О китайско-пакистанском оборонном сотрудничестве

(по материалам пакистанского центра Global Defense Insight)

Отношения Пакистана с Китаем остаются краеугольным камнем внешней политики Исламабада. Сделки с оружием действуют как взаимный мост сотрудничества между обоими государствами и Пакистан является крупнейшим получателем китайского вооружения и военной техники в мире. Эти сделки с оружием доказывают свою ценность в китайско-пакистанских двусторонних отношениях и поддерживают Вооруженные силы Пакистана в боеспособном состоянии. Бывший президент Пакистана генерал Первез Мушарраф однажды назвал Китай своим «проверенным временем всепогодным другом».

Историческая справка

Китайско-пакистанские двусторонние отношения были установлены в 1951 году. В то время Пакистан был самым первым государством из мусульманского мира, признавшим КНР. В 1950-х годах Вооруженные силы Пакистана были реорганизованы и оснащены американским оружием. ВВС Пакистана получили от США истребители F-86 Sebre, бомбардировщики B-57, истребители F-104 Starfighter и траспортные самолеты C-130 Hercules.  Сухопутные силы и ВМС Пакистана также были оснащены американским оружием. До индо-пакистанской войны 1965 года американские системы полностью удовлетворяли потребности Пакистана. Китайско-пакистанское оборонное сотрудничество началось в 1964 году, когда Исламабад подписал контракт с Пекином на закупку 25 радаров управления огнем Type-501B. После индо-пакистанской войны 1965 года Соединенные Штаты ввели санкции против Пакистана, и, таким образом, Исламабад был вынужден покупать оборонную продукцию у других государств. В то время китайско-пакистанское оборонное сотрудничество набирало обороты. С 1965 по 1970 год Китай подписал 7 соглашений с Пакистаном о поставках вооружений и военной техники и поставил несколько систем вооружения. Наиболее важным фактором оборонного сотрудничества между Пакистаном и Китаем является передача технологий (TOT). Есть много примеров в этом отношении, таких как фрегаты Type-22p, самолеты JF-17 Тhunder, быстроходные ударные корабли класса Azmat и подводные лодки класса Hangor. При этом отметим, что Соединенные Штаты никогда не поставляли Пакистану оружие по соглашениям TOT. Китай также помог Пакистану в создании многих государственных оборонных заводов, таких как Пакистанский авиационный комплекс (PAC Kamra) и Heavy Industries Taxila (HIT).

Оборонное сотрудничество

  1. JF-17 Thunder:

JF-17 — многоцелевой истребитель 4-го поколения совместного производства Пакистана и Китая. JF-17 совершил свой первый полет в 2003 году, а первый самолет JF-17 был введен в состав ВВС Пакистана в 2007 году. В настоящее время 130 JF-17 находятся на вооружении ВВС Пакистана. На сегодняшний день производится 3 варианта JF-17, включая одноместные JF-17 Block-1, JF-17 Block-2 и двухместный JF-17 B.

Двухместный JF-17 B был разработан в учебных целях и предназначен для подавления противовоздушной обороны противника (SEAD) и уничтожения противовоздушной обороны противника (DEAD). Таким образом, JF-17 B в перспективе может быть применен как многоцелевой самолем.

Согласно первоначальным данным, 42% самолетов было произведено в Пакистане, а 58% — в Китае. JF-17 также находятся на вооружении вооруженных сил Мьянмы и Нигерии. JF-17 Thunder доказали свою ценность и эффективность во время кризиса в Кашмире в 2019 году.  JF-17 Thunder очень успешно провели штурмовые атаки  на цели на контролируемой Индией территории. Сейчас Пакистан и Китай вплотную  работают над JF-17 Thunder Block-3 по интеграция ракеты класса «воздух-воздух» PL-15 Beyond Visual Range (BVR) на JF-17. Подразумевается, что  Block-3 изменит динамику воздушной войны в Южной Азии, а PL-15 обеспечит пакистанским ВВС превосходство в воздухе. JF-17 Block-3 станет первым самолетом, который будет оснащен активной радиолокационной станцией с электронным сканированием (AESA).

  1. Система противовоздушной обороны:

Пакистан ввел в сторй систему ПВО LY-80 в 2017 году. LY-80 является экспортной версией китайской системы ПВО HQ-16. LY-80 может обнаруживать и уничтожать воздушные угрозы противника в радиусе 70 км. LY-80  обеспечивает противовоздушную оборону от широкого спектра воздушных угроз, таких как ракеты, самолеты, вертолеты и беспилотные летательные аппараты (БПЛА). Эта система находится на вооружении Народно-освободительной армии Китая (НОАК) и многих других стран, включая Пакистан. Пакистанские фрегаты Тype-54A / P оснащены морской версией LY-80. В прошлом Пакистан совместно с Китаем производил ПЗРК Anza. Anza основана на китайской переносной зенитно-ракетной системе (ПЗРК)  QW-2. Пакистан также приобрел FM-90 для пакистанской армии и FM-90N для ВМС. FM-90N в настоящее время используется на фрегатах Тype-22P. Максимальная дальность действия этой системы составляет 30 ки.

  1. Фрегаты Type-54A/P:

Type-54 A / P — многоцелевой фрегат, разработанный Китаем. Первоначально Пакистан подписал контракт на закупку 2 кораблей в 2017 году. Позже ВМС Пакистана подписали контракт еще на 2 корабля. Эти корабли будут оснащены ракетами HHQ-16 для противовоздушной обороны. Первый был передан ВМС Пакистана в 2021 году. Эти корабли станут отличным дополнением к ВМС Пакистана.

  1. Подводные лодки класса Hangor:

В 2015 году ВМС Пакистана подписали контракт с Пакистаном на закупку у Китая 8 подводных лодок типа 39B класса Hangor. Эти подводные лодки являются усовершенствованной версией подводных лодок типа 39A класса Yuan и находятся на вооружении ВМС НОАК. Эти подводные лодки будут оснащены воздухо-независимыми двигателями (AIP), которые повышают их эффективность в море. Эти подводные лодки будут оснащены самыми современными датчиками и вооружены торпедами и противокорабельными ракетами. В настоящее время ВМС Пакистана эксплуатируют 2 подводные лодки Тype-70 и 3 подводные лодки Тype-90B, и все они являются подводными лодками французского проекта, произведенными во Франции и Пакистане. Таким образом, подводные лодки класса Hangor станут первыми подводными лодками китайского проекта в подводном флоте Пакистана.

  1. Бронетанковый техника:

Основной парк основных боевых танков (ОБТ) пакистанской армии в основном состоит из танков китайского происхождения. Самым первым приобретенным китайским танком был танк Type-59. После индо-пакистанской войны 1965 года эти танки были переданы пакистанской армии. В настоящее время пакистанская армия использует следующие типы китайских танков:

«Аль-Халид» (MBT-2000):

«Аль-Халид» (MBT-2000) считается основой бронетанкового корпуса пакистанской армии. Танк был совместно разработан Пакистаном и Китаем. В настоящее время пакистанская армия эксплуатирует 300 танков «Аль-Халид» и в настоящее время производит усовершенствованный вариант ОБТ «Аль-Халид», который известен как «Аль-Халид-1». «Аль-Халид» считается аналогом индийских танков «Арджун», Т-72 и Т-90.

Тип-85-II AP:

Type-85 II AP — основной боевой танк (ОБT) второго поколения, производимый китайской компанией NОRINCO. Он был совместно произведен пакистанской компанией  Heavy Industries Taxila (HIT) в рамках соглашения между Пакистаном и Китаем

VT-4 (MBT-3000):

VT-4 является самым передовым ОБТ на вооружении ВС Пакистана. VT-4 — ОБТ 3-го поколения, производимый китайской компанией NОRINCO. Этот танк вооружен 125-мм гладкоствольной пушкой и пулеметом в качестве дополнительного вооружения. Первоначально пакистанская армия заказала 300 единиц этого танка, и первая партия была получена п в конце 2020 г.

  1. ВВС Пакистана:

ВВС Пакистана являются одиннадцатыми по величине в мире и в настоящее время в основном состоят из самолетов китайского производства, таких как JF-17, F-7 P, F-7 PG и самолеты K-8 Karakorum. Пакистан также является первым заказчиком китайских самолетов системы АВАКС ZDK-03. Этот самолет создан на базе китайского транспортного самолета Y-8. Первая китайско-пакистанская сделка в области вооружений была подписана в области аэрокосмической промышленности в 1965 году. После индо-пакистанской войны США прекратили военные поставки Пакистану. В то время Китай помог Пакистану и поставил 72 истребителя F-6, которые считались китайской копией российских МиГ-19. Затем, после индо-пакистанской войны 1971 года, Китай поставил 105 самолетов F-6 и помог Пакистану создать завод по ремонту F-6 в Камре. В 1970-х годах Китай предоставил три типа самолетов, включая FT-5, F-6 и FT-6. FT-6 является учебно-тренировочным вариантом самолета F-6, который позже был снят с вооружения ВВС в 2002 году. В 1980-х годах Пакистан получил от Китая истребители A-5III и F-7P. A-5III вышел из состава ВВС Пакистана в 2012 году, но F-7P все еще находится на вооружениии. ВВС Пакистана и ВВС (НОАК с 2011 года проводят двусторонние учения под названием «Шахин». Эти учения проводятся каждые два  года и предназначены для обмена опытом.  ВВС Пакистана используют тот же тип вооружения на JF-17 Thunder, который Китай использует на своих основных самолетах, таких как J-10, J-11 и J-16. Таким образом, эти учения являются наглядным примером сотрудничества между Китаем и Пакистаном.

  1. Фрегаты Type-22P:

В 2005 году ВМС Пакистана подписали контракт на совместное производство 4 фрегатов Тype-22P на сумму 750 млн долларов. В настоящее время все 4 корабля находятся в строю ВМС Пакистана. Эти фрегаты вооружены противокорабельными ракетами C-802, предназначенными для уничтожения кораблей противника на максимальной дальности 185 км. Type-22P — многоцелевой фрегат, способный выполнять различные типы задач, такие как защита от надводных, воздушных  атак и борьбы с пиратством.

  1. Освоение космоса:

Китай также помогает Пакистану в области освоения космоса. Первый в истории пакистанский спутник «Бабар-1» был запущен при содействии Китая в 1992 году. «Бабар-1» был запущен с китайского космодрома с помощью китайской ракеты.  Сегодня навигационные системы имеют множество применений как в военных, так и в гражданских мирных целях. При сотрудничестве с Китаем Пакистан способен разрабатывать спутниковые или навигационные системы. Согласно концепции «Видение 2040», Пакистан нацелен на разработку и запуск спутников в космос, и Китай снова в данном аспекте помогает Пакистану. В 2018 году с помощью китайской ракеты были запущены два пакистанских спутника. В настоящее время эти спутники находятся в рабочем состоянии. Эти спутники были названы «Пакистанский спутник дистанционного зондирования-1» (PRSS-1) и «Пакистанский спутник развития технологий-1A».

  1. Ядерное сотрудничество:

Китайско-пакистанское ядерное сотрудничество началось в 1970-х годах во время пребывания на посту премьер-министра Пакистана Зульфкара Али Бхутто. Это сотрудничество набрало обороты в последующие годы. Китай и Пакистан решили совместно работать над гражданскими ядерными технологиями в 1986 году. В соответствии с этим соглашением Китай согласился поставлять ядерные энергетические реакторы и другую продукцию, связанную с ядерной областью. Техническая поддержка также была частью этого соглашения. Это соглашение помогло Пакистану извлечь уроки из китайского опыта. В 1991 году Китай подписал соглашение с Пакистаном о строительстве атомной электростанции мощностью 300 мегаватт (МВт) в Чашме, штат Пенджаб. Этот энергетический реактор основан на спроектированной китайцами атомной электростанции «Циньшань-1». Первая АЭС была введена в эксплуатацию в 2000 году. В 2005 году Пакистан объявил о начале строительства 2-й электростанции мощностью 300 мегаватт (МВт) в Чашме. Вторая АЭС была введена в эксплуатацию в 2011 году. Позже, в 2016 и 2017 годах, будут введены в эксплуатацию еще две АЭС, C3 и C4 соответственно. С другой стороны, Пакистан и Китай также участвовали в строительстве атомных электростанций К-2 и К-3 в Карачи, и в настоящее время обе они функционируют и вносят свой вклад в снабжении электроэнергией в Пакистане. Интересно, что К-1 была построена Канадой, но остальные две атомные электростанции были построены Пакистаном и Китаем. Китай также является видным сторонником членства Пакистана в Группе ядерных поставщиков (ГЯП). В настоящее время 48)государств имеют членство в ГЯП. Пакистанская комиссия по атомной энергии (PAEC) стремится к 2030 году вырабатывать 8000 мегаватт (МВт) ядерной электроэнергии. Для достижения этой цели Пакистан и Китай договорились построить еще одну атомную электростанцию C-5 в Чашме.

Заключение

Китай и Пакистан – «железные братья», и многочисленные исторические эпизоды продемонстрировали это. Китай последовательно демонстрировал свою ценность, начиная с оказания военной поддержки в войне 1965 года и заканчивая сотрудничеством в ядерной программе. Китай является растущей силой в современный период, бросая вызов американской гегемонии в мире. Китай еще раз продемонстрировал свою значимость для Пакистана в кризисе с COVID-19. В дополнение к поставкам Sino Pharm и Sinovac Пакистану Кпекин оказал помощь в создании производственного предприятия в Исламабаде. Растущее влияние Индии и прочные индийские связи с США, Японией, Францией и Израилем заставили Пакистан и Китай сблизиться друг с другом. Китайско-пакистанские воборонные отношения всегда основывались на взаимных интересах. Связи, которые развивались на фоне региональных проблем, превратились в долгосрочное партнерство. Это партнерство не только укрепило потенциал Вооруженных сил Пакистана, но и дало толчок к коренному освоению оборонной продукции, такой как самолет  JF-17. Тем не менее, китайско-пакистанские отношения не являются только военными, и в последние годы они развиваются в более широком смысле. Подписание договора о создании Китайско-пакистанского экономического коридора придало новый импульс уже сложившимся отношениям.

 

52.32MB | MySQL:103 | 0,662sec