О влиянии нового пакистанского законопроекта о богохульстве на проживающие в стране религиозные меньшинства. Часть 1

Пакистан ужесточает спорные законы о борьбе с богохульством, что может привести к смертельным последствиям для отдельных групп религиозных меньшинств. Вместо реформирования закона Национальная ассамблея Пакистана приняла новый законопроект, который еще больше усиливает преследование граждан и превращается в оружие против инакомыслящих.

Принятый 17 января законопроект предлагает ужесточить наказание в случаях, касающихся богохульства в отношении сподвижников пророка Мухаммеда и его потомков, что является правонарушением в соответствии со статьей 298-A Уголовного кодекса Пакистана. Законопроект направлен на увеличение срока содержания под стражей, который в настоящее время составляет 3 года, до минимума 10 лет с возможностью продления до пожизненного заключения, а также штрафа в размере 1 млн пакистанских рупий (около 3600 долларов США). Он также предлагает изменить статус богохульства на преступление, не подлежащее освобождению заключенного под залог. В известном своим религиозным многообразием Пакистане нынешние законы о богохульстве уже широко используются для манипуляции уязвимыми слоями населения. Предлагаемые поправки призваны криминализировать религиозные разногласия и преследовать меньшинства по принципу вероисповедания. Неясности и нечеткие определения ключевых терминов в законопроекте оставляют много возможностей для спекулирования. Шииты, составляющие около 20% населения Пакистана, решительно выступили против законопроекта, утверждая, что это еще один способ преследования их маргинализованной общины и нарушенияе свободы вероисповедания. Уже сейчас пакистанские шииты сталкиваются с растущей угрозой насилия со стороны экстремистских группировок; дальнейшее превращение закона о богохульстве в оружие усилит их преследование. Хотя законопроект был представлен в Национальной ассамблее членом «Джамаат-е-Ислами» Абдулом Акбаром Читрали, первоначально документ был разработан и подготовлен некогда запрещенной антишиитской экстремистской организацией «Ахле Суннат Вал Джамаат» (ASWJ), ранее известной как  партия «Сипах-е-Сахаба Пакистан» (SSP – «Стражи сподвижников пророка»). В июле 2020 года Атта Мохаммад Дешани, глава подразделения ASWJ в провинции Хайбер-Пахтунхва, вместе с главой партии ASWJ в Исламабаде Абдуром Рехманом Моавиа нанесли визит Читрали и представили ему план законопроекта. Как только он был принят правительством, экстремистская группировка отпраздновала событие размещением поздравительных транспарантов по всей территории Пакистана.

Лазейки в статье 298-A

Нечеткие формулировки, связанные с понятием «богохульства» и противоположными видениями суннитского и шиитского направлений ислама, оставляют множество вариантов интерпретации текущего законодательства. Раздел 298-A Уголовного кодекса Пакистана гласит:

«Тот, кто словами, устными или письменными… оскверняет священное имя любой жены (Уммуль Муминин), или членов семьи (Ахле-Бейт), Святого Пророка (мир ему) или любого из праведников Халифы (Хулафа-и-Рашидин) или сподвижников (Сахабы) Святого Пророка (мир ему и благословение) подлежат наказанию в виде тюремного заключения на срок до трех лет, или штрафу, или тому и другому».

Как было сказано выше, новый законопроект предлагает значительно ужесточить наказание за такие правонарушения, вплоть до пожизненного заключения. Это особенно опасно для шиитов, поскольку определение «сподвижника» сильно различается в двух направлениях ислама. Большинство суннитских ученых считают сподвижником любого, кто видел Святого Пророка невооруженным глазом и умер мусульманином. В дополнение к этим критериям шиитская школа мысли также оценивает, соответствовали ли действия указанного человека учению пророка Мухаммеда или противоречили ему и отвечали ли  они интересам исламского сообщества. Следовательно, те, кто противостоял, проклинал или вел войну против семьи Святого Пророка, не считаются «сподвижниками» в соответствии с шиитской интерпретацией ислама. Даже некоторые суннитские ученые, такие как Аль-Саюти и Аль-Забхаби, принимают во внимание этот дополнительный критерий, прежде чем называть кого-либо сподвижником. Отсутствие определения того, что именно классифицируется как «богохульство» или «оскорбление», дает пакистанским органам власти еще больше возможностей для произвола. В трудах, посвященных истории шиитов, а также признанных исторических книгах суннитского ислама, таких как Сахих аль-Бухари и Сахих Муслим, описаны случаи, когда сподвижники Святого Пророка проклинали, сражались и даже шли на войну с другими сподвижниками или семьей  пророка. В связи с этим встает вопрос: будет ли повествование о таких событиях или владение такими книгами считаться в Пакистане богохульством? Что же в таком случае произойдет с тысячами семинарий по всей стране, в которых изучают эти исторические труды? Статьи 19 и 20 Конституции Исламской Республики Пакистан предоставляют каждому гражданину свободу самовыражения, исповедования и распространения своей веры. Это право грубо нарушалось в случае с шиитской общиной, особенно за последние два года, когда против шиитов были возбуждены сотни дел о богохульстве лишь за то, что они озвучивали свои убеждения и проводили религиозные ритуалы. Только в августе 2020 года было зарегистрировано более 40 дел о богохульстве против шиитов. Тогда толпа штурмовала полицейские участки и устраивала насильственные акции протеста, которые местные органы власти вносили в реестр правонарушений, подлежащих расследованию. Несколько примеров абсурдных дел, зарегистрированных против пакистанских шиитов, включают обвинения в богохульстве за: проведение религиозного собрания в частном доме, проведение шествия, раздачу еды и воды в память о битве при Кербеле; заявления в социальных сетях о том, что у Святого Пророка была только одна дочь, как упоминается в шиитских исторических книгах; и осуждения Язида ибн Муавия за убийство имама Хусейна. Таким образом, продление срока содержания под стражей и признание богохульства в отношении сподвижников Святого Пророка преступлением, не подлежащим освобождению под залог, еще больше ограничит свободу выражения мнений и нарушит основные права шиитов, которые гарантированы конституцией Пакистана.

52.21MB | MySQL:103 | 0,492sec