О ситуации с безопасностью в пакистанской провинции Белуджистан

По данным Портала о терроризме в Южной Азии (SATP), ситуация с безопасностью в пакистанском Белуджистане в феврале с. г. оставалась сложной. Констатируется, что истоки недовольства Белуджистана проистекают из-за отказа в основных правах и услугах, экономической эксплуатации и репрессий  в отношении населения, что  подразумевает, что ситуация с безопасностью в провинции останется нестабильной в обозримом будущем. 10 февраля 2023 года 2 военнослужащих погибли в результате взрыва самодельного взрывного устройства (СВУ) в районе Кохлу (округ Кохлу) в Белуджистане. На основе достоверных разведданных Силами безопасности (SF) там  была начата операция по зачистке. 5 февраля 2023 года 6 военнослужащих были убиты и неустановленное число других получили ранения, когда бойцы Фронта освобождения Белуджистана (BLF) атаковали автомобиль бригадного генерала Шахида Надима с помощью самодельного взрывного устройства на национальной автомагистрали Кветта-Сиби в районе Сираджабад округа Болан. Представитель BLF Гвахрам Балоч взял  ответственность группы за эту акцию. 5 февраля 2023 года один военнослужащий SF был убит, а еще 8 получили ранения в результате подрыва смертника в районе дороги Гулистан в Кветте, столице провинции Белуджистан. Ответственность за нападение взяла на себя пакистанская группировка «Техрик-е-Талибан» (ТТП). 3 февраля 2023 года 4 сотрудника береговой охраны Пакистана (PCG) были убиты и еще 5 получили ранения, когда боевики Армии освобождения Белуджистана (BLA) напали на патрульную группу с использованием дистанционно управляемой бомбы и открыли огонь из автоматического оружия в районе Джимури округа Гвадар.

Согласно частичным данным, собранным Порталом по борьбе с терроризмом в Южной Азии (SATP), в текущем году в Белуджистане зарегистрировано 36 случаев гибели военнослужащих  сил безопасности (SF) в 22 инцидентах, связанных с терроризмом (данные до 19 февраля 2023 года). За соответствующий период 2022 года в провинции было зарегистрировано 33 смертельных случая в результате 14 инцидентов, связанных с терроризмом. В течение 2022 года в провинции было зарегистрировано 202 смертельных случая, что на 92,38% больше, чем в 2021 году, и составило 105 смертельных случаев. Что касается смертельных случаев в SF, то число погибших в 2022 году было самым высоким — 202 человека с тех пор, как база данных SATP начала документировать смертельные случаи в Пакистане. Предыдущий рекорд в провинции составлял 177 в 2012 году, в то время, когда терроризм свирепствовал по всему Пакистану. Общее число погибших в Белуджистане в 2022 году составило 406 человек (88 гражданских лиц, 202 военнослужащих SF и 116 террористов) в 160 случаях убийств, по сравнению с 308 такими смертельными случаями (111 гражданских лиц, 107 военнослужащих SF и 90 террористов) в 111 таких инцидентах в 2021 году, что на 31,82% больше. Количество убийств увеличилось со 111 в 2021 году до 160 в 2022 году. Количество убийств сократилось со 148 в 2016 году до 82 в 2017 году, 69 в 2018 году, 48 в 2019 году и 76 в 2020 году. Аналогичным образом, число крупных инцидентов (в каждом из которых погибло три или более человек) увеличилось с 40 в 2021 году до 52 в 2022 году, а число погибших — с 200 до 271. Число взрывов и связанных с ними смертей увеличилось с 66 и 92, соответственно, в 2021 году до 94 и 100, соответственно, в 2022 году. Количество нападений террористов-смертников осталось прежним, по два в 2021 и 2022 годах. Две атаки террористов-смертников в 2022 году были:

30 ноября: полицейский и ребенок были убиты, а еще 24 человека, в том числе 20 полицейских, получили ранения в результате взрыва, устроенного террористом-смертником в полицейском грузовике в районе Балели в Кветте. Целью взрыва была полицейская команда, готовившаяся сопровождать вакцинированных от полиомиелита. Ответственность за нападение взяла на себя ТТП.

8 марта: В результате подрыва смертника на тюремной дороге в городе Сибби (район Сибби) погибли 7 военнослужащих SF и еще 28 получили ранения. Взрыв произошел, когда президент Ариф Алви находился в городе, где проводился Сибби Мелла (ярмарка), известный ежегодный фестиваль. «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России) взяло на себя ответственность за нападение.

Несмотря на то, что все параметры насилия указывают на то, что общая ситуация с безопасностью в Белуджистане значительно ухудшилась в 2022 году, насильственные исчезновения и внесудебные убийства этнических белуджей силами безопасности были повсеместными. В ежегодном отчете, опубликованном 12 января 2023 года Paank, правозащитной организацией Национального движения белуджей (BNM), зафиксировано, что пакистанская армия насильственно похитила 629 человек, убила 195 человек во внесудебном порядке и подвергла пыткам 187.  Согласно отчету, в январе 2022 года было зарегистрировано 92 насильственных исчезновения, 15 убийств, а один человек подвергся пыткам со стороны армии в Белуджистане. В феврале было зарегистрировано 95 насильственных исчезновений, 42 убийства и 5 случаев пыток. В марте 62 человека были насильственно «исчезли», 19 были убиты и 6 подверглись пыткам. В апреле было зарегистрировано 50 насильственных исчезновений, 39 убийств и 18 случаев пыток. В мае было зарегистрировано 61 насильственное исчезновение, 5 убийств и 22 случая пыток. В июне 26 человек насильственно исчезли, а 11 человек были убиты. В июле 46 человек насильственно исчезли, 16 были убиты, а 28 подверглись пыткам. В августе было зарегистрировано 55 насильственных исчезновений, 5 убийств и 37 случаев пыток. В сентябре было зарегистрировано 30 насильственных исчезновений, 2 убийства и 19 человек подверглись пыткам. В октябре 38 человек были насильственно «исчезли», 15 были убиты, а 18 подверглись пыткам. В ноябре 36 человек насильственно «исчезли», 23 были убиты, а 14 подверглись пыткам. В декабре 2022 года было зарегистрировано 38 насильственных исчезновений и 2 убийства, а 19 человек подверглись пыткам. 30 января 2023 года в рамках процесса универсального периодического обзора в Совете ООН по правам человека (СПЧ ООН) в Женеве государства-члены призвали Пакистан прекратить практику насильственных исчезновений и других нарушений прав человека и потребовали защиты людей. Эскалация нападений на силы безопасности в Белуджистане в значительной степени является следствием продолжающегося разочарования среди националистических групп белуджей в связи с систематическим истреблением  путем насильственных исчезновений и внесудебных казней со стороны пакистанских служб безопасности, в дополнение к постоянному пренебрежению основными потребностями населения.

Систематической кампании антитеррора, проводимой пакистанскими службами безопасности, противостоят повстанческие группировки белуджей, участившиеся нападения на SF. Ответные нападения основных повстанческих группировок белуджей, таких как Национальная армия белуджей (BNA), Армия освобождения Белуджистана (BLA), Фронт освобождения Белуджистана (BLF), Тигры освобождения Белуджистана (BLT) и Объединенная армия белуджей (UBA), привели к значительному росту потерь среди личного состава SF в 2022 году. На усиление активности со стороны повстанческих группировок белуджей указывают одновременные нападения 2 февраля 2022 года со стороны боевиков BLA на армейские лагеря Панджгур и Нусхи в Белуджистане, в результате которых погибло 19 человек (15 террористов и 4 военнослужащих SF). Действительно, в то время как источники в пакистанском правительстве заявили о гибели только 4 военнослужащих SF, радио «Зрумбеш» со ссылкой на представителя BLA Джиханда Балоча заявило, что в результате нападения погибли 45 военнослужащих, когда «смертник протаранил на своем начиненном взрывчаткой автомобиле главные ворота штаба Пограничного корпуса в Нусхи, расчистив путь для атаки других фидаинов». После нападений 2 февраля тогдашний федеральный министр внутренних дел Шейх Рашид Ахмед, ссылаясь на отчеты разведки, сообщил СМИ 3 февраля, что «белуджские боевики не способны совершать крупные нападения в Нусхи и Панджгуре, ТТП обладает возможностями, опытом и новейшим оружием стран НАТО для проведения таких нападений. Между ТТП и белуджскими боевиками есть некоторое взаимопонимание. У них есть свои убежища в Афганистане».  Предположения о союзе ТТП и белуджских боевиков, похоже, получили некоторое подтверждение, когда представитель ТТП Мохаммад Хорасани поздравил повстанческие группировки белуджей с их нападениями в Нусхи и Панджгуре. Он заявил: «Пакистанская армия совершает массовые убийства в Белуджистане. Мы против массовых убийств в Белуджистане, а также в Вазиристане, совершенных пакистанской армией. Наш враг общий». После двойных нападений 2 февраля 2022 года ободренные группировки белуджей неоднократно наносили удары по SF, включая некоторые громкие операции:

1 августа 2022 г: 6 военнослужащих, в том числе генерал-лейтенант Сарфраз Али, командир XII корпуса, погибли в результате крушения армейского вертолета. Вертолет пропал без вести в районе Ласбела в Белуджистане ночью 1 августа, а обломки были обнаружены 2 августа недалеко от района Муса-Гот. Позже было заявлено, что вертолет был сбит.

15 июля 2022 года: боевики BLA застрелили главу Отдела по борьбе с терроризмом (CTD) Ид Мохаммада Хасани, он же Эйдо, недалеко от Наурозабад-роуд в городе Харан (район Харан). Представитель BLA Азад Балоч взял ответственность за нападение, заявив, что «Ид Мохаммад Хасани много лет работал полицейским в полицейском управлении Харана, прежде чем присоединиться к CTD, и использовался в качестве оперативника Межведомственной разведкой (ISI). По указанию ISI он следил за передвижением белуджских кадров в районе». Помимо этого, он «внесудебно передавал белуджскую молодежь секретным агентствам по сфабрикованным обвинениям или без каких-либо оснований».

13 июля: Армейский подполковник Лайк Байг Мирза, который был похищен вместе со своим двоюродным братом Умером Джаведом боевиками BLA недалеко от Варчум района Зиарат, а позже  был убит, в то время как 5 боевиков BLA были п убиты во время перестрелки возле Манги Дам в том же районе. Представитель BLA Джиханд Балоч взял на себя ответственность за инцидент, заявив, что подполковник Мирза был «арестован» в ходе разведывательной операции спецподразделением BLA, отрядом специальных тактических операций (STOS). Мирза был главной целью, и в течение нескольких дней за ним следили разведывательные подразделения BLA. Мирза был «арестован» как офицер «оккупационных сил» и за его прямое участие в геноциде белуджей и серьезных нарушениях прав человека, включая насильственные исчезновения женщин и детей, среди других преступлений.

Недовольство повстанческих группировок белуджей насильственными исчезновениями и внесудебными убийствами, совершенными пакистанскими службами безопасности в Белуджистане, отразилось и в других провинциях:

16 февраля 2023 года в результате взрыва в поезде «Джаффар Экспресс», следовавшем в Кветту, погибли 2 пассажира и еще 6 получили ранения, когда поезд проходил от железнодорожной станции Чичаватни в районе Сахивал в Пенджабе.  BNA через свою медиа-ячейку Baask Media взяла на себя ответственность за нападение.

26 апреля 2022 года: 5 человек, в том числе 3 гражданина Китая, их пакистанский водитель и охранник, были убиты, когда террористка-смертница взорвала себя возле фургона, перевозившего граждан Китая из общежития Университета Карачи (KU) в институт Конфуция в Карачи, столице провинции Синд. BLA взяла на себя ответственность за нападение. Террористка-смертница Шаари Балоч, она же Брамш, принадлежит к «Бригаде Маджида» BLA, отряду террористов-смертников. Она была первой белуджской женщиной-смертницей.

20 января 2022 года: 3 человека погибли и более 33 получили ранения в результате взрыва бомбы недалеко от Пан Манди в районе Нью-Анаркали Базар в Лахоре, столице провинции Пенджаб.  BNA взяла на себя ответственность за нападение.

Репрессии государства в отношении белуджей и искаженные приоритеты правительства в области развития, направленные на эксплуатацию природных ресурсов Белуджистана без существенной выгоды для местного населения, также спровоцировали нападения на неместных жителей. Белуджские повстанцы преследовали «чужаков», особенно пенджабцев, поскольку их считали либо агентами сил безопасности, либо они участвовали в проектах Китайско-пакистанского экономического коридора (CPEC) для эксплуатации природных ресурсов провинции. Согласно частичным данным, собранным SATP, в общей сложности 243 «чужака» были убиты в Белуджистане с 26 августа 2006 года (данные до 31 декабря 2022 года). Из них 187 были пенджабцами. Другие «посторонние» также были частью этнического «сопутствующего ущерба». Из 56 «чужаков», не являющихся панджабцами, 37 были синдхи, в то время как этническая принадлежность оставшихся 19 остается неподтвержденной. Самое последнее по времени нападение произошло 18 января 2023 года, когда боевики BLA убили человека, не являющегося уроженцем Белуджистана, по обвинению в том, что он был агентом армии в Абсаре в Турбате, административном центре округа Кеч. Представитель BLA Джиханд Балоч взял ответственность за убийство, сообщив, что разведывательное крыло BLA собрало информацию о том, что нерезидент Бабо Хан, он же Аллах Ракхиа, работал информатором пакистанских военных в Турбате и прилегающих районах.

Хотя серьезных нападений на проекты Китайско-пакистанского экономического коридора (КПЭК) не было, в провинции началась серия протестов против китайских интересов под знаменем движения «Хак до Техрик» («Даруй нам права»), возглавляемого Мауланой Хидаят ур Рехманом, который также является генеральным секретарем «Джамаат -Электронные ислами» в Белуджистане. Протестующие начали сидячую забастовку в Гвадаре 27 октября 2022 года, потребовав прекращения незаконного траления, что является серьезной проблемой для жителей портового города, для которых рыболовство является одним из очень немногих источников дохода. Правительство разрешило китайским траулерам вести промысел в прибрежных водах, а местные жители со своими небольшими лодками не могли конкурировать с более оснащенными китайскими рыбаками. В то время как сидячая забастовка продолжается, десятки тысяч протестующих, включая женщин и детей, заблокировали скоростную автомагистраль, ведущую к порту Гвадар, поскольку правительство не смогло уложиться в срок, чтобы выполнить их требования. 10 декабря тысячи женщин вышли на митинг в Гвадаре в поддержку Рехмана и «Хак до Техрик». Поскольку напряженность продолжала нарастать, Рехман предупредил китайских граждан, работающих в порту Гвадар, о необходимости покинуть страну, пообещав полностью прекратить работу по всем проектам КПЭК в Гвадаре. События переросли в насилие 27 декабря, на следующий день после провала переговоров между правительством и лидерами движения. Произошли столкновения полиции с протестующими, в результате которых один полицейский был убит, а сотни протестующих и многие полицейские получили ранения. Несколько протестующих были арестованы. Скрываясь от полиции около двух недель, лидер «Хак До Техрик» Маулана Хидаят ур Рехман был арестован 13 января 2023 года в суде, куда он прибыл, чтобы сдаться, вместе с двумя другими активистами, Насибуллой Нушервани и Хасаном Мурадом. 12 февраля 2023 года вместо рассмотрения законных жалоб протестующих федеральный министр внутренних дел Рана Санаулла объявил, что гражданам Китая в порту Гвадар будет предоставлена «надежная защита». Санаулла посетил Гвадар, ознакомился с мерами безопасности для китайцев и заявил: «Всем местным жителям и иностранным гражданам будет обеспечена надежная безопасность».

52.24MB | MySQL:103 | 0,409sec