Политическая составляющая нового государственного бюджета Израиля на 2023-2024 год

Еще две недели назад министр финансов Бецалель Смотрич и премьер-министр Биньямин Нетаньяху договорились ограничить объем средств, которые будут выделены в государственном бюджете на 2023-2024 год на финансирование обещаний, данных партиям в рамках коалиционных соглашений.

Как сообщает издание  «Калькалист», сокращение не коснется обещаний об увеличении бюджетов министерств, в частности – Министерства внутренней безопасности. Общая стоимость обещаний оценивалась в 20 млрд шекелей, из которых в бюджет войдут только около 5-6 млрд шекелей.

Министерство финансов поставило цель выделить от 5 до 6 млрд шекелей на финансирование коалиционных соглашений, в отличие от обещанной им суммы в 20 млрд шекелей . Эти расходы относятся к средствам, включенным в коалиционные соглашения с партиями, а не к бюджетным надбавкам министерств. По словам источников в Минфине, госбюджет на 2023-2024 годы не имеет финансовых источников для финансирования всех коалиционных обещаний, которые на данный момент оцениваются в десятки миллиардов шекелей, и поэтому каждой партии придется довольствоваться ничтожной частью обещанных ей средств.

Партиям «Еврейство Торы» и ШАС обещали миллиарды шекелей на увеличение бюджетов ешивы и поддержку пожилых людей. ШАС потребовала выделить один миллиард шекелей на раздачу продуктовых талонов нуждающимся. «Религиозному сионизму», возглавляемому министром финансов Бецалелем Смотричем, были обещаны сотни миллионов шекелей религиозным сионистским учреждениям, а заместителю министра Ави Маозу (партия «Ноам») было обещано около 200 млн шекелей на «Управление по еврейской идентичности». Однако Министерство финансов предложит партиям распределить увеличение бюджетов на эти отраслевые цели на несколько лет.

«Мы стремимся к ответственной, а иногда и непростой политике фискальной ответственности и бюджетной ограниченности. Политике, которая будет сострадательной по отношению к тем, кто в ней действительно нуждается», — заявил новый министр финансов Бецалель Смотрич на пленуме Кнессета после приведения к присяге.

Эта двойная формулировка, но такая политика стала отличительной чертой каждого министра финансов. Члены новой коалиции требуют непомерного увеличения бюджета, и именно партия министра финансов несет ответственность за самые загадочные бюджетные требования .

Финансовые чиновники стараются не указывать бюджетные оценки коалиционных соглашений, которые были подписаны в качестве условия формирования правительства, и обещают, что оценка их экономической стоимости будет составлена ​​в течение недели. Однако общая картина, полученная сейчас, представляет собой бюджетную распущенность, весьма далекую от фискального консерватизма. Чтобы картина изменилась, необходим отказ всех партнеров от большей части бюджетных требований.

Размер государственного бюджета ограничивается двумя основными правилами. Первое и более известное — это «правило дефицита». Согласно этому правилу, правительство должно следить за тем, чтобы его расходы не превышали его доходы сверх установленного законом целевого показателя, в случае 2023 и 2024 годов он составляет 2,75%-2,25% ВВП соответственно. Второе правило, которое, как ожидается, будет актуальным в этом году, — это «правило расходов», в соответствии с которым бюджет определенного года может быть больше предыдущего на заранее установленную норму, полученную по формуле, учитывающей темпы роста ВВП и населения  и учитывает рост цен.

Бюджет на 2022 год составлял около 452 млрд шекелей, доходы государства в этом году также ожидаются в аналогичной сумме, поэтому год, скорее всего, закончится с небольшим профицитом бюджета. Однако первоначальный прогноз заключался в том, что государственные доходы будут на 60 млрд шекелей ниже, а дефицит превысит 3% ВВП. Таким образом, при построении бюджета на 2022 год лимит дефицита повлиял и на структуру бюджета.

Сейчас ситуация совершенно другая. Согласно последней по времени информации Министерства финансов, общие обязательства правительства на 2023 год составляют около 487 млрд шекелей, а на 2024 год — около 507 млрд шекелей. Это увеличение примерно на 35 млрд шекелей по сравнению с предыдущим бюджетом 2022 года. Это действительно очень значительное увеличение, но, поскольку текущий прогноз доходов составляет около 477 млрд шекелей на 2023 год, это означает, что отправной точкой является низкий дефицит бюджета. всего около 0,5%, в то время как закон позволяет правительству достичь дефицита в 2,75% ВВП. Такая ситуация может создать у политиков впечатление, что бюджет можно увеличить еще больше.

Однако если посмотреть на второе правило — правило расходования — картина будет совершенно иной. Согласно этому правилу, бюджет может быть увеличен только примерно на 15 млрд шекелей до 466 миллиардов шекелей, а это значит, что только для выполнения текущих обязательств надо урезать около 20 млрд шекелей —  с 487 млрд шекелей — и это еще до новых коалиционных обязательств, что  добавляются к расчету.

Поскольку изменение правила расходования средств подвергается меньшей критике со стороны СМИ и финансовых кругов, вполне вероятно, что политики будут вести себя так же, как и в прошлом, и изменят правило расходования средств, чтобы увеличить бюджет свыше 466 млрд шекелей. Важные вопросы, которые остаются открытыми: будет ли увеличение бюджета разумным? И самое главное, куда пойдут деньги?

Одной из задач казначейства будет объяснить политикам, как это возможно, что огромный пересмотр прогноза доходов на 2023 год на 60 млрд шекелей вряд ли изменит увеличение бюджета. В Европейском союзе в 2011 году изменили правило расходов, чтобы оно также учитывало увеличение налоговых поступлений. То есть, если между двумя годами произошло увеличение налоговых поступлений — увеличивается потолок расходов. Банк Израиля также предлагает изменить правило расходов, чтобы оно учитывало налоговые поступления. Фактически Банк Израиля рекомендует отказаться от целевого показателя дефицита, поскольку это приводит к ситуации, когда бюджет не может быть увеличен, особенно в самые трудные год.

Однако пока финансисты согласовывали рамки бюджета, коалиционный партнёр премьер-министра Биньямина Нетаньяху министр финансов и министр в министерстве обороны Бецалель Смотрич видимо решил воспользоваться моментом и потребовал удовлетворить еще одну часть данных ему обещаний и  выдвинул ультиматум: если он не получит контроль над гражданской администрацией в Иудее и Самарии, он проголосует против бюджета.

По информации новостной службы 13-го телеканала («Хадашот-13») никаких публичных заявлений Смотрич не делал, но свое решение довел до сведения главы правительства Биньямина Нетаньяху. Видимо Смотрич хорошо усвоил уроки прошлых лет в Кнессете, здесь все обещанное надо «выбивать» и не важно каким способом.

Сайт 13-го телеканала пишет, что в правительстве уже намечалось компромиссное решение по этому вопросу: предлагалось оставить в ведении министра обороны Йоава Галанта вопросы, относящиеся к сфере безопасности, все остальные вопросы передать Смотричу. Но у этого варианта есть один серьезный недостаток, о котором главу правительства предупредили представители военной прокуратуры и других армейских юридических структур: передача Бецалелю Смотричу полномочий, связанных с контролем деятельности гражданской администрации в Иудее и Самарии и офиса координатора действий правительства на «территориях», может быть интерпретирована как аннексия.

Согласно опубликованной информации, главный военный прокурор Ифат Томер Йерушалми и юридический советник оборонной системы Итай Офир предупредили, что такой шаг может повлечь обращения в Международный суд в Гааге. Поэтому Нетаньяху сделал шаг назад, предложив Смотричу и Галанту договориться между собой самим. Однако Смотрич явно не хочет ни с кем договариваться, он хочет получить обещанное.

Пока же первое голосование по бюджету запланировано на следующую неделю и у Нетаньяху не так много вариантов, чтоб разрешить эту ситуация особенно на фоне тех «замечаний» и раздражений высказанных администрацией президента США Дж.Байдена как по поводу правовой реформы, так и строительству поселений, да и вообще взрывоопасной ситуацией на палестинских территориях.

52.39MB | MySQL:103 | 0,574sec