Американо-турецкая публикация о сирийском урегулировании. Часть 6

По состоянию на январь 2023 года одним из центральных пунктов ближневосточной повестки дня для Турции является возможность нового «захода» на сирийское урегулирование.

При этом ряд американских и турецких аналитиков продолжают говорить о том, что необходим пересмотр двусторонних отношений на сирийском треке, поскольку продолжение существующего Астанинского формата, а, тем более, возобновление прямой коммуникации между Анкарой и Дамаском, всерьез укрепит позиции России на Ближнем Востоке. И также укрепит и ось Россия – Турция, что вызывает в Вашингтоне серьезную обеспокоенность.

18 ноября с.г. в издании The Hill была опубликована статья под заголовком «Дилемма Турции и пределы силы США». Автором статьи стал Роберт Мэннинг (Robert A. Manning). Как указывает издание, Роберт А. Мэннинг — «выдающийся сотрудник Центра Стимсона». Он работал старшим советником заместителя госсекретаря по глобальным делам, членом штата государственного секретаря США по планированию политики и в группе стратегического будущего Национального совета по разведке.

Продолжаем рассматривать публикацию. Часть 5 нашего материала доступна по ссылке на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=94318. Напомним, что мы остановились на проблеме поставки истребителей F-16 и на ограниченном пересечении интересов США и Турции. Цитируем:

«Некоторые выступают за исключение Турции из НАТО, хотя официального механизма для этого нет (на самом деле, механизм этот озвучил бывший советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон, когда использовал латинское выражение «rebus sic stantibus», то есть, основания изменившихся обстоятельств – прим.).

Если НАТО занимается общими ценностями, от нелиберализма дома до поведения за границей, то колючий национализм Турции и глобальные амбиции Эрдогана могут быть несовместимы с НАТО. Напомним, Белый дом не пригласил Турцию на саммит Байдена по глобальной демократии. Эрдоган определенно не совсем вписывается в идеологию Байдена «демократия против автократии».

Тем не менее, Турция является важным региональным и глобальным игроком, чьи интересы достаточно пересекаются с интересами США, так что сотрудничество, где это возможно, требует, как минимум, деловых отношений. Возможно, лучше в палатке, чем вне ее.

Суть в том, чтобы снизить ожидания США в отношении Турции при Эрдогане. Вместо того, чтобы рассматривать Турцию как заблудшего союзника, которого нужно вернуть в лоно, требуется некоторое стратегическое сочувствие. Поймите, как Анкара видит свои интересы, каковы ее практические результаты и что возможно. Это сделало бы отношения более реалистичными, сотрудничая по конкретному вопросу с ограниченными ожиданиями.

Такое пересмотренное мнение Эрдогана и Турции должно стать основой для принятия решения о том, следует ли одобрить предлагаемую продажу F-16. Оправдан ли запрет F-16 на демонстрацию морального осуждения, даже если это не изменит поведение? Запрет на продажу F-16 в наказание Эрдогану за его репрессивную политику дома и нежелательные действия за рубежом вряд ли изменит политику Эрдогана. Анкара может найти альтернативные источники боевых истребителей.

В более широком смысле, Турция является хорошим примером необходимости признать пределы влияния США во все более многополярном мире. Дилемма Турции предполагает, что для успешного лидерства в мире, формирующемся после окончания холодной войны, США нужно больше смирения, больше дипломатической гибкости и больше творческого государственного управления.»

Прежде чем, сделать выводы по изложенному выше, отметим, что 23 января с. г. появилась информация о том, что Турция и Великобритания заключили оборонный контракт на поставку истребителей 4-го поколения Eurofighter Typhoon. Мы уже писали о том, что подобного рода сделка не может состояться без прямого одобрения со стороны администрации Джо Байдена, который у себя дома не может или не хочет преодолевать сопротивление Конгресса, равно как и греческого и армянского лобби. Вопрос отпасован Великобритании и отметим, что сделка была заключена в кратчайшие сроки, сняв серьезную турецкую озабоченность дооснащением летного парка своих ВВС.

Вместо F-16 турецкие пилоты сядут на Eurofighter (отдельный вопрос – это модернизация существующего летного парка; но и здесь можно найти «британского подрядчика», который выполнит ровно ту же работу без прохождения сквозь «горнило» американской бюрократии, настроенной крайне антитурецки – прим.). Таким образом, снимается идея турецкого руководства о том, что, следуя практике, использованной с С-400, можно искать альтернативу в России или даже в Китае.

При этом, заметим, что проблема Р.Т.Эрдогана решена (отчасти, см. выше), но ему не дали из этой истории добыть себе политических очков. Продажа F-16 была бы, однозначно, подана турецкой властью своей публике как «победа» над США, которых продавили. А так все остались при своих, без подарков действующему турецкому президенту.

Заметим два важных послания в указанном сообщении:

  1. Автор призывает США к «реализму», под которым подразумевается понимание того, что у американцев – ограниченные возможности в многополярном мире, наряду с тем, что Турция является важным региональным игроком. И этого игрока могут связывать с США ситуационные отношения, по каждому конкретному случаю пересечения интересов.
  2. Как следствие автор призывает американское руководство «понять и простить» Турцию, которая, по всеобщему американскому мнению, не вписывается в нарратив «демократия против автократии», однако, см. пункт выше, может быть полезна США для решения теми своих задач.

Итак, мы рассмотрели три публикации в американских СМИ (Хадсоновского института, «Уолл-Стрит джорнал» и The Hill), которые охватывают весь спектр возможных подходов США к Турции на данном этапе развития:

Статья №1: надо переходить к полномасштабному сотрудничеству США и Турции в Сирии, что снимет главный блок на двусторонних отношениях и позволит ставить вопрос о «стратегическом турецко-американском сотрудничестве».

Статья №2: надо исключать Турцию из НАТО и заранее предупредить Турцию о необходимости проведения «честных и прозрачных выборов». При этом, победа действующей власти в Турции заранее не рассматривается «честной» и надо предупредить о том, что если она «каким-то образом» все же случится, то эта победа не будет признана Западом, а Турцию ждут политические и экономические санкции.

Статья №3: не стоит лишний раз «демонизировать» Турцию и ударяться в крайности. С турками можно сотрудничать по ряду направлений, которые имеют значение для США и «спускать на тормозах» некоторые нюансы, связанные с внешней и внутренней политикой.

Как мы видим, полный спектр мнений. При этом, как мы написали выше, тема F-16 из двусторонней повестки ушла и остается самая важная тема – тема поддержки США РПК / СНС в Сирии. Как можно судить, последний по времени визит министра иностранных Мевлюта Чавушоглу был посвящен как раз тому, что Турция озвучила «последнее китайское предупреждение» США перед тем, как выйти на заключительный этап нормализации отношений с официальным Дамаском.

Обратимся к тому совместному заявлению, которое было опубликовано США и Турцией после указанной встречи. Цитируем (перевод на русский язык – неофициальный – И.С.):

«Текст следующего заявления был опубликован правительствами Турецкой Республики и Соединенных Штатов Америки по случаю турецко-американского стратегического механизма.

Министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу и госсекретарь Энтони Дж. Блинкен провели четвертую встречу Стратегического механизма Турция — США 18 января 2023 года в Вашингтоне. Заместитель министра иностранных дел Турции Седат Онал также встретился с заместителем государственного секретаря по политическим вопросам Викторией Нуланд под эгидой Стратегического механизма. Стороны провели обширный диалог по широкому кругу направлений двустороннего сотрудничества и подчеркнули важность нашего партнерства в качестве союзников по НАТО.

Министр Чавушоглу и госсекретарь Блинкен опирались на партнерские и межведомственные обсуждения под руководством высокопоставленных должностных лиц Министерства иностранных дел Турции и Государственного департамента США 17 января 2023 года в Вашингтоне.

Министр Чавушоглу и госсекретарь Блинкен подтвердили свою приверженность конкретной и ориентированной на результаты позитивной двусторонней повестке дня. Они обсудили укрепление оборонного партнёрства между Турцией и США, включая модернизацию парка турецких F-16 (заметим, что речь не о продаже, которая была замещена Великобританией – прим.).

Министр Чавушоглу и госсекретарь Блинкен подчеркнули свою безоговорочную поддержку суверенитета и территориальной целостности Украины против неприемлемой войны России и подтвердили свою поддержку поиска решения для прекращения войны. Соединенные Штаты поблагодарили Турцию за ее роль в посредничестве Черноморской зерновой инициативы, и обе стороны запланировали, что этот спасительный механизм должен работать в темпе, необходимом для удовлетворения мирового спроса на зерно.

Министр Чавушоглу и секретарь Блинкен решили усилить координацию и сотрудничество для продвижения мира на Южном Кавказе.

Министр Чавушоглу и госсекретарь Блинкен обсудили пути укрепления координации и солидарности НАТО перед лицом текущих угроз и вызовов. Они подтвердили свою давнюю приверженность коллективной обороне в качестве союзников, а также политике открытых дверей НАТО. Они обсудили выполнение трехстороннего меморандума, подписанного Финляндией, Швецией и Турцией, для продвижения заявки Финляндии и Швеции на вступление в Альянс НАТО.

Министр Чавушоглу и госсекретарь Блинкен обсудили ситуацию в Восточном Средиземноморье и согласились с важностью сохранения стабильности и каналов связи.

Министр Чавушоглу и госсекретарь Блинкен подтвердили необходимость борьбы с терроризмом во всех его формах и проявлениях. В этом контексте Турция и Соединенные Штаты планируют провести консультации по борьбе с терроризмом в рамках Стратегического механизма, опираясь на ранее существовавшее сотрудничество в рамках правоохранительных органов и обмена информацией. Госсекретарь еще раз осудил террористический акт 13 ноября 2022 года в Стамбуле и подтвердил, что Соединенные Штаты стоят плечом к плечу с Турцией в ее борьбе с терроризмом. Обе стороны запланировали поддерживать тесную координацию и сотрудничество в борьбе с террористическими организациями, особенно с ИГ («Исламское государство», здесь и далее – запрещенная в РФ террористическая организация – И.С.) и РПК.

Они обсудили все аспекты сирийского кризиса и подтвердили приверженность Турции и Соединенных Штатов политическому процессу под руководством Сирии в соответствии с резолюцией 2254 Совета Безопасности ООН о гуманитарной помощи в Сирию. Стороны также рассмотрели более широкие вопросы на Ближнем Востоке и в Африке, в том числе необходимость укрепления региональной стабильности и связей посредством расширения сотрудничества в области экономики и безопасности.

Министр Чавушоглу и секретарь Блинкен высоко оценили непрерывный рост двусторонних торговых отношений между Турцией и США. Они подтвердили важность экономического сотрудничества и использования существующих двусторонних форумов для поддержки региональных и глобальных экономических возможностей. Обе стороны одобрили Диалог по климату и энергетике для повышения энергетической безопасности и перехода к более чистому энергетическому будущему.

Они решили продолжить свое взаимодействие под эгидой Стратегического механизма для обзора прогресса и поддержания динамики своей позитивной двусторонней повестки дня. Обе стороны приветствуют увеличение числа двусторонних встреч, в том числе на высшем уровне, в рамках Стратегического механизма».

Хорошими новостями, в контексте рассматриваемой нами темы, для Турции является то, что США обязались бороться с РПК. Плохими новостями – то, что отдельной строкой не упоминается СНС, как «филиал» РПК. На уровне экспертного сообщества в США, органическая связь РПК – СНС неоднократно подтверждена. На уровне американских официальных лиц – нет, поэтому это требует отдельного пояснения. В целом, и документ и последующие события указывают на то, что Турции не удалось договориться с США ни о чем, кроме как «оставаться на связи» по поводу Сирии.

США не собираются разменивать курдов на турок даже не потому что не хотят давать очков Р.Т.Эрдогану перед выборами. Нет, дело в том, что они сделали ставку на создание в регионе Курдского государства и от этого проекта отказываться не желают. Турция, очевидно, является одним из органических антагонистов этого проекта.

В этой связи обратимся к турецкой реакции на эти события, озвученной 19 января в издании Daily Sabah известным турецким журналистов Мелихом Алтыноком. Заголовок статьи – «Сирийский Асад не должен застревать в прошлом».

Цитируем:

«Было открыто заявлено, что процесс нормализации отношений между Турцией и Сирией направлен на встречу между президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом и сирийским Башаром Асадом.

Россию не беспокоят отношения Анкары с Дамаском. Фактически, Турция развила свои отношения с Россией благодаря посреднической роли Анкары в переговорах, связанных с войной на Украине. Что касается Дамаска, Москва видит, что участие Турции в процессе формирования Сирии ослабит доминирование Соединенных Штатов в этой области.

Иран, еще один игрок в регионе, пытался предсказать, насколько узкой будет его роль в будущем Сирии, если между Анкарой и Дамаском откроется новая страница. Помощь Ирана Сирии превысила 20 миллиардов долларов, и Тегеран уже некоторое время настаивает на сотрудничестве во всех областях, особенно в области энергетики. Вот почему иранские официальные лица пытаются включиться в контакт по нормализации.

«Мы рады, что отношения с Дамаском изменились», — сказал министр иностранных дел Ирана Хосейн Амир-Абдоллахиан министру иностранных дел Мевлюту Чавушоглу во время их встречи в столице Анкаре.

Тем временем режим Асада, похоже, застрял в прошлом вместо того, чтобы найти решение гангреной раны в стране. Дамаск считает главной проблемой Турцию, которая борется с террористическими группировками, в том числе ИГ, а не США, которые втягивают Сирию в хаос с помощью террористических организаций, таких как РПК и ее сирийский филиал СНС.

Да, две страны в прошлом враждовали друг с другом. Мы не забыли бомбы, которые взорвались в городах приграничных районов Турции.

Однако прошлое есть прошлое. Подумайте о том, через что прошли Турция и Россия. В Анкаре в Москве был убит посол России Андрей Карлов членом террористической группы гюленистов (FETÖ), замаскированным под полицейского. Турция сбила российский самолет. Однако президент России Владимир Путин и президент Эрдоган позже поняли, что попали в порочный круг взаимного разочарования.

Кроме того, Турция продемонстрировал радикальную трансформацию воли в сирийской политике, сформированную предпочтениями Ахмета Давутоглу во время его пребывания в министерстве иностранных дел и на посту премьер-министра. Турция проводит контртеррористические операции против ДАИШ (ИГ, здесь и далее запрещенная в РФ террористическая организация – прим.) и РПК/СНС в Сирии, потому что Дамаск не выполнил свой долг. Она также создает безопасные зоны через границу для возвращения сирийских беженцев, которые являются обузой для Турции».

52.29MB | MySQL:103 | 0,476sec