Египет: проблема развода в коптском законодательстве о личном статусе

Вопрос законодательства о личном статусе весьма существен для современной Коптской Православной Церкви, однако он занимает лишь крайне малую часть информационного потока медиа-ресурсов эмигрантских коптских общин. Анализ данного вопроса следует скорее осуществлять по данным египетской оппозиционной прессы (например, «Дустур», «Масри ал-Йаум»).

В Египте законодательство о личном статусе было принято в 1938 г., тогда же были определены общины (христиане различных толков и иудеи), имеющие право на установление собственного законодательства о личном статусе. В том же году было установлено каноническое законодательство для коптской общины(1). С течением времени законодательство о личном статусе претерпело ряд изменений; так, некоторые вопросы были выведены из-под его юрисдикции, в частности, вопросы опеки (1925, 1952), наследования (1943), завещаний (1946), семейных имен, семейных связей и правовой способности (1949). Для решения этих вопросов устанавливались единые для всех египтян законы. Особое значение имело введение нового закона о наследовании, так как очередность наследования и распределение долей между наследниками отличны у мусульман и христиан(2).

Наиболее существенным аспектом коптского законодательства о личном статусе, таким образом, в настоящее время является заключение и расторжение браков. Нужно отметить, что официальной считается лишь религиозная брачная церемония. Собственно гражданской брачной церемонии в Египте не существует. Стандартный процесс заключения брака включает в себя и религиозную, и светскую процедуры. Священник, проводящий церемонию у христиан, и мазун у мусульман одновременно выступают и как госслужащие, выдавая свидетельство о браке и регистрируя брак в официальном государственном реестре. Ограниченная форма гражданского брака возможна в присутствии нотариуса в следующих случаях: 1) оба партнера иностранцы 2) одна из сторон имеет египетское гражданство, а другая – иностранное (но женщина-мусульманка не может выйти за немусульманина) и 3) египетский мусульманин женится на египтянке-немусульманке(3). Однако такой брак имеет половинчатое официальное признание, что влечет за собой массу негативных последствий для вступающих в брак, как в законодательном, так и в социальном и психологическом плане.

Наиболее проблематичным аспектом законодательства на протяжении уже довольно значительного периода времени является получение развода. С 1955 г. египетские суды применяют в отношении коптов закон о личном статусе по образцу свода законов о личном статусе, изданного Коптским Православным Общинным Советом в 1938 г. Предусматривалось 9 случаев, когда развод разрешен(4).

 

– измена;

– смена религии одним из супругов

– отсутствие одного из супругов в течение 5 лет и более, подтвержденное судебным постановлением;

– отбывание одним из супругов наказания в местах лишения свободы

– наличие заразного заболевания у одного из супругов (развод через 3 года)

– покушение, совершенное одним из супругов на другого супруга и представляющее опасность для последнего

–дурное поведение одного из супругов, ведение им/ею аморального или порочного образа жизни

– причинение зла одним из супругов другому, в результате чего между супругами установилась неприязнь, и они проживают раздельно в течение 3 и более лет

– принятие одним из супругов монашеского пострига.

 

Однако по решению главы КПЦ Шинуды III от 1971 г., предыдущее законодательство о личном статусе, остававшееся практически неизменным на протяжении 733 лет, было заменено на новое. Опираясь на текст Евангелия «Кто разведется со своей женой по причине иной, кроме измены, тот сам совершает измену, как и тот, кто женится на разведенной», глава КПЦ запретил клерикальному совету выдавать разрешения на повторный брак тем, кто развелся по какой-либо другой причине, кроме измены. Запрещалось получение церковного развода даже для пар, получивших гражданский развод, кроме тех случаев, когда причиной развода стала супружеская неверность(5).

Более того, в 1989 г. на съезде представителей христианских египетских церквей было принято новое законодательство о личном статусе вместо 1955 г., признанное церквями, но не признанное государственным судом, продолжавшим решать вопросы о личном статусе для коптов согласно законодательству от 1955 г. Законодательство 1989 г. признавало лишь одну причину для развода – измену (развод также разрешался автоматически в случае изменения религии одного из супругов), в то время как согласно законодательству 1955 г., развод допускался по 9 вышеназванными причинам(6).

В результате этого возникли противоречия между решениями церкви и государственных судов в отношении расторжения браков представителей коптской общины. Так, в декабре 1986 г. церковь подала жалобу в суд на протоиерея Даниила, обвинив его в поддельном заключении браков между коптами, без получения разрешения на повторный брак от Клерикального совета. Суд оправдал его, основываясь на том, что закон не обусловливает необходимость получить разрешение от Клерикального совета для заключения повторного брака теми, кто получил постановление о разводе в гражданском суде(7).

Таким образом, с 1971 г. и вплоть до настоящего времени копты, получив судебное постановление о расторжении брака, не могут реализовать это постановление на практике, так как Кафедральный клерикальный совет его не признает. Число таких случаев довольно сложно установить точно, однако с большой долей уверенности можно предположить, что оно составляет около 60 000 (различные источники называют цифры от 40 000 до 160 000). При этом всего 10 000 коптов находятся в повторном браке(8).

В особенности проблематично заключение повторного брака для разведенных в гражданском суде, если причиной развода была не измена. Эта проблема существенно обостряется тем фактом, что для коптов брак – одно из 7 священных таинств церкви, и гражданские или светские браки КПЦ не признает. Однако на индивидуальном уровне разрешение на повторный брак может быть получено. Так, в 1998 г. гражданин Египта по имени ‘Ийд Субхы ‘Аттас подал в суд на Шинуду III, так как не мог получить церковное разрешение на повторный брак. Разрешение было ему выдано, ибо громкий судебный процесс означал бы, что за ним последуют тысячи аналогичных случаев(9). Аналогичным образом протекал процесс ‘Атыфа Кириллуса, которому Высший административный суд также разрешил вступить в повторный брак(10).

Главным камнем преткновения в этой проблеме служит вопрос, кому же принадлежит главенство в решении вопросов о личном статусе для представителей коптской общины – коптской церкви или же египетскому правительству? Ситуация обострилась после случая Кириллуса, когда Высший административный суд обязал папу Шинуду III и КПЦ выдавать разведенным коптам разрешения на брак, заявив, что папа не может пользоваться своей властью, не учитывая при этом государственную судебную власть. Шинуде III было приказано обосновать причины отказа в выдаче разрешений, отсутствие же таких причин означало бы злоупотребление им своими полномочиями(11). В ответ Общинный совет стал разрабатывать поправки к существующему законодательству, утверждая, что оно противоречит Евангелию.

Это стало причиной раскола коптской общины, так как многие копты (в том числе, например, депутат Лабиб Халим) утверждали, что Общинный совет не имеет права на внесение поправок в государственный закон. Некоторые обратились с апелляцией против внесения поправок(12). Со своей стороны, КПЦ заявила, что исправление закона 1938 г. есть лишь временная мера, пока не будет выработан объединенный закон о личном статусе для немусульман совместно с народным советом через примерно 20 лет. Представитель Общинного совета православных коптов пояснил, что закон 1938 г., выработанный в период разногласий между патриархом и Общинным советом, не отражает установлений религии, так как противоречит статьям 52, 53, 55, 56, 57, 58 Евангелий от Матфея, Марка и Луки. Новый закон, утвержденный коптским Синодом и Общинным советом, предусматривает развод лишь в 3 случаях – измена, переход одного из супругов в другую религию, смерть(13).

Однако разработанное КПЦ законодательство о личном статусе породило ряд новых противоречий, главным образом, касательно своего статуса. С одной стороны, поправки к существовавшему до того закону были приняты и одобрены папой Шинудой III, а также напечатаны в официальной газете «ал-Вакаи‘ ал-Мысриййа», с другой стороны – коптский Синод не имеет законодательной власти и не может издавать законы и поправки к ним. Более того, поправки не проходили утверждения в Министерстве юстиции и в парламенте(14). Иными словами, вопрос коптского законодательства о личном статусе остается неоднозначным.

1) Бадави Дж. 2001. Ал-вахда ал-ватанийа бадилан ‘ан ал-фитна ат-та’ифиййа. Каир: Ал-хайй ал-мысриййа ал-‘амма ли-л-китаб. С. 276.

2) Berger M. 2001. Public Policy and Islamic Law: The Modern Dhimmi in Contemporary Egyptian Family Law // Islamic Law and Society, 8 (1): 88-136. С. 94-95.

3) Guindy A. 2007. Family Status Issues among Egypt’s Copts: a Brief Overview // Middle East Report of International Affairs, 11 (3).

4) Бабави Н.Л. 2001. Машакил ал-акбат фи мыср ва хулулуха. Б.м. С. 154.

5) Фадыл С. 2007 Ал-Каниса ал-кыбтыййа ва-с-санават ал-михна. Б.м. С. 156.

6) Бабави Н.Л. 2001. С. 156.

7) Ibid. C. 151.

8) ‘Имад Т. 2006. Талак ал-масихиййин байна лаиха 38 ва ал-канун ал-муваххад ва аз-завадж ал-мадани // www.cyuegypt.com (Christian Youth Union).

9) Фадыл С. 2007. C. 159.

10) Талаат С. 01.03.2008. Ал-идариййа ал-‘улийа табих завадж ал-кыбтый ал-мутлак. Йаум саби 01.03.2008. Nkrumah G. 2008. Church Weddings. Al-Ahram Weekly 775.

11) Karnashawi Sh., Bayoumi A. 02.03.2008. Court Orders Pope Shenoda to Issue Marriage Permits to Christian Divorcees, Church Lashes Back in Defense of Divine Law // Masri Alyoum

12) См., например, Bayoumi A. 27.06.2008. State Council Deputy Renders Personal Status Law for Copts Unconstitutional // Masri Alyoum. Bayoumi A. 30.06.2008. Coptic Front against Amendments of Personal Status Law // United States Coptic Association (http://copts.com). Bayoumi A. 03.07.2008. 21 Copts Appeal against Amendments to 1938 Statute // United States Coptic Association (http://copts.com).

13) al-Khatib A. 21.05.2008. Al-Masry Al-Youm Unveils the Church New Act of Personal Affairs to be Issued with Government’s Consent // Masri Alyoum.

14) al-Jamal M. 14.07.2008. Copts Divided on Divorce Conditions // Daily News Egypt

62.87MB | MySQL:102 | 0,511sec