О серии исследований «Развивающиеся военные технологии» турецкого фонда SETAV. Часть 8

Ведущий турецкий мозговой центр, Фонд политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV) известен подготовкой и публикацией аналитической информации по актуальным вопросам повестки.

В частности, в контексте политики турецкого руководства на обеспечение научно-технического прорыва и создание себе преимущества, осенью 2022 года Фонд приступил к публикации серии книг под заголовком «Развивающиеся военные технологии».

В рамках этой серии, на момент написания данного материала (январь 2023 года) вышло три книги: «Радиоэлектронная борьба: турецкие возможности и глобальные тренды», «Кибербезопасность: турецкие возможности и глобальные тренды», «Новые военные технологии во внешнем космосе».

Напомним, что в прошлом материале мы продолжили рассматривать космическое исследование SETAV.

Часть 7 нашей публикации доступна на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=94290.

Продолжаем рассматривать раздел, который озаглавлен как «Оружие направленной энергии». Мы остановились на возможности использования метеоритов, имеющих направленность и необходимую кинетическую энергию, в качестве оружия. В этом смысле, авторами упоминается проект «Тор», который может стать орудием против Ирана и Северной Кореи.

Цитируем:

«Этот тип оружия напоминает проект RAMA (Recons tituting Asteroids into Mechanical Automata) компании «Сделано в космосе» в Калифорнии, который был награжден НАСА в рамках программы «Инновационные передовые концепции». Проект, который планирует превратить астероиды десятиметровой длины и ширины в автономный космический корабль, также рассматривается для защиты Земли.

Представляется возможным изменить его (астероида – прим.) траекторию с помощью многочисленных нанороботов, развернутых на астероиде. Прогнозируется, что материалы, извлекаемые из астероида, могут использоваться в качестве топлива. В фильме «Не смотри вверх» (2021) речь идет об уничтожении астероида путем размещения на нем нанороботов, и указывается, что в метеоры можно вмешаться, не ударившись о землю.

Метеор, прилетевший в Россию в 2013 году, взорвался ярким объектом при движении со скоростью около 60 тысяч километров в час, причинив ранения примерно 1000 человек, и вошел в историю как подозрительное событие. Возможно, будет необходимо рассмотреть «випонизацию» (от «weapon» — «оружие» — прим.) метеорита как гибридную угрозу в рамках концепции серой войны».

Переходим к следующему разделу, который озаглавлен как «Гиперзвуковые ракетные системы».

Цитируем данный раздел:

«Сегодня гиперзвуковые ракеты, которые могут двигаться в пять раз быстрее (скорости – прим.) звука и могут быть оснащены ядерными боеголовками, поступили на вооружение России, Китая и Северной Кореи.

Россия нанесла удар по некоторым позициям украинской армии своей гиперзвуковой ракетой модели «Кинжал». Эта технология, открытая Сюэ-Шэнь Цзянем, пионером китайских космических исследований, считается важным преимуществом в воздушных войнах.

Гиперзвуковые ракеты рассматриваются как новые оружейные технологии, меняющие парадигму ядерного сдерживания, такие как высокопроизводительный анализ данных, квантовые компьютеры, датчики космического базирования, противоспутниковое оружие и системы кибероружия.

В отчете под названием «Пять революций: изучение оборонных инноваций в Индо-Тихоокеанском регионе», опубликованном Центром стратегии и безопасности Скоукрофта Атлантического совета, описываются пять новых военных технологий в Индо-Тихоокеанском регионе. Он (отчет – прим.) представляет собой сборник выдающихся технологий Китая в области кибер (атак – прим.), электромагнитного спектра и космоса.

Упоминается, что они был разработаны таким образом, чтобы можно было завершить региональную войну в пользу Китая. Противокорабельные баллистические ракеты Dong-Feng-21D и Dong-Feng-26B, система запуска гиперзвуковых ракет Dong-Feng-17D и гиперзвуковые ракеты CH-AS-X-13 были разработаны против военно-морских сил соперников.

Упоминалось, что Китай, как и Россия, рассматривает космос как приоритетную область с точки зрения замыкания пространства, асимметричного наращивания мощности (поскольку его потенциал ядерного оружия очень низок) и информационного доминирования.

Хотя американская военная мощь занимает первое место среди великих держав, она еще не достигла этого уровня в области гиперзвуковых ракет.

США уделяют приоритетное внимание разработке систем защиты и раннего предупреждения от этих ракет.

В рамках проекта «Блэкджек» Американское агентство перспективных оборонных исследовательских проектов (DARPA) пытается создать новую архитектуру безопасности для военных спутников в космосе.

С другой стороны, в рамках соглашения, заключенного с Илоном Маском, владельцем SpaceX в частном секторе, в мире выведено на орбиту около 20 тысяч мини-спутников, ведутся исследования по разработке системы раннего обнаружения гиперзвуковых ракет по алгоритму на основе ИИ (искусственного интеллекта – прим.) через спутниковую сеть с датчиками. Так были начаты эксперименты с мини-спутниками. Однако, американские военные заявляют, что, хотя алгоритм проще активировать на Земле, система раннего предупреждения о ракетном нападении пока не дала желаемого результата, поскольку трудности возникают в космической среде.

Испытания гиперзвуковых ракет России, Китая и Северной Кореи создали асимметрию сил по отношению к США (не в американскую пользу – И.С.).

Учитывая тип войны, построенный на концепциях закрытия зоны (A2) и непрохода (AD), эти ракеты предстают как барьер для политического и военного проникновения США, как глобального актора, в регион, с которым нет географической близости (особенно Черное море и Южно-Китайское море).

Концепция «войны против доступа» (anti access warfare), которая была введена в оборот в 1991 году, состоит из комбинации боевых действий в воздухе и на море. В то же время она включает в себя не только военную, но и экономическую, правовую, киберпространственную и дипломатическую деятельность и действия, направленные на ослабление власти страны-мишени в этом регионе.

При проникновении государства-соперника в регион важна космическая система ПВО и коммуникационная инфраструктура, эффективность военно-морского флота в регионе, приобретение наземных, военно-морских и воздушных баз на территории других стран, а также возможность расширения своих возможностей в киберпространстве.

В случае, если потенциал обороны и нападения, состоящий из суммы многих вооруженных сил (морских, воздушных, наземных, кибернетических, космических и средств радиоэлектронной борьбы), которые необходимо создать, лучше, чем у другого существующего государства, оно закрывает этот район в свою пользу, не позволяя сопернику проникнуть в этот регион.

В войне при воздушном нападении, которое начнется с ракет, в первую очередь, с отсечения связи путем вывода из строя военных спутников в космосе, выведения из строя боевых элементов с электронными системами путем создания электромагнитных волн, уничтожения ракет и ракетных пусковых установок противоракетами, уничтожения военной мощи на море ударами с воздуха и подводных лодок, и уничтожения военного присутствия противника, в такой войне, достижение победы – результат закрытия района.

В этой концепции войны решающее значение имеет пространство как критическая область. Так как, система ПВО управляется спутниками, со спутника в нужный момент поступают данные для запуска противоракеты. Тем более, что для гиперзвуковых ракетных комплексов пока нет системы раннего обнаружения пуска, представляется критичным обеспечить их быстрое уничтожение лучевым оружием из космоса, как только они будут замечены.

Представляется, что Россия планирует, начиная с района Северного полюса, где США эффективно используют космос, выводить из строя близлежащие к себе стартовые позиции ракет, уничтожать американские военные спутники, которые она (Россия – И.С.) обнаружила в космосе с помощью телескопов наблюдения, либо ударом ракеты, либо другим спутником, с тем, чтобы в войне ослепить и оглушить (США – И.С.), а также обратить в свою пользу психологическое преимущество.

Кроме того, утверждается, что ЗРК С-400 и С-300, поставляемые странам на Средиземноморском побережье, снижают эффективность НАТО в воздухе. По этой причине, Россия рассматривается как более опасный военный конкурент, чем Китай, как с точки зрения ее ракетно-ядерного потенциала, так и с точки зрения ее эффективности в космосе».

Следующий раздел исследования посвящен так называемым «квантовым технологиям».

Цитируем:

«В области космоса, с военной точки зрения, квантовая технология используется в рамках спутников и компьютеров. Видно, что деятельность Китая в этой сфере выходит на первый план. Он инициировал квантовые технологии в космосе, отправив в космос в 2017 году первый квантовый спутник Micius, который он разработал совместно с Австрией и назвал в честь китайского экс-философа, чтобы информацию с китайских спутников нельзя было украсть или скопировать.

По этой причине квантовый спутник считается новейшей технологией в обеспечении безопасности данных.

В 2020 году Китай ввел в строй свою первую мобильную квантовую наземную станцию, обеспечивающую восьмиминутную связь со спутником Micius. Кроме того, успешно проведя «эксперимент по квантовой телепортации» в 2017 году, он достиг технологии отправки информации из одного места в другое посредством телепортации.

США, с другой стороны, пытаются создать космическую квантовую интернет-сеть со спутниковой сетью Starlink, отправленной Илоном Маском на околоземную орбиту.

Путем добавления программ алгоритмов искусственного интеллекта к спутникам с помощью космической квантовой технологии в спутниковой связи пытаются обеспечить шифрование и точное позиционирование. его квантовые системы.

В докладе говорится, что Китай, который превосходит эту технологию, может легко получить доступ к информации, взламывая коммерческий и военный коды вместе с ИИ, и что необходимые меры должны быть приняты как можно скорее. Как видно, в области квантовых технологий продолжается острая конкуренция между Китаем и США».

Следующий раздел издания посвящен технологиям 5G.

Продолжаем цитирование:

«Еще одна технология, используемая в строительстве военной силы космического базирования, — это технология 5G. Пентагон стремится создать сетевую связь будущего, используя технологию связи 5G в космосе. Группа исследователей из Технологического института Джорджии представила концепцию «Интернета космических объектов» (IoST). Эта технология была определена как киберфизическая среда, которая соединяет информационную сеть между Землей и спутником. В рамках этой системы миниатюрный спутник CubeSat играет центральную роль в построении сетевой инфраструктуры и работе активных/пассивных датчиков. Эта система с подключением 5G предназначена для предоставления интернета в районах с затрудненной связью, съемки Земли, дистанционного управления и исследований дальнего космоса.

Китай приступил к созданию Цифрового шелкового пути с помощью этой системы для своего геоэкономического проекта. В рамках цели «Цифровой шелковый путь» насчитывается сто тридцать проектов.

Примерами таких проектов являются создание умного города в Кении, прокладка оптоволоконного кабеля в Пакистане, испытания 5G в Таиланде, открытие центра электронной коммерции и центра обработки данных в Малайзии.

Самым важным шагом Китая в этом отношении является его подготовка к роли лидера, устанавливающего технологические стандарты, в рамках Инициативы по стандартам Китая до 2035 года, инициированной президентом Си Цзиньпином в 2018 году. В то же время 5G также излучает микроволновые лучи, которые могут контролировать толпы. Поскольку Китай много раз сталкивался с протестами в своей истории, он также стремится держать толпу под контролем с помощью спутников 5G».

И, наконец, приводим текст заключения данного издания:

«Достижения в физике также формируют космические военные технологии. Системы оружия, основанные в основном на направленной энергии, могут применяться в обороне, нападении и нести многие другие функции.

В то время как соперничающие государства, обладающие космической мощью, имеют возможность мешать проектам друг друга в космосе, они могут отложить в сторону свое соперничество по разделу мира и умолчать об ослаблении или уничтожении других государств.

Однако, если предположить, что союзнические отношения в мире продолжаются в космосе, балансировка более чем одного глобального актора в космосе одновременно также создает поле безопасности. В то время как Иран и Северная Корея находятся в союзе с Китаем и Россией, Великобритания и Австралия образуют защитный зонтик при поддержке США.

В проектах, в которых частный сектор участвует частично через открытые тендеры, его полномочия никогда не устанавливаются в одиночку для установления превосходства.

Американское правительство также работает с несколькими компаниями одновременно для выполнения одной миссии. Понятно, что, когда через три года начнутся полеты на Луну, конкуренция усилится и система вооружения, размещенная на неподвижном небесном теле, даст явное преимущество в плане господства над миром.

Военные системы с недавно разработанными технологиями приведут к другому технологическому веку. Тщательное наблюдение за развитием (технологий – И.С.) важно для понимания военных угроз, но оборона в космосе может занять место равной (нападению / угрозам – И.С.) силы».

Итак, подводим итоги рассмотрения нами трех изданий технологической серии Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV).

  1. Технологическая серия Фонда, очевидно, расширяет прочтение турецким ВПК своих приоритетов развития.
  2. Ранее указанные приоритеты, в первую очередь, включали: беспилотную технику, ракетные технологии и спутники. Как мы можем заметить, в наши дни, их следует расширить за счет: РЭБ, кибер-тематики, а также космических технологий военной направленности.
  3. Как можно заметить, наиболее продвинулась Турция в сфере радиоэлектронной борьбы – это находит свое отражение в той продукции, которая ставится на вооружение турецкой армии, а также предлагается турецкой стороной на экспорт. Главным экспортёром, в этом смысле, следует считать одного из крупнейших игроков турецкого ВПК – компанию Aselsan.
  4. Впрочем, заметим, игроком далеко не единственным – как мы не раз говорили, драйвером турецкой экономики третьего десятилетия 21-го века становится военно-промышленный комплекс. Он, в этой роли, сменяет строительно-подрядный сектор страны, который, как представляется достиг своего потолка.
  5. Киберпространство для Турции – также развивающаяся сфера. Для курирования этой отрасли вновь создано Управления по цифровой трансформации при администрации президента Турции. А также образован «киберкластер» страны. Президентом Р.Т.Эрдоганом поставлена задача обеспечить 1 млн новых рабочих мест этой отраслью, что дает представление относительно того, какого размаха должна достичь эта индустрия. Впрочем, пока говорить о сколь-нибудь серьезных успехах в этой сфере не приходится. Пока турки идут по пути получения технологий из-за рубежа с попытками локализовать их на турецкой территории, чтобы развивать как «национальные и местные продукты».
  6. Что же до перспективных космических технологий, то есть два пункта повестки дня, до которых из перечисленного изданием Турция пытается «дотянуться». Речь идет о современных мини-спутниках, а также о технологиях 5 И там, и там турками интенсивно накапливаются компетенции, опыт и развиваются местные турецкие компании. Происходит это на базе технопарков страны, среди которых, к примеру, особняком стоит крупнейший Стамбульский технопарк.
62.88MB | MySQL:102 | 0,531sec