О планируемой поставке российских истребителей Су-35 в Иран

Как полагают эксперты Джеймстаунского фонда, информация о планируемой Ираном покупке российских современных истребителей Су-35 является последним по времени признаком углубления отношений между Тегераном и Москвой. Это событие является значительным, поскольку в последние годы были отменены аналогичные контракты на продажу российских Су-35 Алжиру, Египту и Индонезии под давлением со стороны Соединенных Штатов и угрозой экономических санкций. В результате эти страны вместо этого купили американские истребители F-15 или французские истребители Rafale. До сих пор Китай является единственной страной, которой удалось приобрести у России Су-35, а переговоры Индии с Москвой пока не достигли какого-либо заметного прогресса. Но в новых геополитических условиях, вызванных военной операцией России на Украине, Иран действительно может стать новым пунктом назначения российских истребителей, что подчеркивает растущие военные отношения между Москвой и Тегераном. Впервые командующий ВВС Исламской Республики Иран (IRIAF) бригадный генерал Хамид Вахеди 4 сентября 2022 года официально объявил, что «в настоящее время обсуждается покупка Су-35, а не Су-30. Этот вопрос стоит на повестке дня, и мы надеемся, что сможем получить эти истребители поколения 4 ++ в будущем».  Хотя официальные российские источники не подтвердили и не опровергли это заявление, Шахрияр Хейдари, член Комиссии по национальной безопасности и внешней политике иранского парламента, подтвердил 15 января, что «истребители Су-35, которые Иран заказал у России, прибудут в начале 1402 года [по иранскому календарю, который начинается в марте21, 2023]». Он отметил, что Тегеран также заказал у России другую военную технику, «в том числе системы противовоздушной обороны, ракетные комплексы и вертолеты, большая часть которых будет получена в ближайшее время». Некоторые источники утверждают, что Иран получает Су-35 в обмен на экспорт в Россию своих беспилотников. Однако на данный момент трудно найти доказательства официального контракта между Москвой и Тегераном относительно покупки Ираном Су-35. Таким образом, ключевыми источниками здесь остаются только публичные заявления Вахеди и Хейдари. Хотя Россия еще не отреагировала публично, отвергнув или подтвердив существование такого контракта, конфиденциальность Москвы может быть результатом углубления отношений между двумя странами в вопросах обороны и безопасности. Хамидреза Азизи, эксперт по Ирану из Немецкого института международных отношений и безопасности, считает, что «Россия поставит Ирану 24 Су-35, но, вероятно, не больше. … Санкции, введенные против России, означают, что она не может производить самолеты Су-35. Для некоторых деталей требуются специальные технологии, которых нет в России».

Возможно, самой непосредственной причиной покупки Ираном Су-35 является острая потребность IRIAF в модернизации своих истребителей. Согласно последним по времени сообщениям СМИ, «ВВС Ирана в значительной степени полагаются на отремонтированные самолеты американского производства, в том числе истребители F-5 и F-14, приобретенные до Исламской революции 1979 года». Кроме того, во многом из-за враждебных отношений между Ираном и Соединенными Штатами Тегеран «за последние годы не приобрел ни одного нового истребителя, за исключением нескольких российских истребителей МиГ-29». Помимо МиГ-29, Иран в основном использует «локально модифицированные самолеты F-4 Phantom II, F-14 Tomcat и F-5E / F Tiger II 1970-х годов». Таким образом, покупка Тегераном истребителей Су-35 будет способствовать обновлению некоторых мощностей IRIAF и, возможно, заложит основу для дальнейшего сотрудничества в оборонном производстве между Россией и Ираном. По данным российского издания Sputnik, «несмотря на то, что стоимость обслуживания и эксплуатации этого реактивного самолета представляется высокой для Ирана, эти затраты могут быть снижены, если будут достигнуты договоренности о совместном производстве двигателей для Су-35 в Исламской Республике».

С другой стороны, покупка Су-35 стала бы одним из наиболее важных результатов, достигнутых на сегодняшний день после отмены эмбарго на поставки вооружения и военной техники в  Иран. Резолюция 2231 Совета Безопасности ООН от июля 2015 года одобрила Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) в отношении ядерной программы Ирана. Однако, поскольку СВПД потерпел крах, «все ограничения на поставки основных вооружений в Иран и всех вооружений из Ирана истекли в октябре 2020 года. Это означает, что Иран сможет легально покупать и продавать обычные вооружения, включая стрелковое оружие, ракеты, вертолеты и танки». Кроме того, эмбарго на экспорт иранских баллистических ракет должно быть снято в октябре 2023 года. Что касается более широких последствий, как уже упоминалось, Су-35 усилят возможности IRIAF. В недавнем интервью Sputnik иранский военный эксперт Мохаммад-Хасан Сангтараш заявил, что «этот самолет будет особенно эффективен, если Иран сможет установить на него оригинальное оружие.  Су-35 может играть роль боевой мини-системы АВАКС [бортовой системы предупреждения и управления], и при подключении к радиолокационной сети Ирана он приобретет уникальные возможности точечной защиты. Если Иран приобретет [российские] технологии и начнет совместное массовое производство [Су-35], он может получить определенное преимущество перед истребителями и военными кораблями» своих соседей, включая Азербайджан.  Кроме того, покупка Ираном истребителей Су-35 повлияет на баланс региональных ВВС по отношению к арабским странам региона Персидского залива, особенно Объединенным Арабским Эмиратам, Бахрейну и Саудовской Аравии, у которых сложные отношения с Ираном. В результате эти и, возможно, другие страны могут обратиться к закупке большего количества оружия с Запада, особенно к американским истребителям F-35. В связи с этим, нарастающая напряженность в отношениях с Израилем, включая предполагаемую атаку израильских беспилотников на иранскую территорию в январе 2023 года, также может повлиять на эту сделку, поскольку современные истребители улучшат оборонительную и превентивную защиту Ирана от возможных израильских атак.  При этом иранский эксперт Мохсен Джалилванд представляет иную точку зрения: «Оборона и военная мощь Ирана основаны на сдерживании, опираясь на ракеты и беспилотники. Это означает, что военная и оборонная сила сдерживания Ирана не основана на военно-воздушных силах и истребителях. Таким образом, современные истребители не являются поворотным моментом в способности Ирана сдерживать оборону».

Тем не менее, похоже, что, если и когда поставка российских истребителей Су-35 будет завершена, это будет одна из самых значительных закупок оружия Ираном со времен Исламской революции 1979 года.

Наряду с модернизацией и повышением возможностей ВВС Ирана, это также выведет зарождающиеся военные и оборонные отношения между Тегераном и Москвой на новый этап, что будет иметь ключевые последствия для баланса сил и сдерживания на всем Южном Кавказе и Ближнем Востоке.

62.85MB | MySQL:102 | 0,543sec