О приобритении Турцией у Великобритании фрегатов проекта Type 23

Анкара рассматривает возможность приобретения не менее трех устаревших фрегатов проекта Type 23 у Великобритании. Источники британского издания Middle East Eye сообщают, что соответствующие переговоры ведутся с января 2023 года. Турция интересуется возможностью замены на британские корабли свои устаревших фрегатов типа G. Фрегаты Type 23 относятся к классу кораблей с управляемым ракетным вооружением (УРО). Они были разработаны и построены в Великобритании в конце холодной войны для решения задач противолодочной обороны (ПЛО). Эти корабли были предназначены для патрулирования акватории Норвежского и Северного морей с целью наблюдения и противодействия советским атомным подводным лодкам. Основное вооружение фрегата Type 23 представлено противокорабельными крылатыми ракетами Harpoon, а также зенитно-ракетным комплексом Sea Wolf. Корабль также оснащен 114 мм артиллерийской установкой и четырьмя торпедными аппаратами. Водоизмещение фрегата составляет 4900 тонн.

По словам собеседников Middle East, Анкара планирует сформировать авианосную ударную группу в составе нескольких фрегатов и универсального десантного корабля TCG Anadolu. Новые корабли должны усилить возможности турецкого флота в области противовоздушной обороны. Основной причиной замены фрегатов типа G называется устаревание этих кораблей, поскольку совокупный срок их службы составляет более сорока лет. «Для формирования эскорта авианосца нам необходимо не менее трех фрегатов – один корабль будет двигаться впереди группы кораблей, и еще два корабля – прикрывать фланги», – так объясняет свои потребности турецкая сторона.

Возможные планы по приобретению фрегатов Type 23 вызывает некоторое удивление в контексте масштабных планов Турции по перевооружению ВМС с опорой на национальную судостроительную промышленность. В частности, в настоящее время Турция реализует программу MILGEM по созданию широкой линейки кораблей УРО в классе корветов, фрегатов и эсминцев. По этому проекту на верфи Istanbul Naval Shipyard в Стамбуле развернуто строительство фрегатов типа Istanbul. Головной корабль этого проекта был спущен на воду 23 января 2023 года. Еще три корабля этого же проекта в настоящее время готовятся к закладке в текущем году. В конце января Министерство обороны Турции подтвердило планы по продолжению строительства кораблей этого типа.

В настоящее время в состав ВМС Турции входят 4  фрегата типа Yavuz, 4 фрегата типа Barbaross и 8 фрегатов типа G. Проекты Yavuz и Barbaross относятся к семейству фрегатов MEKO 200 немецкой судостроительной кампании Blohm + Voss. Они были построены Турцией по лицензии в 1980-1990-хх гг. Водоизмещение этих кораблей – до 3000 тонн – скорее позволяет отнести их к классу корвета. 4 корабля типа Yavuz постройки 1980-х гг. на сегодняшний день можно оценить как морально устаревшие – в первую очередь, с точки зрения возможностей противовоздушной обороны. По текущим планам ВМС Турции эти корабли должны быть заменены вышеупомянутыми фрегатами типа Istanbul. Фрегаты типа Barbaross прошли модернизацию с установкой зенитно-ракетного комплекса Evolved Sea Sparrow Missle (ESSM) на базе установок вертикального пуска Mk 41 Mod 8. Этот комплекс на сегодняшний день можно считать одним из самых продвинутых среди морских ЗРК средней дальности.

Фрегаты типа G представляют собой глубоко модернизированный проект типа Oliver Hazard Perry. Эти корабли постройки 1970-х гг. были приобретены Турцией в 1990-х гг. и также прошли глубокую модернизацию с установкой нового ракетного и радиолокационного вооружения. Основу возможностей ПВО также составляет комплекс ESSM. На корабли также была установлена боевая информационно-управляющая система турецкого производства.

С точки зрения возможностей ПВО модернизированные фрегаты типа G заметно превосходят базовый проект британского фрегата проекта Type 23. Правда, в последние годы британские корабли проходят модернизацию с установкой нового ЗРК Common Anti-Air Modular Missile (CAMM). Тем не менее, возможности его текущей базовой модификации несколько уступают американскому комплексу ESSM. Таким образом, несмотря на более почтенный возраст, оснащение фрегатов типа G нельзя назвать полностью устаревшим. Заметный возраст британских кораблей так же ставит вопросы относительно перспектив их эксплуатации на рубеже 2020-2030-х. гг. ВМС Великобритании в настоящее время планирует постепенно вывести их из эксплуатации до конца десятилетия.

В заключение выделим две основные причины, по которым Type 23 мог заинтересовать Турцию.

Во-первых, по всей видимости строительство фрегатов типа Istanbul может затянуться на несколько лет. Многие предназначенные для их оснащения подсистемы турецкого производства все еще находятся в разработке или проходят испытания. Головной корабль серии после пяти лет постройки до сих пор не введен в состав турецкого флота. Это создает риск возникновения ситуацию, при которой возможности ВМС Турции окажутся ограничены устареванием фрегатов типа Yavuz. Приобретение британских кораблей позволяет закрыть эту нишу, и, в то же время, не афишировать неудовлетворение турецких военных медленными темпами строительства собственных кораблей.

Во-вторых, несмотря на ограниченные возможности фрегата проекта Type 23, Турция может руководствоваться политическими причинами расширения военно-технического сотрудничества с Великобританией. Закупка фрегатов может быть частью более крупной сделки по приобретению оборонных технологий. В частности, Турция крайне заинтересована в помощи британских компаний Rolls-Royce и BAE Systems при разработке национального истребителя пятого поколения TF-X. На фоне исключения Турции из программы F-35 Joint Strike Fighter Анкара остро нуждается в перевооружении своего авиационного парка. В условиях политического напряжения между Турцией и рядом стран Европы установление тесных связей с Лондоном, вероятно, является одним из приоритетов внешней политики.

52.55MB | MySQL:103 | 0,605sec