Военно-политическая обстановка в Ираке (февраль 2023 года)

В феврале 2023 года военно-политическая обстановка в Ираке оставалась относительно стабильной. Правительство во главе с М.ас-Судани в целом контролирует ситуацию в стране. В минувшем месяце наметились позитивные сдвиги в урегулировании спорных проблем в отношениях между центральным правительством в Багдаде и властями курдской автономии. Тем временем в различных районах Ирака не прекращались вылазки боевиков террористической группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России). Серьезные трудности сохраняются в иракской экономике и социальной сфере. В феврале внешнеполитическая активность руководства Ирака, как и прежде, была направлена на упрочение позиций страны в регионе и на международной арене в целом.

Положение дел в сфере безопасности в ряде районов Ирака остается сложным, что связано главным образом с действиями террористов ИГ. Напряженная ситуация сохраняется на севере страны в районах, прилегающих к границе с Турцией.

Вооруженные силы Турции в феврале продолжали на севере Ирака, начатую в апреле 2022 года военную операцию «Коготь-Замок» против партизан Рабочей партии Курдистана (РПК, в Турции признана террористической организацией и запрещена). В Анкаре РПК считают одной из основных угроз национальной безопасности страны. В операции против сил противника задействованы преимущественно авиация и спецназ. Турецкие войска периодически наносят авиационные и артиллерийские удары по приграничным районам на севере Ирака, преследуя боевиков РПК. Турецкие беспилотники ведут активную разведку мест расположения курдских сепаратистов. Отмечается, что за последний год турецкая сторона нарастила свое военное присутствие в северной части Ирака.

Турция продолжит антитеррористические операции у своих границ на севере Сирии и Ирака, вплоть до ликвидации последнего боевика, заявил 1 февраля глава турецкого военного ведомства Х.Акар. Он отметил, что борьба с терроризмом продолжается нарастающими темпами.

В то же время масштабное разрушительное землетрясение, произошедшее 6 февраля в Турции, привело к заметному снижению турецкой военной активности на севере Ирака. Со своей стороны, РПК приняла решение не предпринимать никаких боевых действий против турецкой армии на время борьбы с последствиями землетрясения, заявил 10 февраля глава политического крыла курдских сепаратистов Д.Байик. По его словам, курдские повстанцы станут лишь отвечать на нападения турецких военных.

Эксперты считают, что по мере того как военное присутствие Анкары и ее экономическое влияние на регион Северного Ирака увеличивается, «это добавляет еще один уровень сложности к соперничеству с Тегераном Борьба за влияние в этой области имеет для отношений Анкары и Тегерана более опасный конфликтный потенциал, чем их противоречия по Сирии». Особенно столкновение интересов Турции и Ирана заметно в районе Синджара, «который является важным пунктом пересечения сирийско-иракской границы. Здесь Анкара стремится разорвать сухопутную связь между курдскими ополченцами в Северном Ираке и Северной Сирии, тем самым прекратив их взаимную материально-техническую и военную поддержку». Стратегический потенциал коридора интересует и Тегеран. Особое раздражение у Анкары вызывает то, что здесь проиранские формирования прагматично взаимодействуют с боевиками РПК.

1 февраля турецкая военная база Зликан в северной иракской провинции Найнава в очередной раз подверглась ракетной атаке. Было выпущено примерно восемь ракет. Две ракеты упали на территории базы, остальные — за ее пределами.

Министерство национальной обороны Турции 4 февраля сообщило о ликвидации троих боевиков РПК на севере Ирака.

Турецкий БПЛА 27 февраля в провинции Найнава на севере округа Синджар нанес удар по автомобилю, в котором находились сторонники РПК. Три человека, включая полевого командира РПК, погибли.

В минувшем месяце иракская армия и формирования проправительственных ополченцев продолжали вести активные действия по выявлению укрытий и опорных баз террористов ИГ и наносили по ним удары. Правительственные силы регулярно проводили войсковые и специальные антитеррористические операции в различных районах Ирака с целью выявления и ликвидации террористического подполья джихадистов. Учитывая малочисленность большинства оставшихся бандформирований, войсковые и антитеррористические мероприятия против боевиков «Исламского государства», как правило, представляют собой небольшие по масштабу операции. Активно ведется поиск и задержания террористов и их руководителей, складов вооружения, боеприпасов, снаряжения и продовольствия.

В целом же, несмотря на снижение активности, «Исламское государство» по-прежнему представляет реальную угрозу для сил безопасности и населения Ирака. Джихадисты все еще способны вести устойчивую подрывную деятельность и использовать свою специфическую идеологию в интересах вербовки суннитского населения Ирака, сохраняют возможности вести террористическую деятельность в целом ряде регионов республики. В первую очередь, это относится к пустынным районам и окраинам крупных городов, населенных суннитами в провинциях Салах-эд-Дин, Киркук и Дияла. Отмечается всплеск террористической деятельности ИГ и на территориях, оспариваемых между курдским региональным правительством и федеральным правительством Ирака, где боевики «Исламского государства» используют вакуум безопасности для атак на гражданских лиц и силы безопасности.

По экспертным оценкам, «ликвидация группировки в Ираке в краткосрочной и среднесрочной перспективе маловероятна вне зависимости от реализуемой военно-политической стратегии. Тем не менее, любая попытка уменьшить угрозу в долгосрочной перспективе с помощью вербовки, проведения специальных операций и финансовой поддержки, вероятно, может быть реализована только через политические механизмы интеграции арабов-суннитов в политический процесс. Подобная мера, как предполагается, положит конец религиозному экстремизму, поспособствует справедливому распределению власти и материальных благ среди разношерстного населения и восстановлению разрушенной государственной и военной инфраструктуры».

Премьер-министр Ирака М.ас-Судани, выступая 18 февраля во время дискуссии в рамках ежегодной Мюнхенской конференции по безопасности, в частности, заявил: «Мы окончательно победили терроризм, «Исламского государство» больше не существует на территории Ирака». Тем не менее, он далее пояснил, что «отдельные экстремистские элементы еще действуют в стране и остатки ИГ присутствуют у границы с Сирией, но они постоянно преследуются иракскими силами безопасности». В этом контексте Ас-Судани подчеркнул необходимость международного сотрудничества и координации действий в борьбе с террором и существующей международной террористической сетью.

Менее оптимистично оценивают ситуации в сфере борьбы с терроризмом иракские силовики. Так, 21 февраля пресс-секретарь главнокомандующего ВС Ирака Я.Расул отметил: «Борьба с терроризмом не закончилась, и «Исламское государство» все еще представляет угрозу безопасности страны, битва с ним теперь ведется с помощью разведки». Кроме того, «из бойцов иракской армии и сил пешмерга были сформированы военные бригады для работы в тех районах, где есть вакуум в сфере безопасности». По информации Расула, недавно были проведены несколько успешных операций против террористов в провинции Дияла, к северо-востоку от Багдада, и в западной провинции Анбар. В настоящее время «иракские силы безопасности начинают новую операцию «Мечи правосудия» по уничтожению ячеек экстремистов в отдаленных районах провинций Дияла, Салах-эд-Дин (в центральной части страны, — В. Ю.) и Найнава».

Управление военной разведки Ирака объявило 5 февраля о задержании семи разыскиваемых террористов ИГ в ходе проведения операций в Багдаде, провинциях Анбар, Киркук и Найнава.

Иракская военная авиация 12 февраля ликвидировала не менее шести боевиков ИГ в провинции Дияла. Целью атаки стали опорные пункты террористов в центральной части провинции.

15 февраля Национальная разведслужба Ирака сообщила об аресте нескольких главарей ИГ, которые готовили террористические акты за пределами границ страны. Отмечается, что эти люди были причастны к уже совершенным нападениям как на территории Ирака, так и за рубежом.

Силы безопасности Ирака уничтожили 16 февраля группу боевиков, планировавших теракт в городе Эт-Тармия, расположенном примерно в 50 км к северу от Багдада. Вместе с тем погибли четверо полицейских, еще шестеро получили ранения. По информации правоохранителей, ликвидированная группа боевиков планировала совершить нападение на посетителей шиитской мечети Аль-Кадхимия. Тем временем эксперты отмечают, что «неспособность иракских сил безопасности победить террористов ИГ в северной части Багдадского пояса может позволить «Исламскому государству» атаковать столицу». Также подчеркивается, что «недавние атаки у Эт-Тармии указывают на то, что ИГ по-прежнему может оказывать материально-техническую поддержку атакующим группам в Багдадском поясе, которые почти наверняка нацелены на нападение на город».

16 февраля полиция уничтожила двоих террористов в провинции Дияла. При них оказались обнаружены оружие, очки ночного видения и другое оборудование.

20 февраля семь человек, в том числе две женщины, погибли в результате нападения неизвестных бандитов в провинции Дияла в одном из населенных пунктов к северо-востоку от административного центра региона города Баакубы.

Иракские военные 23 февраля задержали двух террористов в городе Киркук.

Служба безопасности Ирака 24 февраля сообщила о ликвидации пяти террористов ИГ в результате авиаудара в провинции Салах-эд-Дин.

Правительство Ирака прилагает значительные усилия по укреплению армии и других национальных силовых структур, повышению их боеспособности в интересах достижения больших успехов в противостоянии с вооруженными формированиями противников режима. При этом особое внимание уделяется улучшению технической оснащенности войск, насыщению их современными и эффективными образцами вооружения и военной техники, улучшению качества подготовки различных категорий военнослужащих. В данном вопросе основной упор делается на получение необходимой и возможно большей зарубежной военной и военно-технической помощи. Здесь же следует подчеркнуть, что тяжелый экономический кризис, поразивший Ирак, финансовые трудности привели к заметному сокращению военных расходов, что негативно отражается на состоянии армии. Негативно на положении дел в вооруженных силах и других силовых структурах сказывается и не прекращающееся противостояние между различными группировками и кланами в иракском руководстве.

В целом на сегодняшний день, как показывает ход войсковых и специальных операций против боевиков «Исламского государства», боеспособность иракских вооруженных сил, шиитских ополченческих формирований и курдских сил пешмерга, несмотря на имеющийся заметный прогресс, пока еще остается недостаточно высокой.

Политические наблюдатели полагают, что М.ас-Судани, «правительство которого находится под сильным влиянием поддерживаемых Ираном ополченцев, может заменить нынешнее руководство менее эффективными и проиранскими военачальниками. Правительство уже заменило эффективных чиновников Национальной разведывательной службы персоналом, поддерживаемым Ираном. Смещение эффективного руководства может подорвать операции по борьбе с ИГ и усугубить ситуацию с безопасностью в Багдаде и Багдадском поясе».

Одной из острых проблем, стоящих перед властями Ирака, остается контроль за действиями военизированных формирований, которые должны быть или распущены, или значительно сокращены, возможно, путем их реинтеграции в правительственные силы безопасности. Отметим, что вооруженные ополченческие формирования регулярно обвиняют в обострении межконфессиональных конфликтов, несоблюдении указаний государственных сил безопасности, угрозах иракскому правительству, нападениях на американские военные базы и военнослужащих из стран международной антитеррористической коалиции.

Между тем «ополченцы еще больше расширят свою власть. Они обвиняют М.аль-Казыми (бывший глава правительства страны, — В. Ю.) и Национальную разведывательную службу Ирака (INIS) в соучастии в убийстве американцами главы иранских формирований «Аль-Кудс» генерала Касема Сулеймани и заместителя руководителя шиитского ополчения «Аль-Хашд аш-Шааби» Абу Махди аль-Мухандиса. После вступления в должность, ас-Судани инициировал радикальные изменения в руководстве разведслужбы. Глава INIS был уволен, ему и другим старшим офицерам предъявлены обвинения в коррупции, которые, по-видимому, были возбуждены по указанию ополченцев». Считается, что след ведет к радикальным шиитским военизированным группировкам «Катаиб Хизбалла» и «Асаиб Ахль аль-Хак», «которые возглавляют вендетту, чтобы наказать Кадими и «его шпионскую команду»».

18 февраля в своем выступлении на Мюнхенской конференции по безопасности, премьер-министр Ирака М.ас-Судани не указал сроки завершения присутствия в стране сил международной коалиции, основную часть которой составляют военнослужащие США. По его словам, «в настоящее время мы вырабатываем форму дальнейшего присутствия сил коалиции, но уже сейчас иностранные военные заняты в основном подготовкой иракских [военных] кадров, информационной поддержкой на уровне советников». Кроме того, «обсуждаются вопросы сокращения численности иностранного контингента и его передислокации». По мнению ас-Судани, «окончательные сроки вывода сил коалиции должны определять профессионалы в ходе консультаций, принимая во внимание конкретные обстоятельства».

По информации от американских военных, Ирак намерен отказаться от российских вертолетов, объясняя это якобы недоступностью запчастей для них в связи с проводимой военной спецоперацией на Украине. Американцы считают, что «Россия в первую очередь направляет запчасти на собственные нужды, только потом обслуживая другие страны». В результате, как утверждается, на сегодняшний день «вертолеты стоят без обслуживания». Вместо российских Ми-17 иракцы хотят закупить американские: 4 Bell 412EPX и16 Bell 412M. «Это не удивительно, учитывая, что к этому Министерство обороны Ирака подталкивают США.

В минувшем месяце американские военные продолжали перебрасывать через иракскую территорию личный состав и технику на северо-восток Сирии. В свою очередь, из Сирии военные США переправляли на территорию Ирака нефть, зерно и другие сырьевые материалы.

Иракские курды причастны к нападению БПЛА на объект Минобороны ИРИ в Исфахане в конце января. Об этом сообщил иранский портал Nournews, близкий к Высшему совету национальной безопасности Ирана.

На переговорах в Багдаде, прошедших в минувшем месяце, командующий иранским КСИР генерал Х.Салами предложил властям Ирака помощь в подготовке военнослужащих иракской армии. Со своей стороны министр обороны Ирака Р.аль-Абаси подтвердил, что Багдад выступает за создание совместной комиссии по сотрудничеству с Тегераном. «Наш подход заключается в том, чтобы воспользоваться опытом Ирана во всех областях, особенно в вопросах обороны и безопасности, — сказал аль-Абасси. — Мы заинтересованы в использовании иранского опыта, и в ближайшие дни направим своих технических экспертов в Исламскую Республику».

В прошедшем месяце внутриполитическая ситуация в Ираке оставалась сложной, но в целом стабильной. Несмотря на прорыв, после года национального кризиса, когда осенью 2022 года было выбрано и назначено все высшее руководство Ирака — парламент, президент, премьер-министр, создано правительство — политическая стабильность в стране далеко не гарантирована в обозримой перспективе.

«Мир и безопасность царят в Ираке, страна демократична и стремится восстановить экономику», — заявил 27 февраля президент республики А.Л.Рашид. По его словам, Ирак, преодолев трудности последних двух десятилетий, готов сосредоточиться на улучшении условий жизни граждан. «Конечно, кое-что получилось не так, как мы рассчитывали. Никто не ожидал, что появится ИГ и никто не ожидал, что будут взрываться заминированные автомобили. Даже если есть конфликты и споры, гораздо лучше, чтобы были свобода и демократия, чем диктатура». По словам Рашида, в стране есть проблемы с коррупцией, но правительство «очень серьезно относится» к борьбе с ней. Сейчас Ирак восстанавливает промышленность и сельское хозяйство после долгих лет конфликта, а позиции страны в экономике «прочны».

В то же время многие политические наблюдатели, как иракские, так и зарубежные, не готовы поддержать оценку ситуации в стране, высказанную ее президентом.

В частности, указывается, что «новый премьер пообещал пересмотреть и обновить законы о выборах в течение трех месяцев. Однако через несколько недель стало ясно, что главные сторонники ас-Судани – аль-Малики и коалиция «Фатх» — не заинтересованы в проведении досрочных выборов и полны решимости остаться у власти, сохранив своего президента и премьер-министра у власти на полный четырехлетний срок».

Отмечается также, что «не было никаких признаков даже попыток провести реформы, которые считаются необходимыми для сокращения расходов и диверсификации зависимой от нефти экономики, для создания новых рабочих мест для сотен тысяч людей, которые ежегодно пополняют рабочую силу страны. Вместо этого новое правительство планирует увеличить неприемлемые расходы на зарплаты в государственном секторе на 20 трлн. иракских динаров (13,71 млрд долларов) в 2023 году. Средства будут использованы для найма около 66 000 новых выпускников и перевода еще 360 000 временных работников на постоянную заработную плату. Что касается сферы услуг, то ас-Судани и его команда сосредоточили свои усилия на проведении косметических улучшений в нескольких избранных объектах и связали эти меры с личным участием премьера».

Вступив в должность, М.ас-Судани, «как и его предшественники, пообещал энергично бороться с коррупцией, но пока нет никаких признаков прогресса». Тем временем сам премьер продолжает постоянно говорить на решимость его правительства вести борьбу с коррупцией, так как «это явление крайне затрудняет проведение реформ и самым негативным образом влияет на процесс перестройки экономики страны». По его словам, опасность заключается и в том, что коррупционные схемы позволяют отдельным фондам участвовать в финансировании терроризма.

Не прекратились в Ираке и нарушения прав человека, а «ополченцы продолжают применять к критикам правительства силу принуждения, сомнительные судебные иски и тюремные сроки, чтобы заставить их замолчать. Оппозиционеры, которые осмеливаются напоминать общественности о роли ополченцев во внесудебных казнях и других грубых злоупотреблениях, не защищены от юридических преследований и угроз».

Серьезные трудности испытывает валютно-финансовая система Ирака. Новые меры аудита Федеральной резервной системы (ФРС) США наносят ущерб экономике Ирака, но не останавливают отмывание незаконных валютных средств. Давление, оказываемое ФРС на Центробанк Ирака с целью ограничить коррупцию и незаконный отток долларов, парализовало иракские рынки и одновременно очень сильно стимулировало трансграничную контрабанду долларов. Введя новые ограничения на иракский долларовый аукцион, который Багдад использует для конвертации долларов США, полученных от продажи нефти, ФРС фактически ввергла Ирак в один из крупнейших финансовых кризисов, с которыми он столкнулся с 2003 года. Иракское правительство предприняло несколько срочных шагов в рамках попыток купировать кризис. В частности, оно открыло больше официальных пунктов обмена валюты, запустило схему поощрения мелких торговцев и инвесторов к использованию долларовых аукционов, приостановило налоги на определенные товары и ввело субсидии. Тем не менее, продажи на долларовом аукционе все еще сильно отстают от среднего уровня предыдущих лет. Одновременно некоторые продукты питания, такие как сахар и растительное масло, подорожали вдвое.

Введение ФРС США в ноябре 2022 года новых мер аудита, предусматривают более тщательный контроль за источником иностранных денег, используемых для покупки долларов на долларовом аукционе. Эти меры привели к тому, что торговцы и владельцы капитала неохотно участвуют в таких аукционах, чтобы не раскрывать свою личность, цель денежных переводов, личность конечного бенефициара и другую конфиденциальную информацию. Вместо этого они обратились к черному рынку и другим неофициальным путям получения долларов, что вызвало огромный рост контрабанды долларов из Ирака по суше и поддерживало высокие обменные курсы.

Как известно, экономика Ирака в значительной степени зависит от продажи нефти, выручка за которую с 2004 года хранится в ФРС США. Чтобы извлечь свои средства и превратить их в динары, ЦБ Ирака запрашивает доллары у ФРС, которые затем продает частным банкам и нескольким другим финансовым учреждениям, таким как валютные биржи, через ежедневный долларовый аукцион. Однако Вашингтон разочаровался в системе долларовых аукционов, поскольку американцы справедливо полагают, что они активно используются для отмывания денег и переправки долларов в такие страны, как Сирия и Иран, которые находятся под жесткими санкциями США. Эксперты считают, что «сохранение ситуации в том виде, в каком она есть сейчас, означает скорое крушение иракской экономики и неспособность правительства получать ежемесячные зарплаты и финансировать операционные проекты, поэтому мы должны найти выход из этого кризиса».

Правительство Ирака 7 февраля утвердило решение Совета директоров Центробанка об изменении официального курса доллара по отношению к национальной валюте, установив его на отметке 1 300 иракских динаров за доллар США. ЦБ со своей стороны объявил, что «начнет продавать доллар по новому официальному курсу с 8 февраля и продолжит принимать меры для того, чтобы курс стабилизировался». ЦБ также сообщил «о своей готовности удовлетворить все законные запросы частных лиц, компаний для достижения цели банка по балансировке уровня цен на валютном рынке». В конце января стоимость доллара впервые с 2004 года достигла в Ираке 1 659 динаров. Курс продолжил колебаться, и в некоторые дни стоимость доллара превышала 1 800 динаров.

15 февраля Высший координационный комитет США и Ирака собрался в Вашингтоне, чтобы рассмотреть продолжающийся валютный кризис в Ираке и планы по его урегулированию, при этом американская администрация приветствовала усилия Ирака по реформированию банковской и финансовой систем в целом, а также подтвердила приверженность укреплению двусторонних отношений. На встрече «делегация США подтвердила поддержку текущих усилий Ирака по наращиванию технического потенциала и внедрению международных стандартов для защиты банковской системы от финансовых преступлений, отмывания денег и финансирования терроризма. Стороны решили продолжить совместную работу по модернизации финансовой системы Ирака на благо иракского народа».

5 февраля протестующие против высокого обменного курса доллара США по отношению к иракскому динару провели акции протеста в южной провинции Ди-Кар, блокировав ряд административных зданий.

Проект государственного бюджета Ирака на 2023 год предусматривает цену на нефть в 55-60 долларов за баррель, сообщил 24 февраля член комитета по нефти и газу парламента страны А. С. аль-Лями. Напомним, что государственный бюджет Ирака в 2022 году не был ни принят правительством, ни одобрен Советом представителей из-за напряженной политической обстановки, сложившейся в стране после парламентских выборов осенью 2021 года. В настоящее время Ирак ежемесячно экспортирует чуть более 100 млн баррелей нефти, выручка от продажи которой составляет порядка 8 млрд долларов в месяц. Иракская государственная нефтяная компании SOMO объявила о намерении увеличить экспорт нефти на 250 тыс. баррелей в сутки в нынешнем году. В феврале наметились некоторые позитивные сдвиги по спорным проблемам между федеральным правительством Ирака и властями иракской курдской автономии.

В Багдаде в середине февраля прошли встречи и переговоры делегации курдского регионального правительства с представителями центральных властей Ирака «с целью разрешения застарелых споров между сторонами». В частности, курдская делегация провела переговоры с представителями SОМО, стороны также обсудили пути разрешения споров между Эрбилем и Багдадом, в том числе путем принятия закона об углеводородах.

17 февраля премьер-министр Ирака М.ас-Судани встретился с президентом курдской автономии Нечирваном Барзани. Два лидера рассмотрели состояние отношений между центральным правительством и властями автономного региона. «Стороны высоко оценили продолжение переговоров между Эрбилем и Багдадом на основе Конституции и согласились с тем, что нынешнее состояние Ирака и проблемы, стоящие перед страной, требуют коллективных усилий всех сторон и общин».

Встречи и переговоры в Багдаде завершилась формированием совместного комитета по разработке закона об углеводородах, который определит права и обязанности как Эрбиля, так и Багдада и «устранит главный камень преткновения между ними». Стороны также достигли предварительного соглашения об управлении пересечением границы и «улучшении координации между двумя сторонами». Достигнуто предварительное соглашение о признании пунктов пересечения границы, которые курдская сторона считает официальными, в то время как федеральные правительство считает их неофициальными.

19 февраля Нечирван Барзани призвал «все стороны в федеральном правительстве Ирака выполнить соглашение, лежащее в основе формирования этого кабинета, которое обязывает решать проблемы между Эрбилем и Багдадом». Он подчеркнул, что курдам нет смысла оставаться в этом кабинете без долгосрочных решений. «Мы написали и определили дорожную карту для решения всех этих проблем, и надеемся, что она будет реализована. Отличие нынешнего правительства от других правительств в том, что у нас впервые есть что-то письменное, и в этом документе у нас есть дорожная карта того, как решать проблемы». Н. Барзани выразил оптимизм, но одновременно «призвал все стороны понять растущую необходимость и срочность раз и навсегда решить нерешенные проблемы между Эрбилем и Багдадом путем диалога и в рамках конституции страны». По оценке курдского президента, «недавние встречи между лидерами сторон привели к позитивным сдвигам в двусторонних отношениях».

Премьер-министр курдского регионального правительства Масрур Барзани 23 февраля подтвердил «непоколебимую позицию региона в отношении своих конституционных прав и полномочий. При этом он выразил готовность правительства решить все неурегулированные вопросы с Багдадом.

27 февраля Багдад и Эрбиль достигли предварительной договоренности по закону о государственном бюджете на 2023 год.

28 февраля ведущие курдские партии – Демократическая партия Курдистана и Патриотический союз Курдистана достигли соглашения по ключевым вопросам, касающимся парламентских выборов в курдской автономии, в частности, по поправке к действующему закону о выборах. Две партии после встречи в Эрбиле объявили, что они договорились предпринять практические шаги для проведения выборов в этом году, в том числе путем изменения действующей избирательной системы с одноокружной на многоокружную. Две партии также согласились активировать избирательную комиссию и использовать список избирателей недавних парламентских выборов в Ираке в качестве основы для выборов в Иракском Курдистане. Ожидается, что партии встретятся снова, чтобы обсудить вопрос о квотах мест, выделенных этническим и религиозным меньшинствам. Парламентские выборы в Курдистане должны были состояться в октябре прошлого года. Однако они были отложены в основном из-за партийных разногласий по поводу нынешней одноокружной избирательной системы и состояния списков избирателей.

Правительство Ирака 27 января создало Центр экстренных операций с целью своевременного реагирования на возможные стихийные бедствия, в том числе землетрясения. В новый орган вошли представители федерального министерства миграции, курдского регионального правительства, а также нескольких международных организаций по оказанию помощи, включая Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Международного комитета Красного Креста и Всемирной продовольственной программы.

В южной части Ирака резко обмелели реки Тигр и Евфрат. На территории южного города Эн-Насирия уровень воды в Евфрате упал до такой степени, что местами проступает дно. Власти страны возложили ответственность за создавшуюся ситуацию на Турцию, которая, находясь выше по течению, значительно ограничивает сброс воды, что периодически приводит к плачевным последствиям в Ираке. На сегодняшний день Ирак через Тигр и Евфрат получает лишь 30% от необходимого объема воды. Ожидается, что турецкие власти увеличат сброс на дамбах выше по течению, что должно нормализовать ситуацию на иракском юге. Кроме того, в Багдаде вину отчасти возлагают и на собственное население, которое пренебрежительно относятся к столь ценному ресурсу и бесконтрольно тратит воду на полив. По этой же причине жители южных регионов нередко жалуются на соотечественников, живущих севернее. По данным ООН и других международных организаций, нехватка воды является одним из основных факторов миграции населения Ирака из сельских районов в города. На данный момент республика страдает от засухи и опустынивания, являясь одной из пяти стран, наиболее уязвимых к изменению климата. При этом иракские власти пока не представили действенных планов модернизации водной инфраструктуры и сельского хозяйства, что позволило бы экономить воду.

В феврале 2023 года в руководство Ирака вело активную внешнеполитическую деятельность, направленную на укрепление позиций страны в регионе и на международной арене в целом. При этом во внешней политике правительству М.ас-Судани по-прежнему приходится балансировать между сохранением суверенитета Ирака, амбициями его соседей и интересами международных партнеров Багдада по различным вопросам. Подчеркнем, что в минувшем месяце внешнеполитическая активность иракского руководства заметно активизировалась.

10 февраля, говоря о внешней политике Ирака, министр иностранных дел республики Ф.Хусейн отметил: «В первую очередь мы думаем о своих интересах: интересах в сфере безопасности, экономики, о политических и стратегических интересах». По словам Хусейна, в деле взаимодействия с другими государствами также играют роль география, история и экономические связи. «Мы защищаем нашу географию, а не убегаем от нее, так что мы хотим хороших связей с Турцией или Ираном — нашими старыми соседями. Мы стараемся быть в хороших отношениях со всеми окружающими нас странами, мы делаем это и получаем от этого пользу. В международном смысле невозможно игнорировать Китай. Экономика Китая так важна для мира. Китайские [компании] почти повсюду на Ближнем Востоке. Их компании очень активны в Ираке. Мы хотим и поддерживаем хорошие связи со всеми этими странами. Мы знаем о напряженности между Вашингтоном и Ираном, но у нас очень прочные отношения с обеими этими странами. Иногда мы призываем их продолжать диалог и переговоры. Мы надеемся, что они возобновят переговоры в Вене».

Глава МИД России С.Лавров 5-6 февраля посетил Ирак с рабочим визитом. В Багдаде он провел встречи и переговоры с президентом Ирака А.Л.Рашидом, премьер-министром М.ас-Судани, спикером парламента М.аль-Халбуси и министром иностранных дел Ф.Хусейном. Также состоялась встреча с бывшим премьер-министром Ирака Н.аль-Малики. В ходе контактов стороны уделили внимание вопросам двусторонних отношений в различных сферах, включая экономику, международной и региональной проблематике, в том числе в зоне Персидского залива и в регионе Ближнего Востока в целом. Лавров выразил полную поддержку Россией усилий, которые прилагает правительство во главе с М. ас-Судани по оздоровлению ситуации, по нормализации отношений между Багдадом и Эрбилем, по обеспечению безопасности и борьбе с терроризмом. Он также отметил, что российские инвестиции в Ираке необходимо обезопасить от влияния введённых западными странами санкций. С.Лавров проинформировал Ф.Хусейна о ситуации на Украине. Он заявил, что президент России В.Путин рассчитывает на встречу с М.ас-Судани. Лавров «высоко оценил позицию властей Ирака, призывающих к диалогу во избежание конфликтов и отдающих предпочтение мирному урегулированию кризисов». Было подтверждено серьезное стремление РФ «к укреплению отношений между странами, расширению сотрудничества в экономической и военной сферах». Со своей стороны Ф.Хусейн отметил позитивную роль российских нефтяных компаний в инвестиционной сфере, «перед которыми и иракское правительство остается в долгу, и мы рассматриваем все возможные способы нахождения решения проблемы непогашенных задолженностей перед этими компаниями». Было заявлено, что Ирак полностью поддерживает инициативы, направленные на прекращение огня на Украине. «Стороны отметили приоритетное значение поддержания и впредь доверительного политического диалога на различных уровнях в интересах поступательного развития взаимовыгодных двусторонних связей. Был подтвержден настрой Москвы и Багдада на продвижение делового партнерства в энергетической, промышленной, сельскохозяйственной и других областях».

10 февраля Ф.Хусейн, находясь с визитом в США, заявил, что американские рестрикции создают подлинные проблемы для иракской банковской системы при работе с российскими компаниями. При этом Багдад не станет нарушать санкции Вашингтона и хочет обсуждать с Москвой возможные сроки возвращения денежных средств, причитающихся российским компаниям. По словам министра, «финансовое взаимодействие с Россией означает, что вы пойдете против этих санкций. И это означает, что мы создадим проблемы для своей банковской системы. Конечно, наша задача, наша ответственность — защищать наши банки, центральный банк и другие банки».

Премьер-министр Ирака М.ас-Судани провел 3 февраля телефонный разговор с президентом США Дж.Байденом, в ходе которого стороны согласились, что иракская территория не должна использоваться для нападений на соседние страны или на силы международной коалиции, находящиеся в арабской республике по приглашению ее властей. Ас-Судани и Байден согласились также и с тем, что стабильность в регионе зависит от стабильности Ирака и что его территория не должна использоваться для нападений на соседние страны или советников международной коалиции, находящихся в Ираке по приглашению правительства. Байден обсудил с ас-Судани нападение на военную базу США и западной коалиции в сирийском городе Эт-Танф, которая в конце января подверглась атаке неизвестных БПЛА. По одной из версий, нападение совершили проиранские формирования, воюющие на стороне сирийской армии. Телеканал «Аль-Арабия» сообщил, что беспилотники были выпущены с территории Ирака. В связи с этим Вашингтон проинформировал Багдад о необходимости воспрепятствовать проведению вооруженными группировками аналогичных операций против международных сил коалиции в Сирии или Ираке.

10 февраля министр иностранных дел Ирака Ф.Хусейн позитивно оценил визит иракской делегации в Вашингтон, заявив: «У нас состоялись хорошие встречи тут. И у нас будут еще встречи. Основные темы в этот раз касались экономики — финансовая система, энергетика, а также политики в регионе. Наша делегация в высокой степени удовлетворена переговорами, которые у нас состоялись. Мы ощутили понимание и поддержку того, что мы сделали в Ираке, что сделало это правительство».

Ирак рассчитывает на поддержку США в вопросах экономики и по проблеме изменения климата, заявил 13 февраля Ф.Хусейн, Он отметил, что если раньше сотрудничество Багдада и Вашингтона было сосредоточено на военно-технической сфере, проблемах в сфере безопасности, то сейчас Ирак нуждается в восстановлении экономики. «Нынешнее правительство нацелено на развитие экономики, пытается диверсифицировать ее. Нам нужна ваша помощь, нам нужны технологии. Нам нужна помощь США, чтобы справится с еще одной проблемой, которая угрожает не только Ираку, но всему миру и человечеству — это проблема изменения климата».

18 февраля М.ас-Судани подтвердил, что у Ирака сложились хорошие отношения как с Ираном, так и с США. «Это сотрудничество не может нанести вреда ни одной из сторон», — заверил иракский премьер. Более того, Багдад «стремится быть своеобразным хабом для проведения встреч и переговоров между странами, особенно государствами региона». В этой связи он напомнил о роли Ирака в организации диалога между Ираном и Саудовской Аравией. «К сожалению, — сказал ас-Судани, — сейчас ирано-саудовские переговоры приостановились, но обе стороны очень серьезно заинтересованы в их продолжении при посредничестве Багдада».

Глава МИД Ирана Х. Амир-Абдоллахиан посетил 22 февраля Багдад с официальным визитом. Он провел переговоры со своим иракским коллегой Ф.Хусейном, встретился с президентом Ирака А.Л.Рашидом, премьер-министром  М.ас-Судани и спикером парламента М.аль-Халбуси. Иран стремится к нормализации отношений с Саудовской Аравией и Египтом и благодарен Ираку за оказываемую в этом отношении посредническую деятельность, заявил Абдоллахиан. Одной из тем переговоров стала «доработка всеобъемлющего документа о долгосрочном сотрудничестве между Ираном и Ираком». Кроме того, стороны обсудили выплату Багдадом задолженности перед Тегераном за экспорт электроэнергии и газа, из-за чего Иран периодически приостанавливает поставки. Переговоры также касались завершения расследования по делу об убийстве командующего силами «Аль-Кудс» иранского КСИР К.Сулеймани и заместителя главы иракского шиитского ополчения «Аль-Хашд аш-Шааби» А.М.аль-Мухандиса 3 января 2020 г. в результате ракетной атаки американских ВВС. Ф.Хусейн, со своей стороны, сообщил, что в ходе переговоров «обсуждались вопросы безопасности и ситуация на общей границе». По его словам, стороны выразили «приверженность безопасности границ», а «между Ираком и Ираном есть договоренности о предотвращении пересечения границы определенными группами». Иракский министр отметил, что обсудил с иранским коллегой результаты визита в Вашингтон. «Надеемся, что Вашингтон и Тегеран вернутся к переговорам в Вене», — сказал он. Президент Ирака А.Л.Рашид получил приглашение посетить Иран, и намерен отправиться с визитом в Тегеран в ближайшее время.

Во второй половине февраля поставки иранского газа в Ирак возобновились, но их объем составляет всего 7 млн куб. м в сутки при согласованном объеме в 35 млн. Поступающий объем покрывает только около трети иракских потребностей. Минэнерго Ирака сообщило, что из-за перебоев с поставками газа в столицу и центральные регионы страны производственные нагрузки пришлось значительно ограничить. Иран приостановил поставки газа в Ирак по трубопроводу, идущему через провинцию Дияла, в конце января. Иран периодически снижает или полностью приостанавливает экспорт из-за внутреннего дефицита или невыполнения Багдадом финансовых обязательств.

26 февраля глав МИД Ирака Ф.Хусейн сообщил, что у правительства в Багдаде «существуют определенные проблемы с соседними странами – Турцией и Ираном. Мы признаем, что внутри Ирака есть группировки, действующие против властей этих государств. Конечно, Конституция Ирака запрещает присутствие на территории страны организаций, выступающих против других государств. Но, с другой стороны, нападения (которые проводят силы Турции и Ирана) на территорию Ирака противоречат международному праву».

Ирак призывает международное сообщество прекратить изоляцию сирийского правительства, заявил 13 февраля Ф.Хусейн, раскритиковав политику западных стран в отношении Сирии. «Мы не можем найти решение сирийского конфликта, разговаривая со всеми, кроме правительства, которое все еще у власти. Нам нужна стабильная Сирия, и мы готовы стать участниками этого процесса. Сирийский народ страдает, но сейчас еще больше, из-за инфляции, глобального экономического кризиса. Международное сообщество наказывает сирийский народ. Американская и европейская политика в отношении Сирии допустила много ошибок. Мы не говорим о сирийском режиме, хорош он или плох. Но что получилось в итоге? Сирийская инфраструктура, экономика разрушена».

Ирак выступает за окончательное возвращение Сирии в сообщество арабских государств, заявил спикер иракского парламента. М.аль-Халбуси, выступая на проходившей 25 февраля в Багдаде сессии Арабского парламентского союза. «Арабские страны на всех парламентских и правительственных уровнях должны принять окончательное решение о возвращении Сирии в ее арабское окружение». По его мнению, «только тогда Сирия сможет эффективно выполнять свою арабскую, региональную и международную роль, а также наиболее продуктивно действовать по возвращению сирийцев на родину, которые были вынуждены покинуть свои дома и страну во время боевых действий». Аль-Халбуси призвал все арабские страны объединить усилия для поддержки Сирии, которая «совсем недавно пережила разрушительное землетрясение, до тех пор, пока его последствия не будут устранены».

Президент Ирака А.Л.Рашид обратился 8 февраля к международному сообществу с призывом «приостановить санкционную политику и отменить решения, наносящие ущерб мирному населению», в связи с катастрофическими последствиями землетрясения в Турции и Сирии. Он подчеркнул, что Ирак «готов предоставить все свои возможности для любой международной координации и диалога по преодолению разногласий, которые мешают совместным глобальным действиям, необходимым, чтобы противостоять испытанию, которое выпало региону». Ирак выступает за возвращение Сирии в ЛАГ, заявил 28 февраля А.Л.Рашид. «У Ирака хорошие и конструктивные отношения с соседними странами», — отметил он.

Ирак оказал Сирии и Турции, где 6 февраля произошло мощное разрушительное землетрясение, масштабную гуманитарную помощь. В частности, министерство нефти Ирака направило в Сирию колонну с 28 цистернами топлива в качестве помощи в борьбе с последствиями землетрясения. Крупные поставки гуманитарной помощи поставлялись в САР иракской авиацией. Багдад направил в Сирию группу экспертов и специалистов для помощи в поисково-спасательных операциях. Проиранские ополченцы «Аль-Хашд аш-Шааби» направили свои инженерные, сервисные, медицинские и тыловые подразделения, а также специализированные спасательные отряды в сирийский Алеппо. Специальная группа спасателей в сопровождении 25 машин скорой помощи были направлены курдским региональным правительством в Турцию для оказания помощи в спасательных работах в районах, пострадавших от землетрясения. Власти Иракского Курдистана приостановили работу соединяющего Ирак с Турцией нефтепровода Киркук-Джейхан, чтобы провести на нем инспекцию после сильного землетрясения на турецкой территории. 14 февраля президент иракской курдской автономии  Нечирван Барзани посетил турецкий регион Газиантеп, пострадавший от двух разрушительных землетрясений, чтобы продемонстрировать солидарность и подтвердить неизменную поддержку Курдистаном жертв катастрофы. После этого он встретился с президентом Турции Р.Т.Эрдоганом, который выразил благодарность Иракскому Курдистану за оказание гуманитарной помощи жертвам смертоносных землетрясений. Эрдоган поблагодарил президента Барзани за его визит к пострадавшим. В Иракском Курдистане была развернута масштабная кампания по оказанию помощи пострадавшим от землетрясения на юге Турции.

Глава МИД Саудовской Аравии Фуад бен Фархан Аль Сауд посетил 2 февраля с официальным визитом в Ирак, где встретился с иракскими руководителями: А.Л.Рашидом, М.ас-Судани, М.аль-Халбуси и Ф.Хусейном. Саудовский министр обсудил в Багдаде «укрепление стратегических отношений». Помимо вопросов двухстороннего сотрудничества, в центре переговоров были возобновление саудовско-иранского диалога о нормализации отношений при посредничестве Ирака. Ирак рассчитывает восполнить дефицит электроэнергии с помощью подключения к энергосетям КСА или стран Персидского залива, заявил Ф.Хусейн. Он сказал, что иракское правительство приветствует любые саудовские инвестиции в экономику республики. «Двусторонние отношения между Ираком и Саудовской Аравией развиваются в различных областях, в частности существует всеобъемлющая координация с королевством по нефтяной политике, а также по деятельности в рамках ОПЕК и ОПЕК+», — заявил глава МИД Ирака. Саудовский министр со своей стороны подчеркнул «глубину отношений двух стран и важность укрепления сотрудничества, которому в последнее время был дан большой импульс». Он указал на «значительное развитие экономических отношений с Ираком», а также отметил, что «Ирак играет ключевую роль в обеспечении стабильности в регионе, и королевство поддерживает усилия иракского правительства».

9 февраля премьер-министр Ирака М.ас-Судани посетил с официальным визитом Абу-Даби, где провел встречи с высшими должностными лицами ОАЭ для обсуждения сотрудничества в области торговли и инвестиций. Ас-Судани был принят президентом ОАЭ шейхом Мухаммедом бен Заидом Аль Нахайяном. Встреча была посвящена «расширению масштабов сотрудничества в области экономики, торговли, инвестиций и развития».

Иракские власти считают неприкрытой ложью любые сообщения о возможной нормализации отношений с Израилем, заявил 17 февраля пресс-секретарь главы иракского правительства Р.Надер. Он заметил, что отсутствие реакции властей страны по данному поводу связаны с тем, что «домыслы на эту тему не заслуживают комментариев».

Центральный банк Ирака объявил 22 февраля о решении осуществлять торговые расчеты с КНР в китайской национальной валюте. Эта инициатива входит в комплекс мер, направленных на стабилизацию валютного рынка.

В минувшем месяце правительство Ирака подписало соглашения с одной эмиратской и двумя китайскими компаниями, целью которых является увеличение добычи нефти на 250 тыс. баррелей в сутки и газа на 800 млн куб. футов в день. Таким образом, Ирак получил три компании-инвестора и несколько долгосрочных контрактов, рассчитанных на 20 лет.

16 февраля президент Франции Э.Макрон выразил готовность развивать связи с Иракским Курдистаном при условии соблюдения единства Ирака. Это заявление было сделано по итогам переговоров с главой курдского регионального правительства Масруром Барзани в Париже. Макрон подчеркнул «прочность уз дружбы, которые связывают Францию и Иракский Курдистан». В ходе переговоров Макрон и Барзани, в частности, «обсудили положение дел в Ираке и ситуацию в регионе». «Президент республики подтвердил приоритетность защиты суверенитета Ирака перед угрозами дестабилизации, идущими извне».

Таким образом, военно-политическая обстановка в Ираке в феврале 2023 года характеризовалась относительной стабильностью. Правительство во главе с М.ас-Судани в целом контролирует ситуацию в стране. В минувшем месяце наметились позитивные сдвиги в урегулировании спорных проблем в отношениях между центральным правительством в Багдаде и властями курдского автономного региона в Эрбиле. В различных районах Ирака не прекращались вылазки боевиков террористической группировки «Исламское государство». Серьезные трудности сохраняются в иракской экономике и социальной сфере. В феврале внешнеполитическая активность руководства Ирака, как и прежде, была направлена на упрочение позиций страны в регионе и на международной арене в целом.

52.69MB | MySQL:102 | 0,529sec