О восстановлении российскими и сирийскими военными аэродрома Джейрах

На севере Сирийской Арабской Республики (САР) на подконтрольной Сирийской арабской армии (САА) территории в провинции Алеппо при активном содействии Минобороны России восстановлена база Джейрах, которая была разрушена во время боевых действий с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России). На данном аэродроме будет базироваться авиация военно-космических сил (ВКС) России и ВВС Сирии. В российском военном ведомстве подчеркнули, что это позволит осуществлять прикрытие госграницы на севере Сирии. Выгодное местоположение базы Джейрах расширяет логистические возможности как российской, так и сирийской группировок на линии оспариваемого контроля к востоку от Алеппо[i]. Кроме того, открытие военного аэродрома на севере Сирии увеличивает оперативные возможности по применению российской фронтовой и армейской авиации. В конкретно существующих военно-политических реалиях размещение авиации ВКС России на аэродроме Джейрах позволит контролировать воздушное пространство в приграничных с Силами демократической Сирии (СДС) и протурецкими группировками районах, а также задействовать российско-сирийскую авиацию в зонах вероятного наступления ВС Турции на севере Сирии.

В Министерстве обороны уточнили, что в процессе реконструкции Джейраха было восстановлено свыше 9 км фортификационных сооружений. С учетом сохраняющейся опасности со стороны соседей Сирии аэродром прикрыли средствами противовоздушной обороны и обеспечили наземной охраной. На аэродроме восстановлены светотехническое оборудование и элементы летного поля, позволяющие принимать все типы военно-транспортной, оперативно-тактической и армейской авиации. Командно-диспетчерский пункт оборудован средствами связи и радиотехнического обеспечения полетов, наличие которых обеспечивает прием и выпуск воздушных судов в дневное и ночное время[ii].

Военный объект был потерян сирийской правительственной армией в 2013 году – за два года до начала на территории САР операции российских ВКС. Вооруженные противники президента Б.Асада после штурма Джейраха впервые с начала конфликта смогли получить пригодные для эксплуатации военные самолеты. Трофеи, впрочем, в их руках находились недолго: в начале 2014 года авиабаза перешла в руки боевиков ИГ, которые также получили возможность воспользоваться завоеванными истребителями. Джейрах вернулся под контроль официального Дамаска при поддержке иностранных союзников только в 2017 году.

Соседи Сирии встревожены восстановлением военного аэродрома Джейрах, предназначенного для совместного базирования сил Москвы и Дамаска. Открытие российскими и сирийскими военными аэродрома Джейрах на севере Сирии привлекло внимание израильского аппарата безопасности. Восстановленный объект, рассчитанный на совместное базирование авиации ВКС России и ВВС Сирии, может, как полагают израильские спецслужбы, использоваться Ираном и лояльными ему силами для контрабанды оружия. В Москве декларируют, что аэродром необходим для прикрытия госграницы и защиты севера и северо-востока САР. Израильская же сторона трактует это как «предоставление льгот» Тегерану. По ее оценкам, возможные действия ВВС ЦАХАЛа теперь в этих районах могут быть осложнены из-за обилия защитной техники в Джейрахе. Еврейское государство не сможет использовать военные средства из-за боязни повредить российскую технику, отмечают официальные лица. Ивритоязычные издания называют открытие Джейраха испытанием для российско-израильских отношений[iii].

За 2022 год ВВС ЦАХАЛа, несмотря на политическую нестабильность в Израиле, отметились активной кампанией по уничтожению иранских линий снабжения, в рамках которой сирийские аэропорты подверглись наиболее жестким нападениям. Так, интенсивные удары принял на себя международный аэропорт Дамаска, где, как подозревали в Израиле, приземлялись гражданские самолеты с военными грузами. Не исключено, что усердие израильтян отчасти было обусловлено развитием событий на территории Украины: в начале января 2023 года официальный представитель Госдепартамента Нед Прайс сообщил, что власти США вели переговоры с Израилем о способах борьбы с экспортными каналами иранских БПЛА. Дипломат подчеркивал, что американская сторона придерживается скоординированного подхода для нарушения потока технологий из Ирана в Россию[iv].

В заключение отметим, что несмотря на то что авиабаза Джейрах относительно небольшая, она занимает важное место в районах восточной части Алеппо к юго-востоку от подконтрольного протурецким формированиям района города Эль-Баб и к югу от Манбиджа, где продолжают оставаться курдские отряды, вызывающие сильное недовольство Турции. Нынешнее усиление военного присутствия именно на этом участке имеет значение. С одной стороны, Турция все последние месяцы грозится начать военную операцию против курдов на севере Сирии, а с другой – впервые за долгое время идет на контакты с правительством Сирии на высоком уровне. Кроме того, Джейрах – это один из логистический военных хабов способных в условиях тотального закрытого неба, санкций в отношении гражданских авиа/морских перевозок обеспечить переброску грузов в Азию и Африку.

[i] https://www.dailymotion.com/video/x8hjvji

[ii] https://www.bbc.com/turkce/articles/cp4q94vp8y7o

[iii] https://www.mako.co.il/news-military/2023_q1/Article-3e61f88a920e581027.htm?sCh=7bd56f39402f1810&pId=173173641&partner=lobby

[iv] Иранское руководство сталкивается с обвинением в создании производственных мощностей на территории САР. КСИР курирует работу расположенных на сирийской территории заводов по производству боевых дронов. Серия нападений в конце 2022 года, приписываемая ЦАХАЛу, как раз была непосредственно нацелена на предполагаемые совместные центры производства беспилотников.

52.27MB | MySQL:103 | 0,480sec