Ситуация в Турции: февраль 2023 г.

Природная катастрофа века. Мощное землетрясение в юго-восточной Турции 6 февраля, тысячи последующих афтершоков и продолжающихся по сей день толчков определили в этот период повестку дня руководства страны, оппозиции, всего турецкого общества. Страна, к сожалению, хорошо знакома с этим проявлением природной стихии. С 1900 года в Турции за 123 года произошло 230 землетрясений магнитудой более 6,0 баллов. Нынешнее – самое мощное, магнитудой 7,7 баллов.

Это сложная и противоречивая реальность, в которой существует страна, казалось бы, в комфортных условиях «райской географии». Эта реальность требует от граждан особых, повышенных мер предосторожности, а от строителей жилья и различный предприятий тщательного и безусловного соблюдения всех норм возведения зданий в таких особых условиях, а также, конечно, совести. Автору пришлось жить и работать в Турции в период ряда предыдущих землетрясений, в том числе одного их самых мощных 14 августа 1999 года в Мраморноморском регионе страны близи города Измит в 90 километрах на юге от Стамбула, число жертв тогда превысило 17 тысяч человек.  Очаг землетрясения располагался на глубине 17 км, а его магнитуда составила 7,6 по шкале Рихтера. По данным исследования, проведенного мэрией Стамбула и Международным японским агентством сотрудничества, результаты которого были обнародованы в августе 2008 года, в ближайшие два десятилетия трагедия в Турции может повториться. До 2030 года здесь ожидается землетрясение магнитудой 7,5 — 7,7 баллов. По прогнозам ученых, количество жертв может составить от 70 до 90 тысяч человек.

И тогда основной причиной массовых жертв среди населения были вопиющие нарушения (в частности, морской песок, слегка приправленный цементом) элементарных норм вообще возведения жилых зданий, не говоря уже об определенных законом правилах строительства зданий в сейсмоопасных районах страны. И сегодня, к сожалению, судя по арестам застройщиков, причина прежняя. И вновь прогнозы, и вновь они не утешительны. 24 февраля профессор Доган Калафат, директор Регионального центра отслеживания землетрясений и цунами стамбульской обсерватории Кандилли сказал, что вероятность землетрясения магнитудой выше 7,0 в Стамбуле до 2030 года составляет 64%. Д.Калафат в интервью турецким СМИ также заявил о вероятности новых землетрясений в средней части «Северо-анатолийской линии разлома». «Один эпицентр будет в Мраморном море. Разлом вызовет землетрясение магнитудой выше 7,0. Место известно, но, когда это произойдёт точно сказать нельзя. Все, что мы можем сделать, это провести статистический анализ. Предполагается, что землетрясение произойдет с вероятностью 64% до 2030 года, 75% до 2050 года, 95 % до 2090 года», — рассказал он.

Ожидается, что вероятное землетрясение вызовет массовые разрушения в Стамбуле, и эксперты часто отмечают, что строительство в мегаполисе вряд ли подготовлено к такому возможному сценарию. Так, 15 февраля мэр Стамбула Экрем Имамоглу предупредил, что 90 тыс. зданий в городе могут полностью рухнуть в результате возможной крупной катастрофы.

Безусловно, руководство и страна в целом скорректируют реализацию своих планов в зависимости от хода восстановления, в первую очередь, экономики страны после разрушительного стихийного бедствия. Экономика Турции и без того слаба, а теперь после мощных землетрясений, опустошивших обширные территории на юго-востоке страны, правительство готовится к росту дефицита бюджета, новому инфляционному давлению и удару по валовому внутреннему продукту (ВВП). Катастрофа произошла в преддверии выборов, усилив давление на президента Р.Т.Эрдогана, которому предстоит самая жесткая гонка за переизбрание за два десятилетия его нахождения во главе государства. Учитывая, что годовая инфляция составляет почти 58%, президент надеялся оказать накануне выборов экономическую и финансовую помощь электорату, раздраженному стремительным ростом цен, уровнем безработицы в предвыборный период.

Реагирование на стихийные бедствия теперь потребует значительного увеличения государственных расходов для удовлетворения потребностей 13,5 млн пострадавших, а это 15,7% населения Турции, и восстановления массовых разрушений в 10 провинциях. В результате дефицит государственного бюджета, прогнозируемый на уровне 3,5% ВВП в 2023 году, вероятно, вырастет до 5% ВВП, что может усугубить дефицит счета текущих операций Турции и другие экономические проблемы. На 10 пострадавших провинций приходится около 9% ВВП Турции. Наиболее промышленно развитым среди них является Газиантеп на границе с Сирией, который внес 0,25 процентных пункта в темпы роста Турции в 11,4% в 2021 году, заняв восьмое место среди 81 провинции.

Ожидалось, что экономический рост Турции в 2022 году зафиксируется в диапазоне от 6% до 7%. Однако официальные данные, опубликованные 28 февраля, показали результат 5,6%. Прогноз правительства на 2023 год составляет 5%, но многие эксперты уже отмечали, что турецкая экономика увеличится в лучшем случае примерно на 3% из-за существующей нестабильности и мер «по затягиванию поясов», ожидаемых после выборов. Сейчас этот показатель, вероятно, еще больше упадет из-за экономических последствий землетрясений.

По приблизительным оценкам, стоимость одних только разрушенных квартир составляет 6,3 млрд долларов США, если предположить, что в рухнувших домах было около 6 тыс. квартир средней стоимостью 2 млн лир (105 тыс. долларов) каждая. С учетом поврежденных зданий, которые пришли в негодность, эта цифра приравнивается к 10 млрд долларов. Отдельной многомиллиардной строкой станет ущерб, нанесенный объектам общественного пользования и инфраструктуре, в том числе дорогам, мостам и аэропортам, а также промышленным объектам, фермам и другим предприятиям.

Катастрофа может серьезно подорвать и сельскохозяйственное производство пострадавшего региона, на долю которого приходится около 15% от общего объема страны. Снижение сельскохозяйственных поставок, в свою очередь, может спровоцировать продовольственную инфляцию в Турции, которая в январе составила 71%.

Объем внешней торговли Турции также, вероятно, пострадает, учитывая ожидаемые перебои из-за разрушений в производственной деятельности, транспорте и логистике в пострадавшем от землетрясения регионе, а также существенную потерю рабочей силы. Согласно официальным данным, в 2022 году экспорт из 10 разрушенных провинций составил 21,5 млрд долларов, что равно 8,5% всего турецкого экспорта. На Газиантеп приходится половина этого экспорта, за ним следует провинция Хатай, где находится морской порт, соединяющий страны Ближнего Востока, с экспортом на сумму 4,1 млрд долларов и Адана с 3,1 млрд долларов. Сокращение экспорта из региона, пусть даже временное, усугубит проблемы с текущим счетом Турции. По оценкам, в прошлом году дефицит счета текущих операций страны достиг примерно 45 млрд долларов США.

Сбои в промышленной и коммерческой деятельности также будут означать уменьшение налоговых поступлений в казну. Правительство уже отложило все налоговые обязательства в регионе до конца июля. Официальные данные показывают, что в прошлом году на 10 пострадавших провинций пришлось 7,5% налоговых поступлений Турции в размере 2,3 трлн лир (122,1 млрд долларов). Между тем сбои в выплате кредитов в регионе могут создать проблемы и для банков.

Экономисты Goldman Sachs, в свою очередь, сравнили масштаб ущерба от землетрясений в 1999 году и нынешнего бедствия. Тогда ущерб составил около 1,2% ВВП. Сейчас, по их подсчетам, ущерб будет несколько меньше 1% ВВП. Конечно, необходимо учитывать, что ВВП разные. В 1999 году 256 млрд долл., в 2021 году – 819 млрд долл. Альтернативные источники, включая официальные турецкие, говорят о том, что ущерб от землетрясения в 1999 году составил от 15 до 19 млрд долл.

По предварительной оценке Всемирного банка смертоносные толчки, разрушившие юго-восток Турции, обойдутся в 34,2 млрд долларов физического ущерба, что составляет около 4% ВВП 2021 года. Отчеты сильно разнятся. Bloomberg подсчитал, что землетрясения могут сократить на 1% ВВП в этом году, а JPMorgan Chase&Co в своем отчете заявил, что сумма ущерба может достичь 25 млрд долл., что составит 2,5% ВВП страны. При этом есть реальный риск в сторону увеличения этого показателя.

Наряду с этим многие турецкие и международные агентства ссылаются на доклад деловой ассоциации Турецкая конфедерация предприятий и бизнеса, которая также спрогнозировала общий ущерб. Согласно ее данным, потери составят 84 млрд долларов. Что касается человеческих жертв, то количество погибших достигнет 72663 человек. Удивляет такая точная, а не примерная цифра. Пока по официальным данным Управления по чрезвычайным ситуациям Турции (AFAD) на 24 февраля, число погибших в результате землетрясений в Турции составило 45 тысяч человек. «По последним данным, в результате землетрясений в 10 провинциях Турции число погибших наших граждан превысило 45 тысяч. После землетрясений произошло 9 136 афтершоков», — говорится в сообщении ведомства.

Обращает на себя внимание, что чувство общенациональной беды еще более сплотило турок. Этому способствует программа «Турция – одно сердце», направленная на ликвидацию последствий. За февраль собрано 115 млрд турецких лир или в рублях 460 млрд рублей. Турецкие чиновники отдают от 1 до 4 своих зарплат. Крупнейшим корпоративным донорами стали банки, компании, страховые фонды страны. Президент Р.Т. Эрдоган, посещая районы, пострадавшие от землетрясения, объявил о финансовой помощи в размере 10 тыс. турецких лир (531 доллар США) каждой пострадавшей семье и пообещал, что правительство построит новые дома в течение года и заплатит арендную плату тем, кто остался без крыши над головой. Турецкий лидер объявил в Турции семидневный общенациональный траур по жертвам стихийного бедствия.

Способствует укреплению единства и демонстрация международным сообществом солидарности с Турцией и оказание помощи даже теми странами, которые следует рассматривать как антагонистов Турции. Был введен в турецкий обиход этих дней термин «дипломатия землетрясения». Турция получала и продолжает получать международную помощь и поддержку на беспрецедентном уровне перед лицом пережитого бедствия. 101 страна предложила помощь Турции, а поисково-спасательные и гуманитарные группы из 67 стран активно участвовали в работе на местах. В полевых работах приняли участие 5750 иностранных сотрудников по оказанию помощи.

Некоторые турецкие эксперты говорят о том, что гуманитарная дипломатия (в данном случае, дипломатия стихийного бедствия – землетрясения) может создать опоры, послужить своеобразным толчком для преодоления международных проблем. И в этой связи называют такие страны как Греция, Армения, Израиль и Франция, с которыми у Турции достаточно напряженные отношения. Для них, а также для других стран, Турция называется экспертами «испытательным полигоном» для международной солидарности. Также важно, что, например, Армения, у которой традиционно конфликтные отношения с Турцией, направила спасательную команду и поделилась сообщениями, разделяющими боль турок. Это был первый случай открытия турецко-армянских пограничных ворот за 35 лет.

Наряду с этим глава МИД Армении Арарат Мирзоян посетил Анкару, а затем провинцию Адыяман, которая сильно пострадала от землетрясений. В ходе переговоров он рассказал министру иностранных дел Турции Мевлюту Чавушоглу о ситуации вокруг переговоров Еревана и Баку относительно перспектив подготовки всеобъемлющего мирного соглашения. Об этом турецкий министр заявил 15 февраля в Анкаре на пресс-конференции со своим армянским коллегой. «Прогресс в процессе нормализации отношений между Турцией, Азербайджаном и Арменией внесет вклад в создание благоприятной атмосферы в регионе. Мы сегодня обсудили нормализацию отношений и между нашими двумя странами, и будущие шаги в этом вопросе. Также мой коллега проинформировал меня о ходе переговоров по вопросу всеобъемлющего мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном, которые продолжаются», — сказал М.Чавушоглу. Трансляция велась на странице турецкого министра в Твиттере. По убеждению Чавушоглу, стабильность в регионе, которая должна прийти после достижения мирных договоренностей, «принесет как процветание и спокойствие на Южный Кавказ, так и позитивно повлияет на экономическое развитие всего региона».

Глава турецкого дипломатического ведомства отметил, что Армения направила помощь Турции, пережившей разрушительные землетрясения, и поблагодарил страну за этот жест. «Такая солидарность должна быть продолжена. И мы верим, что такое сотрудничество в гуманитарной сфере поможет и процессу нормализации между нашими странами», — сказал он.

Говоря о ходе самого процесса нормализации отношений между Анкарой и Ереваном, М.Чавушоглу напомнил, что после пандемии и ситуации на Украине крайне повысилась важность транспортного коридора Восток — Запад, на маршруте которого находятся Турция и Армения. Две страны, по его словам, «могут внести большой вклад в усиление логистического и экономического сотрудничества между Азией и Европой».

Глава МИД Турции заявил также, что достиг с армянским коллегой договоренностей об ускорении процесса подготовки инфраструктуры для открытия наземного сообщения между двумя странами. «У обеих сторон есть результаты анализа и проверок дорог и мостов возле погранпереходов. Работа ведется, есть шаги, которые мы предпримем относительно ведущих к пограничным КПП дорог. Мы сегодня договорились ускорить принятие этих мер», — сказал М.Чавушоглу. Он напомнил, что данный маршрут является историческим «шелковым путем» и его восстановление будет иметь важное значение. «Мы будем работать вместе в этом направлении. А наши представители продолжат обсуждать те шаги, которые мы будем предпринимать далее. Нынешний же визит моего армянского коллеги, поддержка и помощь для нас крайне важны», — сказал М.Чавушоглу.

Однако, как показывает практика, если вспомнить землетрясение в районе Мраморного море в 1999 году и роль, которую в ликвидации его последствий сыграл Израиль, а также события буквально несколько лет спустя, когда турецко-израильские отношения пошли на обострение, нельзя говорить об устойчивом эффекте миротворчества в международной повестке из-за стихийных бедствий. Конечно, помощь в беде оказывается, и она способствует диалогу, но она не превращает зоны конфликта в зоны мира и согласия. Да вот, к сожалению, и самый свежий пример. В частности, высокопоставленный греческий чиновник уже заявил, что сегодня не видит никаких подвижек в решении спорных турецко-греческих вопросах. Можно вспомнить и «футбольную дипломатию» между Арменией и Турцией (футбольный матч сборных в Бурсе), которая, казалось, вот-вот приведет к заключению Договора между двумя странами. Не случилось, однако это не говорит о том, что не следует в будущем делать подобные попытки.

Одной из первых на турецкую беду откликнулась и Россия. Президент РФ Владимир Путин уже 6 февраля в ходе телефонного разговора с главой турецкого государства Р.Т.Эрдоганом подтвердил готовность России оказать всестороннюю помощь Турции в устранении последствий землетрясений. Об этом сообщила пресс-служба Кремля. «Путин подтвердил готовность немедленно оказать турецким партнерам необходимое содействие в ликвидации последствий этого стихийного бедствия», — говорится в сообщении. Кроме того, отмечается, что конкретные предложения России по оказанию помощи «уже переданы турецкой стороне по соответствующим каналам». Также глава российского государства выразил своему коллеге глубокие соболезнования в связи с разрушительными землетрясениями, повлекшими многочисленные человеческие жертвы. Р.Т.Эрдоган в ответ поблагодарил Путина «за столь оперативную и искреннюю реакцию и сообщил, что дает указания компетентным ведомствам страны незамедлительно принять помощь российских спасателей».

Практически в тот же день первая группа спасателей МЧС России, преодолев по горным дорогам 200 км из Аданы, достигла места своей дислокации в наиболее пострадавшей от землетрясения провинции Кахраманмараш и приступила к поисково-спасательным работам. Российские спасатели были оснащены необходимыми аварийно-спасательными инструментами для поисковых работ и деблокирования пострадавших. Среди них эндоскопы, акустические приборы поиска, позволяющие обнаружить пострадавшего в завале на глубине до 4,5 метра, георадары и тепловизоры, беспилотники для разведки и мониторинга с воздуха. Они работали круглосуточно.

В рамках исполнения поручения президента России министр чрезвычайного ведомства Александр Куренков принял затем решение об увеличении группировки во взаимодействии с министром здравоохранения Михаилом Мурашко. Спецборт дополнительно доставил еще 50 спасателей и 11 врачей, а также 3 единицы техники. На борту находились психологи и специалисты спасательного отряда Центроспас МЧС России, врачи федеральных учреждений Минздрава России. В составе медбригады травматологи, нейрохирурги, хирурги, детские хирурги, анестезиологи-реаниматологи.

Российские мусульмане, в свою очередь, пожертвовали более 49 млн рублей благотворительному фонду «Закят» для помощи пострадавшим от землетрясения в Турции и Сирии, сообщили в пресс-службе Духовного управления мусульман (ДУМ) РФ. «По благословению и призыву председателя ДУМ РФ и Совета муфтиев России муфтия шейха Равиля Гайнутдина благотворительный фонд объявил сбор помощи пострадавшим от землетрясения в Турции и Сирии. Уже на утро 8 февраля было собрано более 26 миллионов рублей», — говорится в сообщении.

Эксперты обратили внимание, что при всей сложности нынешней ситуации в Турции, колоссальном грузе проблем, которые необходимо решать, в первую очередь президенту страны, Р.Т.Эрдоган и его команда уделяют самое пристальное внимание диалогу с Россией. 24 февраля состоялся второй за этот месяц телефонный разговор с В.Путиным.  Президенты России и Турции подробно обсудили ситуацию вокруг Украины, а также реализацию Стамбульских договоренностей. «Проведен обмен мнениями по ситуации вокруг Украины в контексте принципиальных оценок, изложенных президентом России в недавнем послании Федеральному собранию Российской Федерации. Внимание было уделено и реализации Стамбульских договоренностей о вывозе украинского зерна и экспорте российской сельхозпродукции и удобрений. Подчеркнута необходимость добросовестного выполнения второй части пакета, касающейся устранения препятствий для соответствующих поставок из России в наиболее нуждающиеся страны», — говорится в сообщении пресс-службы Кремля.

Напомним, что договоренности об экспорте продовольствия с Украины были заключены 22 июля прошлого года в Стамбуле на 120 дней. Одно из соглашений регламентирует порядок вывоза зерна из подконтрольных Киеву портов Одессы, Черноморска и Южного. А созданный Россией, Турцией, Украиной и ООН Совместный координационный центр в Стамбуле предназначен для досмотра судов с зерном с целью не допустить контрабанды оружия и исключить провокации. Кроме того, был подписан меморандум между РФ и ООН, который предполагает обязательства всемирной организации по снятию различных ограничений на экспорт российских сельхозпродукции и удобрений на мировые рынки. В ноябре зерновая сделка была продлена еще на 120 дней.

Российские власти неоднократно указывали на неисполнение некоторых пунктов сделки, в том числе договоренности о том, что зерно должно преимущественно идти в беднейшие страны. Они также обращали внимание, что создаются препятствия для поставок именно российских удобрений и продовольствия на мировой рынок. 13 февраля замглавы МИД РФ Сергей Вершинин в интервью RTVI заявил, что концепция Стамбульских пакетных договоренностей и продление зерновой сделки в марте без осязаемых результатов представляются нецелесообразными для российской стороны. А глава МИД России Сергей Лавров на полях совещания глав МИД Группы двадцати в Индии заявил турецкому коллеге Мевлюту Чавушоглу, что продление зерновой сделки возможно только при учете интересов российских производителей сельхозпродукции и удобрений. Звучит уже в который раз обнадеживающе. Хотелось бы, чтобы этот учет все же реально состоялся. Мы неоднократно давали аналогичную оценку этой сделке в предыдущих статьях, указывая мягко говоря на недобросовестность других ее участников.

Темы дальнейших поставок российских энергоносителей в Турцию и строительства АЭС Аккую также были предметно рассмотрены в ходе телефонного разговора президентов двух стран. «Предметно рассмотрены практические аспекты дальнейших поставок российских энергоносителей и строительства АЭС Аккую», — говорится в сообщении пресс-службы российского лидера. Напомним, Россия является основным поставщиком газа в Турцию, в том числе через трубопровод Турецкий поток. В октябре 2022 года президент РФ выступил с идеей создания на турецкой территории газового хаба, куда можно перенаправить утраченный объем транзита через Северный поток. Анкара позитивно отнеслась к этой инициативе и заявила, что значительная часть инфраструктуры для создания в Стамбуле хаба и центра торговли газом у нее уже готова. Напомним также, что АЭС Аккую — первая атомная электростанция в Турции. Проект реализуется на основании межправительственного соглашения между РФ и Турцией от 12 мая 2010 года. По прогнозам, электростанция покроет до 10% потребностей Турции в электроэнергии. Сооружение первого энергоблока АЭС Аккую планируется завершить в 2023 году. Все это демонстрирует значимость сотрудничества двух стран в сфере энергетики и его перспективы для стабильного развития Турции и укрепления ее имиджа на международной арене.

Несмотря на катастрофические последствия землетрясений, Р.Т. Эрдоган принял трудное для него решение проводить выборы в парламент и президента в ранее обозначенные им сроки. Это было действительно непростое решение. Ряд представителей его ближайшего окружения настаивали на переносе сроков. Так, один из известных и авторитетных политических деятелей правящей Партии справедливости и развития (ПСР) и бывший заместитель премьер-министра Бюлент Арынч (в бытность Р.Т.Эрдогана главой правительства) 13 февраля призвал отложить выборы после землетрясений, обрушившихся на юго-восточный регион Турции. Предложение Б.Арынча прозвучало после споров о дате выборов, возникших после землетрясений. Парламентские и президентские выборы запланированы на июнь 2023 года, через пять лет после выборов 2018 года. Однако президент Р.Т.Эрдоган неоднократно заявлял, что воспользуется своими конституционными полномочиями для проведения досрочных выборов 14 мая. В ходе выступления после землетрясений президент 11 февраля пообещал завершить строительные и восстановительные работы в течение года в пострадавших от землетрясения провинциях.

Информированный журналист Фатих Алтайлы уверенно заявил, что выборы будут отложены как минимум на шесть месяцев по указанию правительства. «Во-первых, решение о выборах будет принято Высшей избирательной комиссией (YSK) (аналог российского ЦИК). Затем YSK объявит, что проведение избирательного процесса полностью в четырех провинциях и частично в шести провинциях стало практически невозможным, и потребует переноса выборов. Таким образом, выборы будут отложены как минимум на полгода, возможно, на год», —  спрогнозировал Ф.Алтайлы в своей колонке.

Однако эксперты и оппозиционные политики сочли такой шаг «неконституционным». Они заявили, что причиной переноса выборов в соответствии со статьей 78 Конституции может быть только война. Бывший сопредседатель Демократической партии народов (ДПН) Селяхаттин Демирташ, находящийся в заключении, написал 13 февраля в серии своих твитов, что «по некоторым сообщениям, в то время как все внимание сосредоточено на катастрофе, группе юристов было приказано работать над отсрочкой выборов». «Согласно статье 78 Конституции, выборы могут быть отложены только парламентом и официально объявленным решением о военном положении. В этом нет исключений. Игнорировать это – значит совершить политический переворот. Землетрясение — это катастрофа, а не «милость божья» для перехода к диктатуре», — заявил он, добавив, что общественность не допустит такого решения.

«Ни ЦИК Турции, ни президент не могут отложить выборы. Когда есть Конституция, воля ЦИКа или любого другого органа не имеет силы. Наша Конституция превыше всего. Выборы проводятся тогда, когда это предусмотрено Конституцией и законом о выборах», — подчеркнул, в свою очередь, представитель оппозиционной Партии демократии и прогресса (DEVA) Идрис Шахин.

Тем не менее, Б.Арынч настаивал на переносе выборов. «Выборы должны быть немедленно отложены. Это не выбор, это необходимость. «Сейчас наши граждане борются за свою жизнь. На фоне сложившейся ситуации, мы видим, что некоторые политики и журналисты обсуждают, состоятся ли выборы в мае или в июне. Побойтесь Бога, под обломками все еще находятся тела наших погибших граждан», — написал Б. Арынч в Twitter. В ответ на критику о «неконституционности», он сказал, что «Конституции не являются священными текстами». «Для тех, кто говорит, что перенести выборы можно только из-за войны, ссылаясь на статью 78 Конституции, будет достаточно одного ответа: да, есть такое положение. Однако Конституции — это не священные тексты, а юридические. Законодательная власть может в любое время отменить, изменить и заменить статью Конституции», — заявил один из ближайших сторонников Р.Т.Эрдогана.

Тем не менее турецкий лидер все же указал на 14 мая. Наш анализ внутриполитической ситуации в предыдущих статьях и учет нынешнего положения на внутриполитическом поле властей и оппозиции, на наш взгляд, говорит о верности этого решения Р.Т.Эрдогана, которое может помочь ему обеспечить победу на выборах, несмотря существенные дополнительные трудности из-за землетрясений для возглавляемой им правящей ПСР.   Значимую роль в выборах может сыграть курдская Демократическая партия народов (ДПН), которая с большой долей вероятности не примкнет ни к правящей коалиции, ни к шестипартийной оппозиции, которая на нынешнем этапе упрямо заявляет о нежелании иметь дело с ДПН, которая, по их мнению, связана с РПК.  И это может обеспечить победу правящей коалиции.

В пользу решения Р.Т.Эрдогана о дате выборов 14 мая говорят и тревожные для власти события на турецком внутриполитическом поле, которые динамично разворачиваются не без участия западных союзников Анкары и направлены на дестабилизацию обстановки накануне выборов. На них прямо указал министр внутренних дел Турции Сулейман Сойлу. Он заявил, что ряд стран Запада ведет против республики «психологическую войну», закрывая, в частности, свои диппредставительства под предлогом террористической угрозы, не предоставляя при этом каких-либо доказательств. «Америка и Запад не хотят, чтобы мы были независимыми и свободными. Они начали эту психологическую войну (связанную с закрытием ряда диппредставительств в Турции из-за угрозы терактов — автор) в тот день, когда мы объявили о том, что планируем принять 60 млн туристов и получили 46 млрд долларов доходов от туризма», — сказал министр в Анкаре, выступая на телеканале Эн-ти-ви.

Он также добавил, что «ни одна из стран, которые открыто заявили о вероятности терактов и назвали места таких инцидентов, не выходила на контакт ни с одним из турецких ведомств, занимающихся безопасностью». Ранее посольства США и Франции выпустили предупреждения о вероятности терактов против иностранцев в крупных городах Турции, особенно в Стамбуле, из-за прошедших в Европе акций с сожжением Корана. После этого Нидерланды, Германия, Франция и Великобритания закрыли свои генконсульства в Стамбуле для приема граждан по соображениям безопасности. «Эти послы, у которых не получилось вытащить из турецких тюрем нужных им людей, хотели провести против Турции юридическую операцию, но теперь пытаются реализовать террористическую. Сотрудник разведки одной страны предложил работу некоторым лицам в Турции. Мы знаем этого сотрудника. И если бы такое же попытались сделать мы, то нас объявили бы террористическим государством», — сказал С.Сойлу. Он указал, что в этой связи задержано 15 и арестовано 5 человек. Министр добавил, что Турция столкнулась с тем, что против нее «ведется международная операция», а «за попыткой госпереворота 15 июля 2016 года стояли те же страны, которые сейчас ведут психологическую войну против официальной Анкары».

При этом С.Сойлу признал, что угроза терроризма в Турции не исчезла, но перестала быть первым номером повестки. «Мы знаем, кто подкармливает террористические организации. США кормят Рабочую партию Курдистана. Годами помогают ей деньгами, логистикой, людьми, оружием. США и Запад не отказались от мечты создать подконтрольное им террористическое государство курдов», — сказал министр.

Не менее резкими были высказывания и министра внутренних дел на совещании сотрудников мэрий турецких провинций по управлению миграцией. По его словам, каждый посол США, прибывая в Стамбул, задаётся вопросом, как он может «посильней нагадить, навредить Турции». Министр назвал это одним из главных несчастий его страны на протяжении долгого времени. Глава турецкого МВД также ясно дал понять, что американские дипломаты пытаются оказывать давление на своих коллег из других стран. Причём не только в Турции, но и в Европе. Он считает, что его страну хотели унизить и запутать, но президент Р.Т.Эрдоган сломал Западу во главе с США всю игру.

В турецких властных структурах усиливается позиция тех, кто указывает на тот факт, что внешняя политика США в последние годы постепенно утрачивает свою эффективность. У Вашингтона, который при каждом удобном случае гордился своей мягкой силой, теперь осталась лишь одна козырная карта в руках: язык угроз. США на протяжении многих лет реализовывали множество вариантов, от односторонних санкций до международной изоляции и даже военного вторжения и государственных переворотов. Некоторые из этих методов (например, переворот) пытались применить и против Турции. Возможно, в прошлом США в некоторой степени удавалось достичь успеха. Однако после кровавой попытки госпереворота 15 июля 2016 года они столкнулись с совершенно другой Турцией. Именно поэтому сейчас часто используется язык угроз и условий в отношении Анкары, поскольку другого оружия не осталось.

Турецкое издание «Айдынлык» уверено, США являются причиной затягивания конфликта на Украине, Вашингтон «предотвратил» мир, когда он был близок, сообщили изданию источники во властных структурах Турции. Они напомнили заявление главы МИД Турции Мевлюта Чавушоглу по поводу переговоров в Стамбуле в прошлом году. «Чавушоглу ранее сделал заявление по этому вопросу и сказал: «Мир был очень близок на переговорах в Стамбуле. Мы очень надеялись. Но на встрече министров иностранных дел стран НАТО я понял, что конфликт затянется, потому что некоторые члены НАТО не хотят его окончания».

Отношения с Турцией в духе «не сделаешь этого — не дадим то, не прекратишь — заплатишь… С такой риторикой мы часто сталкивались во время приобретения российских систем противовоздушной обороны С-400. В то время как Турция после попытки путча стала придерживаться своей независимой позиции, США испытывали лишь разочарование», — указывают источники. Как известно, горбатого могила исправит. В последнее время карта угроз вновь в действии. На этот раз основание — F-16, запрашиваемые Турцией. Когда дело дошло до стадии одобрения в конгрессе, на сцене появились некоторые сенаторы (такие как Боб Менендес). Они пытаются преподнести одобрение Анкарой членства Швеции и Финляндии в НАТО в качестве условия продажи F-16, — отмечают они. Это еще раз продемонстрировал недавний визит госсекретаря США в Турцию.

В феврале вновь по всем каналам усилилось давление на Анкару из-за ее отношений с Россией. В Вашингтоне настаивают на том, чтобы Анкара перестала продавать товары в Россию, ведь именно это продолжает конфликт на Украине, считают в США, сообщает Bloomberg. Отмечается, что предупреждение турецкие политики получили на встрече со своими американскими коллегами в Турции. Для этого замминистра финансов США Брайан Нельсон отправился в Турцию, где обсуждал опасения Вашингтона по поводу роста экспорта в Россию, в списке якобы были и американские товары. Так, с марта по октябрь 2022 года в Россию из Турции было направлено товаров на примерно 800 млн долларов, считают в США. Вашингтон упрямо продолжает настаивать на том, чтобы Анкара перестала продавать товары в Россию, ведь именно это, по мнению США, обостряет конфликт на Украине. При таком отношении американцев к союзнику по НАТО не стоит удивляться жестким высказываниям в адрес Вашингтона министра внутренних дел Турции.

И еще о членстве Швеции и Финляндии в НАТО и турецкой позиции по этому вопросу. Генсек НАТО вновь продемонстрировал свои шулерские замашки и изворотливость по этому вопросу. Финляндия и Швеция должны вступить в НАТО к осени, они выполнили все условия Анкары, однако документы о вступлении все еще не ратифицированы Венгрией и Турцией. Об этом заявил 15 февраля генсек НАТО по итогам заседания Североатлантического совета на уровне министров обороны. Он сообщил, что летит обсуждать эту ситуацию с турецким руководством. «Моя позиция, что обе страны выполнили все требования, изложенные в трехстороннем меморандуме (принятом совместно с Турцией на саммите НАТО в Мадриде в июне прошлого года), Финляндия и Швеция к осени должны стать членами НАТО. 28 стран НАТО уже ратифицировали документы о вступлении, но Турция и Венгрия пока нет. Я активно работаю, чтобы они ратифицировали документы по обеим странам одновременно. Завтра я лечу в Турцию, в том числе, чтобы обсудить этот вопрос», — сказал он.

Однако, несмотря на активную жестикуляцию, пустые обещания и призывы, генсек НАТО после анкарских переговоров понял, что он «поработал все-таки недостаточно активно». Оперативно после переговоров прозвучал дипломатичный ответ Анкары. Глава МИД Турции М.Чавушоглу считает, что в настоящий момент было бы неверно говорить о достаточном выполнении Швецией условий меморандума с республикой для вступления в НАТО. Об этом он сообщил в четверг в Анкаре на пресс-конференции с генеральным секретарем Североатлантического альянса Й. Столтенбергом.

Эти слова прозвучали в ответ на заявления генсека НАТО, который в рамках переговоров всячески хвалил турок, пытаясь при этом «протащить» утверждение, что «пришло время» утвердить заявки Швеции и Финляндии, так как они исполнили все требования Турции — отменили эмбарго на поставки оружия и ужесточили законы о борьбе с терроризмом. Но в ответ… «Нереалистично говорить, что Швеция предприняла конкретные шаги в рамках трехстороннего соглашения с НАТО. Да, они изменили законы в сфере безопасности, но деятельность террористов Рабочей партии Курдистана там продолжается. Мы признаем и видим некоторые позитивные шаги со стороны Швеции и Финляндии, которые действительно сделаны. Но обязательства до конца еще не выполнены», — отметил М.Чавушоглу.

52.34MB | MySQL:103 | 0,560sec