О расширении деятельности террористических группировок за пределы национальной территории Афганистана

Как известно, приоритетной целью регионального подразделения «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) в Афганистане остается подрыв авторитета и, в конечном итоге, смещение правительства радикального исламистского движения «Талибан» (запрещено в России). Нападения группировки «ИГ-Хорасан» (запрещена в России) в 2021-2022 гг. являются частью мер по делегитимизации режима талибов и воспрепятствованию признания их правительства на международном уровне. Серии нападений на территории сопредельных с Афганистаном государств сигнализируют о том, что «ИГ-Хорасан» готова и способна вывести террористическую деятельность на международный уровень. Группировка также пытается привлечь местных узбекских и таджикских джихадистов, давая понять, что поддержит их усилия в борьбе против узбекского и таджикского правительств. «ИГ-Хорасан» все чаще осуществляет нападения на территории соседних государств в рамках своего плана по свержению правительства талибов.

За 2021-2022 гг. группировка совершила серию нападений в Таджикистане, Узбекистане и Пакистане, некоторые из которых были частью глобальной операции ИГ под названием «Месть двух шейхов»[i]. О ее начале в 2022 году объявил представитель ИГ Абу Умар аль-Мухаджир, призвав сторонников организации совершать теракты, чтобы отомстить за смерть покойного лидера ИГ Абу Ибрагима аль-Хашеми аль-Курейши и покойного официального представителя группировки Абу Хамзы аль-Курейши. Атаки в Таджикистане и Узбекистане демонстрируют рост готовности «ИГ-Хорасан» наносить удары по соседям Афганистана[ii]. Усиление присутствия группировки на севере страны представляет растущую угрозу для этих стран. Тем не менее, правительство талибов продолжает преуменьшать угрозу со стороны «ИГ-Хорасан», а его недавнее развертывание войск указывает на то, что фактически оно уделяет первостепенное внимание угрозе со стороны оппозиционных групп, не принадлежащих к ИГ. «ИГ-Хорасан» впервые атаковала цели в Узбекистане 18 апреля 2022 года. Боевики группировки выпустили десять 107-мм ракет с территории северного Афганистана в направлении узбекского города Термез. Ракеты предположительно были нацелены на узбекские военные позиции.

И талибы, и узбекское правительство отрицали факт нападения, однако вскоре после него узбекские военные запустили вдоль границы с Афганистаном не менее 35 вертолетов и несколько самолетов с целью продемонстрировать силу[iii]. «ИГ-Хорасан», вероятно, осуществила эту атаку, чтобы привлечь  внимание узбекских боевиков и, возможно, пытается таким образом побудить узбекских талибов перейти на свою сторону. «ИГ-Хорасан» добилась определенного успеха, вербуя их командиров в 2015 году в провинции Джаузджан[iv].

Известно, что в начале 2022 года подразделения узбекских талибов в афганской провинции Фарьяб восстали против центрального руководства, в результате чего отношения между ними по сей день остаются напряженными[v]. Вероятнее всего «ИГ-Хорасан» попытается использовать этот раскол с целью усиления фрагментации внутри движения «Талибан».

«ИГ-Хорасан» впервые атаковала цели в Таджикистане в мае 2022 года. Это косвенно указывает на то, что группировка продолжит осуществлять транснациональные атаки после завершения кампании «Месть двух шейхов». Как и в случае с нападением на территорию Узбекистана, боевики «ИГ-Хорасан» выпустили семь ракет по неустановленным таджикским военным объектам вдоль границы с Афганистаном. Ракеты были выпущены из района Хваджа Гар (афганская провинция Тахар) в сторону Таджикистана, но, похоже, не причинили значительного ущерба. Таджикистан отрицал, что это нападение имело место, но признал, что снаряды оказались на его стороне границы в результате предполагаемой перестрелки между талибами и боевиками «ИГ-Хорасан»[vi].

Операции «ИГ-Хорасан» в Пакистане по-прежнему главным образом нацелены на правительственные силы безопасности, а также на командиров движения «Талибан». «ИГ-Хорасан» преследовала главарей «Сети Хаккани» (запрещена в России) и командиров афганского «Талибана», а также активистов и религиозных деятелей, имеющих отношение к пакистанской политической партии «Джамиат Улема-и-Ислам», связанной с движением «Талибан». В отличие от стран Центральной Азии, деятельность «ИГ-Хорасан» на территории Пакистана не является чем-то новым.

Отколовшись в свое время от пакистанских талибов, «ИГ-Хорасан» долгое время поддерживала собственное присутствие в Пакистане и периодически совершала нападения в племенных районах провинции Хайбер-Пахтунхва. Группировка также продолжает атаковать религиозные меньшинства в Пакистане, особенно в Пешаваре. «Техрик-е Талибан Пакистан» (ТТП, запрещена в России) меняет свою пропагандистскую стратегию, делая ее более ориентированной на пуштунов и тем самым подчеркивая независимость от правительственных сил. «ИГ-Хорасан» может использовать акцент на пуштунских проблемах, а также недавние переговоры между ТТП и правительством Пакистана, чтобы подорвать авторитет пакистанских талибов среди других джихадистских организаций в регионе.

Помимо ведения открытой террористической деятельности, «ИГ-Хорасан» препятствуют усилиям талибов по обеспечению международного признания посредством пропаганды в СМИ. С 2022 года группировка увеличила объемы материала, публикуемого на узбекском, таджикском и кыргызском языках[vii]. Подобная риторика указывает на то, что «ИГ-Хорасан» намерена подорвать доверие международного сообщества к способности талибов контролировать ситуацию в сфере безопасности в Афганистане. Это, в свою очередь, может разрушить их и без того отдаленные перспективы обретения международного признания.

Недавние нападения на территории сопредельных государств указывают на то, что «ИГ-Хорасан» имеет региональные амбиции за пределами Афганистана. Атаки группировки на Узбекистан и Таджикистан демонстрируют как ее возможности, так и намерения. Заявление ее руководства о намерении атаковать правительства Узбекистана и Таджикистана побудит узбекских и таджикских джихадистов, чья конечная цель – свержение соответствующих правительств, встать на сторону «ИГ-Хорасан», а не правительства талибов. Если Узбекистан и Таджикистан отреагируют на эту угрозу силовым способом, они обострят внутреннюю фракционную напряженность внутри движения «Талибан», что поддержит усилия «ИГ-Хорасан» по вербовке отколовшихся от него радикальных элементов.

Однако наиболее громкие атаки «ИГ-Хорасан», которые привели к большому количеству жертв и привлекли широкое внимание СМИ, были направлены против этнических и религиозных меньшинств, в частности против хазарейцев. За некоторые из этих терактов никто так и не взял на себя ответственности, в том числе за громкие нападения на школу и на суфийскую мечеть в Кабуле. Однако все признаки указывают на явное сходство этих атак с предыдущими терактами «ИГ-Хорасан» и, вероятно, они были осуществлены именно этой группировкой.

Американские эксперты сходятся во мнении, что возможности группировки растут в северных районах Афганистана из-за выраженной внутриполитической нестабильности. Совершение серии терактов в Мазари-Шарифе и Кундузе во время операции «Месть двух шейхов» указывает на то, что «ИГ-Хорасан» оптимизирует свои возможности. Осуществленные в рамках операции нападения в Балхе, Кундузе и Кабуле в основном были нацелены на гражданские объекты, в то время как нападения за пределами этого района были в основном направлены против боевиков «Талибана»[viii].

Правительство талибов, очевидно, не в состоянии сдержать «ИГ-Хорасан», но продолжает настаивать на том, что группировка претерпевает поражение, хотя теракты, осуществленные ее боевиками за пределами Афганистана, усугубляют обеспокоенность международного сообщества тем, что талибы не желают или не могут предотвратить исходящую с территории страны угрозу. Министерство внутренних дел движения «Талибан» заявило 26 апреля 2022 года, что «ИГ-Хорасан» «устранена на 98%» и что опасения соседних государств необоснованны[ix]. Эта риторика, вероятно, направлена на внешнюю аудиторию и предназначена для того, чтобы успокоить соседние государства, которые все больше обеспокоены способностью правительства талибов гарантировать безопасность в Афганистане. При этом его нежелание обращаться за международной помощью в борьбе с «ИГ-Хорасан» указывает на то, что оно уязвимо перед попытками группировки обострить внутреннюю напряженность и усугубить раскол внутри «Талибана».

Похоже, что руководство движения уделяет первостепенное внимание угрозе со стороны оппозиции, не входящей в ИГ. По разным оценкам Министерство обороны «Талибана» мобилизовало от 3000 до 4000 солдат со всего южного Афганистана в ответ на наступление Фронта национального сопротивления (ФНС) в Панджшерском ущелье в начале мая[x]. В отличие от «ИГ-Хорасан», ФНС пытался захватить прямой контроль над территорией. В связи с этим «Талибан» может отдавать приоритет операциям против ФНС, так как это объединение, не являясь радикальным, с большей вероятностью, чем «ИГ-Хорасан», получит иностранную поддержку в будущем.

В завершение отметим, что правительство «Талибана» сталкивается с угрозами безопасности на всей территории Афганистана, как со стороны «ИГ-Хорасан», так и со стороны оппозиционных сил, не входящих в ИГ. По этой причине существует малая вероятность того, что талибы создадут силы, способные адекватным образом подавить экстремистскую деятельность «ИГ-Хорасан».

[i] https://www.rferl.org/a/uzbekistan-islamic-state-afghanistan—rocket-assault/31810956.html

[ii] https://twitter.com/Natsecjeff/status/1516111272814776320

https://twitter.com/TajudenSoroush/status/1516335779567575040

[iii] https://www.afghanistan-analysts.org/en/reports/war-and-peace/qari-hekmats-island-overrun-taleban-defeat-iskp-in-jawzjan/

[iv] https://www.intelligencefusion.co.uk/insights/resources/intelligence-reports/assessment-of-the-death-of-qari-hekmat-and-implications-for-is-kp-in-the-region/

[v] http://www.iswresearch.org/2022/01/intelligence-information-report-uzbek.html

[vi] https://khovar(dot)tj/rus/2022/05/soobshhenie-press-tsentra-pogranichnyh-vojsk-gknb-rt/

[vii] https://eurasianet.org/perspectives-islamic-state-in-afghanistan-seeks-to-recruit-uzbeks-tajiks-kyrgyz

[viii] https://twitter.com/aamajnews24/status/1526962567926665440

[ix] https://twitter.com/moiafghanistan/status/1518951615146958851

[x] https://twitter.com/aamajnews24/status/1523956527249477635

52.27MB | MySQL:103 | 0,440sec