Израильские эксперты о визитах высокопоставленных американских чиновников. Часть 2

Премьер-министр Биньямин Нетаньяху 18 января 2023 г. встретился с двухпартийной делегацией Сената США из лобби «Авраамовых соглашений» во главе с сенатором Джеки Розен и сенатором Джеймсом Лэнкфордом. Стороны обсудили прочное партнерство между странами, подписавшими Соглашения – Израилем, США, ОАЭ, Бахрейном и Марокко – и имеющийся у них потенциал для укрепления сотрудничества во всех сферах. Они также обсудили важность межпартийной поддержки в Конгрессе США «Авраамовых соглашений» и возможности их расширения.

Премьер-министр Б.Нетаньяху представил точку зрения Израиля на иранскую угрозу и способы борьбы с ней путем создания реальной военной угрозы и использования экономического и дипломатического давления, а также потенциал для укрепления сотрудничества в этом отношении.

Во встрече приняли участие Рон Дермер, министр по стратегическим вопросам, Цахи Ханегби, директор Совета национальной безопасности, а также посол Израиля в США Майк Герцог и посол США в Израиле Томас Найдс[i].

19 января советник Белого дома по национальной безопасности Джейк Салливан провел переговоры с премьер-министром Биньямином Нетаньяху, что стало первой встречей между высокопоставленным членом администрации Байдена и недавно вернувшим себе премьерский пост израильским лидером. Помимо Б.Нетаньяху Салливан встретился с президентом Ицхаком Герцогом, Ц.Ханегби, Р.Дермером, министром обороны Йоавом Галантом и министром иностранных дел Эли Коэном. Вскоре после этого ожидается аналогичный визит госсекретаря США Энтони Блинкена, который, вероятно, встретится с теми же официальными лицами.

Бригадный генерал (в отставке) Якоб Нагель, старший научный сотрудник американского Фонда защиты демократий (FDD) и приглашенный профессор аэрокосмического факультета «Техниона», бывший советник премьер-министра Биньямина Нетаньяху по национальной безопасности и исполняющий обязанности главы Совета национальной безопасности Израиля, проанализировал визит Салливана с точки зрения того, «что важно было сделать, а что не нужно было делать».

Он отмечает, что после прихода к власти Б.Нетаньяху поставил на первое место в своей повестке дня три вещи: Иран, расширение «Авраамовых соглашений» за счет присоединения Саудовской Аравии и решение повседневных вопросов. Поэтому эксперту было очевидно, что «первые два вопроса будут доминировать в переговорах с американским официальным лицом, тогда как третий вопрос следует исключить, так как это полностью внутреннее дело Израиля».

Что касается палестинской проблемы, Я.Нагель считает, что Б.Нетаньяху важно было донести, почему у Израиля нет партнера для реальных переговоров с другой стороны, особенно после решения лидера Палестинской национальной администрации (ПНА) Махмуда Аббаса привлечь Израиль к суду на мировой арене. По мнению эксперта, «М.Аббас должен заплатить за это цену. Израилю  также следует убедить американских официальных лиц в том, что правительство не планирует изменять статус-кво на Храмовой горе и что, подобно тому, как иорданские чиновники иногда делают неуместные заявления, некоторые официальные лица с израильской стороны могут принимать участие в различных мероприятиях, связанных с этим местом. Эти события следует понимать в их более широком контексте, а не как источник беспокойства».

По вопросу Китая, Я.Нагель советует израильскому правительству принять подход США: «переключить отношения на профессиональные каналы и дать понять, что в случае конфликтной ситуации наши взгляды будут кристально ясными. Об этом свидетельствуют уже принятые меры регулирования».

Что касается любых попыток США обсудить внутренние дела Израиля – «они должны быть встречены вежливым, но решительным отпором», – полагает эксперт.

Он настаивает на том, что все внимание должно быть сосредоточено на Иране – именно Иран должен быть в центре дискуссий с американцами, несмотря на разногласия с ними. Сюда входит «агрессивное поведение Ирана в его ядерной программе, его поддержка террористических организаций и их вооружение, а также опасность сближения Тегерана с Москвой и создание плацдарма в Сирии». Таким образом, «дискурс о России, Украине, Сирии и Персидском заливе Израилю нужно вести через иранскую призму – и только эту призму. Это послужит интересам Израиля и поможет донести мысль о том, что только реальная военная угроза и серьезная готовность к действиям — наряду с массовым экономическим давлением и активной поддержкой беспорядков [внутри Ирана] — могут привести к переменам».

По словам Я.Нагеля, «США и Израиль сходятся во взглядах, когда речь заходит о разведывательной картине ядерной программы Ирана, но они не совпадают в отношении некоторых направлений действий по противодействию этому. Тегеран обогащает уран до 60%, и он может преодолеть порог в 90% в мгновение ока. Он также производил металлический уран; он накопил достаточно делящегося материала разной степени чистоты (до 60%) для нескольких бомб; он запрещает международным инспекторам посещать подозрительные объекты; и продолжает утаивать информацию, которая могла бы дать ответы на вопросы, поставленные Международным агентством по атомной энергии».

Я.Нагель полагает, что «Иран успешно использовал ядерный шантаж, чтобы вынудить Роберта Малли, посланника Байдена на переговорах с Ираном, и его начальство оказать давление на директора МАГАТЭ Рафаэля Гросси, чтобы тот отказался от публикации резкого отчета о нарушениях со стороны Ирана, что привело бы к заседанию специального совета управляющих или передаче вопроса в Совет Безопасности ООН. США и Европа до сих пор отказывались задействовать механизм мгновенного возврата, который вновь ввел бы против Ирана все санкции Совета Безопасности».

Отметим, что в израильских СМИ приводились мнения израильско-американских экспертов, призывающих Белый дом не только признать ошибочность политики в отношении Ирана, но уволить Р.Малли в виду его вредоносной активности. В частности, Майкл Рубин, эксперт по Ирану из Американского института предпринимательства, сказал JNS: «Дело в том, что, хотя СВПД не имеет никакой ценности, просто отказаться от него недостаточно. Необходимо компенсировать ущерб, нанесенный сделкой. Это означает увольнение Роба Малли и повторное оказание «максимального давления» [на Иран]». «То, что Байден отказывается это делать, а Малли по-прежнему высасывает доллары налогоплательщиков, чтобы летать по Европе и тайно встречаться с иранскими дипломатами в Нью-Йорке, показывает, что Байден больше не приводит политику в соответствие с реальностью. То, что его администрация предпочитает делать это тайно, говорит о многом, учитывая, как часто их сторонники заявляют, что «демократия умирает во тьме», — сказал М.Рубин[ii].

Я.Нагель считает, что «массовые беспорядки в Иране создали новое и широкое пространство для действий США и Израиля, а также для возобновления их сотрудничества». Именно на этом должны быть сосредоточены переговоры американских официальных лиц с руководством Израиля. Израильский эксперт приводит следующий аргумент: «общественное мнение США стало безразличным к иранским ядерным нарушениям, но оно не осталось равнодушным к убийству молодых девушек и женщин, что задело открытый нерв нарушения прав человека в Иране. Кроме того, ирано-российское сотрудничество в убийстве девочек и женщин на Украине поможет доказать, что США необходимо изменить свою позицию».

Я.Нагель уверен, что «Израиль с радостью примет новую всеобъемлющую иранскую ядерную сделку, которая положит конец ядерному прогрессу Ирана на всех путях и навсегда, но такой пакт неосуществим. Представление о том, что державы должны придерживаться на переговорах формулы «больше за большее», которую, к сожалению, поддержали некоторые высокопоставленные израильские чиновники, ошибочно по своей сути и сыграет только на руку Малли и иранцам. Доведение переговоров до конца, несомненно, будет выглядеть как «намного больше за гораздо меньше». Массовая отмена санкций, которая последует за завершением такой сделки, обогатит Иран миллиардами долларов, поможет ему восстановить свою экономику и позволит ему продолжать спонсировать терроризм. Это также пошлет глобальным рынкам сигнал о том, что ведение бизнеса с Ираном допустимо и даже окупается. То, что Иран даст взамен, будет незначительным, и наряду с обелением своих прошлых грехов, он продолжит пользоваться статусом порогового государства. Израиль должен разубедить США в необходимости такой сделки».

По мнению Я.Нагеля, «Израиль должен заявить о своей готовности к широкомасштабной и тотальной кампании против Ирана и его ядерной программы, в том числе против его разработки ядерного оружия. Уходящий в отставку начальник Генштаба ЦАХАЛа Авив Кохави рассказал об этой части программы, осуществляемой подпольной группой по вооружению, которая продолжает действовать, несмотря на опровержения со стороны Ирана».

Эксперт настаивает на том, что «Израиль и США должны объединить усилия для ослабления [иранского] режима и активной поддержки протестов в Иране, которые являются первой реальной возможностью после падения шаха свергнуть режим». При этом действия Израиля и США должны включать следующее:

— экономические аспекты – такие как обострение недоверия к финансовой системе; поощрение изъятия капитала из банков; и девальвация местной валюты;

— разведывательные действия (например, обнародование информации о Корпусе стражей исламской революции и передвижении иранских сил);

— оперативная деятельность (подрыв функций иранского государства и ключевых секторов его экономики, поощрение забастовок и другие средства, использовавшиеся в межвоенный период);

— практические методы (включая передачу оружия демонстрантам).

Такие действия, полагает Я.Нагель, дадут понять странам Персидского залива, что США сменили парадигму и теперь возвращаются к совместной поддержке против Ирана. Это станет первым шагом к восстановлению доверия к США и расширению «Авраамовых соглашений», в том числе путем присоединения к ним Саудовской Аравии.

Иными словами, недавние заявления Байдена о том, что «мы собираемся освободить Иран» и что СВПД «мертв» не должны остаться пустыми словами. Поэтому встречи между израильскими и американскими официальными лицами «должны стать платформой для создания совместного фонда для претворения этих слов в жизнь»[iii].

[i] PM Netanyahu meets with bi-partisan US Senate Delegation from the Abraham Accords Lobby / Ministry of Foreign Affairs . 18.01.2023. https://www.gov.il/en/departments/news/pm-netanyahu-meets-with-bi-partisan-us-senate-delegation-18-jan-2023

[ii] ‘US must reverse the damage the Iran nuclear deal has done’ // JNS. 22.01.2023. https://www.jns.org/iran-expert-urges-biden-to-fire-special-envoy-robert-malley/

[iii] Iran, Iran and Iran: Only one topic should dominate talks with Sullivan and Blinken // Israel Hayom. 19.01.2023. https://www.israelhayom.com/2023/01/19/iran-iran-and-iran-only-one-topic-should-dominate-the-talks-with-sullivan-and-biden/

52.54MB | MySQL:103 | 0,614sec