О развитии мощностей турецкой нефтегазовой компании BOTAS

Турецкие газовые компании выразили обеспокоенность по поводу попыток газового гиганта BOTAS стать монопольным поставщиком российского газа внутри страны и в Европу. BOTAS укрепляет свои позиции на рынке, платя большую наценку за российский газ в то время, когда она готовится к сотрудничеству с Bulgargaz.

BOTAS в этом году закупит 1 млрд куб. м газа у независимого турецкого импортера Kibar Enerji;  столько же куплено в 2022 году. В прошлом году BOTAS также закупила 1,5 млрд куб. у другого независимого импортера, Akfel Gaz, увеличив закупки до 2,21 млрд куб. м в 2023 г., что составляет почти столько же, сколько эта компания ежегодно контрактует с «Газпромом» до 2043 года. Сообщается, что эти независимые компании заключили сделку с BOTAS после того, как им было предписано выплатить многомиллионное арбитражное решение российскому «Газпрому». Сложные рыночные условия не позволили выплатить средства по этому решению в 2021 году. В 2022 году была введена в действие схема, согласно которой BOTAS покупает объемы у независимых импортеров с наценкой, помогая им расплатиться с арбитражем.

Действия BOTAS по укреплению своих позиций на рынке вызывают опасения по трем причинам:

  1. Даже учитывая тот факт, что BOTAS помогает независимым импортерам погасить арбитражное решение «Газпрома», наценка высока по сравнению с ценами, уплаченными в предыдущие годы, и для публичной компании очень необычно помогать частным компаниям. В прошлом подобная схема никогда не применялась. И платежи производятся в то время, когда потребности BOTAS в займах на 2023 год оцениваются в 21 млрд долл.; возможно, BOTAS находится в более здоровой финансовой ситуации, имея обеспеченные кредиты.
  2. BOTAS заключила контракт на закупку газа с Akfel Gaz в мае 2022 года, через три месяца после того, как компания была продана компании, структура акционеров которой была связана с дочерней компанией Cengiz Holding, одного из крупнейших турецких конгломератов, Gefest Corporation LLC, компании со штаб-квартирой в России и друга сына президента Турции Халила Ибрагима Баджаджи. Передача активов сорвалась в августе 2022 г., когда было опубликовано расследование структуры акционеров покупателей.
  3. Источники в Турции обеспокоены тем, что, получив монопольное положение, BOTAS положит конец оставшимся механизмам свободного рынка в газовом секторе после 23 лет бесплодных попыток либерализации. До 2016 года импортерами российского газа были BOTAS, а также независимые компании Akfel Gaz, Avrasya Gaz, Bati Hatti, Bosphorus Gaz, Enerco Enerji, Kibar Enerji и Shell Enerji. Однако после национализации турецкой группы Akfel Commodities, в которую входили Akfel Gaz, Enerco Enerji и Avrasya Gaz, арбитража «Газпрома» и ухудшения турецкой экономики, только Akfel Gaz и Kibar Enerji постоянно импортировали российские объемы. Увеличив объемы импорта Akfel Gaz и Kibar Enerji, BOTAS теперь получает контроль над импортом российского газа.

Кроме того, в связи с уходом с рынка многих независимых импортеров недавняя сделка BOTAS с Bulgargaz лишит любые местные и региональные компании доступа к импорту через Турцию.

BOTAS и Bulgargaz подписали 13-летнее соглашение, предоставляющее последнему доступ к турецкой энергосистеме и импортным терминалам для отбора 1,5 млрд куб. м в год. Это следует за новостями о том, что Турция работает с Россией над созданием хаба для дальнейшей продажи газа в Европу из Турции. Ранее в этом месяце Европейская федерация энерготрейдеров (EFET) направила письмо Европейской комиссии и заинтересованным сторонам в Болгарии с предупреждением о последствиях сделки и возможности того, что третьим сторонам будет запрещено принимать участие. EFET заявила, что условия сделки между Bulgargaz и вертикально интегрированной турецкой газовой компанией BOTAS предлагают «субоптимальные рыночные условия» другим лицензированным газовым трейдерам. Полные условия соглашения не разглашаются, но EFET опасается, что только Bulgargaz будет иметь доступ к объемам, полученным в Турции, что не позволит другим компаниям, работающим в регионе, выйти на турецкий рынок.

EFET также подняла ряд других серьезных проблем:

– отсутствие соглашения о взаимоподключении между Болгарией и Турцией для точки межсоединения Странджа 1-Малкочлар, где ожидается экспорт газа из Турции в Болгарию;

– отсутствие прозрачности в обмене информацией между BOTAS и болгарским оператором газотранспортной системы Bulgartransgaz;

– отсутствие процедур и правил работы, которые должны были быть согласованы BOTAS и Bulgartransgaz;

– задержки BOTAS с внедрением ключевых технических протоколов, необходимых для корректной работы потоков, включая внедрение протокола связи для обмена данными на пограничном пункте Странджа 1-Малкочлар.

Исключительное право Bulgargaz на доступ к терминалам в Турции было примером государственной помощи и противоречило рыночным принципам, сообщили несколько источников. Один источник поинтересовался, «почему другим компаниям не разрешили подписать аналогичные сделки или, по крайней мере, позволить турецкой инфраструктуре быть открытой для всех участников». Источники сообщили, что Bulgartransgaz и BOTAS должны подписать соглашение о взаимоподключении, чтобы разрешить трансграничные потоки на пограничном пункте Странджа 1-Малкочлар.

В заключение отметим, что отсутствие прозрачности в отношении любого подобного соглашения вызывает крайнюю обеспокоенность, поскольку долгосрочная сделка подписывается «килейно», без оповещения других участников рынка. Другим важным моментом является то, что указанный пограничный пункт не использовался с января 2020 года, поскольку турецкие объемы были перенаправлены на недавно введенный в эксплуатацию трубопровод TurkStream2 мощностью 15,8 млрд куб. м в год.

52.2MB | MySQL:103 | 0,481sec