О целях визита американской военной делегации в Алжир

Запад продолжает настойчивые попытки склонить Алжир на свою сторону в конфликте с Россией. На этот раз сотрудничество ему предлагает американское командование в Африке (АФРИКОМ).

В первой половине февраля Алжир продолжили осаждать военные представители западных стран. Их цель – добиться от Алжира заключения контрактов по военно-техническому сотрудничеству и снизить уровень его взаимодействия с Россией.

Среди таких военачальников на минувшей неделе отметился генерал армии Майкл Лэнгли, командующий военным командованием Соединенных Штатов в Африке (АФРИКОМ). В АНДР он встречался с генералом армии Саидом Шенгрихой, начальником Генштаба Национальной народной армии. При этом его сопровождала не только представительная военная делегация, но и гиперактивная посол США в Алжире Элизабет Мур Обен.

По данным источников двух стран, в ходе аудиенции в штаб-квартире Генерального штаба ННА, они «обсудили проблемы безопасности, с которыми сталкивается африканский континент. Этот визит также представляет собой возможность прагматично и объективно рассмотреть вопросы, представляющие взаимный интерес в регионе».

В связи с этим Саид Шенгриха отметил высокий уровень военного сотрудничества между двумя странами. Он указал, что это нашло отражение в «обмене опытом в области борьбы с терроризмом и обучении личного состава алжирской армии и технической помощи».

Соответственно, он подтвердил «полную готовность ее высшего командования к дальнейшему развитию двустороннего военного сотрудничества, тем более что военный диалог, начатый в 2005 году, ставит перед собой очень амбициозные цели в этой области».

Однако в очередной раз начальник Генерального штаба ННА подчеркнул, что «Алжир чрезвычайно привержен принципу неприсоединения и гордится своей историей, полной славы и высоких достижений. Наша страна, которая следит за уважением своей независимости и своих суверенных решений, поддерживает в рамках своих интересов военные и экономические отношения со многими дружественными странами, в том числе и Соединенными Штатами Америки».

Такой ответ он дал в связи с попыткой своего американского коллеги добиться понижения отношений Алжира с Россией. Это подразумевало закрытие алжирского воздушного пространства для «наемников из группы Вагнера, беспокоящих целый ряд африканских стран и дестабилизирующих там ситуацию». И, соответственно, прекратить оказывать им какую-либо поддержку, в том числе логистическую.

Причем того же самого американская делегация добивалась и в президентском дворце АНДР, но с таким же успехом. Ответ лидеров АНДР был словно под копирку, хотя и с разной степенью присущей им льстивости, выдержан в духе: «Мы дружим со всеми, кто дружит с нами и сами принимаем решения о том, что нам делать».

Данные американские желания имели отражение и в официальной прессе АНДР. В том числе известном журнале алжирского Минобороны El Djeich.

В его последней по времени редакционной статье делается подробный экскурс об «исторической и неизменной позиции Алжира относительно суверенности принимаемых им решений, вдохновленных его Славной революцией. Суть их – не идти ни на какие уступки в отношении своих принципов и неизменных позиций. Это касается и защиты права народов, находящихся под оккупацией, на самоопределение и эксплуатацию ресурсов и богатств, которые хранятся в их странах».

Последняя ремарка сделана не случайно. Она косвенно дает понять, что высокопоставленных американцев в ходе их последнего визита интересовала возможность прекращения Алжиром «недружественных действий в отношении Марокко в районе Западной Сахары».

Как известно, боевики Фронта ПОЛИСАРИО, добивающиеся независимости последней от Марокко, возобновили борьбу против него в ноябре 2020 года. И сделали они это при помощи Алжира, добивающегося таким образом ослабления своего регионального конкурента.

Причем ранее уже в открытые источники прорывалась информация о возможном появлении крупной американской военной базы якобы по согласованию с Рабатом именно на территории Западной Сахары. Ее назначение – борьба против джихадистов из региона Сахеля, где на глазах разваливаются созданные после краха западной колониальной системы государства.

В Алжире к такому информационному вбросу отнеслись настороженно-враждебно как к элементу давления. И судя по всему, дали на это приведенный выше печатный ответ на страницах официального издания его Минобороны.

Впрочем, этим дело не ограничилось. Тот же журнал в продолжение данного материала подчеркнул, что незыблемость своих политических установок Алжир доказал на практике, спустя «менее чем через 10 лет после обретения независимости приступив к национализации углеводородов (1971 год). На международном уровне дипломатический успех был огромным. В частности, в странах третьего мира, для которых Алжир был образцом борьбы за установление нового, более справедливого и равноправного мирового порядка. Это отвечало чаяниям алжирского народа на построение независимого и суверенного национального государства».

Однако это явно не самый лучший способ привлечь в АНДР зарубежных инвесторов, прихода которых так жаждут лидеры этой страны. И в таком стремлении показать свою «суверенность» иностранцы способны усмотреть повторение 1971 года и событий недавних лет. Тогда целый ряд работавших в стране зарубежных компаний лишали контрактов, в которые они уже успели основательно вложиться.

Иными словами, алжирские лидеры довольно жестко демонстрируют Западу вообще и США в частности свою готовность сотрудничать с ним, но на своих условиях.

Сколько долго будет продолжаться подобное состояние неопределенности с учетом взаимной заинтересованности сторон друг в друге – неизвестно.

Проблема состоит в том, что алжирские лидеры помнят примеры «дружбы» ливийского режима М.Каддафи с Западом и не доверяют ему. И пытаются использовать украинский конфликт и обострение России с Евросоюзом и США себе на пользу.

Однако для ведения длительной «самостоятельной» политики Алжиру исторически не хватает ресурсов. То, о чем забывают дополнить в разговорах о своей «суверенности» алжирские лидеры, что исторически проявления политического активизма их страны было связано как раз с получением внешнего «протектората» — финансового и отчасти силового – от Османской Империи в Новое время и СССР в Новейшее.

Самостоятельные же потуги лидеров Алжира, не обеспеченные должными ресурсами, как представляются, рано или поздно приведут к столкновению с суровой действительностью и необходимостью более конкретно выбирать, с кем они.

52.26MB | MySQL:103 | 0,517sec