Турция: обсуждения даты выборов на фоне последствий землетрясений 6 февраля

В январе тема, связанная с датой выборов, неожиданно была открыта двумя лидерами Народной коалиции – Девлетом Бахчели и Реджепом Таййипом Эрдоганом. Ранее, отвечая на призывы оппозиции о необходимости проведения досрочных выборов, политики отмечали, что они пройдут в срок. Но в начале этого года президент Турции предложил провести их 14 мая. Тогда СМИ начали писать об этой дате как об окончательной. Однако мы отмечали, что до начала официальной процедуры это предложение является не больше, чем спекуляцией и предположением. Мы не отвергали возможности их проведения именно 14 мая, однако предлагали дождаться начала официальной процедуры. Согласно ней, выборы должны быть объявлены за 60 дней до их даты. Ранее Эрдоган подчеркивал, что 10 марта это решение планируется принять официально.

Однако землетрясения в южных и юго-восточных провинциях создали  в Турции совершенно новую политическую реальность. Мы уже отмечали, что произошло своеобразное «обнуление» политического пространства Турции, которое характеризуется снижением внимания к вызывавшим до 6 февраля большие споры темы. Разногласия внутри «стола шести», процесс согласования Кемаля Кылычдароглу в качестве кандидата, отношения внутри оппозиционного треугольника Народно-республиканская  партия (CHP) — Хорошая партия (İYİ) — Демократическая партия народов (HDP) и другие темы отошли на второй план. Тема о дате выборов стала первой из ряда, которая вернулась в повестку дня.

11 февраля президент Р.Т.Эрдоган во время своего телеобращения сказал фразу: «Я хочу от вас один год».[i] Эти слова были сказаны в контексте объявления президентом мер по устранению последствий стихийного бедствия и масштаба нанесенного им урона. В этом смысле он просил время на возможность исправить ситуацию. В обществе эту фразу  интерпретировали в рамках выборов. Существует два мнения: либо Эрдоган использует этот фактор в своих целях для объединения электората вокруг себя, либо стремится перенести выборы сроком до одного года. В целом, мы подчеркиваем неявный предвыборный характер этого сообщения со стороны Эрдогана. Примечательно, что 13 февраля бывший спикер парламента Турции и член Партии справедливости и развития (AKP) Бюлент Арынч выступил с поддержкой необходимости переноса даты выборов и изменения юридической базы под это решение.[ii] Эта позиция основана на мнении о том, что в мае-июне не будет существовать комфортных условий для организации электорального процесса. Также отмечается, что принятие даты может быть преждевременным из-за невозможности обеспечения безопасности граждан. Несмотря на публичные обсуждения, официально от варианта с 14 мая пока не отказались. Ранее Эрдоган отмечал, что 10 марта будет принят указ о проведении выборов в эту  датуы. Поэтому в ближайшие две недели этот вопрос прояснится.

Однако интересно то, что эта тема широко разошлась после критики Кемаля Кылычдароглу. 14 февраля он написал следующий твит: «Эта страна дала тебе 20 лет. Благодаря тебе мы стали свидетелями переворота. Во время пандемии ты не смог обеспечить население масками. Когда горели наши леса, ты не смог найти самолеты для их тушения. Ты разрушил экономику. После землетрясений мы оказались сломленными. Мы тебе даже 1 лишнего дня не дадим, не говоря уже об 1 годе. Мы не можем смириться с еще одним примером некомпетентности. Не бойся выборов».[iii] Оппозиция подчеркивает, что перенос даты возможен только в условиях ведения войны. Поэтому она однозначно выступает против их проведения после 18 июня 2023 г. При этом в ее рядах отмечают, что факт наличия чрезвычайного положения не является поводом для переноса выборов, так как и конституционный референдум 2017 г., и всеобщие выборы 2018 г. проводились в условиях ЧП.

В условиях переноса нужно учитывать то, что в марте 2024 г. запланировано проведение муниципальных выборов. В этом смысле есть два варианта: проведение всеобщих и муниципальных выборов в один день или их перенос на ноябрь 2023 г. Первый вариант кажется проблемным из-за необходимости большого количества ресурсов для проведения 3-х кампаний одновременно. Их смешение мы оцениваем как нежелательное, так как президентские и парламентские выборы являются судьбоносными. Поэтому две эти кампании имеют разное значение, а всеобщие выборы требуют большой концентрации, если учитывать, что находится на кону. Второй вариант нам также представляется неудачным, так как это решение фактически означает протекание непрерывного избирательного процесса на протяжении 7 месяцев с сентября 2023 г. по март 2024 г. В учет надо брать возможную усталость населения от выборов.

Поэтому, обращая внимание на позицию оппозиции, на сохранение организационных сложностей даже в случае переноса, на особый статус всеобщих выборов, мы считаем более предпочтительным вариант с их проведением 18 июня без нарушения закона и изменения существующей нормативно-правовой базы за 3-4 месяца до запланированных сроков.

[i] https://www.karar.com/guncel-haberler/cumhurbaskani-erdogan-depremzedelerden-bir-yil-sure-istiyorum-1727666

[ii] https://halktv.com.tr/siyaset/bulent-arinctan-flas-secim-erteleme-cagrisi-3-tarih-verdi-718895h

[iii] https://www.sozcu.com.tr/2023/gundem/kilicdaroglundan-erdogana-secimden-korkma-7591728/

52.21MB | MySQL:103 | 0,462sec