О единой программе турецкой оппозиции. Часть 3

30 января с. г. в Анкаре в торжественной обстановке прошла презентация единой оппозиционной программы в случае, если так называемый «шестисторонний стол» придет к власти в результате президентских и парламентских выборов, намеченных на 14 мая (предварительно; подлежит согласованию Великим национальным собранием /Меджлисом/ Турции – И.С.).

Документ был представлен со сцены Анкарского конгресс-центра председателями партий, образующих оппозиционную шестерку.

Продолжаем анализировать документ. Часть 2 нашей публикации доступна по ссылке на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=94518.

Напомним, что после того, как мы проанализировали программный документ оппозиции по ключевым словам, представляющим для отечественной публики наибольший интерес («Россия», «Украина», «НАТО», «США», «ЕС»), мы перешли к прямому цитированию раздела «Внешняя политика, оборона, безопасность и миграционная политика». Продолжаем цитировать раздел:

«

  • Мы восстановим отношения с нашими соседями и странами нашего ближайшего бассейна (турки очень любят в геополитических текстах использовать «бассейн» в контексте того или иного региона) и поднимем сотрудничество до самого передового и продвинутого уровня.
  • Мы возглавим многосторонние инициативы, которые укрепят мир, стабильность и сотрудничество в соседних с Турцией регионах.
  • Мы будем укреплять Организацию турецких государств.
  • Мы будем улучшать наши позиции в таких организациях, как Организация Черноморского Экономического Сотрудничества, Организация Исламского Сотрудничества, Организация Экономического Сотрудничества, D8 и роль этих организаций в международных отношениях.
  • Мы будем уважать независимость, суверенитет и территориальную целостность стран региона, не будем вмешиваться в их внутренние дела и будем «способствовать решению», а не «принимать сторону» в проблемах между ними.
  • Мы встретимся со всеми соответствующими сторонами, чтобы найти постоянное решение израильско-палестинской проблемы в рамках резолюций ООН и на основе двух государств, и мы обеспечим, чтобы Турция заняла свое место за столом переговоров в качестве надежного посредника по палестинскому вопросу.
  • Мы и дальше будем укреплять наши братские связи с Азербайджаном на основе взаимного доверия.
  • Мы будем решительно продолжать шаги по решению проблем между Турцией и Арменией.
  • Мы будем способствовать превращению (режима – прим.) прекращения огня между Азербайджаном и Арменией в прочный мир.
  • Мы будем не допускать изоляции Турции в Восточном Средиземноморье и будем отдавать приоритет достижению результатов посредством многочисленных переговорных процессов по разграничению морских юрисдикций и справедливому разделу углеводородных ресурсов.
  • Кипр – наше национальное дело. Чтобы найти справедливое и прочное решение кипрской проблемы, мы будем преследовать цели защиты приобретенных прав ТРСК и киприотов-турок и обеспечения суверенного политического равенства двух общин.
  • Эгейское море следует рассматривать как зону мира, сотрудничества и добрососедства. Мы будем работать для достижения этой цели, и мы не допустим никакого развития, которое может нанести ущерб нашим суверенным территориям в Эгейском море.
  • Мы решим нерешенные вопросы между Турцией и Грецией путем дипломатии, диалога и переговоров, ориентированных на результат, на основе международного права и справедливости, без ущерба для национальных интересов Турции.
  • Мы поставим отношения с США на институциональную основу с пониманием равноправия и будем продвигать союзнические отношения, основанные на взаимном доверии.
  • Мы предпримем попытки вернуть Турцию в проект F-35.
  • Будем и дальше укреплять отношения с Российской Федерацией на основе взаимопонимания и равноправия, и сбалансированного и конструктивного диалога на институциональном уровне.
  • Мы будем не только рассматривать (Африканский – прим.) континент как территорию, где мы открываем представительства, но и многогранно улучшать отношения с Африкой, превращать саммиты Турция-Африка в регулярный и функциональный процесс.
  • Мы будем строить наше «азиатское видение» на укреплении наших отношений со странами региона, с одной стороны, на двустороннем уровне, а с другой стороны, на обогащении этих двусторонних отношений путем их диверсификации с помощью многочисленных механизмов сотрудничества.
  • Мы оценим наши отношения с такими организациями, как Шанхайская организация сотрудничества и АСЕАН, на реалистичной и устойчивой основе».

Итак, обратимся к основным выводам касательно положений внешнеполитической декларации оппозиционных партий Турции. Начнем с того, чего, на наш взгляд, нет или чего недостает внешнеполитическому разделу программу:

  1. Не хватает упоминания конфликта на Украине, как выходящего за рамки российско-украинского противостояния. Да, говорится о «территориальной целостности соседей» и о том, что оппозиция будет «способствовать решению». Однако, без упоминания существующих реалий, включая и ту, что конфликт на Украине – это крайне опасная ситуация, имеющая тенденцию к не ограниченной ничем эскалации.
  2. Отсутствует упоминание основных международных угроз невоенного характера, которые возникают в связи с конфликтом на Украине – речь идет об энергетической и продовольственной безопасности Турции. При том, что Турция является крупным импортером российских энергоносителей и продукции агропромышленного комплекса.
  3. Отсутствует упоминание возможностей, возникающих в связи с тектоническими сдвигами в мире, которые требуют с одной стороны перестройки, с другой стороны дают шанс кратно усилить своё международное положение. Тут, разумеется, можно привести в пример инициативу турецкого руководства «Мир – больше пяти!». Можно использовать этот слоган, а если нет желания упоминать его, таким образом невольно делая отсылку на действующее руководство страны, можно предложить свой слоган.
  4. Опять же, слоган внешнеполитического курса турецкого МИДа под руководством министра иностранных дел Мевлюта Чавушоглу – «предприимчивая и гуманная внешняя политика». Понятно, что можно делать отсылки к лозунгу ещё основателя и первого президента Турецкой Республики Мустафы Кемаля Ататюрка «Мир на родине – мир на земле», однако, с тех пор прошло уже 100 лет и для аудитории требуются новые слова.

Заметим, что это – фундаментальные недоработки, которые бросаются в глаза любому избирателю, который хочет найти ответы в программе на свои базовые вопросы.

Теперь, что есть в этой программе оппозиции по части внешней политики, из заслуживающего комментариев:

  1. Есть много общих и очевидных слов про «стратегическое планирование» во внешней политике. А что сейчас оно отсутствует? Тогда это требуется дополнительно прояснять, указывая то, что, на взгляд оппозиции, действия нынешнего турецкого руководства носят спорадический характер и им недостает четкости и последовательности.
  2. Присутствуют нереалистичные обещания того, что внешняя политика будет оторвана от идеологии и от политики внутренней. Разве такое возможно? К чему приводит деидеологизация та же Россия увидела на собственном примере в ходе СВО, когда приходится буквально на ходу что-то создавать. Кроме того, а разве внешняя политика может быть оторвана от политики внутренней – суть есть от взгляда избирателей на тот или иной аспект международных отношений?
  3. Есть слова по «возврат уважения» к Турции на международной арене. На наш взгляд, Турция не теряла к себе уважения на международной арене – но западные «партнёры» начали её, выражаясь бытовым языком, «меньше любить». А вот возврат «любви» Запада – это совершенно другая задача, требующая вполне определенных шагов, строго в направлении, задаваемом США (в большей степени) и ЕС (в меньшей степени).
  4. Несколько пунктов программы посвящено реформе Министерства иностранных дел Турции. Просматривается то, что оппозиция считает, что МИД – это не то место, где сейчас формируется внешняя политика Турции. На самом деле, здесь, конечно, просматривается отсылка к превращению (обратному) Турции из президентской в парламентской республику. В реалиях президентской республики, именно президент является тем, кто определяет основные направления внешнеполитического курса страны. Ещё одна тема – это кадровый отбор сотрудников МИДа, уход от «кумовства» в стороны учета «компетентности и заслуг». Написать такое – это написать что-то из серии «за все хорошее». Достаточно странно видеть и сентенции по поводу того, что представительства Турции за рубежом будут обеспечиваться ресурсами в соответствии с потребностями внешней политики. Опять же, смущает расплывчатость формулировок: считает ли оппозиция, что представительствам дают слишком много или слишком мало средств? Политическая программа – не место для бюрократической казуистики, она должна быть предельно понятна избирателю.
  5. Пункты про развитие мягкой силы, защиту прав граждан за рубежом, отслеживание и содействие занятию их там высоких должностей не содержат в себе «отличий» от того, что делается сейчас, действующим руководством страны. В программе оппозиции, в каждом по возможности пункте, должен быть элемент сравнительности по схеме «было – стало». Понятно, что Дипломатической академии сейчас в Турции нет и если её предлагается создать, то неплохо сказать зачем? Это ведь пункт программы для каждого гражданина страны, который, очевидно, не в курсе что что-то не так с уровнем подготовки турецких дипломатов. По крайней мере, на взгляд оппозиции.
  6. Присутствует целый ряд пунктов, которые вызывают законный вопрос «как именно оппозиция это собирается сделать?». Это касается членства в ЕС, справедливого разделения ресурсов Восточного Средиземного моря, палестино-израильского конфликта, армяно-азербайджанского конфликта, Кипра и т.д. Ну не может быть программа оторвана хотя бы от упоминания штрихами, где действующая власть (которая озабочена ровно тем же самым) не дорабатывает.

На самом деле, практически ни одного нового слова не сказано турецкой оппозиции в дополнение к тому, что и так делается действующей в стране властью по части внешней политики.

Следующий раздел, который также представляет для нас несомненный интерес является «Национальная оборона».

Цитируем:

«

  • Наша главная цель — сделать турецкие Вооруженные силы авторитетной, сдерживающей и эффективной военной силой, которая решает все виды проблем с потенциалом и компетентностью перед лицом рисков и угроз, став объектом демократического контроля и наблюдения.
  • Мы оснастим нашу армию передовыми технологическими системами, способными выполнять возложенные на нее задачи. Мы усилим разведку, разведку, ударную мощь и другие оперативные возможности.
  • Мы будем опираться на компетентность и заслуги в стратегическом корпоративном управлении ВС Турции, в обучении и продвижении персонала.
  • Мы создадим структуру, в которой решения Военного совета будут основываться на компетентности, заслугах и объективных критериях.
  • Мы укрепим доступность персонала с критической экспертизой с точки зрения количества и качества.
  • Мы будем управлять крупными оборонными проектами таким образом, чтобы не нарушать структуру Вооруженных сил и их планирование, в соответствии с конкретной обстановкой и потребностями безопасности и таким образом, чтобы это не противоречило внешней политике страны.
  • Мы вновь откроем упраздненные эффективные системы с военно-учебными заведениями, военными академиями, всеми училищами, готовящими штабных офицеров, офицеров и унтер-офицеров.
  • Мы пересмотрим организационную структуру Министерства национальной обороны и свяжем командование войск с Генеральным штабом.
  • Мы будем укреплять координацию и сотрудничество между Министерствами национальной обороны и внутренних дел и Генеральным штабом, командованием Сухопутных войск, командованием ВВС, командованием военно-морских сил, генеральным командованием жандармерии и командованием береговой охраны.
  • Мы проявим особую чувствительность к методам борьбы с гибридной войной и создадим независимую институционализацию, чтобы обеспечить постоянное технологическое обновление и наращивание потенциала в этом отношении».

Перед тем как перейти к комментированию, сразу же процитируем и раздел «Безопасность и борьба с терроризмом», как тесно связанный с предыдущим.

Цитируем:

«

  • Каждый год мы будем организовывать всеобъемлющий Совет безопасности с участием представителей органов безопасности, ученых, неправительственных организаций, профессиональных палат и всех соответствующих сторон.
  • Мы проведем обзор внутренних, внешних, технических, оборонных и разведывательных функций в свете решений и рекомендаций, которые будут приняты Советом Безопасности.
  • Мы продолжим борьбу со всеми террористическими организациями и терроризмом непрерывно всеми силами.
  • В соответствии с требованием верховенства права мы будем вести борьбу с терроризмом в рамках закона, уделяя максимальное внимание балансу безопасности и свободы, рациональными методами, с помощью социально-экономических мер, с пониманием того, что приоритет — иссушение источников терроризма и подход, основанный на достоверных данных в таких областях, как психология, социология, криминология и виктимология.
  • Мы будем расширять сотрудничество как со странами региона, так и с другими государствами и международными учреждениями в координации с соответствующими учреждениями по вопросам иностранных боевиков-террористов, торговли людьми и наркотиков, киберпреступности и миграционной мобильности.
  • Мы будем эффективно использовать инструменты народной дипломатии и дипломатической борьбы со странами, помогающими террористическим организациям, разъяснять свою правоту в этой области с уровня отдельных лиц государствам, обезвреживать источники дезинформации.
  • Мы активизируем работу по экстрадиции террористов, бежавших за границу.
  • Мы будем укреплять региональное и международное сотрудничество по трансграничной деятельности организованных преступных групп.
  • Мы будем укреплять осведомленность, сотрудничество и солидарность против использования террористических организаций в качестве субподрядчиков на международной платформе.
  • Мы будем укреплять наши границы, используя технические средства, чтобы не позволить террористам пересечь наши границы.
  • В борьбе с терроризмом мы будем придерживаться подхода, учитывающего документы и резолюции, принятые международными организациями, такими как Организация Объединенных Наций, Совет Европы и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе.
  • Мы будем регулярно контролировать правовую базу в соответствии с рекомендациями FATF (Антикоррупционное ведомство – И.С.) для эффективного выполнения резолюций СБ ООН.
  • Мы истощим внешние финансовые ресурсы терроризма в сотрудничестве со странами и международными организациями в рамках соглашений об отмывании денег и финансировании терроризма.
  • В области национальной обороны и безопасности мы будем принимать целостные меры и бороться с военными, экономическими, социально-культурными рисками и угрозами, особенно с обычными военными действиями, терроризмом, энергетической и кибербезопасностью.
  • Мы расширим внедрение системы безопасности, поддерживаемой сообществом, в нашей стране и обеспечим тесное сотрудничество сообщества с полицией в обеспечении собственной безопасности.
  • Мы максимально расширим потенциал и возможности подразделений безопасности и снабдим силы безопасности необходимыми знаниями и технологиями, принимая во внимание различные аспекты и международное измерение безопасности и борьбы с терроризмом.
  • Мы улучшим права персонала и условия работы силовых структур.
  • Мы создадим Комиссию по безопасности, наделенную полномочиями «общественного аудита» организации безопасности как от имени общественности, так и от имени сотрудников службы безопасности, и в которой стороны будут представлены на равной основе в Великом Национальном Собрании Турции.
  • Придерживаясь принципа прозрачности и подотчетности в подразделениях безопасности, мы разработаем механизм, открытый для контроля со стороны гражданского общества.
  • Мы будем бороться с контрабандой и поставками оружия, которые подпитывают растущее количество нелегального индивидуального вооружения в Турции.
  • Мы обеспечим, чтобы уголовные санкции за такие преступления, как домогательства, изнасилования, убийства, вымогательство, кражи и карманные кражи, угрожающие миру и безопасности наших граждан, стали сдерживающим фактором.
  • Мы будем придавать особое значение исследованиям в области борьбы с терроризмом и создавать исследовательские центры при университетах».
62.88MB | MySQL:102 | 0,620sec