К итогам визита в Ливию премьер-министра Италии Джорджии Мелони

Премьер-министр Италии Джорджиа Мелони завершила турне по странам Северной Африки, заключив 29 января сделку по добыче газа на сумму 8 млрд долларов между итальянской энергетической компанией Eni и Ливийской национальной нефтяной корпорацией (NOC). Во время своего визита Мелони встретилась со своим ливийским коллегой, премьер-министром Абдель Хпмидом Дбейбой, главой международно-признанного Правительства национального единства (ПНЕ) в Триполи, и обсуждала помимо нефтегазовой сделки тему миграции. Но главным итогом переговоров стала конечно нефтегазовая сделка.  Соглашение предусматривает инвестиции в размере 8 млрд долларов в течение 3 лет, особенно в морские установки A и H. Это уровень инвестиций, которых ливийский нефтегазовый сектор не видел за последние 25 лет. Кроме того, соглашение также включает разработку газовых месторождений с запасами, близкими к 6 трлн куб. футов газа, и производительностью от 750 до 800 млн куб. футов в день. Генеральный директор Eni Клаудио Дескальци и генеральный директор Национальной нефтяной корпорации Ливии (NOC) Фархат Бенгдара договорились 28 января о разработке «Структур A  & E», стратегического проекта, направленного на увеличение добычи газа для снабжения внутреннего рынка Ливии, а также для обеспечения экспорта в Европу. Соглашение было подписано в присутствии премьер-министра Италии Джорджии Мелони и премьер-министра ПНЕ Абдель Хамида Дбейбы. «Структуры A &  E» — первый крупный проект в стране с начала 2000 года. Он состоит из разработки двух газовых месторождений, а именно структур A и E, расположенных в контрактной зоне D на шельфе Ливии. Совместная добыча газа на двух структурах начнется в 2026 году и достигнет плато в 750 млн стандартных куб. футов газа в день. Добыча будет обеспечиваться с помощью двух основных платформ, подключенных к существующим очистным сооружениям на комплексе Меллита. Проект также включает в себя строительство установки улавливания и хранения углерода (CCS) в Меллите, что позволит значительно сократить общий углеродный след в соответствии со стратегией Eni по декарбонизации. Генеральный директор Eni Клаудио Дескальци заявил: «Это соглашение позволит инвестировать значительные средства в энергетический сектор Ливии, способствуя местному развитию и созданию рабочих мест, одновременно укрепляя роль Eni как ведущего оператора в стране». Eni является ведущим международным производителем газа в Ливии, на долю которого приходится 80% национальной добычи (1,6 млрд баррелей в сутки в 2022 году). Компания работает в Ливии с 1959 года и в настоящее время располагает большим портфелем активов в разведке, добыче и разработке. Операции осуществляются через совместную компанию Mellitah Oil and Gas BV (50% Eni, 50% NOC). Средняя добыча собственными силами составила 165 000 баррелей нефтяного эквивалента в день в 2022 году.

Как указывают итальянские эксперты, основными причинами такой активности Рима стал отказ от российского газа и попытки поиска альтернативных поставщиков. Российский газ обеспечивает 45% от общего объема импорта газа в Европу. Россия также является основным поставщиком сырой нефти в Европу (3,1 млн баррелей в сутки, или 29%) и продуктов переработки (106 млн тонн в год, или 51%).

Страны Европейского союза сильно зависят от российских поставок, из которых на Россию приходится 60% импорта газа в Чехию, Латвию, Венгрию, Словакию, Болгарию, Финляндию и Германию. Она снижается до 40% для Италии и 20% или меньше для Франции, Швеции, Испании и Португалии. И теперь Италия ищет другие источники в Ливии и Ливане. Eni и TotalEnergies завершили передачу QatarEnergy 30% доли в разведочных блоках 4 и 9 у побережья Ливана. Соглашение о передаче было подписано 30 января в присутствии премьер-министра Ливана Наджиба Микати министром энергетики и водных ресурсов Ливана Валидом Файядом, президентом и генеральным директором QatarEnergy и государственным министром по энергетическим вопросам Катара Саадом Шеридой аль-Кааби, генеральным директором Eni Клаудио Дескальци.и генеральный директор Total Energies Патрик Пуянне в Бейруте. В результате этой передачи Eni получит 35% акций, QatarEnergy — 30%, а TotalEnergies, оператор, оставшиеся 35%. Операция укрепляет стратегическое сотрудничество Eni и Total Energies с QatarEnergy, партнером в Катаре, Омане, Мексике, Марокко и Мозамбике, и подтверждает интерес к разведочным бассейнам в Восточном Средиземноморье. Но при этом Франция находится в затруднительном положении из-за своей зависимости от ядерной энергии в качестве основного источника энергии, а Испания владеет значительной долей Алжира, у которого она покупает газ с 1969 года. Существуют и другие альтернативные планы, согласно которым Испания может внести больший вклад в обеспечение поставок газа в Европу, если будут развиты связи между Пиренейским полуостровом и Европой, поскольку Испания имеет треть мощностей по импорту природного газа из Алжира по двум магистральным трубопроводам. Но Франция отказывается разрешить любое увеличение газопровода на 7 млрд куб. м, который транспортирует газ на север. Франция защищает свою ядерную промышленность. Доказанные запасы Алжира составляют 4500 млрд куб. м, а запасы нетрадиционного газа составляют 20-25 трлн куб. м, что является третьим по величине. запасы в мире после США и Китая (запасы Аргентины аналогичны запасам Алжира). Ливия в свою очередь в настоящее время сталкивается с нестабильностью из-за двух соперничающих лидеров, и сейчас Франция и Италия пытаются инвестировать реальные деньги и политический капитал в стабилизацию и экономическое восстановление в Ливии. В случае успеха итальянская Eni и французская TotalEnergy станут главными победителями крупнейшего экспорта ливийского газа в Европу. Соглашение с Eni должно продемонстрировать четкий сигнал о том, что нефтяной сектор Ливии защищен от любых рисков, что является способом для страны снова подняться и конкурировать.  Италия также взяла на себя инициативу по поставкам газа из Алжира, установив там новое стратегическое партнерство, которое включает инвестиции, чтобы помочь государственной энергетической компании Sonatrach обратить вспять годы снижения добычи. Ливия уже поставляет газ в Италию по трубопроводу «Зеленый поток», и TotalEnergy и Eni пока «на бумаге» готовы к энергетическим проектам на миллиарды долларов в Ливии. Eni также стремится инвестировать больше в газовые месторождения в Алжире и Египте.

В этой связи итальянские экономисты подчеркивают, что сделка, по крайней мере, на бумаге, выглядит как крупная победа для Италии и Ливии. Она также укрепила политические позиции правительств в Риме и Триполи, которые сталкиваются с подозрениями и пристальным вниманием со стороны критиков внутри страны и за рубежом. При этом у нее уже нашлось немало скептиков. По словам Джалеля Харшауи, политолога из Северной Африки и младшего научного сотрудника Королевского института объединенных служб, сделка и визит Мелони были не более чем «помпезностью и церемонией»: «Встреча попала в заголовки газет и привлекла много внимания. Но по существу мы не знаем, что вообще что-то произошло. Цифра в 8 млрд долларов на самом деле составляет 4 млрд долларов из Италии и 4 млрд долларов из Ливии — Ливия должна соответствовать каждому вложенному пенни». Он добавил, что коррупция в Ливии хорошо известна, и среди наблюдателей мало доверия к тому, что деньги будут использованы должным образом: «На самом деле, откуда возьмутся 4 млрд долларов с ливийской стороны?». В заявлении Eni говорится, что добыча начнется в 2026 году и достигнет плато в 21 млн куб. м в день. Но Харшауи предупредил, что подробностей о том, как можно достичь этого уровня к крайнему сроку в  2026 году, было мало, и, в конце концов, встреча была посвящена «политике, политике и еще раз политике». После досрочных выборов 25 сентября крайне правая партия Дж.Мелони «Братья Италии» стала первой политической силой в стране. Затем она сформировала коалицию с двумя другими крайне правыми партиями. При этом она изо всех сил пытается создать атмосферу уверенности в некоторых наиболее насущных вопросах внешней политики Италии. «Миграция и энергетика из Северной Африки являются наиболее важными вопросами для Италии с точки зрения внешней политики. Так что любой новый премьер-министр будет изо всех сил пытаться оставить  здесь след. Очень сложно за пару месяцев добиться реального улучшения, потому что все хорошие идеи уже были озвучены ранее и не были реализованы. Прежде всего эта сделка – это долг ее предвыборным  повествованиям, с которым она пришла к власти, и в течение пары месяцев по наиболее важным файлам она уже должна была сделать некие практические шаги», — считает Харшауи. Преобладающее мнение среди большинства итальянских наблюдателей заключается в том, что крайне правые популистские партии, которые часто не имеют опыта управления, либо склонны к оплошностям, либо не имеют широкого круга политиков, с которыми можно посоветоваться по важным вопросам, и, следовательно, очень склонны к совершению ошибок. Но не только премьер-министру Италии необходимо укрепить свою легитимность. Как бы для того, чтобы подчеркнуть неопределенность в Ливии и судьбу самой сделки, министр нефти в правительстве Дбейбы Мухаммед Аун отверг любую сделку, которую NOC может вообще заключить с Италией, заявив, что только министерство в компетенции заключать такие соглашения. «Дбейба — премьер-министр без мандата. По сути, интересы Италии и Ливии совпадают. Премьер-министр Дбейба хочет продемонстрировать идею получения серьезного уровня международного признания со стороны престижной западной демократии, а Мелони нужны практические шаги в рамках культивирования своего популизма», — полагает Харшауи. По его оценке, сделки между NOC и Eni вообще не было бы, если бы не появилась Мелони. Ее присутствие было предварительным условием для заключения сделки ливийской стороной: «Визит Мелони демонстрирует близость Дбейбы к высокопоставленным политикам и его международную легитимность, что совершенно ничего не означает с точки зрения реальной положительной динамики в рамках этой сделки в условиях серьезной нестабильности в самой Ливии». Действительно многие серьезные экономисты и эксперты в ЕС уверены, что без проведения всеобщих выборов и формирования единого правительства говорить о серьезных проектах в нефтегазовой отрасли Ливии преждевременно прежде всего с точки зрения огромного количества факторов риска.

52.25MB | MySQL:103 | 0,596sec