Египетское видение перспектив Союза для Средиземноморья

В последнее время в египетском медиапространстве популярной является тема активизации „ближневосточного” вектора внешней политики Евросоюза. В этой связи, рассуждения на счет дальнейших перспектив Союза для Средиземноморья (СдС) прочно занимают ключевое место в среде экспертного сообщества страны.

Местные аналитики в своих комментариях заметное внимание уделяют мотивации создания СдС. Показательно, что большинство из них отмечает, что проект постепенно из „сугубо французского” преобразовывается на „целиком ЕСовский”. В частности, в докладе Центра политических исследований „Аль-Ахрам”, опубликованном в прошлом году, подчеркивается, что это направление становится все более важным для всего Евросоюза в силу ряда причин.

Во-первых, это противодействие нелегальным миграционным потокам из Африки в страны ЕС, а также терроризму и международным преступным организациям. Египет, в этой связи, является одной из самых проблемных стран ввиду демографического бума (по данням ООН, до 2029г. население страны составит 123 млн человек) и неспособность обеспечить минимальные потребности своих граждан.

Показательно, что в последнее время ЕС усилил работу по привлечению египетских властей к урегулированию проблемы нелегальной миграции путем создания совместных проектов по миграционных процессам. Например, „Интегрированная миграционно-информационная система” (ИМИС), информационный проект по „рассеиванию” мигрантов, в которых задействованы Министерство человеческих ресурсов и иммиграции АРЕ при донорской поддержке итальянского правительства (главная „страна-акцептор” египетских мигрантов в Евросоюзе) и Международной организации по проблемам миграции.

Второй причиной возрастания популярности СдС среди стран Евросоюза называется транспортировка через страны Южного Средиземноморья энергоносителей из таких стран, как Нигерия, Саудовская Аравия, Египет или Судан. В этой связи, обозреватели ведущего англоязычного издания АРЕ Egyptian Gazette акцентируют внимание на том, что в 2008 году правительство приняло решение о дополнительном финансировании строительства газопровода из Египта в северном направлении для увеличения потенциальной пропускной способности.

Ряд египетских обозревателей, по этому поводу, даже проводят параллели между усилением давления на официальный Хартум со стороны ЕС «чрезмерной заинтересованностью суданской нефтью со стороны Запада» (цитата из одного из выступлений президента Судана О. аль-Башира), поскольку, согласно некоторым прогнозам, по запасам нефти Судан не уступает Саудовской Аравии, экспортеру нефти №1 в мире. В частности, в марте с.г. этому был посвящён часовой аналитический обзор на «визитном» египетском телеканале – «Нил ТВ».

Указывается и на ряд других причин. К примеру, в редакционном материале «Аль-Мысри аль Йоум» главной мотивацией создания организации называют сбыт „ЕСовской” продукции в страны Северной Африки и Ближнего Востока, а ведучий англоязычный еженедельник страны Al-Ahram Weekly особое внимание уделяет стремлению Евросоюза создать т.н. „санитарный пояс от Украины до Марокко” по всему периметру южно-восточной границы ЕС.

Последнее представляется вполне логичным, учитывая продолжение израильско-арабского противостояния; гражданскую войну в Ираке с возможным дальнейшим втягиванием в „зону нестабильности” Турции и негативным влиянием конфликта на черноморский регион, в связи с возможным обострением „курдского вопроса”; угрозы начала войны между Израилем и Ираном в связи с дальнейшей активизацией Тегераном своей ядерной программы; обострение дарфурской проблемы и нарушение баланса в использовании водных ресурсов р.Нил с дальнейшей угрозой втягивания в конфликт всех стран региона; а также общей милитаризацией ближневосточного региона (40% оружия, которое легально продаётся на международном рынке, приобретается региональными покупателями).

Кроме мотивации создания СдС, египетские эксперты также пытаются проанализировать перспективы данного объединения, концентрируя своё внимание, при этом, на проблемных моментах организации.

Главным из них в местных медийних аналитических обзорах называется несогласованная позиция по СдС внутри самого ЕС.

Кроме того, во время многочисленных бесед с представителями египетского экспертного сообщества, автору не раз приходилось слышать сетования на то, что не все страны Евросоюза готовы безусловно поддержать французскую инициативу. В частности, Финляндия, Литва, Эстония, Польша, Чешская Республика, Словакия, Венгрия, Словения, Великобритания не уверены в необходимости дальнейшего развития новой организации, главным образом, из-за проблемы финансирования.

Более того, в этой связи, важное место занимает «немецкий» вопрос. Не будучи средиземноморским государством, есть опасность, что Германия вынуждена будет признать роль Франции как посредника в политическом диалоге со странами Средиземноморья и странами-поставщиками африканского природного газа. Такое положение привело бы к утрате ФРГ статуса европейского лидера, а, следовательно, предполагают эксперты упомянутого аналитического центра «Аль-Ахрам», Берлин может «спускать на тормозах» деятельность организации.

Серьёзным вызовом для дальнейших перспектив СдС является израильский фактор. Египет вместе с остальными арабскими странами не испытывают большой радости от членства в организации Израиля и выступают с призовом к ЕС разъяснить участие северо-восточного соседа Египта в СдС (например, название одной из статей в ведущей газете АРЕ „Аль-Ахрам” звучало: «Союз для Средиземноморья: в одной лиге с врагом»).

В этой связи, министр иностранных дел Египта А.Абуль Гейт неоднократно подчеркивал, что израильское членство в Союзе следует связывать со «значительным прогрессом ближневосточного мирного урегулирования».

Важное место в комментариях аналитиков также занимает и т.н. «турецкий» вопрос. Например, в начале с.г. в редакционном материале газеты «Аль-Ахбар» подчеркивалось, что для Египта проблема «ключевого» участия Турции в СдС взамен полноправного членства в ЕС является актуальной в плане лидерства в «неевропейской» части организации.

Для Турции же важно получить в глазах Евросоюза имидж «реального посредника» в регионе. Поэтому, опасность создания «миротворческого треугольника» в составе ФРГ, Турции и главного конкурента Египта в арабском мире – Саудовской Аравии, может лишить АРЕ роли «главного миротворца» на Ближнем Востоке с негативными последствиями как во внутренней, так и во внешней политике страны.

С другой стороны, официальная Анкара, как претендент на членство в ЕС, очевидно, будет стремиться строить свою ближневосточную политику «сквозь призму европейских интересов» и оказывать сопротивление попыткам Брюсселя переориентировать её главный внешнеполитический вектор с Запада на Восток.

Обозреватели независимых от официального Каира изданий (к примеру, регулярно на эту тему появляются комментарии в газете «Аль-Гад») обращают внимание на смену позиции АРЕ относительно СдС со стороны официального Каира.

В начале официальные СМИ АРЕ (в первую очередь, «Аль-Ахрам» и «Аль-Гумхурия») были более сдержанными в положительной оценке инициативы президента Франции Н.Саркози и отмечали, что на данном этапе странам Южного и Восточного Средиземноморья стоило бы сосредоточиться на сотрудничистве с ЕС в рамках Барселонского процесса и Европейской политики соседства, а не создавать дополнительные объединения «с не до конца понятной целью и неясными перспективами».

Однако в последствии представители официальной власти АРЕ начали подчеркивать, что предложенная структура СдС является «более совершенной», по сравнению со структурой Барселонского процесса из-за «общего равноправного председательствования» в Союзе с одной стороны стран Южного Средиземноморья, а с другой – стран ЕС.

В частности, ведущее издание страны «Аль-Ахрам» 9 июля прошлого года разместило на своих страницах интервью министра иностранных дел АРЕ А.Абуль Гейта под заглавием «Египет усматривает в инициативе Саркози продолжение Барселонского процесса».

Отвечая на вопросы газеты, А.Абуль Гейт, в первую очередь, подчеркнул, что главными заданиями созданного Союза должна стать выроботка скоординированной иммиграционной политики, развитие экономики и торговли, продолжение базовых ценностей правовой страны, а также защита окружающей среды.

По мнению обозревателей популярного оппозиционного египетского издания Daily News, такая смена позиции может быть связана с тем, что, вместе с Николя Саркози, сопредседателем от стран Южного Средиземноморья стал именно президент Египта Хосни Мубарак.

52.26MB | MySQL:103 | 0,723sec