Исторические фигуры в пропаганде «Аль-Каиды в исламском Магрибе»

Глобализация джихада приводит к расширению фронта и масштаба проводимых акций, которые отодвигают на второй план прежние форматы борьбы в рамках национальных границ отдельных государств. Теперь цели исламистов становятся более масштабными. «Аль-Каида» использует военный и кадровый потенциал исламистских группировок отдельных стран, объединяя их общей идеологической направленностью.

Алжирская «Салафитская группа проповеди и джихада» (СГПД) прошла долгий идеологический путь от локальной группировки до филиала «Аль-Каиды», образованного в 2006 г. и известного как «Аль-Каида в Исламском Магрибе» (АКИМ). Различные алжирские исламистские группировки, в том числе СГПД, поддерживали тесные контакты с известными идеологами современного исламизма Омаром Абу Омаром, Абу аль-Мунимом Абу Халимой (Абу Басиром ат-Тартуси), Абу Мусабом ас-Сури, обобщившем свои диспуты с алжирскими исламистами в «Резюме моих наблюдений о джихаде в Алжире (1988–1996)». На сайтах СГПД размещены различные работы ключевых идеологов современного радикального исламизма Аз-Завахири, Ат-Тартуси, Аль-Либи.

Цель объединения заключалась в усилении позиций салафитов в Алжире, Тунисе и Марокко. По предположению руководства «Аль-Каиды» и СГПД, боевики из стран Магриба должны, согласно плану, проходить подготовку на военно-тренировочных базах алжирских радикалов в районе Сахары, затем оттачивать мастерство в Алжире, Марокко, Тунисе и уже потом отправляться в Ирак, Афганистан и Европу. По сообщениям газеты «Аш-Шарк аль-Аусат», по возвращении на родину в страны Магриба они должны были составить хорошо подготовленные подразделения для последующих операций «Аль-Каиды». Лагеря СГПД представляют серьезную опасность и для более южных от Магриба районов континента, т.к. в них проходят подготовку радикальные исламисты из различных африканских стран — Чада, Мали, Нигерии, Мавритании, Судана.

Альянс с «Аль-Каидой» повышает значимость СГПД, привлекает на ее сторону тех, кто усомнился в ее мощи и возможности вести борьбу с алжирским правительством. СГПД накопила большой опыт деятельности в европейских странах, отшлифовала методы вербовки молодых людей в основном североафриканского происхождения в иммигрантской среде, отработала каналы транспортировки оружия и людей в Европе и мусульманских странах, члены СГПД имеют серьезный боевой опыт участия в гражданской войне в Алжире, Ираке и Афганистане. Благодаря тесному сотрудничеству с «Аль-Каидой», деятельность групп в Магрибе и связанных с ними отделений в Европе выходит на более высокий организационный уровень.

«Аль-Каиде» объединение с СГПД также открыло некоторые новые возможности: мусульмане в различных регионах мира далеко не всегда разделяют идеалы «чистого ислама». СГПД знает этнокультурные особенности магрибинцев. «Аль-Каида» старается действовать более эффективно в этом регионе и стремится открыть новые оперативные возможности в Европе.

Интересы «Аль-Каиды» находятся как в Европе, так и в Магрибе — в рамках общей борьбы за планетарное господство.

СГПД обладает мощным боевым потенциалом. Ее отдельные подразделения обучены подводным подрывным работам. Эксперты в сфере терроризма утверждают, что члены СГПБ образуют так называемый «Корпус морской пехоты Аль-Каиды», способный устанавливать взрывные устройства на корпуса кораблей. Отмечается, что боевики СГПБ участвовали в теракте против американского военного корабля «Коул».

Доходы от криминальной деятельности служат одним из основных источников финансирования группировки. Власти Великобритании заявляют, что члены СГПД занимаются контрабандой различных поддельных товаров известных фирм. Они также оказывают давление на имамов и лидеров исламских общин европейских стран, чтобы те разрешили СГПД проводить сбор пожертвований в мечетях для финансирования своей деятельности. Группировка активно занимается контрабандой оружия в африканских странах, пользуясь тем, что границы многих африканских стран слабо охраняются. СГПД причастна к похищению людей с целью получения выкупа. Организация пополняет свои ряды новыми кадрами из Мали, Нигера, Мавритании и Европы. Спецслужбы Великобритании отмечают, что при наборе добровольцев вербовщики СГПБ активно используют родственные связи, чтобы снизить риск проникновения в их ряды агентов спецслужб.

Европа стала для СГПД местом, где она может перегруппировать силы, подготовить операции в Алжире и Марокко. Особую настороженность властей вызывает деятельность радикальных исламистов в Мелилье и Сеуте — городах Марокко, которые вместе с прилегающими территориями образуют полуанклавы, находящиеся под управлением Испании. В результате слияния радикальных исламистских группировок угроза региону резко возрастает.

 

* * *

Одна из приоритетных задач, стоящих перед алжирским руководством, — борьба с радикальным исламизмом. В этом направлении предпринимаются как силовые, так и социально-экономические меры. Власти координируют усилия для противодействия терроризму на международном уровне. С целью подрыва социальной базы исламистского движения правительство разрабатывает программы по улучшению жизни населения страны, уделяет значительное внимание той части населения, которая выступает за сохранение мусульманских традиций и системы ценностей в качестве необходимого условия развития алжирского общества.

Наряду с этим предпринимаются меры по возвращению к мирной жизни бывших боевиков, добровольно сложивших оружие. В этом процессе задействованы, например, бывшие лидеры Исламского фронта спасения Аббаси Мадани и Али Бенхадж, в результате посреднических усилий которых боевики экстремистских группировок, действовавших в ряде провинций страны, сложили оружие. В стране принят закон об амнистии, позволяющий отказавшимся от применения насилия вернуться к мирной жизни. Немаловажным обстоятельством является участие умеренного крыла исламистского движения в политической жизни Алжира. Они не входят в единый блок в Национальной народной ассамблее АНДР (парламенте страны), но представлены Движением общества за мир, «Нахда» и Движением за национальную реформу.

В условиях гибкого сочетания силовых и социально-экономических мер по противодействию экстремистам АКИМ приходится использовать все новые способы поддержания своей активности. Особенность деятельности АКИМ указывает, что для нее характерны черты, свойственные международным и локальным исламистским структурам. Французский политолог Дж. Марре назвал ее «глокальной» (т.е. сочетающей в себе черты, свойственные «Аль-Каиде» и традиционным радикальным группировкам). В число специфических особенностей он включает высокую роль лидера (амира) и консультативного совета (шуры) в принятии решений и определении стратегии организации. Наряду с этим Марре выделяет характерные для североафриканских вооруженных групп способы финансирования деятельности. К глобальным же он относит использование террористов-смертников и расширение диапазона поставленных перед АКИМ целей до вселенского установления шариата.

Проявляя наибольшую активность в странах Магриба, АКИМ в пропаганде апеллирует к историческому прошлому региона, к легендарным фигурам времен распространения ислама и антиколониальной борьбы, воспетым в традиционном фольклоре и широко известным мусульманам Северной Африки. К ним, например, относятся такие легендарные исламские деятели, проповедовавшие ислам в Магрибе и Южной Европе, как Тарик бен Зияд, Юсуф бен Ташфин, Укба бен Нафи. В своей пропагандистской работе исламисты также отводят серьезную роль героям антиколониальной борьбы XIX–XX вв. Достаточно отметить Умара Мухтара, лидера восстания против итальянцев в Ливии, Абд аль-Карима аль-Хаттаби, возглавлявшего вооруженные выступления против французов в Марокко. Эти исторические личности почитаемы народом за их вклад в достижение независимости и защиту интересов ислама в североафриканских странах. Обращаясь к этим историческим персонажам, «Аль-Каида» стремится связать успешные военные кампании мусульман прошлого с современностью, вселяя в мусульман уверенность в то, что с Западом можно бороться на равных и одерживать верх над ним. Во-вторых, АКИМ демонстрирует постоянный характер этого противостояния, не зависящего от временных рамок.

Укба бен Нафи возглавлял армии халифата в 662 г. во время покорения государств современного Магриба. Он основал г. Кайруан в Тунисе — первый исламский город в Северной Африке. По свидетельству историков, этот полководец, достигнув в 682 г. побережья Атлантического океана, верхом на лошади зашел в воду и обратился к Всевышнему: «Если бы не море, я бы скакал бесконечно, распространяя твою веру и повергая неверных…» С позиции исламистов Бен Нафи, как и «Аль-Каида», в настоящее время защищает по сути ту же самую территорию от посягательств врагов ислама, акцентируя внимание на некой преемственности роли защитников интересов мусульман. Военачальник-бербер Тарик бен Зияд в 711 г. высадился со своей армией в Испании, покорил Андалусию и, несмотря на поражение в знаменитой битве при Пуатье в 732 г., вошел в историю как видный полководец. Ссылаясь на Бен Зияда, «Аль-Каида» напоминает своим потенциальным сторонникам о принадлежности Испании к великой мусульманской цивилизации, призывая вернуть ее в лоно «чистого ислама». Юсуф бен Ташфин значительно увеличил территорию, подконтрольную династии Альморавидов, за счет покорения в 1074–1106 гг. территорий нынешних Марокко, Западной Сахары, Мавритании, части Алжира и Сахеля, а затем и Андалузии. Бен Ташфин, как и Бен Зияд, был бербером и придерживался салафитских взглядов.

Исламисты увязывают победы этих исторических фигур со строгим следованием «чистому исламу», к которому и призывают современные радикалы. Благодаря этим тактическим приемам пропагандисты обеспечивают успех среди людей, испытывающих гордость за свое историческое прошлое и наполненных горечью нынешнего состояния мусульманского мира, тотального доминирования Запада и его системы ценностей.

Умар Мухтар, возглавлявший с 1912 по 1931 г. сопротивление итальянской оккупации в Ливии, прославился умением организовывать засады в пустыне. Абд аль-Карим аль-Хаттаби, марокканский судья, возглавлял сопротивление французским и испанским войскам в горах Марокко и даже провозгласил независимый исламский эмират, в котором строго следовали нормам шариата. Несмотря на поражение в 1926 г. от объединенных франко-испанских войск, он представляет собой яркий пример успешного сопротивления колониализму и попытку воплощения на практике салафитской идеологии в Марокко.

Уважение к военно-политическим успехам исторических фигур региона, память о которых прочно запечатлена в местном фольклоре, добавляет «Аль-Каиде» и ее магрибинским союзникам поддержку населения североафриканских стран. Пропагандисты дают понять широкой аудитории, что характер боевых действий первых кампаний армий халифата времен национально-освободительной борьбы и современных радикальных исламистских группировок неизменен. «Аль-Каида» тем самым позиционирует себя в качестве продолжателя этой войны. Соответственно, если подвиги вышеприведенных исторических фигур прошлого удостоены всеобщего уважения и одобрения, то и правильность действий нынешнего поколения радикалов не может быть поставлена под малейшее сомнение. Нередки случаи, когда активисты АКИМ берут себе в качестве псевдонима имена известных военачальников прошлого.

В 2008 г. лидер «Аль-Каиды в исламском Магрибе» Абд аль-Вадуд в своем обращении к алжирцам сказал: «Внуки Укба, Бен Тарика, Умара Мухтара растут среди вас и становятся муджахедами в АКИМ, жертвуют собой ради ислама. Объединитесь вокруг джихада, с которым ислам становится единственной альтернативой режиму деспотизма в наших странах».

Указывая на прямую связь между современными и историческими битвами, Аль-Вадуд обращается к нынешнему поколению: «Вы потомки покорителей Андалусии, победителей итальянцев, французов и испанцев, которым предстоит отстоять честь разбитого и униженного исламского Магриба, вернуть Андалусию, Кордову, Сицилию. Вы не должны останавливаться, пока не освободите каждый уголок нашей земли, включая Сеуту и Мелилью, и придете на помощь братьям в Палестине».

АКИМ становится центром притяжения радикальных сил и провоцирует активность экстремистов. Антитеррористические меры подталкивают радикалов к постоянному изменению тактики, открытию новых районов, где они смогут в относительной безопасности заниматься пропагандистской работой и подготовкой боевиков. Будучи не в состоянии открыто противостоять силовым структурам, АКИМ старается более тщательно организовывать свои нападения, прежде всего на подразделения армии и полиции, демонстрируя тем самым сохранение своих боевых возможностей. Исламисты постепенно вытесняются в слабо контролируемую сахаро-сахельскую зону, где создают инфраструктуру террора, используя давние межплеменные противоречия, коррумпированность местных чиновников. Вооруженные отряды туарегов, ориентированные в своей борьбе на сохранение традиционного образа жизни, приобретают оружие и боеприпасы благодаря возможностям «Аль-Каиды». Неопределенный статус Западной Сахары сохраняет вероятность коалиции исламистов с бойцами Фронта ПОЛИСАРИО, выступающего за создание независимого государства. Это обусловливает опасность превращения региона в плацдарм «Аль-Каиды».

52.25MB | MySQL:103 | 0,499sec