О перспективах газовой отрасли Алжира на 2023 год

По итогам 2022 года Алжир не смог выполнить данные Италии обещания увеличить ей поставки дополнительно 4 млрд куб. м газа. Это обстоятельство затрудняет реализацию алжирских амбициозных планов стать главным газовым поставщиком.

Одним из неприятных открытий, сделанных в 2022 году Западом вообще и Италией в частности относительно Алжира, стала его неспособность удовлетворить ожидания европейцев по замене российского газа.

Да, российский экспорт заметно упал, но не в результате наращивания поставок голубого топлива из АНДР, а по причине иных факторов, как-то снижения его потребления в Европе. В том числе вызванного мягкими погодными условиями, переводом значительной части производств в другие страны и даже мерами экономии.

Что касается Алжира, то он действительно нарастил поставки газа Италии, вытеснив с ее рынка Россию на второе место, а также увеличил их Словении, Германии и Франции. Однако сделано это было за счет другой европейской страны – Испании, с которой алжирцы поссорились по «марокканскому» вопросу.

Следовательно, никакого «энергетического спасения» благодаря алжирскому газу для Европы не произошло. Напротив, он стал своего рода «яблоком раздора» среди европейских стран, ставящих напрямую вопрос относительно их реального единства перед лицом вызовов.

В переводе на русский язык, воспользовавшись благоприятным моментом, остальные страны ЕС «украли» у Испании значительную часть прежних алжирских газовых объемов.

Причем сделали это ключевые страны Евросоюза, взявшие на себя обязательство обеспечивать энергетическую безопасность своих членов.

Важной деталью произошедшего стала и неспособность алжирской нефтегазовой компании Sonatrach выполнить данные ей газовые обязательства Италии поставить туда дополнительно 4 млрд куб. м газа.

Причиной тому стало дальнейшее падение экспорта газа, вызванное ростом внутреннего потребления в Алжире. Дело в том, что там продолжается рост населения. Так, за 2022 год оно выросло на 865 730 человек.

Кроме того, дополнительные и значительные объемы энергии и газа уходят на запускаемые промышленные предприятия, освоение крупных железнорудных и фосфатных месторождений.

И, наконец, все большие объемы голубого топлива Алжиру приходится отвлекать на обеспечение водной безопасности. Преимущественно это запуск станций опреснения морской воды.

Также продолжает сказываться отсутствие достаточных объемов вложений в газовую отрасль, вызванное самодурством алжирских чиновников, сложными бюрократическими процедурами, необходимыми для работы иностранцев и общим неблагоприятным инвестиционным климатом в АНДР.

Причем рассчитывать на резкое изменение ситуации в 2023 году не приходится – несмотря на попытки властей Алжира улучшить ее, увеличение объемов направляемых в его энергетику иностранных средств этого недостаточно для выполнения европейских ожиданий. Во всяком случае, чтобы нарастить алжирский газовый экспорт вдвое, о чем ранее заявляли лидеры АНДР.

Несмотря на это, серьезное увеличение добычи может произойти уже в текущем году. Как в последнее время отмечалось на проводимых с представителями ЕС переговорах, для выполнения своих новых обязательств главная алжирская нефтегазовая компания Sonatrach должна как можно скорее обеспечить ввод в эксплуатацию новых месторождений.

В первую очередь на юго-западе страны, в частности, речь идет о новом проекте газоперерабатывающего завода в Хасси-Тиджеранею Состояние выполненных работ по его созданию по данным алжирских властей «находится на продвинутой стадии». По данным компании Sonatrach, они выполнены почти на 99% и потому уже в марте 2023 года можно рассчитывать на его запуск.

Здесь Алжир рассчитывает дополнительно добывать ежегодно 4,5 млрд куб. м газа в год, который будет, по крайней мере частично перерабатываться на месте.

Также в 2023 году Алжир рассчитывает запустить в том же районе еще два газовых месторождения и увеличить добычу на уже действующих месторождениях Тимимоун, Туат и Северный Регган. Здесь активно работают такие энергетические гиганты как французская Total, эмиратская Neptune Energy и испанская компания Repsol.

Это в совокупности позволит Алжиру получать дополнительно еще 8.5 млрд куб. м газа ежегодно.

То есть в совокупности данные проекты могут дать Алжиру дополнительно как минимум 13 млрд куб. м газа ежегодно. Однако он сможет экспортировать в виде сырья лишь часть данного объема, поскольку часть из них уйдет на внутренние нужды и переработку.

Иными словами, это хотя и станет, вероятно, прогрессом для АНДР после длительного периода спада добычи, но не сможет обеспечить замыслов по «энергетическому завоеванию Европы».

И даже если в текущем году страны Евросоюза дадут Алжиру запрашиваемые им 40 млрд долларов инвестиций, реальную отдачу от них следует ожидать не ранее начала 2026 года.

Масштабы работ на электростанциях, энергия которых позволит высвободить на экспорт дополнительные объемы газа, также не дают оснований говорить о том, что ему удастся воплотить в жизнь свои амбициозные планы. То есть стать «главной энергетической державой Средиземноморья и основным европейским газовым поставщиком».

Если проложить специальный электрокабель по дну Средиземного моря для экспорта излишков электроэнергии в течение 2022 года возможно – об этом можно судить по имеющемуся мировому опыту, то с ее получением опять возникают проблемы.

Дело в том, что, невзирая на попытки алжирского руководства упростить работу иностранцев на своей территории, это происходит туго, особенно в плане получения различных разрешительных документов, в том числе и на землеотведение.

И хотя у АНДР теоретически гораздо больше возможностей для наращивания экспорта газа и электроэнергии чем у того же Египта, наглядно показавшего способность за год увеличить поставки Европе голубого топлива в полтора раза, алжирцы по итогам 2023 года способны еще больше разочаровать ее.

Важно заметить, что страны Евросоюза уже сейчас стремятся получить четкие гарантии поставок для себя стратегически важного сырья с учетом выводов его аналитиков о том, что в будущем в мире произойдет дальнейший рост газового и энергетического потребления. К 2050 году оно согласно их расчетам должно увеличиться на 23 – 26%по сравнению с нынешним уровнем.

Поэтому от Алжира в Брюсселе ожидают максимальной готовности идти навстречу европейским ожиданиям и в том числе гарантировать инвестиции в его газовую отрасль и упростить бюрократические процедуры для ускорения запуска новых энергетических проектов.

Сможет ли руководство АНДР выполнить все европейские пожелания, чтобы обеспечить на практике взятые им обязательства перед Брюсселем? В силу всего вышеизложенного это представляется сомнительным. Однако в будущем угроза российским газовым поставкам со стороны Алжира остается высокой.

52.26MB | MySQL:103 | 0,589sec