Американские эксперты об использовании руководством Сирии фактора разрушительного землетрясения для выхода из международной изоляции

Как полагают американские эксперты, президент Сирии Башар Асад попытался использовать гуманитарную катастрофу, вызванную землетрясением, которое произошло на юго-востоке Турции и северо-западе Сирии в начале февраля, чтобы вырваться из более чем десятилетней региональной и глобальной дипломатической изоляции. Основная политическая оппозиция Асада в настоящее время сосредоточена в северо-западной провинции Идлиб, сирийском регионе, наиболее пострадавшем от стихийного бедствия. До землетрясения немногие арабские лидеры напрямую общались с Асадом – заметным исключением были Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), которые принимали Асада в марте 2022 года во время его первого визита в арабскую страну с начала гражданской войны в Сирии. война. Большинство государств региона, многие из которых являются союзниками США, продолжали настаивать на том, чтобы Вашингтон занял позицию, что нормализация отношений с Асадом зависела от его готовности к значительному взаимодействию с оппозицией, включая передачу ей части полномочий. Поддержка России и Ирана позволила Асаду компенсировать риски остаться окончательно изолированным и неспособным привлечь иностранные инвестиции в реконструкцию, и он последовательно отказывался делегировать даже часть  своей власти. Асад по-прежнему уверен, что два его главных союзника, Москва и Тегеран, окажут достаточную финансовую помощь, чтобы удержать его режим на плаву. Тем не менее, ситуация Асада  с контролем над территорией, ухудшался по мере того, как сирийская экономика рушилась, его страна терпела каждодневные отключения электроэнергии, и даже его иранский союзник, сам находящийся под значительным давлением санкций США, удвоил цену на свои поставки нефти в Сирию и потребовал предоплаты.

С 2020 года Россия использовала свое положение постоянного члена Совета Безопасности ООН, обладающего правом вето, чтобы помочь Асаду оказать давление на международное сообщество, чтобы оно напрямую взаимодействовало с его режимом. В 2014 году Совет Безопасности ООН учредил программу трансграничной помощи Турции и Сирии, утверждая, что сирийские официальные лица регулярно отказывают ООН в разрешении на доставку гуманитарной помощи через линию фронта в районы, удерживаемые оппозицией, и выкачивают из агентств ООН дополнительные средства на помощь. Однако официальные лица ООН потребовали разрешения Совета Безопасности на программу из-за отказа режима Асада предоставить им беспрепятственный доступ на сирийскую территорию, даже в районы, контролируемые противниками режима. Стремясь заставить глобальные агентства доставлять всю помощь в страну только через сирийское правительство, Россия вынудила СБ ООН (при поддержке Китая, другого постоянного члена, обладающего правом вето) постепенно сужать доступ программы с четырех пограничных переходов до одного в Баб-эль-Хава на турецко-сирийской границе. Официальные лица ООН и несколько членов Совета Безопасности утверждали, что одного КПП на  границе было недостаточно, но прекращение трансграничной программы и доставка всей помощи через учреждения, контролируемые режимом, не были приемлемой альтернативой.

Недавнее землетрясение, повредившее дорогу к контрольно-пропускному пункту Баба аль-Хава, дало Асаду возможность создать новую схему своего взаимодействия с ООН и мировым  сообществом. 13 февраля, после встречи в Дамаске с Мартином Гриффитсом, заместителем генерального секретаря ООН по гуманитарным вопросам и координатором чрезвычайной помощи, Асад согласился разрешить поставки в Сирию в течение трех месяцев через два дополнительных пункта пропуска из Турции. Это решение, ознаменовавшее первый акт сотрудничества Асада по открытию территории, контролируемой оппозицией, для такой помощи с начала гражданской войны в Сирии в 2011 году и совпало с призывом генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша выделить 397 мдн долларов на поддержку усилий по восстановлению после землетрясения в Сирии в течение трех месяцев. Это также дало нескольким арабским государствам прикрытие для оправдания доставки гуманитарной помощи на контролируемую Асадом территорию, поскольку Саудовская Аравия, которая сопротивлялась до последнего времени  любому возобновлению взаимодействия с Дамаском, начала отправлять самолеты с гуманитарной помощью вместе с другими арабскими государствами в контролируемый правительством город Алеппо.

Еще ряд признаков указывают на то, что Асаду удается использовать землетрясение для продвижения региональной интеграции. Официальные лица Иордании, ОАЭ и других арабских государств утверждают, что вместо того, чтобы заставить Асада пойти на компромисс, изоляция просто усилила иранское влияние в Сирии. После землетрясения Асад принял министра иностранных дел ОАЭ Абдуллу бен Заида (его первый визит в Дамаск с ноября 2021 года) и министра иностранных дел союзной США Иордании Аймана Сафади (это первый визит иорданцев высокого уровня в Дамаск с начала сирийского конфликта). Тем временем два близких партнера США – президент АРЕ Абдель Фаттах ас-Сиси и король Бахрейна Хамад бен Иса Аль Халифа (который восстановил двусторонние отношения с Сирией в 2018 году) позвонили Асаду, чтобы выразить соболезнования. Сирийские официальные лица использовали свое возвращение в международные СМИ, чтобы заявить, что западные санкции препятствуют усилиям по оказанию помощи при землетрясении (Соединенные Штаты исключили операции, связанные с оказанием помощи при землетрясении, из режима санкций в отношении Сирии через четыре дня после землетрясения). На следующий день после того, как министр иностранных дел Саудовской Аравии принц Фейсал бен Фархан Аль Сауд заявил на Мюнхенской конференции по безопасности, что в арабском мире формируется новый консенсус о том, что подход  «статус-кво» к Сирии «неосуществим» и что другой «все еще формулируется», Асад добился своего самого значительного прорыва после землетрясения на сегодняшний день, когда он встретился с султаном Омана Хайтамом бен Тариком в Маскате. Во время этой встречи оманский лидер не только выразил соболезнования в связи с землетрясением, но также, как сообщается, обсудил региональные и двусторонние вопросы. Визит Асада в Маскат согласуется с относительно независимой политикой Омана среди государств Персидского залива, о чем свидетельствует взаимодействие султаната с Тегераном и такими иранскими союзниками, как движение хоуситов в Йемене. Оман был одним из немногих арабских государств, сохранивших дипломатические отношения с Сирией после вспыхнувшего восстания в 2011 году, а в 2020 году стал первым государством Персидского залива, вернувшим своего посла в Дамаск.

Тем не менее, официальные лица США в основном по-прежнему выступают против возвращения режима Асада в сообщество наций. Поскольку многие из ближайших региональных партнеров Вашингтона возобновляют сотрудничество с Асадом, остается открытым вопрос, смогут ли официальные лица США остановить или даже замедлить постепенную региональную нормализацию отношений с Дамаском. Тем не менее, большинство экспертов считают маловероятным, что официальные лица США будут налагать санкции или оказывать другие меры давления на региональные правительства, особенно на близких партнеров США, если они возобновят существенное взаимодействие с сирийским правительством после этого стихийного бедствия.

Основные выводы

— Режим президента Сирии Башара Асада манипулировал острой потребностью в помощи для ликвидации последствий землетрясения в попытке вырваться из своей десятилетней глобальной изоляции и статуса парии.

— Дамаск стремился улучшить свой имидж, открыв дополнительные пограничные переходы для доставки гуманитарной помощи ООН на север Сирии, хотя критики предупреждают, что они достигают в основном районов, контролируемых правительством

— Асад добился дипломатического прорыва, посетив Оман в конце февраля, в то время как несколько арабских государств направили делегации высокого уровня в Дамаск или возобновили прямые контакты с Асадом после землетрясения; несколько региональных игроков призвали к восстановлению Сирии в Лиге арабских государств.

— Хотя официальные лица США настаивают на том, что взаимодействие с Сирией по ликвидации последствий землетрясения не должно способствовать нормализации режима Асада, Вашингтон вряд ли накажет союзников, которые возобновят экономическое сотрудничество с Сирией.

52.27MB | MySQL:103 | 0,641sec