Об экспорте нефти из Азербайджана и Казахстана через территорию Турции

Впервые за 10 месяцев после остановки из-за начала военной операции России на Украине возобновилась на прошлой неделе подача нефти с гигантского азербайджанского нефтяного месторождения АЧГ в Каспийском море по трубопроводу Баку-Супса к черноморскому побережью Грузии. Компания BP, которая управляет как месторождением АЧГ, так и трубопроводом Баку-Супса, подтвердила агентству Eurasianet 21 февраля, что поток был возобновлен: один танкер получил груз в предыдущие выходные, а второй танкер должен забрать свой груз позже на неделе. Прокачка  по трубопроводу была остановлена в прошлом году, сначала временно в марте, а затем окончательно в мае, из-за опасений по поводу безопасности судоходства в Черном море после сообщений о свободно плавающих морских минах. Экспорт был перенаправлен по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) через Турцию. Хотя возобновление поставок нефти в Супсу должно было стать хорошей новостью как для Азербайджана, так и для Грузии, чьи порты значительно пострадали от потери торговли, этот шаг носит временный характер. BP заявила, что нефтепоток в Супсу был возобновлен только в результате шестидневного закрытия экспортного терминала трубопровода БТД в Джейхане, на средиземноморском побережье Турции, из-за землетрясений, произошедших поблизости 6 февраля, и этот маршрут заработает на регулярной основе только тогда, когда судоходные компании будут готовы принять риски, связанные с работой в Черном море. Таким образом, турецкие эксперты констатируют, что  спустя год с начала российской операции на Украине нефтяной сектор Азербайджана продолжает ощущать влияние конфликта, который не имеет признаков окончания. До войны экспорт азербайджанской нефти поступал на международные рынки по трем отдельным трубопроводам: Баку-Супса, БТД и линии Баку-Новороссийск через Кавказ в российский черноморский порт Новороссийск. Поток по этому третьему трубопроводу также был остановлен в прошлом году по тем же причинам, по которой  нефть снова перенаправлялась через БТД. В октябре прошлого года президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что он хотел бы возобновления экспорта нефти по трубопроводу Баку-Супса. Но это было невозможно из-за сохраняющихся проблем с безопасностью в Черном море (за исключением только что объявленной загрузке двух танкеров). Поскольку работает только один трубопровод, Азербайджану действительно серьезно повезло, что ущерб, нанесенный турецкому терминалу Джейхан в результате землетрясений, не был более серьезным.

Увеличение экспорта газа в Европу начало помогать диверсифицировать источники доходов Баку, но нефть остается основным источником дохода страны. Доходы Азербайджана от экспорта нефти и газа за первые 11 месяцев прошлого года составили 33,6 млрд долларов, что составляет 92,6% от общих доходов страны. Доходы были частично увеличены за счет повышения цен на нефть, но сохраняются риски, связанные с использованием одного трубопровода до одного терминала на территории Турции, которая подвержена сейсмической активности и продолжает испытывать подземные толчки. Поставки нефти из Азербайджана также сокращаются, поскольку каспийские месторождения страны достигают зрелости и требуют тщательного управления для увеличения добычи. Баку публикует лишь частичные данные о добыче и экспорте нефти и не опубликовал полного сравнения за 2022 год с 2021 годом. Опубликованные ограниченные данные свидетельствуют о том, что среднесуточная добыча в 2022 году снизилась примерно на 5,6% по сравнению с 2021 годом, а экспорт сократился примерно на 6,3%. Чтобы компенсировать падение добычи и увеличить доходы, государственная нефтяная компания Азербайджана SOCAR уже несколько лет осуществляет транзит нефти из своих прикаспийских соседей Туркменистана, Казахстана и России по трубопроводу БТД. В ноябре Баку получил поддержку с новостями о том, что Казахстан в этом году начнет увеличивать свой экспорт через этот трубопровод. Основная часть добычи нефти в Казахстане производилась и производится ТШО (700 000 баррелей в сутки), НКОК (400 000 баррелей в сутки) и КПО (226 000 баррелей в сутки), которые контролируются западными корпорациями. В марте прошлого года Казахстан добывал 1,7 млрд баррелей в день. Оказывается, что на три основных нефтяных месторождения — Тенгиз, Карачаганак и Кашаган в Западном Казахстане, которые эксплуатируются американскими и западноевропейскими нефтегазовыми гигантами, приходится почти 80% от общего объема добычи нефти в Казахстане. Поэтому неудивительно, что более 70% экспорта казахстанской нефти идет в Европейский союз. Другими словами, нефтегазовая отрасль Казахстана в целом в основном работает на экономику ЕС, и при этом экспорт во многом зависит от Москвы в силу географии. И, следовательно, Западный Казахстан является одним из наиболее экономически важных регионов, если не самым важным, на постсоветском пространстве с точки зрения долгосрочных интересов Запада.

Однако в декабре 2022 г. последовало введение Европейским союзом запрета на импорт нефти из России танкерами, что исключило возможность доставки российской нефти в Джейхан по трубопроводу и продолжения ее доставки на нефтеперерабатывающие заводы ЕС морским путем. Компания BP, которая является крупнейшим акционером БДТ и управляет бакинским терминалом трубопровода, подтвердила Eurasianet 24 февраля, что по трубопроводу больше не транспортируется российская нефть. Последствия этих изменений уже очевидны. Данные турецкого государственного трубопроводного оператора Botas, который управляет турецким участком трубопровода БТД, показывают, что в январе объем прокачанной нефти по трубопроводу снизился на 7,4% по сравнению с предыдущим месяцем и на 9,5% по сравнению с январем 2022 года. Однако в прошлом году поток нефти по трубопроводу БТД вырос на 12,5% и на 8,2% по сравнению с 2020 и 2021 годами, когда была зафиксирована эпидемия  COVID-19, когда мировой спрос на нефть резко упал, и Баку был вынужден следовать предписанному ОПЕК сокращению добычи. Но в целом экспорт по БТД снизился на 14% по сравнению с показателем 2015 года, что стало самым плохим результатом, зарегистрированным за последние 12 лет. Одним из положительных результатов для Азербайджана является то, что падение добычи и экспорта в сочетании с высокими мировыми ценами приводит к увеличению инвестиций в разведку новых запасов. В прошлом месяце BP объявила, что будет бурить новые разведочные скважины на шельфе с целью поиска новых запасов нефти и газа.

52.19MB | MySQL:103 | 0,640sec