О реакции турецких СМИ на выступление президента РФ В.В.Путина. Часть 4

22 февраля с посланием к Федеральному Собранию выступил президент Российской Федерации В.В. Путин. Обратимся к тому, какое медийное освещение в Турции и какие комментарии заслужило выступление российского лидера.

Часть 3 нашей публикации доступна на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=95252.

Напомним, что в прошлой части нашей публикации мы продолжили рассматривать комментарии, которых удостоились последние события в ведущих турецких изданиях.

Напомним, что мы остановились на цитировании публикации известного турецкого обозревателя Хакана Аксая в Интернет-издании Т24.

Заметим, что это – один из немногих турецких обозревателей, специализирующихся на России, получивших в России (в СССР – прим.) образование и владеющих, естественно, русским языком. Продолжаем цитировать эту публикацию, которая вышла под заголовком «Год войны: Россия потеряла власть, для Путина звонят тревожные звоночки»:

«Больше опасаясь гнева Москвы из-за войны, бывшие советские республики (многие из которых являются членами Содружества Независимых Государств под руководством России) в основном симпатизируют Украине.

Никто на международной арене явно не поддерживает Кремль.

Китай, первая из трех стран, имеющих особое значение для Путина, обеспокоен угрозами Москвы «использовать ядерные бомбы» и быстрым усилением Запада за счет военных неудач.

Индия также предупреждает Россию о войне и держится на расстоянии. Но оба согласны покупать по дешевке российские нефть и газ, которые нельзя продать на Запад. В-третьих, Турция, это отдельная тема…

Несколько дней назад Мюнхенская конференция в очередной раз выявила, что Россия все больше и больше изолируется в мире. Россия, которая уже более 20 лет считается одним из важнейших участников этой площадки, в этот раз не была приглашена на официальный уровень. Вместо этого на мероприятие были приглашены некоторые российские диссиденты. Эта ситуация привела к комментариям из серии: «это попытка Запада понять, с кем он может иметь дело в постпутинской России?».

Мы много слышали в последние месяцы, от объявления России «террористическим государством» до ее попыток исключить ее из Совета Безопасности ООН, от требования предать Путина суду в международном суде, до тех, кто утверждает, что «распад и уничтожение Российской Федерации пошли бы на пользу человечеству».

Позвольте мне сказать пару слов о последнем: во-первых, если вы объявите каждой стране, что вы чертовски не любите ее правителей и политическую систему, в один прекрасный день никого не останется. Россия — это гораздо больше, чем то, на что вы сейчас злитесь. Во-вторых, вы действительно уверены, что распад крупнейшей в мире страны, ядерного государства с напряженными линиями разлома между рядом республик и областей может произойти «без нарушения окружающей среды»?

Кстати, не могу не сказать несколько фраз о процессах в России.

Хотя опросы несколько преувеличены, итог показывает, что российское общество поддерживает своего лидера (и войну). Отчасти это связано с историческими особенностями россиян и их удаленностью от традиционных демократических ценностей.

Некоторым западным мечтателям сейчас нужно понять, что их многолетние попытки привести российскую политику в порядок экономическими санкциями оказались тщетными.

Однако добавим, что последние санкции и международная изоляция серьезно расшатают российскую экономику в этом году. Люди будут подавлены экономическими проблемами. Но, с вашего позволения, не мечтайте, что «россияне, которые выйдут на улицы с материальными требованиями, свергнут Путина».

О, я не знаю, будет ли переворот.

Я думаю, что подавляющее большинство правящих элит России, которые уже слили свою жизнь с Западом со своими домами, яхтами, отправленными на учебу детьми и дорогими отпусками, хотя и настроены якобы антизападно, обеспокоены упорством Путина «брать Украину». Но непонятно, как и когда это отразится на политике.

Однако, несмотря на отсутствие некоторых видных российских руководителей (премьер-министра Мишустина, мэра Москвы Собянина и высокопоставленных финансовых и экономических чиновников), чье стремление к миру было «очевидно по их молчанию», некоторые имена из числа крайне правых и националистов (глава подразделения «Вагнер», старый лидер русских Донбасса Гиркин-Стрелков, философ Дугин) обвиняют Путина в том, что он «недостаточно жестко и решительно» сражается против Украины. Это — свежее развитие событий открытой критики Кремля. И их критика кажется более угрожающей, чем показной ответ таких «витринных оппозиционеров», как коммунист Зюганов и недавно умерший Жириновский.

Развитие событий может стать неприятным для Путина.

Политические ходы стареющего российского лидера, чьи связи с обществом ослабли, особенно с началом Covid, похоже, ослабли по сравнению с прошлым. Я из тех людей, которым трудно найти захватывающее и новое содержание в вчерашней речи о «призыве к нации», в которой его советники давно объявили «историю». Более того, хоть это выступление и было на день позже, оно не могло не быть омрачено визитом Байдена в Киев.

Россия стала более слабой страной, чем год назад. Киевская администрация, которую Путин стремился свергнуть, и президент Зеленский в частности, наоборот, стала очень сильной.

Одной из главных целей войны было нанести удар по НАТО, не допустить его распространения. Однако в 2019 году НАТО не только обрели новые силы, который, по словам французского лидера Макрона, «умер в мозгу», но и стало ясно, что Швеция и Финляндия, которые годами не решались попытаться вступить в него, присоединятся к пакту.

Строка убытков в годовом балансе может быть расширена. Но разве даже это не свидетельствует о серьезности ситуации?

Так, когда же закончится эта война? Согласно некоторым, на это уйдут долгие годы. Тех, кто говорит: «Это закончится в течение этого года», немало. В настоящее время и Россия, и Украина готовятся к крупному наступлению. Я думаю, что весной и летом могут произойти значительные изменения на поле боя и на политической арене».

Итак, изложенное выше является одной из распространенных точек зрения в Турции, если говорить об оценках того, что Россия ослаблена и власть президента В. Путина переживает достаточно суровое испытание. Однако, заметим ещё одно немаловажное обстоятельство: автор вводит в турецкое информационно-аналитическое пространство идеи о возможности и последствиях распада Российской Федерации. Можно считать это прямым следствием первого года СВО и тех многочисленных ошибок, которые были допущены российской стороной в её ходе. Не говоря уже о том, что Россия вошла в эту операцию с далеко не самой сильной позиции.

А вот ниже публикация в экономическом издании Ekonomim от турецкого обозревателя армянского происхождения Шанта Манукяна. 24 февраля он опубликовал материал под заголовком «Геополитические риски растут».

Цитируем:

«Поскольку мы вступаем в первую годовщину украинско-российской войны, визит Байдена в Украину, а затем выступление Путина не имеют прямого отношения к экономике, но, конечно, помимо многих других вопросов, они также касаются экономики. Хотя речь Путина не давала особых надежд на мир, на рынке после визита Байдена в Украину таких ожиданий не было.

Но к мирному плану, который представил Китай, можно отнестись более серьезно. Плану недостаточно убедить Путина в одиночку обеспечить мир. На самом деле для Китая не так уж сложно убедить Путина. Россия становится зависимой от поддержки Китая во многих сферах, особенно в экономике. Но Китаю также нужно убедить США и заставить их оказать давление на Украину.

Как это может произойти? С возможностью продолжающейся пока полемики о поставках оружия в Россию между Западом и Китаем. Если США будут убеждены, что поддержка Китаем России будет усиливаться, они согласятся оказать давление на Украину, даже если та будет якобы громко протестовать. Важной деталью было подчеркнуть, что отношения между двумя странами очень прочные перед визитом министра иностранных дел в Россию.

Когда мы смотрим на данные внешней торговли России, мы видим импорт, который сначала уменьшился в результате эмбарго в начале войны, а затем восстановился за счет дружественных стран. Российский экспорт не является проблемой для Запада, но импорт имеет решающее значение для продолжения войны. И похоже, что русские обходят эмбарго через дружественные/нейтральные страны. В этом случае Запад покажет этим странам кнут и пряник или уговорит Украину потерять территорию.

Учитывая, что мы день ото дня приближаемся к выборам в США, можно ожидать, что президент Байден и демократы будут все больше сосредотачиваться на внутренних проблемах. Апрель и май будут решающими для хода войны.

Возвращаясь к разговору: политологи будут оценивать выступление в целом, хотелось бы остановиться на особом моменте. В течение некоторого времени использование Россией тактического ядерного оружия на Украине было одним из открыто обсуждаемых сценариев.

Заявление Путина о приостановке действия соглашения об ограничении ядерных вооружений свидетельствует о том, что проблема становится все более серьезной. Как и в военной доктрине, здесь делается упор на то, что «не мы первыми начнем испытания». Иными словами, Россия специально избегает производить впечатление агрессора в ядерном вопросе. Но это решение уже является хорошей новостью для США, которым не нравится неограниченное вооружение Китая.

В 2016 году во время президентства Обамы была проведена военная игра, в которой проверялись коммуникации и принятие решений США в сценарии применения Россией тактического ядерного оружия. Россия атакует одно из государств Балтии, НАТО отвечает, и русские сбрасывают тактическую ядерную бомбу на военную базу в Германии. Заключение? Не было единого мнения о том, как реагировать.

Одна сторона утверждала, что США и НАТО не нуждаются в ядерном ответе, потому что они были бы в состоянии выиграть войну с применением обычных вооружений. Другая сторона утверждала, что, если не будет ядерного ответа, доверие союзников к гарантии США будет заблокировано, и Путину нельзя будет помешать снова применить ядерное оружие.

Насколько мы понимаем из озвученных подробностей, игра в войну велась как на уровне министров, так и на уровне помощников. Если министры решили ядерную войну против ядерной, но не на территории России, а в Белоруссии (просто для осторожности, потому что Белоруссия в игре не участвует), то депутаты предпочли конвенциональную войну.

Двое из тех, кто сделал этот выбор, Колин Каль и Аврил Хейнс, сейчас занимают гораздо более влиятельные посты. Колин Каль — это имя, которое утверждает, что генералы не видят общей картины, что если русские предпримут такой шаг, они настроят против себя весь мир и, таким образом, потерпят поражение (военное/политическое/экономическое).

Подобный сценарий был еще раз опробован в 2020 году. Когда вы читаете газеты, которые освещали этот вопрос в то время, последнее наблюдение состоит в том, что ядерное оружие существует для того, чтобы выигрывать войны в ограниченных регионах, а не как оружие сдерживания. Еще одним событием, увеличивающим геополитический риск, является отстаивание Израилем точки зрения о том, что Иран приближается к ядерному оружию, и поддержка этой точки зрения США».

Итак, как мы можем видеть экономический вроде обозреватель выше говорит о том, что игра между Западом и Россией вышла на качественно новый, стратегический уровень. И рассуждает в системе координат нанесения тактического ядерного удара со стороны России и ответа со стороны Запада, который должен зафиксировать стратегическое поражение России.

Стратегической игре между Западом и Россией посвящена и публикация Кадира Устюна в издании Yeni Şafak от 24.02.23, перепечатанная Фондом политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV). Статья вышла под многозначительным заголовком «Байден и Путин заносят руки…».

Цитируем этот материал:

«Историческая поездка президента Байдена в Киев была призвана продемонстрировать неизменную американскую поддержку и решимость в первую годовщину российского вторжения. Тайный визит, который потребовал 10-часовой поездки на поезде из Польши и был совершен, несмотря на возможность нападения со стороны России, также был представлен как проявление мужества, поскольку американский президент отправился в зону активных боевых действий. Своим визитом, который означал вызов Путину, Байден показал, что в своей политике «поддержки до конца» он полон решимости обеспечить «стратегическое поражение» России.

Во время своего пятичасового визита Байден также объявил о новом пакете военной помощи на 500 миллионов долларов и санкциях против России в дополнение к 25 миллиардам долларов в виде военной помощи на данный момент. Хотя США являются страной, которая помогает больше всего, Эстония, Латвия, Литва и Польша выделяются как страны, которые помогают больше всего по отношению к ВВП. Байден присутствовал на 9-м саммите в Варшаве, в который после Киева вошли и эти страны. Подчеркнув гарантию статьи 5 для новых членов НАТО, Байден подчеркнул важность помощи Украине с точки зрения общей защиты Альянса и демократий.

В речи Байдена, произнесенной в Варшаве сразу после вторжения в марте прошлого года, слова «Этот человек (Путин) не может оставаться у власти» вызвали в Москве дискуссию о том, что он хочет смены режима. В этом году на первый план вышли слова о том, что Украина не будет победой для России, что демократии возьмут верх над автократиями и что Путин просчитался. Байден назвал Путина диктатором и автократом, который думал, что НАТО не отреагирует, когда он войдет в Украину. Байден, который не упомянул о переговорах, поднял руку на Путина с резкими заявлениями.

В своем ежегодном выступлении Путин утверждал, что они находятся в состоянии войны с Западом и что Россия является мишенью. Трудно понять, насколько месседж единства, исходящий от Путина, утверждающего, что все прошло по плану, получил отклик среди россиян. Путин сказал 200 тысячам человек, заполнивших стадион «Москва» (Лужники – прим.), что война была борьбой за существование для России. Затем, принимая министра иностранных дел Китая Ван И, Путин тепло отзывался о китайском лидере Си, чтобы показать, что он не одинок против Запада.

Путин объявил, что Россия выходит из нового договора СНВ, ограничивающего ядерные вооружения, который она не выполняет с лета. В настоящее время маловероятно, что Россия, обладающая более чем 6000 единиц ядерного оружия, вернется к соглашениям об ограничении вооружений в предстоящий период. Понятно, что решение Путина внесет дополнительную нестабильность в международную систему. Выход России из соглашения создает опасную зону риска для всего мира, поскольку это решение делает невозможным для двух держав установление предсказуемых и неконъюнктурных отношений в области ядерных вооружений.

Несмотря на то, что в весенние месяцы войны в Украине ожидается обострение конфликтов, мало кто говорит об урегулировании путем переговоров и дипломатии. Об этом свидетельствует взаимная резкая риторика Байдена и Путина. В первую годовщину попытки вторжения обе стороны намеревались показать, что они сильны, что дружественные страны не оставляют их в покое и что они могут продолжать войну «до конца». Можно сказать, что словесный поединок Байдена и Путина пока не вышел из-под контроля.

Однако ясно, что война не закончится в ближайшее время, потому что нет ни США, которые бы настаивали на дипломатическом решении, ни Украины и России, которые бы заявляли, что готовы к переговорам».

62.88MB | MySQL:102 | 0,528sec