Новый виток молочного кризиса в Алжире

В Алжире наблюдается очередной виток продовольственного кризиса, угрожающего стабильности этой страны. В первую очередь речь идет о нехватке молока и молокопродуктов, особенно популярных продуктов питания в этой стране.

Алжирское руководство, уделяющее чрезмерное внимание вопросам большой политики и мечтающее ввести свою страну в клуб больших мировых держав – Совет Безопасности ООН, демонстрирует неспособность решить, казалось бы, банальные вопросы внутренней безопасности.

Речь идет о хронической неспособности решить продовольственный кризис, угрожающий его стабильности. Одним из его самых серьезных проявлений служит ситуация с нехваткой молока и молокопродуктов.

Согласно данным местных источников, Алжир потребляет значительные объемы  молока и молокопродуктов и потому перебои с ними особенно болезненны для его населения.

О степени данного кризиса служит то, что его власти были вынуждены организовать парламентское расследование причин этого в некоторых провинциях. Подобно тому, как недавно, год назад, они же решали нехватку оливкового и подсолнечного масла.

Известно, что народные избранники, еще не проведя расследования, уже указывают на полное отрицание руководителями молочной отрасли недостатка молока и молокопродуктов, указывая на наличие сырья для его производства.

Однако для более детального выяснения произошедшего они выезжают в наиболее пострадавшие от кризиса провинции.

Напомним, что первый заметный виток молочного кризиса в Алжире наблюдался с середины 2021 года. Его главной причиной стали действия властей АНДР, ограничивших ввоз сухих молочных смесей из-за границы, в первую очередь из Новой Зеландии. Дело в том, что своего молока в Алжире сильно не хватает для удовлетворения всех нужд неуклонно растущего населения и его властям приходилось год от года тратить все больше средств на его закупки и доставку.

И вот в исполнение требований президента АНДР Абдельмаджида Теббуна о борьбе с оттоком капиталов путем снижения ввоза импортных товаров алжирские власти заметно ограничили их ввоз. Это коснулось и продовольствия, включая сухие молочные смеси.

Данная ситуация наложилась на все более невыгодную для предпринимателей торговлю молоком и молокопродуктами опять-таки из-за ограничений на их продажную стоимость, введенных властями.

Важно заметить, что молоко – один из товаров, низкие цены на продажу которого субсидируются государством, чтобы не допустить ухудшения положения наиболее уязвимых категорий населения. Соответственно, продавцы не могут реализовывать его выше официально установленной цены, не менявшейся уже продолжительное время.

В итоге выгода от продажи молока и молокопродуктов год от года становилась все более ничтожной. Ведь власти, компенсируя низкую стоимость данного товара для населения, совершенно игнорировали «попутные расходы». Среди них инфляция, рост затрат на рабочую силу, коммунальные расходы и прочее.

Запреты повышать стоимость этого востребованного в Алжире товара подкреплялись ужесточением законодательства к их нарушителям, которым грозит за подобное вплоть до пожизненного заключения как «злостным спекулянтам».

В итоге в конце 2021 года одновременно сошлись сразу несколько кризисных составляющих: отсутствие необходимого для удовлетворения нужд алжирцев отечественного сырья при нехватке заграничных компонентов и невыгодность его продажи для торговцев.

В результате с одной стороны молоко и молокопродукты стали дефицитным товаром, а с другой – более дорогостоящим. Появились «свои проверенные» люди, через которых открылись лазейки для их приобретения по завышенной в разы от официальных расценок стоимости.

Причем по мере ужесточения спекулятивного законодательства пропорционально растут и цены на дефицитные товары на алжирском «черном рынке».

Важно заметить, что в начале 2022 г. власти АНДР отчитались об «исправлении технической ошибки», в результате которой иностранные сухие молочные смеси оказались в списке нежелательных товаров. При этом они ссылались на последствия ковидного кризиса, в результате которого резко выросли издержки на фрахт грузовых кораблей и перевозку товаров по морю.

Власти АНДР в связи с этим заявили, что с весны того же года необходимые объемы молочных смесей вновь пойдут алжирскому потребителю. Стало быть, одна из важнейших причин данного кризиса должна была быть устранена.

Однако проблема в течение 2022 года не исчезла. В связи с этим председатель алжирского Собрания народных представителей Брахим Бугали направляет в ряд наиболее пострадавших от молочного кризиса провинций специальную комиссию из депутатов национального парламента для расследования причин его обострения.

Им поручается на месте изучить проблемы, с которыми сталкиваются производители молокопродуктов и предложить по итогам анализа их конкретные решения.

О том, в каких именно провинциях наблюдается наиболее острый кризис, свидетельствуют направления миссий депутатов-ревизоров. Их две группы и они отправятся 22 января в вилайю Сиди-Бель-Аббес. Эту делегацию возглавил заместитель спикера парламента Аллал Бутельджа.

Вторая группа направилась в вилайю Сук-Ахрас, кей руководит другой видный его представителем Рабах Джидду.

После завершения своих миссий в этих двух провинциях обе депутатские группы продолжат свою миссию в вилайе Айн-Дефла.

Среди депутатов будут присутствовать профессионалы – председатель комитета по сельскому хозяйству, рыболовству и охране окружающей среды Али бен Себгага и еще пять депутатов, имеющих отношение к аграрному сектору.

Они признают, что отсутствие производства молока в некоторых вилайях раздражает как граждан, так и государственные власти одновременно. Руководители алжирской молочной отрасли полностью отрицают этот недостаток с точки зрения доступности сырья, то есть порошковых смесей.

Соответственно, у депутатов национального парламента возникли подозрения, что этот дефицит вызван злым умыслом, включая спекуляции.

Однако уже сейчас представители Национального межпрофессионального управления молоком и молочными продуктами (Onil) подчеркивают, что «одной из задач властей является максимальное снижение затрат на импорт сухих порошковых смесей для их производства. Этого можно достичь только путем продвижения отрасли и увеличения внутреннего производства через создание современных ферм, а также умножение поголовья дойных коров с помощью методов искусственного осеменения».

Они же признают, что данная отрасль страдает от управления на вертикальном уровне, бюрократия которого разорила легкие отрасли, а именно, в данном случае производителей и продавцов.

По их мнению, для специалистов отрасли также пришло время пересмотреть механизмы, регулирующие этот сектор и его стратегию. Они указывают, что в результате «Многие фермеры считают или считают, что продажа коровы на бойню на мясо более выгодна, чем производство молока».

Теперь необходимо дождаться выводов парламентского расследования, но уже по косвенным признакам очевидно, что оно явно будет выгораживать усугубившие данный кризис алжирские власти и возлагать ответственность на «спекулянтов».

Впрочем, этим проблему не устранить и руководству АНДР придется так и или иначе решать молочный кризис, угрожающий самому его существованию и отвлечься от стремления войти в большую мировую политику.

Как представляется, попытки войти в клуб ее вершителей, не решив насущные внутренние проблемы, могут очень больно ударить по Алжиру. Как минимум – серьезно скорректировать планы его руководства на превращение их страны в региональную державу.

52.27MB | MySQL:103 | 0,503sec