Оценки Института исследований национальной безопасности стратегических вызовов Израилю в 2023 г. Часть 2

«Стратегическая оценка Израиля-2023» Института исследований национальной безопасности (INSS) определяется как «результат глубокого анализа, дискуссий и размышлений всех экспертов Института с целью поставить на повестку дня израильской общественности рассмотрение основных угроз национальной безопасности и стимулировать дискуссию об их возможных последствиях»[i].

Группа экспертов INSS – Одед Эран, Шахар Илем, Асаф Орион, Эльдад Шавит, Аркадий Мильман, Томер Фадлон – рассматривают вопрос глобальной конкуренции великих держав и его влияния на Ближний Восток и Израиль.

По их мнению, в 2023 г. «продолжатся глобальные усилия по восстановлению после пандемии коронавируса, что будет происходить наряду с преодолением масштабных последствий российского вторжения на Украину». Однако «главным международным фактором по-прежнему будет конкуренция между сверхдержавами за господство и влияние в мире. Это постепенно перерастает в борьбу за мироустройство между двумя формирующимися лагерями. Лидером одного являются США и их партнеры в Европе и Восточной Азии, а другого – Китай, частично поддерживаемый Россией, тогда как большинство стран мира не заинтересованы в выборе стороны на данном этапе. Борьба ведется во многих измерениях одновременно: идейно-ценностном (между демократиями и автократиями), политическом (по поводу правил игры международной системы и глобальной повестки дня), экономико-технологическом (за природные ресурсы, источники энергии, инфраструктуру, рынки и цепочки поставок, инновации и технологии будущего, доступ к данным) и в сфере военной безопасности».

В основе глобальной стратегической конкуренции эксперты INSS видят «соперничество за научно-техническое превосходство и инновации («гонка технологических вооружений»), что в ближайшие годы будет только усиливаться». Они напоминают, что «2022 г. ознаменовался всемирной «войной чипов». Борьба постепенно распространяется на другие области — искусственный интеллект, квантовые вычисления, биотехнологии и пр., которые рассматриваются как технологии, определяющие будущее человечества в его достижении военных и гражданских целей».

В то же время отмечается «продолжение усилий по недопущению сползания к военной эскалации и потере контроля в основных точках столкновения между державами, особенно на Украине (ввиду российской угрозы применения ядерного оружия и возможности активного вовлечения НАТО) и на Тайване (потенциал военной эскалации с участием Китая и США)».

Израильские эксперты полагают, что «на фоне усиливающейся поляризации международному сообществу все труднее продвигать глобальные цели, требующие широкого согласия и совместных действий во многих областях. В частности, в вопросах климатического кризиса, международной торговли, продовольственной безопасности, энергетики, беженцев, здравоохранения и распространения не конвенционального оружия. Климатический кризис по-прежнему будет играть важную роль в глобальных изменениях в ближайшие десятилетия, потребует широких соглашений и сотрудничества, но также приведет к конкуренции за ресурсы и контроль над технологиями будущего. Проблемы внутренней стабильности будут продолжать привлекать внимание и ресурсы многих режимов по всему миру».

Эксперты INSS прогнозируют продолжение ситуации экономической неопределенности. Ввиду последствий пандемии коронавируса, войны на Украине и соперничества между сверхдержавами их прогноз на 2023 г. следующий: «замедление экономического роста; продолжение инфляции; сбои в цепочках поставок, ускоряющие тенденции деглобализации; и череда усугубляющих ситуацию кризисов — на энергетическом рынке (с серьезными последствиями в основном для Европы), в вопросах продовольственной безопасности (в развивающемся мире), а также усиление миграции и выбросов». Таким образом, отмечается, что «делать предсказания в экономической среде очень трудно, что следует из экономических прогнозов различных международных организаций (Всемирного банка, Международного валютного фонда и ОЭСР), которые были обновлены в этом году в сторону понижения в связи с бурными событиями».

В INSS ожидают, что в 2023 г. «на мировую экономику повлияют три основных фактора: возвращение инфляции, продолжение войны на Украине и растущее участие государства в экономике. Нарушения между спросом и предложением, вызванные коронавирусным кризисом и мерами экономической политики, в значительной степени способствовали росту стоимости жизни во всем мире. Инфляционное давление значительно возросло в 2022 г. после начала войны на Украине».

Его эффект израильские эксперты видят в основном «в повышении цен на энергоносители в связи с центральной ролью России на рынке нефти и газа, а также в повышении цен на продовольствие из-за вклада России и Украины как единого целого в мировой рынок зерна, что составляет треть мирового экспорта пшеницы. Рост цен на энергоносители и продукты питания, наряду с укреплением доллара и увеличением долгов развивающихся стран, может привести к политической нестабильности, в том числе в странах Ближнего Востока, не входящих в число производителей энергоресурсов».

В INSS исходят из того что «с геостратегической точки зрения международная система сосредоточена в первую очередь на Европе, в основном ввиду войны на Украине, и на Индо-Тихоокеанском пространстве ввиду усиления Китая, а также экономического, промышленного и технологического ускорения развития стран этого региона. Ближний Восток по-прежнему отодвигается на второй план с точки зрения внимания и выделяемых ему ресурсов».

Что касается Соединенных Штатов, израильские эксперты считают, что Америка «продолжит уделять больше внимания внутренней арене, предпринимая усилия по улучшению экономической ситуации и восстановлению инфраструктуры. Все это будет происходить на фоне трудностей администрации в продвижении своей повестки дня в условиях социальной поляризации и более ограниченного пространства для политического маневра после промежуточных выборов в Конгресс, в результате которых республиканцы получили незначительное большинство в Палате представителей. Уже начинается предвыборная гонка перед президентскими выборами 2024 г.»

Отмечается, что «администрация США определила стратегическую конкуренцию с Китаем и борьбу с климатическим кризисом в качестве двух наиболее важных целей в формировании глобальной реальности на ближайшие сто лет. Россия, несмотря на свою меньшую значимость по сравнению с Китаем, является в глазах США неотложной угрозой, требующей немедленного реагирования и сдерживания. Необходимо продолжать взимать с России цену без втягивания в войну, вместе с тем готовясь к возможному обострению».

Эксперты INSS пишут о том, что «администрация США рассматривает научные и технологические инновации и задействование возможностей четвертой промышленной революции (на основе использования больших данных, искусственного интеллекта и машинного обучения) как ключи к успеху в стратегической конкуренции с Китаем». По их мнению, «США постараются сохранить свои позиции мирового лидерства на основе укрепления внутренних источников силы и устойчивости, осуществляя огромные инвестиции для сохранения технологического превосходства и укрепления промышленного потенциала; путем ограничения передачи технологий Китаю; а также с помощью формирования своего экономического партнерства в области безопасности с демократическими странами и теми, кто поддерживает существующий мировой порядок, для сдерживания и  ослабления своих соперников».

В INSS напоминают, что «до сих пор Соединенным Штатам и Китаю удавалось относительно осторожно разрешать свои споры. Например, в вопросе о будущем Тайваня США придерживались своей официальной политики — «единого Китая» — и выступали против одностороннего изменения статус-кво на Тайване. Однако события прошлого года, в основном связанные с визитом спикера Палаты представителей Нэнси Пелоси на Тайвань, продемонстрировали риск эскалации из-за просчета или того, что будет воспринято как провокация, несмотря на заинтересованность двух ядерных держав в недопущении войны между ними».

Израильские эксперты считают, что «баланс на конец 2022 г. включает в себя достижения внешней политики США и их усилия по укреплению региональных коалиций в Индо-Тихоокеанском регионе и Европе в ответ на китайско-российский вызов. Однако на Ближнем Востоке позиции США продолжают ослабевать на фоне их неспособности, с региональной точки зрения, сдержать иранскую ядерную программу и дестабилизирующую деятельность Ирана в регионе».

К этому они добавляют «отказ стран ОПЕК реагировать на просьбы США увеличить добычу сырой нефти в свете энергетического кризиса, а также встречи на высшем уровне председателя КНР с лидерами стран региона в декабре 2022 г.» Все это они считают еще одним свидетельством того, что конкуренция между державами не обойдет стороной Ближний Восток. Указывается на то, что «даже в странах Азии и Европы, проявляющих все большую бдительность и готовность противостоять китайско-российскому вызову, раздаются голоса, предостерегающие от следования за США в соперничестве между державами».

По поводу ситуации в Китае, израильские эксперты напоминают, что «съезд Коммунистической партии, созванный в октябре 2022 г., утвердил Си Цзиньпина в качестве бесспорного лидера партии и государства». По их мнению, «Си в начале третьего срока может беспрепятственно продвигать свою политико-идеологическую доктрину. Но на самом деле он сталкивается с трудными проблемами дома и за границей: в 2022 г. экономика Китая испытала значительное замедление и остановилась на половине (2,8%, по прогнозу Всемирного банка) целевого показателя роста, установленного режимом (5,5%), включая серьезный кризис в сфере недвижимости и кредитования. В то время как мир перешел на формат сосуществования с коронавирусом, в Китае до конца 2022 г. сохранялась политика «нулевой терпимости», что нарушило экономическую активность и повседневную жизнь граждан и даже вызвало необычную волну протестов по всей стране и массовые волны заболеваемости при быстром снятии ограничений». Более того, «после многих лет экономического роста, основанного на централизации, эффективности и преимущества в размере на свободном мировом рынке, Китай теперь сталкивается с контрмерами со стороны многих мировых экономик в ответ на его поведение, которое воспринимается как угрожающее».

К тому же экспертам очевидно, что «отношения между Китаем и США (и другими странами Запада) ухудшились, несмотря на взаимные попытки сохранить каналы связи открытыми». Они акцентируют внимание на обострение экономических отношений между этими странами, прежде всего, на «войну чипов» и тенденции разъединения в различных отраслях и сферах. Наряду с этим они наблюдают «постепенное ускорение военного наращивания с обеих сторон в связи с возможным кризисом вокруг Тайваня». Отмечается также, что Китай сталкивается с проблемами, особенно связанными с нарушением гражданских прав. В INSS полагают, что «несмотря на поддержку, которую Пекин получает от многих стран мира, у него нет реальных союзников, а «безграничная дружба», о которой лидеры Китая и России объявили в ходе встречи 4 февраля 2022 г., подвергается тяжелому испытанию после российского вторжения на Украину».

С другой стороны, по оценкам израильских экспертов, «все больше стран осознают, что Китай является для них прямым вызовом независимо от позиции США, учитывая активное вмешательство китайцев в их дела, иногда вплоть до создания зависимости и принуждения, шпионажа и влияния, передачи технологий и кражи интеллектуальной собственности».

Относительно России, в INSS обращают внимание на то, что «втягивание в войну на Украине и цена, которую она за это платит, привели к ослаблению ее позиций на мировой арене (независимо от того, продолжатся ли боевые действия в 2023 г., будут ли они остановлены или произойдет разрешение конфликта)».

На данном этапе эксперты не видят каких-либо признаков окончания войны в ближайшие месяцы, поэтому ожидают «усиления политической и экономической изоляции России от Запада, а также продолжения страдания ее экономики от санкций и трудностей, с которыми она сталкивается при экспорте энергоресурсов». По оценкам INSS, «Россия по-прежнему будет укреплять отношения со своими партнерами в других частях мира, в частности с Китаем и Ираном, и одновременно продолжит свою подрывную и вызывающую деятельность в отношении Запада». Израильские эксперты также ожидают, что «ухудшение состояния экономики России приведет к росту социальных беспорядков в стране и эмиграции тех, кто стремится и может ее покинуть».

Европа, полагают в INSS, пребывает в смятении. «Российское вторжение на Украину возобновило атмосферу войны на континенте и вновь обострило российскую угрозу, пробелы в готовности и реагировании на вызовы и риски, вызванные экономической зависимостью некоторых стран от российских источников энергии, а также от поставок из Китая. Продолжающаяся война меняет приоритет, который Европа десятилетиями отдавала экономике, а не инвестициям в безопасность. НАТО пробудился и наполнился новым смыслом, также пересмотрены в сторону увеличения оборонные бюджеты европейских стран. В то же время Европа переосмысливает риски, исходящие от Китая, и значение стратегического противостояния с ним, о котором объявили США. Наряду с внешними вызовами Европа продолжает сталкиваться с обострением внутренних трудностей, главными из которых являются ускорение экономического спада, рост инфляции и кризис энергоснабжения, а также приток миллионов беженцев в результате войны на Украине. Все это усиливает партии с националистической платформой и теми, которые призывают бросить вызов Евросоюзу».

[i] Strategic Analysis for Israel 2023 / INSS. https://www.inss.org.il/he/wp-content/uploads/sites/2/2023/01/StrategicAssessment22-23_HEB_5-1.pdf

52.26MB | MySQL:103 | 0,503sec