Алжир готовится к масштабному запуску фосфоритных месторождений

В 2023 году алжирское руководство готовится начать масштабное освоение своих фосфоритных месторождений, благодаря чему оно рассчитывает получить миллиарды долларов и создать тысячи рабочих мест. Также это способно повлиять на мировой рынок удобрений.

Алжир намеревается диверсифицировать свою экономику за счет развития неуглеводородных проектов. Одним из способов должна стать масштабная разработка месторождений фосфоритов.

Заметим, что хотя Алжир претендует на третье место по их запасам с Сирией (по разным данным его месторождения составляют 3% от мировых объемов), до сих пор он производил их ничтожные по международным меркам объемы – 700 тысяч – о1 млн тонн ежегодно.

Однако в последние годы алжирские власти, видя востребованность в мире продуктов переработки фосфатов, стали исправлять данное упущение и на данный момент в АНДР производят около трех миллионов тонн одной мочевины.

Однако его возможности гораздо более серьезные. Ведь запасы его фосфатов доходят до 2,2 млрд тонн и в этом отношении он заметно опережает Россию, месторождения которой по разным данным насчитывают 1.5 – 1.6 млрд тонн.

Соответственно, Алжир демонстрирует растущие амбиции в отношении их добычи, переработки и экспорта удобрений, намереваясь войти в первую тройку «фосфоритных» стран. Более того, руководство АНДР мечтает стать первой державой мира на данном направлении.

Об этом было открыто заявлено на 34-м международном техническом конгрессе арабского Союза производителей удобрений (AFA), впервые проведенного в Алжире с 3 по 6 октября 2022 года, в котором участвовали более 300 делегатов, обсудивших проблемы с удобрениями в связи с украинским конфликтом.

Они указали на наличие большого запроса со стороны Запада на увеличение их производства ради смягчения последствий изменения климата, что подразумевает «развитие производства экологически чистого водорода и экологически чистого аммиака».

Важно заметить, что треть мирового производства удобрений приходится именно на долю арабских государств. Общий объем фосфатного рынка оценивается в 200 млрд долларов в год, тогда как на арабский мир приходится 70 млрд долларов. И Алжир рассчитывает получить крупную долю этих доходов.

Реализации данных мечтаний до сих пор мешало лишь отсутствие инвестиций, которые требовались в объеме многих миллиардов долларов. Руководство иностранных компаний, осознавая невыгодность работы в Алжире с учетом множества ограничений на работу там зарубежного капитала, не торопилось этого делать.

Но теперь, когда власти АНДР устранили практически все былые помехи их работе, и на фоне серьезного роста на мировом рынке удобрений, они резко изменили свои прежние подходы и демонстрируют готовность работать на алжирском рынке. Причем главное препятствие для их прихода туда – «закон 51/49», предписывающий возможность работы в Алжире иностранного бизнеса только в составе совместных с алжирскими компаниями проектов и с долей не более 49 % – отменено не было.

И теперь его власти переходят от слов оно к делу, пытаясь начать их производство в вилайе Сук-Ахрас. В частности, уже сейчас алжирские власти занялись отведением под соответствующий проект участок государственного леса Улед-Зайед в муниципалитете Улед-Дрисс под создание крупного интегрированного фосфатного комплекса.

Произошло это сразу после рассмотрения этого вопроса 26 января на еженедельном правительственном совещании под председательством премьер-министра Аймен Бенабдеррахман.

В частности, здесь они намереваются построить электростанцию в рамках «операции по возведению линий электропередачи высокого и сверхвысокого напряжения, предназначенных для питания будущего проекта по производству фосфорной кислоты».

Эта инфраструктура предназначена обслуживать «крупный интегрированный фосфатный комплекса с участием иностранных капиталов», который, согласно расчетам властей АНДР и позволит Алжиру «стать одной из ведущих стран-экспортеров удобрений».

Над его воплощением в жизнь еще в 2022 году договорились работать четыре партнера: алжирские группы Asmidal (дочерняя компания государственного энергетического гиганта Sonatrach) и Manadjim El Djazaïr (Manal), с одной стороны, и китайские компании Wuhuan Engineering и Tian’An Chemical, с другой. Для этого они создали совместное предприятие, в котором структуры из Поднебесной решили довольствоваться долей всего лишь в 44%.

Аналогичное объединение они образовали и для работы на крупном фосфатном проекте в провинции Южная Тебесса по разработке месторождения Блед эль-Хадба.

На это планируется выделить до 7 млрд долларов, причем только стоимость соответствующей инфраструктуры для него составит от 5 до 6 млрд долларов.

Также стороны планируют подвергать химической переработке добытые фосфаты в Вади-Кеберите (вилайя Сук-Ахрас), производить удобрения в Хаджар-суд (вилайя Скикда), а также расширить и переоборудовать для экспорта данной продукции порт Аннабы.

Всего планируется производить 5,4 млн тонн удобрений ежегодно. Часть этой продукции будет ориентирована на местный рынок, однако большая часть будет предназначена для экспорта.

Благодаря реализации данного проекта алжирские власти рассчитывают создать около 6000 прямых и 24 000 косвенных (временных, сезонных, «сопутствующих») рабочих мест.

Генеральный директор Sonatrach Group Туфик Хаккар утверждает, что «Этот проект позволит Алжиру стать одной из ведущих стран в мире по экспорту фосфорных удобрений. Реализация его позволит Алжиру производить более шести миллионов тонн фосфатных продуктов ежегодно».

Впрочем, кажется, его китайские коллеги лишены такой уверенности. Дело в том, что, несмотря на обещания алжирского президента Абдельмаджида Теббуна «устранить все помехи иностранным инвестициям», особенно со стороны местной бюрократии, реально ситуация иная.

Напомним, что соглашение о начале работы по данному проекту было подписано 22 марта 2022 года. Однако прошел уже почти год и говорить о его запуске не приходится – алжирские власти пока занимаются лишь бумажной работой по оформлению разрешительных документов.

В свою очередь, созданная для реализации данного проекта Алжиро-китайская компания по производству удобрений (ACFC) только намеревается провести необходимые для его запуска предварительные экономические и технические исследования.

Иными словами, это является наглядным свидетельством тому, что главным врагом Алжира остается его же бюрократия, тормозящая даже самые жизненно важные проекты.

Сможет ли он не допустить повторения подобного при запуске планируемых им амбициозных энергетических проектов?

52.24MB | MySQL:103 | 0,617sec