Американо-турецкая публикация о сирийском урегулировании. Часть 5

По состоянию на январь 2023 года одним из центральных пунктов ближневосточной повестки дня для Турции является возможность нового «захода» на сирийское урегулирование.

При этом ряд американских и турецких аналитиков продолжают говорить о том, что необходим пересмотр двусторонних отношений на сирийском треке, поскольку продолжение существующего Астанинского формата, а, тем более, возобновление прямой коммуникации между Анкарой и Дамаском, всерьез укрепит позиции России на Ближнем Востоке. И также укрепит и ось Россия – Турция, что вызывает в Вашингтоне серьезную обеспокоенность.

Январь месяц, в контексте тематики данного материала, отмечен статьей, опубликованной со стороны Hudson Institute под заголовком «Спасаясь из сирийского лабиринта: дорожная карта».

Продолжаем анализировать этот материал, написанный при сотрудничестве двух авторов: Майкл Доран — старший научный сотрудник и директор Центра мира и безопасности на Ближнем Востоке Гудзоновского института и Омер Озкизилджик — базирующийся в Анкаре аналитик турецкой внешней политики.

Часть 4 нашей публикации доступна по ссылке на сайте ИБВ:  http://www.iimes.ru/?p=94280#more-94280 .

Завершаем рассмотрение той дорожной карты, которая была предложена турецким автором. Цитируем его заключение: «Если Вашингтон и Анкара будут внимательно следовать этой «дорожной карте», они не только выровняют свою политику в Сирии, но и устранят крупнейший источник трений между собой и создадут основу для союзнических действий в будущем.»

Что можно сказать по поводу дорожной карты, предложенной турецким автором? – Это – «ультраоптимистичный» документ и, прежде всего, для нынешней турецкой власти. Совершенно очевидно, что если американская администрация даже намекнет на то, что возможно турецко-американское сотрудничество в похожем формате – это будет означать неминуемую победу президента Р.Т.Эрдогана и его Партии справедливости и развития на предстоящих парламентских выборах. Совершенно очевидно, что такой сценарий является крайне нежелательным для США, которые всерьез рассчитывают на уход нынешней турецкой администрации. В противном случае коллективный Запад будет ждать ещё 5 лет турецких поисков суверенитета и собственного пути.

Напротив, на Западе сейчас разворачивается кампания по тому, что президент Р.Т.Эрдоган должен уйти.

В качестве яркого, но далеко не единственного примера следует отметить свежий тематический выпуск журнала The Economist, где издание предупреждает о «диктатуре, надвигающейся в Турции».

Более того, всеобщее внимание привлекла к себе публикация бывшего советника президента США по национальной безопасности Джона Болтона в издании «Уолл-стрит джорнал» (WSJ). Заголовок статьи – «Электоральное послание НАТО Эрдогану». Статья вышла 16 января. Обратимся и к этой публикации, которую, заранее скажем, можно считать мейнстримом в турецко-американских отношений, в отличие от дорожной карты по Сирии. Цитируем (по-прежнему) влиятельного американского политика:

«С Реджепом Тайипом Эрдоганом у руля Турция снова стала «больным человеком Европы», хотя и по причинам, отличным от тех, которые вдохновили первоначальный эпитет 19-го века. Действия г-на Эрдогана неизменно вызывают разногласия и опасны. Его воинственная региональная политика была столь же опасной: от подрыва ключевых элементов постосманской светской конституции Турции до неоднократных компрометаций ее финансовой системы и экономической стабильности. Турция является членом Организации Североатлантического договора, но не действует как союзник.

Тем не менее, есть шанс, что его удастся остановить, если Запад предпримет решительные действия, чтобы помочь его внутренней оппозиции получить справедливую встряску на предстоящих президентских выборах. Для этого альянс должен поставить Анкару на плаху. Рассмотрение вопроса об исключении сейчас позволит Альянсу обсудить плюсы и минусы своего членства и подчеркнуть — как для турецких избирателей, так и для членов НАТО — высокие ставки предстоящих выборов.

У турецких избирателей будет шанс вернуть свою страну в июне или мае, если г-н Эрдоган манипулирует графиком голосования. Кандидаты от оппозиции имеют реальный шанс. Они выиграли ключевые муниципальные выборы в 2019 году в таких городах, как Стамбул, Анкара и Измир. И это несмотря на попытки г-на Эрдогана исказить избирательный процесс, используя судебное преследование для нанесения вреда оппозиции и выдвигая сфабрикованные обвинения против ее лидеров, включая мэра Стамбула, которого он так старался победить.

На этот раз есть тревожные признаки подобного поведения. Г-н Эрдоган и его союзники обвиняют оппозицию в нелояльности по отношению к Турции и преследуют те немногие независимые СМИ, которые остались в стране. Г-н Эрдоган, вероятно, примет дополнительные меры против турецких курдов, такие как прекращение финансирования одной из ее основных политических партий и арест последователей диссидентского священнослужителя Фетхуллаха Гюлена по надуманным обвинениям в терроризме.

Запад может предотвратить этот исход, привлекая внимание к двуличию г-на Эрдогана, поощряя усиление международного наблюдения и освещения в СМИ выборов в Турции. Аналогичным образом, НАТО может дать понять, что неспособность Турции провести свободные и честные выборы станет последней причиной при принятии решения об отзыве ее членства в НАТО. Учредительный устав Альянса не предусматривает исключений или приостановления членства, но международно-правовой принцип rebus sic stantibus — «как сейчас обстоят дела» (Клаузула ребус сик стантибус /лат. Clausula rebus sic stantibus/, буквально — оговорка о вещах, остающихся в том же положении, условие договора, подразумеваемое или прямо оговорённое, согласно которому договор остается в силе до тех пор, пока остаются неизменными обстоятельства, обусловившие его заключение и действие -И.С.) — дает более чем достаточные основания для этого. Руководящий орган НАТО, Североатлантический совет, будет иметь полномочия принимать необходимые меры для защиты своей институциональной безопасности.

Ни одна страна не имеет права участвовать в Альянсе, и г-н Эрдоган не ведет себя как союзник. Его худшим преступлением за последние годы стала покупка в декабре 2017 года сложной российской системы ПВО С-400. Это решение было несовместимо с существующими оборонными мерами НАТО и поставило под угрозу американскую технологию малозаметности F-35, тем самым угрожая безопасности союзников по НАТО и ближневосточных партнеров.

Президент Трамп должен был незамедлительно ввести строгие санкции в соответствии с Законом о противодействии противникам Америки посредством санкций, но его симпатия к г-ну Эрдогану и Владимиру Путину возобладала. О санкциях не объявляли до 14 декабря 2020 года — после того, как Турция приняла поставку и начала испытания С-400, а также после того, как г-н Трамп проиграл переизбрание. Конгресс запретил Турции производить и продавать F-35 в 2018–2019 годах, но задержки Трампа с утверждением санкций стали неоднозначными сигналами, что еще больше подстегнуло непримиримую позицию Эрдогана.

Другие аспекты внешней политики г-на Эрдогана столь же коварны.

Он придерживается «неоосманских» устремлений восстановить влияние Турции в ближневосточных делах. Это стимулировало его усилия по установлению турецкой гегемонии над северной Сирией в условиях гражданской войны в стране. Анкара временами выражалась в прямых угрозах ввести турецкие силы там, где был вероятен потенциально опасный контакт с США и силами коалиции под руководством США. Во время затяжных региональных войн после «арабской весны» Эрдоган шантажировал Европу, позволяя беженцам проходить через Турцию в соседние страны, одновременно вмешиваясь в анархию, царящую в Сирии. Его последовательный антагонизм по отношению к Израилю также отражает его более широкие гегемонистские планы на Ближнем Востоке.

Хотя г-н Эрдоган заслужил похвалу за предоставление Украине беспилотников после российского вторжения в феврале 2022 года, этот шаг был скорее рекламным ходом для рекламы его программы беспилотников и не должен скрывать его постоянные угрозы в других местах. Возможно, наиболее заметным из них является его схема воспрепятствования членству Финляндии и Швеции в НАТО, вымогательство мер для поддержки его антикурдского крестового похода и подавления инакомыслия внутри Турции и турецкой диаспоры. Это бандитское обращение с двумя кандидатами, признание которых поддерживает весь альянс, кроме Венгрии, — классическое поведение Эрдогана. Белый дом, по-видимому, обусловливает продажу F-16 Турции поддержкой Финляндии и Швеции, но Конгресс сильно сопротивляется продажам, отражая широко распространенное недовольство США обструкционизмом Турции.

Турецкие и сторонние наблюдатели согласны с тем, что г-н Эрдоган потерпит поражение на выборах, если процесс будет свободным и справедливым, а оппозиция останется достаточно единой, чтобы вести эффективную кампанию. Ему будет гораздо труднее подорвать голосование, если НАТО привлечет международное внимание к его усилиям под угрозой изгнания. И если г-ну Эрдогану удастся украсть президентские выборы и выборы в законодательные органы, НАТО больше не сможет позволить себе игнорировать ущерб, который он нанес альянсу и его членам.

Серьезное рассмотрение исключения Турции или приостановки ее членства, очевидно, является серьезным делом. Но все станет только хуже, если альянс не сможет противостоять ядовитому поведению г-на Эрдогана».

Итак, подчеркнем, приведенное выше является более распространенной точкой зрения в США на нынешнее турецкое руководство. А латинская оговорка о том, что любое соглашение может быть расторгнуто в том случае, если изменились обстоятельства, которые обусловили заключение данного соглашения, является примером того, какой логике может придерживаться американская сторона в оказании давления на турецкое руководство. Упоминание Сирии в публикации – отнюдь не в контексте возможного турецко-американского взаимодействия, а, напротив, как фактор противостояния между Турцией и США.

В целом, автор призывает американское руководство оказывать нарастающее давление на турецкое руководство с целью добиваться «прозрачных и справедливых выборов». Как выглядит из публикации авторитетного американского политика, партнёрство с Турцией выходит за рамки нынешнего американского интереса. Речь идет, в первую очередь, о том, что ко власти в Турции должна прийти оппозиция.

18 ноября с.г. в издании The Hill была опубликована статья под заголовком «Дилемма Турции и пределы силы США». Автором статьи стал Роберт Мэннинг (Robert A. Manning). Как указывает издание, Роберт А. Мэннинг — «выдающийся сотрудник Центра Стимсона». Он работал старшим советником заместителя госсекретаря по глобальным делам, членом штата государственного секретаря США по планированию политики и в группе стратегического будущего Национального совета по разведке. Обратимся к его публикации:

«Некоторые конгрессмены пытаются помешать Администрации Байдена продать Турции самолеты F-16 и имеют длинный список претензий к президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану — от нарушений прав человека и его связей с президентом России Владимиром Путиным до его блокировки Швеции и Финляндии по вступлению в НАТО.

Турция, своенравный союзник НАТО, часто вызывала раздражение, в последний раз из-за покупки российской системы обороны С-400.

Эрдоган и его ориентированная на ислам Партия мира и справедливости (ПСР) доминируют в турецкой политике с 2003 года, сначала в качестве премьер-министра, а затем, с 2014 года, в качестве президента. За время своего пребывания у власти Эрдоган превратился из демократического модернизатора в авторитарного репрессивного человека со своей собственной повесткой дня. Эта программа плохо понимается в США. Эрдоган доказывает, что является мастером Realpolitik Киссинджеровского измерения, движимым географией, историей, культурой, религией и амбициями.

Расположение Турции на перекрестке Евразии, ислама и тюркской этнической принадлежности позволило Эрдогану укрепить влияние в Европе, на Ближнем Востоке, в Центральной Азии и на Кавказе. Он разделяет экономические и геополитические связи с Россией и Ираном, поддерживая рабочие связи с обоими.

У Анкары есть военные или миротворческие силы в дюжине стран, от Боснии до Катара. Он вмешивался в гражданские войны в Ливии и Сирии и угрожает войной Греции, которая также является союзником НАТО. Его военные беспилотники пользуются спросом, помогая Азербайджану переломить ситуацию против союзника России Армении в конфликте из-за спорной территории Нагорного Карабаха.

Война на Украине резко обострила независимую реальную политику Эрдогана. Он критиковал НАТО за то, что она не сдержала войну, а затем спровоцировала ее; он осудил российское вторжение, но отверг западные санкции и расширил экономические связи с Москвой. Тем не менее, Эрдоган, имеющий прочные экономические и военные связи с Украиной, предоставил Киеву эффективные беспилотники, договорился об открытии экспорта украинской пшеницы через Черное море и позиционировал себя как посредник, активно призывая к прекращению огня. По Конвенции Монтрё 1936 года Анкара контролирует проливы Дарданеллы и Босфор, соединяющие Черное и Средиземное моря. Черное море также является жизненно важным судоходным путем для России.

Существуют очевидные противоречивые последствия для интересов США. С одной стороны, Турция оказала военную помощь Украине и помогла договориться об открытии экспорта пшеницы через Черное море. С другой стороны, Анкара дистанцировалась от ответа США/НАТО и имеет тесные экономические связи с Россией.

В турецкой риторике и общественном мнении ощущается напряжение неприсоединившегося турецкого национализма, что проявляется в столкновениях с США из-за Кипра, Сирии и проблем с продажей оружия. Тем не менее, Эрдоган добился баланса, подчеркнув свою независимую внешнюю политику антиамериканской политикой, национализмом и преследованием своих интересов вне зависимости от интересов США.

Точно так же попытки Эрдогана стать крупным игроком на Ближнем Востоке на фоне предполагаемого сокращения расходов США сложны. Турция вторглась в Ливию против сил ОАЭ и поддерживаемых Россией сил. Турция имеет около 10 000 военнослужащих в Сирии, иногда работающих на Москву, иногда против нее. Главной заботой Эрдогана является курдское меньшинство в Турции. Он обеспокоен тем, что если у курдов в Сирии будет слишком много автономии, это отразится на внутренней политике Турции.

Региональная активность Эрдогана в исламском мире за последние несколько лет вызвала гнев Египта, Саудовской Аравии и стран Персидского залива. Однако в последние месяцы из-за изменения региональной ориентации и экономической необходимости он восстановил связи с Эр-Риядом, странами Персидского залива, а также с Израилем.

Вернемся к вопросу о F-16. Что все это значит для интересов США? Эрдоган, похоже, считает, что Турция, якорь в Восточном Средиземноморье и Черном море, нужна НАТО больше, чем наоборот. Украина, похоже, подкрепляет эту точку зрения. США должны понять, что у Вашингтона и Анкары разные планы и интересы. Союзник НАТО или нет, существует — будь то Россия, Украина, Сирия или блокирование расширения НАТО — (лишь) ограниченное пересечение интересов США и Турции».

62.44MB | MySQL:106 | 0,474sec