Кандидат номер один: НКС выдвинул на президентские выборы О.аль-Башира

Выдвижение суданской партией власти – Национальным конгрессом Судана (НКС) на президентские выборы, намеченные на апрель 2010 г., кандидатуры действующего главы государства Омара аль-Башира вещь на первый взгляд заурядная и давно ожидавшаяся. Однако тот факт, что в своей благодарственной речи перед партийцами О.аль-Башир выразил надежду на то, что НКС имеет в запасе ещё ряд достойных кандидатур, которые, по словам президента, «способны и подготовлены вести суданский корабль», радикально меняет ситуацию. Сам же он в этом нисколько не сомневается.

Дело в том, что возможно перед нами не просто дежурная фраза, имеющая подтекст «у нас отличная партия, которая если что выставит целую когорту непробиваемых кандидатур», а отголоски резервного плана на случай, если ведущие западные страны, активно ратующие за становление суданской демократии, таки добьются своего и вынудят О.аль-Башира, обвиненного МУС в преступлениях против дарфурцев, отказаться от борьбы за президентское кресло в обмен на фактическое прекращение его уголовного дела.

Именно при таком раскладе и будет активирован этот резервный план, суть которого, как нам кажется, достаточно проста: один из таких «крепких кандидатов» регистрируется на выборах как независимый кандидат и до поры до времени позволяет себе иметь легкий налет оппозиционности, для подтверждения легенды его могут даже исключить из партии, но когда наступает «час Х» данный кандидат в одно мгновение превращается в преемника О.аль-Башира, которого последний благословляет на победу, и консолидирует вокруг себя все лояльные НКС силы.

В данном случае нас не интересует личность «кандидата Х», а лишь то насколько вышеописанная схема в принципе осуществима с учетом суданских политических реалий. Тут есть как соображения «за», так и «против». Начнем с первых:

— главной опорой и хранительницей власти в Судане выступает армия и контролируемой её весь остальной силовой блок (Служба национальной безопасности и разведки, полиция, Народные силы обороны), а вовсе не аль-Башир, поэтому его замена на посту президента на другого героя «Революции национального спасения» вполне возможна, при этом нельзя исключать следующей рокировки: Аль-Башир сохраняет за собой пост председателя НКС, а президент занимает место генсека партии или наоборот.

При такой комбинации не исключено выстраивание со временем «ливийской схемы»: Аль-Башир, формально не занимая высших постов в стране, на деле держит все нити управления Суданом в своих руках.

— отставка, арест и выдача Аль-Башира МУС навсегда поставят крест на политической карьере госдеятелей, рискнувших пойти на такой шаг, а поэтому даже если нынешнему лидеру страны и придется покинуть свой пост, отказавшись от участия в выборах, то ему непременно подберут хорошую должность в госаппарате, чтобы продемонстрировать «западным шайтанам» несгибаемую волю суданского народа.

— наконец, добровольный отказ Аль-Башира от участия в выборах будет иметь сильный политический и информационный эффект, поэтому этот козырь Хартум может пусть в ход в самый последний момент, чтобы, в частности, нейтрализовать возможные обвинения со стороны оппозиции в фактической безальтернативности выборов (Аль-Башир не может проиграть) и дезориентировать политических противников.

Теперь рассмотрим соображения «против» подобного плана «блестящего ухода О.аль-Башира»:

— ни одному военному лидеру страны за всю предшествующую политическую историю Судана не удалось осуществить подобного «кульбита» (и Аббуд, и Нимейри потеряв свои посты, потеряли вместе с ними и свое политическое влияние).

— решение признанного фаворита предвыборной гонки отказаться от борьбы под давлением со стороны «западников» может вызвать совсем не тот эффект, которой мог ожидаться правящей верхушкой. Например, вызвать брожение в массе сторонников НКС и даже раскол электоральной базы партии власти на тех, кто остался верен Аль-Баширу и отказался голосовать за его приемника (даже не взирая на призыв аль-Башира поддержать нового кандидата «номер 1», так как сторонники экс-лидера посчитают это не более чем хорошей миной их вождя при плохой игре, когда его фактически сдало свое же окружение, убоявшись давления со стороны Запада) и тех, кто все-таки пошел за новым фаворитом.

Неизвестно, как на такое решение Аль-Башира отреагируют в Джубе, не расценят ли они его как подготовка к свертыванию реализации ВМС и началу силового деления суданских нефтяных полей. Разумеется, это не предопределенный вариант, но риск негативного развития событий по этому сценарию достаточно высок и его стоит учитывать.

Есть, собственно говоря, и третье объяснение подобного заявления лидера страны в момент выдвижения его кандидатуры на высший пост в Судане – это демонстрация как миру, так и стране того, что, несмотря на все перипетии политики, Хартум жестко и уверенно контролирует ситуацию, просчитывая её на много десятков шагов вперед, в то время как никакого плана отставки Аль-Башира и в природе не существует. Ведь ни что не ценится на Востоке так высоко, как сильный и мудрый правитель, все предвидящий и ко всему готовый.

Рассуждая о возможных вариациях плана отставки аль-Башира, не стоит обходить вниманием и такой сценарий: президент заявляет об отказе участвовать в выборах, объясняя это тем, что только таким способом страна может избежать серьёзного кризиса, но активисты НКС, собранные на многотысячных митингах требует от О.аль-Башира остаться и он под напором многочисленных народных признаний в любви, верности и готовности к самопожертвованию во имя Судана отказывается от своего решения и триумфально выигрывает выборы.

Нечто подобное имело место в Египте, когда сразу после сокрушительного поражения египетской армии в арабо-израильской войне 1967 г. Гамаль Абдель Насер заявил о своей отставке, но под давлением египтян, для которых он был символом арабского сопротивления израильской агрессии, изменил свое решение и остался на посту президента.

Как бы там ни было, без боя Хартум сдаваться не намерен: для него главное сохранить свой политический курс в условиях давления на него стороны Запада и если для этого потребуется отказ Аль-Башира от выборов, то он пойдет на это, создав важный прецедент в современной политической истории страны. Так же значение этого возможного политического шага состоит ещё и в том, что если система, выстроенная нынешним лидером страны, будет успешно работать и после его отставки, то это будет лучшее свидетельство отличных управленческих качеств бывшего руководителя и его команды.

Подводя итоги, следует сказать, что вероятность «добровольного» ухода Аль-Башира с поста президента путем отказа от выборов не высока, однако есть косвенные свидетельства, предполагающие наличие у Хартума определенного плана на подобный случай, с различными вариантами действий: уход в пользу нового кандидата от НКС, «рокировка по-ливийски», «египетский вариант». Окончательное решение по этому вопросу (уйти или остаться) скорее всего будет принято в конце 2009-начале 2010 года и будет всецело зависеть от соотношения внешних факторов (политика западных держав, действия ООН, АС) и внутренних (ситуация в Дарфуре, ход реализации ВМС).

62.9MB | MySQL:102 | 0,482sec