабахар».

Турмения

В середине августа поступила информация, что Туркмения в отсутствие договоренностей с Россией введет в строй в декабре 2009 года дополнительную ветку газопровода в Иран, который планирует нарастить закупки топлива с 8 млрд до 20 млрд куб. м в год. Ежегодно Иран получал до восьми миллиардов кубометров газа по трубопроводу Корпедже-Курт-Куи с месторождения Корпедже на западе Туркменистана. Проектная мощность нового газопровода составит 12,5 миллиардов кубометров газа в год.

Напомним, что газ с месторождения Довлетабат экспортируется в Россию в объемах от 30 до 42 миллиардов кубометров в год. В то же время проекты совместного строительства газопроводов с Россией — Прикаспийский, Восток—Запад и расширение САЦ-4 — так и не сдвинулись с мертвой точки. Решение о повороте потока на юг было принято после взрыва газопровода САЦ-4 на границе с Узбекистаном в апреле 2009 года и отказа Россия от закупок топливо в Туркмении. Ашхабад, обвинив во взрыве трубы Москву, заморозил все газовые проекты с российской компанией.

Турция

В конце августа посол Ирана в Анкаре Бахман Хосейнпур во время встречи с министром промышленности Турции Нихатом Эргином высказал предложение о создании на границе между двумя странами при тесном сотрудничестве между иранскими и турецкими промышленниками совместной промышленной зоны, где будет производиться продукция под общей торговой маркой. Это предложение было с одобрением воспринято Нихатом Эргином.

Иранский дипломат назвал весьма важными транспортные связи между двумя странами и подчеркнул необходимость расширения транзитных перевозок грузов между Ираном и Турцией и использования обеими сторонами возможностей друг друга в области железнодорожного и автомобильного транспорта для выхода на рынки третьих стран.

Нихат Эргин, в свою очередь, подтвердил необходимость расширения промышленного сотрудничества между двумя странами и заявил, что Иран и Турция должны двигаться в сторону создания совместных промышленных предприятий.

Украина

Украинская компания «Зоря-Машпроект», которая специализируется в области производства газовых турбин, подписала долгосрочный контракт на поставки оборудования для иранских электростанций». Иранской стороной контракта является инженерно-строительная компания МАПНА, специализирующаяся на проектировании и строительстве электростанций. 26 августа украинская компания объявила об отправке в Иран первой партии оборудования для электростанций. Пять контрактов, подписанные в 2008 году между названными украинской и иранской компаниями, оцениваются в 172,5 млн. евро.

Иран и Украина в рамках проходившего в подмосковном городе Жуковском авиасалона МАКС 2009 подписали соглашение о сотрудничестве в области вертолетостроения. Соглашение с украинской компанией «Полтава геликоптер» предусматривает передачу Ирану технологии производства легких вертолетов АК 1-3. Руководитель Организации авиационной и космической промышленности (ОАКП) Ирана Джавад ибн эль Реза проинформировал, что ИРИ начала поиск на внешнем рынке технологии создания легких вертолетов три года назад и только теперь эти поиски завершились результативно. Иранский чиновник отметил, что несмотря на санкции в области авиастроения в отношении Исламской Республики, 84 иностранные компании готовы развивать сотрудничество с ОАКП.

Иран и Украина реализуют совместный проект сборки самолетов ИрАн-140. Первый серийный самолет Ан-140 или ИрАн-140, собранный на предприятии ХЕСА в Исфахане, взлетел 4 февраля 2001 года. Всего по украинско-иранскому контракту от 1995 года иранское предприятие планирует до 2020 года собрать 80 самолетов.

                    3.       ИНВЕСТИЦИИ

За последние четыре года министерство нефти инвестировало 1 млрд 720 млн долларов в разведку нефтяных и газовых месторождений. По официальным статистическим данным Иранской национальной нефтяной компании, из общего объема названных капиталовложений на долю внутренних инвестиций приходится более 820 млн долларов. За указанный период в Иране разведано 22 новых нефтяных и газовых месторождений на 17 нефтяных и газовых полях, и подписаны 7 контрактов на разработку разведанных блоков. Стоимость этих контрактов, подписанных с известными компаниями стран Азии и Европы, составляет как минимум 700 млн. долларов, и разработка блоков осуществляется в соответствии с намеченными программами.

Генеральный директор Иранской нефтяной компании континентального шельфа Махмуд Зиракчиян-заде сообщил, что с одной европейской компанией ведутся переговоры о налаживании производства сжиженного природного газа (СПГ (LNG-англ.) на иранском газовом месторождении «Лаван» в Персидском заливе. По словам Махмуда Зиракчиян-заде, СПГ с названного месторождения будет поставляться в Европу.

Махмуд Зиракчиян-заде отметил, что разработка газового месторождения «Лаван» позволит добывать 600-800 млн куб. футов газа в сутки и перерабатывать его в 4 млн т СПГ, предназначенного для экспорта в Европу.

По предварительным оценкам, на разработку месторождения потребуются капиталовложения в размере 3-4 млрд долларов.

В начале августа министр нефти Ирана Голям Хосейн Ноузари на церемонии чествования специалистов, принимавших участие в строительстве полупогружной буровой платформы «Иран Альборз», указав на сложность предстоящих работ и на присутствие международных компаний в зоне Каспийского моря, заявил, что для разработки каспийских нефтяных запасов, разведанные размеры которых оцениваются в 20 млрд баррелей, требуются серьезные инвестиции, в том числе и иностранные. По словам министра, с целью проведения намеченной политики в области нефти необходимо вкладывать большие финансовые средства в производство оборудования и в подготовку высококвалифицированного персонала.

Исполнительный директор проекта по электрификации железной дороги Тегеран – Мешхед Нуролла Биранванд заявил, что в электрификацию названной железной дороги будет вложено 800 млн евро.По словам г-на Биранванда, около 15% названных капиталовложений будут сделаны за счет средств компании Иранские железные дороги, а остальные средства будут получены в качестве зарубежных среднесрочных кредитов. Срок реализации проекта по электрификации железной дороги Тегеран – Мешхед составляет около 30 месяцев. В рамках проекта необходимо закупить 70 электровозов. Они будут приобретены у известных европейских компаний вместе с техническими ноу-хау по их производству и обслуживанию внутри самого Ирана.

Член совета директоров, генеральный директор Организации свободной торгово-промышленной экономической зоны (СЭЗ) «Арас» Аббас Ранджбар на встрече с зарубежными послами, состоявшейся в названной СЭЗ, заявил, что в данном районе созданы самые широкие возможности и необходимая инфраструктура для иностранных инвестиций. По словам Аббаса Ранджбара, СЭЗ «Арас» находится в провинции Восточный Азербайджан, которая располагает целым рядом других особенностей и возможностей для широкого сотрудничества. Это способствует возникновению общих плодотворных интересов у зарубежных коммерсантов, присутствующих в названной СЭЗ и в провинции Восточный Азербайджан, и у иранских предпринимателей и специалистов.

В СЭЗ «Арас» и в провинции Восточный Азербайджан созданы благоприятные условия для присутствия иностранных специалистов, предпринимателей и инвесторов. Условия на СЭЗ создают необходимые предпосылки для инвестиций, в особенности зарубежных.

Таким образом, август не стал месяцем активной экономической деятельности как в Иране, так и за его пределами. Это объясняется, прежде всего, объективными причинами: жарким политическим летом, когда происходили президентские выборы и связанные с ними широкомасштабные антиправительственные выступления, а также общим мировым экономическим спадом.

Иран продолжал развивать свои торгово-экономические отношения с традиционными партнерами и ощущать значительный дефицит инвестиций, прежде всего, из-за рубежа.

63.04MB | MySQL:102 | 0,537sec