Американо-турецкая публикация о сирийском урегулировании. Часть 3

По состоянию на январь 2023 года одним из центральных пунктов ближневосточной повестки дня для Турции является возможность нового «захода» на сирийское урегулирование.

При этом ряд американских и турецких аналитиков продолжают говорить о том, что необходим пересмотр двусторонних отношений на сирийском треке, поскольку продолжение существующего Астанинского формата, а, тем более, возобновление прямой коммуникации между Анкарой и Дамаском, всерьез укрепит позиции России на Ближнем Востоке. И также укрепит и ось Россия – Турция, что вызывает в Вашингтоне серьезную обеспокоенность.

Январь месяц, в контексте тематики данного материала, отмечен статьей, опубликованной со стороны Hudson Institute под заголовком «Спасаясь из сирийского лабиринта: дорожная карта».

Продолжаем анализировать этот материал, написанный при сотрудничестве двух авторов: Майкл Доран — старший научный сотрудник и директор Центра мира и безопасности на Ближнем Востоке Гудзоновского института и Омер Озкизилджик — базирующийся в Анкаре аналитик турецкой внешней политики.

Часть 2 нашей публикации доступна по ссылке на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=94199.

Подводя черту под американской частью публикации, заметим, что американский автор агитирует за пересмотр политики США в Сирии, на что, очевидно, рассчитывать не приходится. Точка зрения о том, что необходимо сделать ставку на Турцию на сирийской земле, не находит сколь ни будь значимой поддержки в Вашингтоне. Что, впрочем, не мешает американскому автору строить соответствующие мыслительные конструкции, попутно занимаясь перечислением тех тезисов, почему Турцию и Россию не могут связывать партнёрские отношения даже не в стратегическом смысле, но даже и по отдельному, сирийскому направлению.

Переходим непосредственно к предложениям турецкого автора о турецко-американской модели сирийского урегулирования. Эта часть называется «Дорожная карта для Сирии». Цитируем:

«Иностранное военное вмешательство разделило Сирию на четыре части: российские, иранские, американские и турецкие сферы влияния.

Однако, с практической точки зрения имеет смысл говорить только о трех сферах, поскольку сферы, в которых доминируют Россия и Иран, функционируют как единое целое.

Безусловно, Москва и Тегеран не всегда работают в полной гармонии, но оба считают сохранение режима Башара Асада жизненно важным интересом. Они также признают, что поражение российских военных на Украине поставит под угрозу не только совместный ирано-российский проект в Сирии, но и многие другие общие интересы. Если они не будут висеть вместе, они будут висеть отдельно. Следовательно, аналитики обычно называют российскую и иранскую сферы единым комплексом, а именно «территориями режима Асада».»

Упомянутая карта влияния приводится  автором в следующем виде:

Продолжаем цитирование материала:

«Нет такого единства в турецкой и американской сферах.

Около семи десятилетий Вашингтон и Анкара тесно сотрудничали в рамках Организации Североатлантического договора (НАТО), но в Сирии их политика безнадежно разошлась. Причину трения легко определить.

В 2014 году администрация Обамы выбрала Силы народной самообороны (YPG) в качестве основного партнера США в Сирии для борьбы с «Исламским государством» (ИГ – здесь и далее, запрещенная в РФ террористическая организация – И.С.).

Силы народной самообороны — это сирийское крыло Рабочей партии Курдистана (РПК), которая стремится отколоться от восточной части Турции и создать независимое курдское государство. В Турции враждебность к РПК абсолютна. Граждане и представители национальной безопасности единодушно считают ее не только террористической организацией, но и главной угрозой безопасности Турецкой Республики. Анкара потребовала от администрации Обамы воздержаться от партнерства с YPG. Хотя сами США считают РПК террористической организацией и не отрицают связи между РПК и YPG, администрация отказалась.

Вскоре после начала партнерства американские военные создали Силы демократической Сирии (СДС) — альянс ополченцев, который сейчас доминирует в сфере интересов США. Если американцы считали, что включение некурдских, в основном арабских, элементов в СДС успокоит Анкару, ослабив влияние РПК, они глубоко ошибались.

Командная структура YPG остается нетронутой, и она доминирует в СДС. Поставив арабских ополченцев под свой контроль, Соединенные Штаты просто расширили территорию, которую РПК может контролировать, и впервые дали ей возможность доминировать над этнически арабскими районами. Американская мощь позволила РПК преодолеть все естественные барьеры на пути к созданию независимого государства РПК на севере Сирии, объединив районы курдского поселения, которые в противном случае были бы изолированы друг от друга.

Вот уже почти десять лет альянс США и YPG отравляет отношения между Анкарой и Вашингтоном. Доверие не возобновится, пока две страны не решат конфликт. Эта «дорожная карта» описывает одно из возможных решений, намечая путь, по которому Турция и Соединенные Штаты могут двигаться вместе, чтобы создать единую сферу влияния. Семь основных предположений лежат в основе этого предложения:

  1. Оживление американо-турецкого партнерства требует полного прекращения союза между YPG и США, при этом YPG полностью выйдет из недавно созданной сферы влияния США в Турции.
  2. США и Турции следует избегать прямой конфронтации с Россией.
  3. Турецкие военные, их сирийские союзники и элементы СДС, не входящие в YPG, будут готовы и смогут взять на себя большую часть обязанностей по обеспечению безопасности, которые в настоящее время принадлежат СДС и YPG.
  4. Этнический состав политических и военных структур в каждой части совместной американо-турецкой сферы должен отражать местную демографию: курды должны управлять курдами, арабы должны управлять арабами и т. д.
  5. Ликвидация ИГ в Сирии является основным интересом как американцев, так и турок.
  6. Защита гражданских лиц и сведение к минимуму нарушения местных условий путем эвакуации YPG являются главными заботами как Вашингтона, так и Анкары.
  7. США и Турция будут спонсировать развитие местных политических и военных структур в соответствии с резолюцией 2254 Совета Безопасности ООН, в которой признается легитимность сирийской оппозиции и содержится призыв к режиму Асада вести с ней переговоры о политическом переходе».

Исходя из этого концепта турецким автором предлагаются следующие практические шаги на пути к достижению цели:

«Шаг 1: Эвакуация YPG из Дейр-эз-Зора

Путь к возрождению американо-турецкого союза начинается с отделения Военного совета Дейр-эз-Зора от СДС и эвакуации всех бойцов YPG из региона. Совет представляет собой этнически арабское ополчение с сильными корнями среди местного населения. Относительно сплоченная организация, она является неестественным партнером для курдского филиала РПК. Американская власть выступила посредником в его браке с YPG. Таким образом, американская власть теперь может разорвать союз.

Соединенные Штаты будут призывать Военный совет Дейр-эз-Зора выйти из СДС и присоединиться к Сирийской национальной армии (СНА). Официально созданная в 2017 году, СНА является поддерживаемой Турцией сирийской военной силой. Она выступает против режима Асада, и поэтому его не следует путать с Сирийскими арабскими вооруженными силами, вооруженными силами Асада, поддержку которым оказывают Россия и Иран.

Военный совет Дейр-эз-Зора относительно гладко интегрируется в СНА, многие боевики которой уже родом из этого региона. Во время гражданской войны около 250 000 человек бежали из Дейр-эз-Зора в поисках безопасности в охраняемых Турцией районах Северной Сирии, таких как аль-Баб, ар-Рай, Сулук, Джиндирес и Африн. Эти изгнанники обеспечили постоянный поток новобранцев для СНА, которая может похвастаться тем, что в ее рядах примерно столько же бойцов Дейр-эз-Зора, сколько в настоящее время служит в Военном совете Дейр-эз-Зора — около 7000 человек. Когда Военный совет Дейр-эз-Зора присоединится к СНА, в состав которого в настоящее время входят семь легионов, он станет ядром нового Восьмого легиона.

Подразделения турецкого спецназа будут сопровождать подразделения СНА Дейр-эз-Зора в регионе и будут работать с ними и с Военным советом Дейр-эз-Зора, чтобы гарантировать, что Восьмой легион станет сплоченной силой. Подразделения американского спецназа, которые США уже направили в регион, останутся на месте, и они также помогут гарантировать плавный переход. Линии снабжения из Турции к ее силам в Дейр-эз-Зоре и маршруты развертывания с севера на юг не будут проходить через сферу влияния России, а вместо этого будут проходить по дороге 716 до шоссе N7 из Аль-Маликии в Аль-Хасаку, а затем в Дейр-эз-Зор. Турецкие и американские силы будут совместно охранять маршрут (см. карту 2).

Жители будут рассматривать Восьмой легион как местную силу. Они, напротив, считают YPG чужой, потому что ее солдаты происходят из другой этнической группы и из другой части Сирии — или даже из Турции, Ирака или Ирана. После стабилизации района, Восьмой легион будет работать с турецкими и американскими силами, чтобы наблюдать за созданием новых местных советов, которые изберут жители региона, которые все примут сирийский революционный флаг как свой собственный.

Конечно, YPG могут попытаться сорвать эту операцию. Например, они могут отказаться покинуть провинцию и пригласить туда режим Асада и Россию. Но мы видели этот фильм раньше — в феврале 2018 года, когда российские наемники и провластные силы попытались захватить богатую нефтью территорию, в результате контратаки США за считанные часы погибло около 100 сирийских солдат и 200 человек из российских военизированных формирований. Ни Москва, ни Дамаск не забыли урок.

Если по тем или иным причинам США предпочтут не участвовать напрямую в обороне новой политической структуры в Дейр-эз-Зоре, то Турция охотно поможет Восьмому легиону своими силами. Недавние исторические записи не оставляют двусмысленности в этом вопросе. Например, в 2020 году турецкие силы в Идлибе превзошли силы режима Асада, в состав которых входил значительный российский контингент. Гораздо дальше Идлиба от российской авиабазы Хмеймим Дейр-эз-Зор находится вне досягаемости российских систем ПВО.

Учитывая неудачи, которые российские военные потерпели на Украине, и учитывая продолжающийся характер этого конфликта, Москва дважды подумает, прежде чем пытаться противостоять турецким военным.

В том маловероятном случае, если у YPG возникнет соблазн сражаться без русских, они вскоре пожалеют об этом решении. В ходе операции «Оливковая ветвь» в 2018 году и операции «Источник мира» в 2019 году турецкие военные и СНА быстро и решительно вытеснили YPG из Африна, Таль-Абьяда и Рас-эль-Айна, то есть из районов, которые были гораздо более знакомыми и снисходительными к YPG. Столкнувшись с отсутствием шансов на успех, YPG либо уйдет по собственной воле, либо потерпит сокрушительное поражение.

После того, как YPG покинет регион, многие беженцы и внутренне перемещенные лица, покинувшие Дейр-эз-Зор, добровольно вернутся в свои родные города. Сотрудничество между Соединенными Штатами и Турцией немедленно изменит баланс сил на местах.

Племена Дейр-эз-Зора делятся на три части: те, кто работают с США и YPG; те, кто работают с Турцией; и те, кто работают с Россией, Ираном и режимом Асада. Если племена в объединенной турецкой и американской сфере объединят усилия, их совокупная власть возрастет по сравнению с племенами, работающими с Россией, Ираном и режимом Асада.

Турецкий спецназ поможет им, среди прочего, построив базу для размещения дронов и вертолетов. Помимо выполнения задач по охране сил, база присоединится к американцам в борьбе с ИГ.

Будучи партнерами США по борьбе с терроризмом, турецкие военные и недавно созданный Восьмой легион СНА докажут свое превосходство над YPG. В то время, как YPG заинтересованы в борьбе с ИГ они не заинтересованы в том, чтобы победить его, потому что борьба сама по себе является тем, что обеспечивает организации ее единственный источник международной легитимности.

Более того, боевики YPG не в состоянии справиться со структурными условиями, которые в первую очередь способствовали подъему ИГ, а именно с уязвимостью суннитских арабских общин, которые внутренне разделены и которым угрожают внешние враги, особенно те, которые поддерживаются Ираном и режимом Асада.

YPG — тоталитарная марксистская и курдская националистическая сила. Таким образом, её власть над арабами является подарком для ИГ, которое представляет курдскую власть над арабами как форму иностранного господства.

В своих операциях против ИГ YPG, в первую очередь, полагается на свои силы специального назначения, подразделения Hêzên Anti Teror (HAT).

Они состоят, в основном, из ветеранов РПК, которые провели большую часть своей жизни в горах Кандиль на севере Ирака и не знают местных особенностей. Чтобы договориться о человеческом ландшафте, они полагаются на местных арабских посредников, некоторые из которых используют свои связи в личных целях. Благодаря своим органичным связям с местным населением, Восьмой легион станет более эффективной боевой силой и создаст стабильный и легитимный политический порядок, способный постоянно давать отпор ИГ.

Поскольку американские силы не только останутся в Дейр-эз-Зоре, но и получат поддержку своих турецких коллег, они будут продолжать следить за тем, чтобы нефть в регионе не попала в руки режима Асада. Кроме того, они будут работать еще более эффективно, чтобы заблокировать иранский маршрут снабжения, который в настоящее время проходит через регион. Этот пункт далее развивается в Шаге 6».

Так выглядит первый пункт дорожной карты, предлагаемой турецким экспертом. Переходим к рассмотрению второго пункта, который озаглавлен как «Шаг 2: Эвакуация YPG из провинции Хасеке».

Цитируем:

«После эвакуации Сил народной самообороны из Дейр-эз-Зора Турция и США сосредоточат свое внимание на их эвакуации из района Хасеке, единственного другого района в Сирии, где в настоящее время размещены американские войска. Однако, в отличие от Дейр-эз-Зора, в этой провинции проживает разнообразное арабское и курдское население. Кроме того, режим Асада по-прежнему сохраняет присутствие в Хасеке и Камышлы, где его защищает YPG.

В соответствии с принципом, согласно которому местные политические структуры должны отражать этнический состав людей, которых они представляют, американо-турецкая коалиция должна найти в Хасеке курдского партнера, которому доверяют как Анкара, так и местное курдское население. Этим критериям соответствуют Сирийский курдский совет (сокращенно по-курдски ENKS) и его военное крыло, Рожавская пешмерга. ENKS поддерживает хорошие отношения с Анкарой и входит в состав Сирийской национальной коалиции, крупнейшей сирийской оппозиционной группировки, выступающей против режима Асада. Кроме того, ENKS имеет тесные связи с Региональным правительством Курдистана (КРП) в Ираке, которое поддерживает теплые дружеские отношения с Анкарой и решительно враждебно относится к РПК. В последние годы, КРП находится в прямом конфликте с РПК, против которой оно развернуло Рожавскую пешмергу в качестве своей основной силы. Будучи враждебно настроенным по отношению к РПК, КРП, естественно, враждебно относится к YPG, сирийскому крылу РПК».

52.41MB | MySQL:110 | 0,470sec