О презентации новой ближневосточной политики США («доктрина Байдена»)

В речи от 14 февраля координатор Белого дома по Ближнему Востоку и Северной Африке Бретт Макгурк сформулировал то, что он назвал «доктриной Байдена», чтобы регулировать будущие  действия США на Ближнем Востоке.

По словам Макгурка, эта новая структура стратегии  была представлена президентом США Джо Байденом арабским лидерам во время его визита в Саудовскую Аравию в июле 2022 года. Доктрина, которая была включена в Стратегию национальной безопасности США, представляет собой попытку объединить, казалось бы, разрозненные действия и операции США в регионе во всеобъемлющую структуру с помощью пяти основополагающих принципов: построение партнерства, сдерживание, дипломатия, интеграция и ценности. Хотя эти принципы занимали видное место в политике США в отношении региона на протяжении десятилетий, отсутствие каких-либо ссылок на усилия США по борьбе с террористическими
группировками, действующими в регионе, означало бы резкий поворот от политики США двух десятилетий, направленная на борьбу с террористическими группами глобального масштаба, такими как «Аль-Каида» и «Исламское государство» (обе организации запрещены в России). Как полагают американские эксперты, презентация была, пожалуй, первой попыткой сформулировать региональное стратегическое видение Соединенных Штатов со времен президента Джорджа Буша-младшего. Администрация Буша сформулировала политику США с точки зрения создания демократических правительств в регионе, которые лишили бы убежища и идеологической поддержки исламистские террористические группировки глобального масштаба после терактов 11 сентября 2002 г. До Буша администрация Клинтона сформулировала стратегию «двойного сдерживания», нацеленную как на Иран, так и на Ирак, в то время как «доктрина Картера» появилась в ответ на Исламскую революцию в Иране 1979 года и советское вторжение в Афганистан. В то время как первым компонентом «доктрины Байдена» является построение региональных партнерств и предоставление этим партнерам оборонительных возможностей, предоставление военных консультаций, обучение и продажа современного оружия Израилю и ключевым арабским государствам были краеугольным камнем политики США с 1960-х годов. В то время как новая доктрина подчеркивает партнерство со «странами, которые придерживаются международного порядка, основанного на правилах», можно сказать, что партнеры США, такие как Саудовская Аравия и ее союзник Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), пренебрегли такими правилами, инициировав бойкот и блокаду Катара в 2017 году или, например, вторгнувшись в Йемен, что привело к значительным жертвам среди гражданского населения. Элемент сдерживания в этой  новой доктрине, который, по словам Макгурка, направлен на поддержание свободы судоходства по водным путям Ближнего Востока, таким как Ормузский и Баб-эль-Мандебский проливы, и лишение какой-либо страны возможности «доминировать над другой страной или регионом посредством наращивания военной мощи, вторжений или угроз». В своей речи Макгурк конкретно указал на Иран и его прокси-силы в качестве ключевых целей сдерживания со стороны США и их региональных партнеров. Общая концепция напоминает основную декларацию «доктрины Картера», которая угрожала ответить силой на любую попытку Советского Союза или другой крупной державы получить контроль над поставками нефти из Персидского залива. Однако в речи Макгурка не говорилось о том, какие действия, если таковые имеются, готовы предпринять Соединенные Штаты, если Иран продолжит приближаться к созданию ядерного оружия, как это было с тех пор, как администрация Трампа вывела Соединенные Штаты из соглашения, которое стимулировало Иран прекратить обогащение своих запасов урана. Ранее в прошлом месяце Иран, по сообщениям, достиг уровня обогащения урана в 84 процента, что только на 6%меньше, чем необходимо для оружейного урана.

Помимо элементов сдерживания, Макгурк описывает дипломатическую доктрину США как снижение напряженности, деэскалацию и прекращение конфликтов «когда это возможно». В прошлом американские дипломаты приложили руку к попыткам разрешить израильско-палестинский конфликт и продолжающийся конфликт в Йемене, посредничеству в мирных соглашениях между Израилем, Египтом и Иорданией, усилиям по проведению давно отложенных выборов в Ливии и ослаблению санкций в отношении Ирана в рамках сделки по ядерной программе от 2015 года. Тем не менее, несмотря на заявление Макгурка о том, что дипломатия США помогла сделать Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) «более сплоченным, чем … когда-либо», напряженность в регионе безусловно сохраняется даже после принятия в 2021 году резолюции о прекращения бойкота Катара Саудовской Аравией и ОАЭ. Принцип интеграции доктрины, определенный Макгурком как взаимосвязь партнеров США посредством «политических, экономических связей и связей в области безопасности», по-видимому, представляет собой институционализацию «Соглашений Авраама» 2020 года, в соответствии с которыми Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и Бахрейн нормализовали отношения с Израилем и с тех пор расширили свои отношения в области безопасности, экономики и культуры, направленные на противодействие Ирану. Впоследствии к этим усилиям присоединились Марокко и Судан. Тем не менее, американское посредничество и приверженность «Соглашениям Авраама», которые, как считалось, подрывали арабский мирный план 2002 года, который предполагал нормализацию отношений с Израилем только после установления «справедливого урегулирования» между еврейским государством и Палестиной, поставили под сомнение давнюю заявленную приверженность страны «решению о двух государствах» между Израилем и палестинцами.

В ответ на критику того, что политика США в регионе отдает предпочтение экономическим, политическим и стратегическим интересам, а не вопросам прав человека, Макгурк стремился подтвердить верность США продвижению «прав человека и ценностей, закрепленных в Уставе ООН». Он указал на статус Соединенных Штатов как «крупнейшего двустороннего донора гуманитарной помощи в регионе», подчеркнув их участие в усилиях по восстановлению, предпринимаемых в Турции и Сирии после недавнего землетрясения. Тем не менее, этому пятому принципу в некоторой степени противоречит принцип «партнерства» политики, который призывает к альянсам США с правительствами, в том числе с правительствами Египта, Саудовской Аравии и других стран, которые широко обвиняются в систематических нарушениях прав человека. Будут ли различные принципы «доктрины Байдена» совпадать или противоречить друг другу, станет яснее по мере продолжения реализации политики.

В любом случае именно безопасность является козырной картой Соединенных Штатов в стабилизации отношений со своими партнерами по Персидскому заливу и конкуренции с Китаем за региональное влияние. В только что опубликованном докладе исследователь Ближнего Востока и бывший сотрудник Пентагона Билал Ю. Сааб утверждал, что безопасность подразумевает гораздо больше, чем просто продажа оружия и определение параметров гарантий безопасности США. В первую очередь, на данном этапе игры речь идет о реформе Вооруженных сил КСА и оказании помощи Эр-Рияду в развитии структур и управления, необходимых, по словам  Сааба, «для управления, применения и поддержания» современного вооружения и связанных с ним стратегий и доктрин, что согласуется с планами наследного принца Мухаммеда бен Сальмана по преобразованию Вооруженных сил КСА. При этом Сааб утверждал, что спустя четыре года после военных реформ  Мухаммеда бен Сальмана «Саудовская Аравия все еще испытывает трудности с обеспечением надежного стратегического, оперативного и тактического руководства своими вооруженными силами» и испытывает «трудности с систематическим анализом обороны и стратегическим планированием». Более того, Министерство обороны КСА «имеет мало возможностей для эффективного выявления, обучения, развертывания и сохранения технически способных сил. Политика, функции и стратегии управления человеческими ресурсами, которые позволяют набирать, обучать, продвигать по службе, назначать и увольнять военнослужащих, применяются редко… Военные академии не обучают и не готовят способных саудовских лидеров … Это означает, что они (саудовцы) должным образом не расставляют приоритеты ни в миссиях, ни в возможностях и не знают, как правильно определить свои военные потребности». Сааб предположил, что Саудовская Аравия будет в состоянии совместно с Соединенными Штатами разработать единые планы обороны и совместные концепции ведения войны, как только она преодолеет эти препятствия, независимо от того, с помощью США или без нее.

Сейчас американские военные работают с Саудовской Аравией над разработкой своего первого в истории долгосрочного видения национальной безопасности, которое кодифицировало бы «стратегическое видение королевства в области национальной безопасности и региональной безопасности», по словам командующего вооруженными силами США на Ближнем Востоке Майкла «Эрика» Куриллы. «Наши специалисты по стратегическому планированию регулярно выезжают в королевство, чтобы поработать с саудовскими военными лидерами над выработкой их идей для долгосрочного стратегического видения», — утверждает Курилла. В идеале, признавая, что у нее нет реальных альтернатив, Саудовская Аравия хотела бы иметь отношения с Соединенными Штатами в области безопасности, закрепленные в договоре, о котором пока нет речи.  Хотя реформирование Вооруженных сил КСА давно назрело, оно открывает дверь для смены парадигмы, в которой нуждаются Соединенные Штаты, поскольку они переключают свое внимание с Персидского залива на Индо-Тихоокеанский регион. Чтобы эффективно осуществить этот сдвиг, Соединенным Штатам нужны партнеры в Персидском заливе, способные защитить себя, а не зависеть в военном и психологическом отношении от вмешательства США на каждом этапе игры. Восьмилетняя кампания Саудовской Аравии в Йемене, направленная на вытеснение поддерживаемых Ираном повстанцев-хоуситов, продемонстрировала военные недостатки королевства. Эти недостатки приобретают дополнительное значение в связи с активизацией Израилем атак на Иран и Сирию на фоне угасающих надежд на возобновление международного соглашения 2015 года, которое ограничило иранскую ядерную программу. Более того, помощь королевству в совершенствовании управления обороной соответствует четырем из пяти руководящих принципов стратегии национальной безопасности США — партнерству, сдерживанию, дипломатии и интеграции. Пятый принцип, ценности США, отошел на второй план в случае с Саудовской Аравией. Военный обозреватель Уолтер Рассел Мид рассматривает усиление военного потенциала Саудовской Аравии как способ избежать новой войны на Ближнем Востоке: «Лучший способ избежать войны и свести к минимуму прямое американское вмешательство в случае начала войны – это обеспечить, чтобы у наших ближневосточных союзников была возможность защитить себя». В этой связи от себя отметим, что этот тезис также был основным в рамках присутствия американцев в Афганистане. Но там опора на местные кадры не сработала от слова «совсем». Этот тезис работает только там, где есть соответствующий человеческий материал и соответствующая мотивация. А еще историческая школа подготовка кадров. Всего этого у саудовцев нет, иначе при таком бюджете они бы давно создали бы самую боеспособную армию региона без всяких американцев.  У.Мид предупреждает, что может начаться потенциальная война, если Израиль нанесет упреждающий удар, чтобы помешать поставкам российского оружия Ирану. Государства Персидского залива рискуют стать мишенями в этой израильско–иранской схватке. Амир Али Гаджизаде, командующий воздушно-космическими силами Корпуса стражей исламской революции (КСИР), недавно заявил, что Иран в прошлом назначал цели в Иордании, Кувейте и ОАЭ для ответных ракетных ударов. Кроме того, усиление возможностей Саудовской Аравии по управлению обороной, включающее институциональные изменения, создает военную пуповину, которая потенциально еще крепче связывает королевство с Соединенными Штатами в условиях, когда никакая другая держава не может или не будет заменять США в качестве главного партнера Эр-Рияда в области безопасности. «Мы должны помочь им дойти до того момента, когда у них действительно появятся функционирующие органы, функционирующие министерства национальной безопасности, которые позволят им создать достаточную боевую мощь с тем огромным бюджетом, который они выделили на оборону», — заявил Сааб  на вебинаре, созванном для представления и обсуждения его доклада. Логика предложения Сааба убедительна, но труднореализуема в части опоры на национальные саудовские кадры. Эксперты в Соединенных Штатах разделились во мнениях о том, следует ли и на каких условиях восстанавливать ныне напряженные отношения с королевством. Они спорят по поводу нефтяной политики Саудовской Аравии, прав человека и связей королевства с Китаем и Россией. Внутренние разногласия между США  и Саудовской Аравией, а также случаи, когда Соединенные Штаты не оправдали ожиданий Саудовской Аравии в области обороны, такие как поддерживаемые Ираном атаки на саудовские нефтяные объекты в 2019 году, в результате которых было перекрыто более 5% мировых поставок нефти, укрепили сомнения КСА и стран Персидского залива в надежности США в качестве партнера по безопасности. Несмотря на это, геополитическое значение Залива может возрасти в восприятии США, поскольку они стремятся перестроить структуру своего взаимодействия.

Во–первых, американские стратегические мыслители понимают, что не существует эффективной индо-тихоокеанской стратегии, которая не включала бы Аравийское море.

Во-вторых, последствия кризиса на Украине продемонстрировали, что водные пути Персидского залива являются ключевыми для любой региональной и глобальной архитектуры безопасности, в том числе и в рамках экспорта углеводородов.

Аналитик Хусейн Ибиш отметил, что президент Джо Байден заменил доктрину 1980 года, изложенную бывшим президентом Джимми Картером, которая обязывала Соединенные Штаты не допустить захвата контроля над Персидским заливом какой–либо внешней силой, обещанием, что США «позаботятся о том, чтобы эти страны могли защитить себя от внешних угроз».

Он таким образом повторил утверждение Сааба о том, что «сама концепция, которая регулирует отношения между США и Саудовской Аравией в области безопасности, является ошибочной. Она по-прежнему сосредоточена на опеке США и ей не удается охватить, использовать и задействовать элемент именно партнерства в области безопасности с Саудовской Аравией». Развивая свою аргументацию, Ибиш предположил, что подход Дж.Байдена дает государствам Персидского залива большую автономию в маневрировании конкуренцией крупных держав и позволяет им «развивать гораздо более тесные связи с Китаем, не угрожая всеобъемлющим стратегическим отношениям с США, до тех пор, пока эти меры не обеспечат Пекину чрезмерный стратегический плацдарм в регионе». Отвечая на презентацию Сааба на вебинаре, бывший американский дипломат и известный аналитик Мартин Индик заявил, что для того, чтобы предложение бывшего чиновника Пентагона сработало, «саудовцам … нужно показать, что они ответственный партнер. Нам нужно показать, что мы надежны; им нужно показать, что они ответственны. Ни одна из этих вещей не представляет собой ответственного партнера для Соединенных Штатов. Это то, в чем мы должны быть уверены. … Соединенные Штаты не могут в одиночку играть роль полицейского в Персидском заливе, как это было в прошлом, потому что у нас другие приоритеты, которые вынуждают нас переводить ресурсы в другие части мира. Это означает, что Соединенные Штаты должны найти способ делать больше с меньшими затратами на Ближнем Востоке. И если мы хотим это сделать, нам нужно, чтобы наши партнеры на Ближнем Востоке активизировались и восполнили то, что мы больше не в состоянии делать… Для этого нам нужно более ответственное руководство в Саудовской Аравии, и нам нужен более мощный саудовский оборонный потенциал». Сомнения США в отношении Саудовской Аравии были вызваны жестоким подавлением  Мухаммедом бен Сальманом инакомыслия и свободы выражения мнений; его ведением войны в Йемене; и временами разрушительными внешнеполитическими шагами, включая 3,5-летний экономический и дипломатический бойкот Катара под руководством Саудовской Аравии (американцы забыли сказать, что Д.Трамп собственно благословил его на это). Индик также уверен, что «существует напряженность» между усилиями королевства подстраховаться за счет укрепления отношений с Россией и Китаем «и его желанием, о чем свидетельствует просьба МБС (наследного принца Мухаммеда бен Сальмана – авт.) о договорных обязательствах Соединенных Штатов перед Саудовской Аравией. Королевство «не может иметь оба пути. Если оно хочет такого рода обязательств со стороны Соединенных Штатов, оно должна объединиться с Соединенными Штатами… Мы не требуем полной верности… Если наши отношения в области безопасности с Саудовской Аравией должны быть углублены, потому что этого хотят саудовцы, то с этим связаны определенные обязательства… Если они ожидают, что мы будем там, когда взлетит воздушный шар, тогда им придется быть приверженными сотрудничеству с нами, а не настраивать против нас обе стороны».  Но пока те же Эр-Рияд балансирует. В рамках этой стратегии министр иностранных дел КСА Фейсал бен Фархан совершил в феврале неожиданную поездку в Киев, что стало самым высокопоставленным визитом Саудовской Аравии в Украину за последние 30 лет, чтобы договориться о том, как будут потрачены 410 млн долларов гуманитарной помощи, выделенных правительством КСА в октябре прошлого года. Первый визит высокопоставленного арабского чиновника с момента вторжения России на Украину год назад, вероятно, был направлен на противодействие американской критике предполагаемой поддержки Москвы Саудовской Аравией. На прошлой неделе Саудовская Аравия присоединилась к 140 другим странам, проголосовавшим за не имеющую обязательной силы резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН, призывающую к выводу войск России из Украины.

Но реальной «лакмусовой бумажкой» для формирования будущего подхода США, вероятно, станут китайские продажи оружия королевству. Саудовская Аравия до сих пор, в отличие от ОАЭ, ограничивала свои китайские закупки товарами, которые Соединенные Штаты отказались продавать, в первую очередь беспилотниками и ракетами. В прошлом месяце на IDEX 2023 в Абу–Даби, ведущей выставке оборонной промышленности на Ближнем Востоке, ОАЭ пошли еще дальше, приобретя многоцелевые самолеты китайского производства L-15 в рамках сделки, которая, как сообщается, предполагает передачу технологий и совместное производство. ОАЭ также подписали соглашение на сумму 245 млн долларов США о закупке у Китая РСЗО AR3 и услуг внутри страны. Тем не менее, ставка США заключается в том, что усиление возможностей Саудовской Аравии и стран Персидского залива в области безопасности, ведущее к более тесному сотрудничеству с Соединенными Штатами, повлияет на политическую позицию региона.

52.68MB | MySQL:103 | 0,470sec