30 января с. г. в Анкаре в торжественной обстановке прошла презентация единой оппозиционной программы в случае, если так называемый «шестисторонний стол» придет ко власти в результате президентских и парламентских выборов, намеченных на 14 мая (предварительно; подлежит согласованию Великим национальным собранием /Меджлисом/ Турции – И.С.).
Документ был представлен со сцены Анкарского конгресс-центра председателями партий, образующих оппозиционную шестерку.
Продолжаем анализировать документ. Часть 3 нашей публикации доступна по ссылке на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=94553.
Напомним, что после того, как мы проанализировали программный документ оппозиции по ключевым словам, представляющим для отечественной публики наибольший интерес («Россия», «Украина», «НАТО», «США», «ЕС»), мы перешли к прямому цитированию раздела «Внешняя политика, оборона, безопасность и миграционная политика».
Напомним, что мы процитировали части раздела, касающиеся внешней политики, национальной обороны, безопасности и борьбы с терроризмом.
Отдельная часть раздела посвящена проблеме кибербезопасности. Очевидно, киберугрозы имеют растущее значение в условиях изменяющегося мира. При этом Турцию не назовешь страной, которая производит собственные решения в этой сфере, которые бы обеспечивали сколь-нибудь комплексную защиту страны в этой сфере. Турция опирается на импортные решения в этой сфере, хотя и предпринимает попытки производить «национальное и местное».
Цитируем предложения оппозиции в этой сфере:
«
- Мы обеспечим институционализацию в структуре, которая отдает приоритет координации государственных и частных институтов в законодательстве и организации с исключительным законом о кибербезопасности.
- Мы обеспечим соответствие внутреннего законодательства законодательству ЕС.
- Мы обновим Документ о национальной стратегии кибербезопасности с участием всех соответствующих сторон и подготовим планы действий для государственного и частного секторов.
- Мы создадим отдел киберопераций и горячую линию кибератак.
- Мы будем работать над проблемами кибербезопасности в сотрудничестве с международными институтами, в первую очередь НАТО, Европейским союзом, Организацией Объединенных Наций, Советом Европы и Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, и обеспечим активное участие Турции в исследованиях кибербезопасности в этих организациях.
- Мы позаботимся о том, чтобы Турция была классифицирована как «безопасная страна» в цифровом пространстве в соответствии со стандартами Европейского Союза.
- Чтобы укрепить нашу мощь киберзащиты, мы будем постоянно проверять уровень нашей кибербезопасности с помощью регулярных учений Коалиции по кибербезопасности.
- Мы будем эффективно бороться с такими преступлениями в сфере телефонного и интернет-мошенничества как кража личных данных в таких базах данных, как электронное правительство, электронный пульс, электронная торговля, и манипулирование списками избирателей, путем создания специальных подразделений с участием представителей кибербезопаности, прокуратуры, Совета по финансовым преступлениям (MASAK), Совета по надзору и регулированию банковской деятельности (BDDK), правоохранительных органов и разведки.
- Обеспечивая эффективную кибербезопасность, мы обеспечим соблюдение этических правил, защиту прав и свобод личности и конфиденциальность персональных данных.
- Мы будем проводить информационно-просветительские мероприятия по безопасности персональных данных и будем бороться с нарушениями безопасности данных и Интернета, Закона о персональных данных.
- Мы обязуем компании, предоставляющие услуги по всей стране, маскировать или шифровать свои данные, регулярно контролировать соответствие стандартам соответствующих учреждений и организаций, занимающихся сбором, обработкой и размещением личной и корпоративной информации, и приостанавливать действие лицензий учреждений и организаций, которые не соответствуют стандартам.
- Мы включим обучение по кибербезопасности в учебную программу и сделаем его доступным для всех желающих онлайн.
- Мы составим необходимые планы по созданию кафедр кибербезопасности в университетах.
- Мы будем уделять особое внимание подготовке хорошо оснащенных человеческих ресурсов, особенно программистов, инженеров-техников и криминалистов, юристов, специализирующихся на киберпреступлениях, и криптографических математиках.
- Мы создадим Национальную исследовательскую лабораторию квантовых и суперкомпьютерных технологий для создания невзламываемых алгоритмов шифрования.
- Мы расширим коммуникационную инфраструктуру, отвечающую потребностям и стандартам военных и гражданских пользователей, чья архитектура устойчива к кибер- и/или кинетическим атакам, до самых дальних уголков нашей страны.
- Мы создадим общедоступную защищенную облачную систему информатики, которая стандартизирует функции информатики для использования в общедоступных системах, распространит новые приложения, такие как искусственный интеллект, и будет включать решения для резервного копирования, обеспечения непрерывности бизнеса и предотвращения аварий, чтобы программное обеспечение можно было использовать в защищенной среде и хранить данные в Турции.
- Мы создадим проверенную и многоразовую библиотеку программных модулей, доступную для государственного и частного секторов.
- Прежде всего, мы разработаем операционные системы с открытым исходным кодом с расширенными ядрами кибербезопасности для использования на общедоступных серверах или настольных общедоступных системах, а, после проведения испытаний, постепенно сделаем их использование в критических областях обязательным».
И, наконец, в отдельный раздел оказалась вынесена крайне остро стоящая для Турции и турецкого населения тема «Миграция и политика в отношении беженцев».
Цитируем:
«
- Мы реструктурируем учреждения, связанные с лицами, ищущими убежища, особенно Управление по миграции, и укрепим их управленческую и кадровую инфраструктуру.
- Мы рассмотрим Закон об иностранцах и международной защите №6458 и соответствующие положения.
- Мы создадим Центры определения статуса международной защиты.
- Мы будем создавать миграционные политики и программы с участием всех заинтересованных сторон.
- Мы создадим образовательные/исследовательские центры для работы с миграцией и лицами, ищущими убежища.
- Мы будем регулярно делиться данными и статистикой по Управлению миграцией, особенно по использованию ресурсов, с общественностью, а также обеспечивать прозрачность и подотчетность.
- Мы рассмотрим Соглашение о реадмиссии 2014 года между Турцией и ЕС и Соглашение от 18 марта 2016 года.
- Мы будем заключать соглашения о реадмиссии со странами, которые являются источником нелегальной миграции.
- Мы пересмотрим турецкую визовую систему, реорганизуем ее таким образом, чтобы не допустить нелегальной миграции, и приостановим или аннулируем соглашения и соглашения со странами, где злоупотребляют практикой «краткосрочных виз» и «туристической визы», таким образом, чтобы не повредит нашим дипломатическим отношениям.
- Мы предпримем эффективные, сильные и активные инициативы для поиска решений в глобальном масштабе, особенно в сотрудничестве со странами региона, затронутыми миграцией и лицами, ищущими убежища.
- Мы не позволим, чтобы к Турции относились как к «буферной стране».
- Мы придаем большое значение и приоритет контролю массовой миграции в Турцию в стране происхождения.
- Мы будем укреплять наши границы электрооптическими башнями, системами освещения, камерами ночного видения, беспилотными летательными аппаратами, комплексными системами безопасности и стенами, когда это необходимо, и не допустим незаконных переходов.
- Мы обеспечим выполнение процедур приема, возврата и депортации на всех пограничных переходах в соответствии со стандартными правилами.
- Мы возьмем биометрические данные лиц, ищущих убежища, и обработаем их на их идентификационных картах с чипом.
- Мы будем эффективно бороться с торговлей людьми и сделаем наказания и сроки исполнения более сдерживающими.
- Мы увеличим количество и мощность центров вывоза.
- Мы ускорим процедуры депортации иммигрантов, въезжающих в Турцию без какого-либо официального и публично обнародованного соглашения или соглашения со страной их происхождения/третьими странами.
- Мы сузим сферу применения исключительного гражданства, изучив соответствующий закон и подзаконные акты.
- Мы прекратим практику предоставления гражданства Турецкой Республики в обмен на покупку недвижимости, государственных долговых ценных бумаг, инвестиционных фондов или открытие валютного депозита или частного пенсионного счета.
- Мы всесторонне изучим прошлые процедуры предоставления гражданства, аннулируем гражданство лиц, уличенных в даче ложных показаний/информации/документов, и примем необходимые административные и правовые меры в отношении заинтересованных лиц в случае выявления административной вины.
- Мы увеличим штрафы, налагаемые на предприятия, нанимающие нелегальных иммигрантов.
- Мы закроем предприятия, принадлежащие иностранным гражданам, которые работают без лицензии. Мы будем эффективно применять санкции в рамках соответствующего законодательства к тем, кто имеет лицензию, но будет установлено, что он работает нелегально и/или нанимает незарегистрированных работников.
- Мы не позволим беженцам достичь неконтролируемой концентрации или геттоизации по принципу кварталов, районов и провинций.
- Мы не позволим, чтобы сирийские лица, ищущие убежища, и другие иммигранты, находящиеся под временной защитой, находились за пределами провинций, где они зарегистрированы для необоснованного и длительного пребывания.
- Мы быстро депортируем иммигрантов и просителей убежища, причастных к преступлению, и не допустим их повторного въезда в нашу страну.
- Мы будем бороться с жестоким обращением с женщинами-мигрантами и детьми.
- Мы не позволим незаконным террористическим организациям использовать образование и деятельность гражданского общества для беженцев и иммигрантов в качестве инструмента.
- Мы изменим принципы, касающиеся Программы помощи иностранцам в соблюдении социальных норм, которая финансируется ЕС и предоставляется через Карту Красного Полумесяца.
- Мы сделаем фонды социальной помощи и солидарности, связанные с беженцами, прозрачными, легко контролируемыми и подотчетными.
- Мы разработаем механизм, который обеспечит доступ к образованию для всех детей иммигрантов и лиц, ищущих убежища, и возможность прохождения ускоренных курсов и дополнительных курсов по этому предмету.
- Мы позаботимся о том, чтобы качественные учебные материалы, учебные планы и планы по этому предмету были подготовлены для того, чтобы беженцы могли изучать турецкий язык.
- Мы реорганизуем программу (по приему – прим.) иностранных студентов, страновые квоты и системы экзаменов, пересмотрим процедуры эквивалентности и предотвратим злоупотребление образовательным каналом.
- Мы пересмотрим условия трудоустройства и проживания иностранных студентов во время или после их обучения и сделаем для них особые условия.
- Мы обеспечим, чтобы местные или иностранные неправительственные организации, осуществляющие деятельность по оказанию помощи беженцам, осуществляли свою деятельность в тесном сотрудничестве и координации с центральными и местными органами власти, и мы будем эффективно проводить необходимые проверки.
- Мы будем поддерживать бюджеты муниципалитетов, которые принимают большое количество иммигрантов, таких как лица, ищущие убежища, и нелегальные мигранты.
- Мы будем проводить мероприятия по информированию общественности, чтобы устранить недостаток информации и предубеждения против беженцев в обществе, эффективно борясь с проблемой миграции и лиц, ищущих убежища.
- Мы позаботимся о том, чтобы сирийцы, находящиеся под временной защитой, как можно скорее вернулись в свои страны (как в оригинале, «страны» — во множественном числе – прим.) в безопасности и в соответствии с нашим внутренним и международным законодательством.
- Мы будем осуществлять усилия по репатриации в тесном сотрудничестве с сирийцами, находящимися под временной защитой в нашей стране, сирийской администрацией и международными институтами.
- Мы разделим бремя и ответственность с другими странами за возвращение сирийских беженцев и нелегальных мигрантов из Турции.
- Чтобы положить конец страданиям сирийского народа, с которым мы связаны историческими узами, и установить прочный мир в рамках резолюций ООН, мы инициируем интенсивные контакты и диалог со всеми соответствующими сторонами, представляющими различные сегменты сирийский народ, за исключением террористических групп, и с администрацией Дамаска.
- Мы будем поддерживать усилия ООН по политическому урегулированию, особенно Резолюцию 2254, для мира в Сирии, защиты территориальной целостности Сирии и возвращения беженцев, мы инициируем двустороннее и многостороннее дипломатическое движение в этом отношении, и мы будем увеличивать контакты со всеми странами и заинтересованными сторонами.
- Мы будем играть активную роль в восстановлении инфраструктуры, поврежденных во время войны, используя возможности международного финансирования.
- Мы будем поддерживать участие турецких деловых людей в восстановлении Сирии и их инвестиции в Сирию.
- Мы будем поддерживать создание необходимых механизмов мониторинга, контроля и проверки в сотрудничестве с региональными и международными организациями, особенно Высшим советом Организации Объединенных Наций по делам беженцев, для обеспечения безопасности жизни и имущества возвращающихся лиц, ищущих убежища, признания всех их прав и реституции отнятых прав».
Какие выводы просматриваются из рассмотренного нами раздела программы турецкой оппозиции в части национальной обороны, безопасности и миграционной политики.
Начнем с национальной обороны.
Ничего за рамками общих фраз в этом разделе не сказано. Ни одной свежей мысли, ни одного начинания отличного от того, что и так делается.
Опять же, Турция – это страна, активно участвующая в боевых действиях на территории целого ряда зарубежных стран. Более того, Турция – это страна, которая при нынешнем руководстве страны активно разворачивает свое зарубежное присутствие. Кроме того, мы уже не раз напоминали про СВО, которая разворачивается на границах с Турцией, грозя эскалацией конфликта. Опять же, есть пограничные трения с Грецией по поводу милитаризации островов, а также по поводу раздела ИЭЗ.
Это – все те вопросы, на которые оппозиция должна чётко отвечать. В чем конкретно будет позиция турецкого руководства, если оно будет состоять из представителей оппозиции? Заметим, что действующему руководству страны на этот счет ничего никому объяснять даже и не надо, поскольку его позиция, после 20-летнего пребывания во власти, и так всем хорошо известна.
А вот что собирается делать Турция при оппозиции (когда и если та победит) со всеми застарелыми и не очень конфликтами, в которые она оказалась втянута – это большой вопрос. Что будет с Астанинским форматом? Что будет с участием Турции в армяно-азербайджанском конфликте? И так далее – ни на один из актуальных вопросов не дан ответ.
Интересно, что в следующем подразделе «Безопасность и борьба с терроризмом» не упоминается Рабочая партия Курдистана и её сирийское отделение – Силы народной самообороны. То, что не упоминается так называемая «Террористическая организация Фетхуллаха Гюлена» или FETÖ – это понятно. Оппозиция не признает официальной версии событий 2016 года, равно как и отрицает существование гюленистов как движущей силы попытки государственного переворота.
Однако, Рабочая партия Курдистана – это широко, общественно признанная угроза Турецкой Республике, с которой сейчас активно ведется борьба по всем направлениям, как внутри страны, так и за её пределами. И не сказать по этому поводу ни одного слова выглядит, как минимум, крайне странным.
Особенно, это актуально в свете тех событий, которые происходят в настоящее время в Европе, где флаги РПК развеваются с центральных площадей и проспектов. Что по этому поводу собирается делать оппозиция? Ведь РПК – это террористическая угроза №1 для страны. А оппозиция говорит о структурных преобразованиях в стране на фоне того, что надо решать практические задачи уже сейчас.