О планах Алжира по строительству солнечных электростанций

Руководство АНДР готовится к началу масштабного строительства солнечных электростанций. Их энергия должна высвободить для экспорта в Европу потребляемый в этой стране газ.

В конце февраля – начале марта алжирские власти объявили тендеры на строительство 15 «солнечных фотоэлектрических электростанций». Мощность каждой из них составит от 80 до 220 МВт при общей мощности 2000 МВт.

Благодаря этому власти АНДР рассчитывают заметно нарастить экспорт газа в Европу. Вырабатываемая ими энергия должна заместить значительную часть потребляемых в Алжире объемов голубого топлива.

Согласно имеющимся соглашениям с Италией избытки этой энергии также планируется пустить в Европу по специально проложенному по дну Средиземного моря электрическому кабелю. Ее получение позволит заместить часть используемого там российского газа.

Алжирская компания-распределитель энергии Sonelgaz раскрыла список провинций, где планируется возвести солнечные электростанции. Преимущественно они располагаются на юге, юго-востоке АНДР и в «высокогорье»: Бешар, М’сила, Бордж-Бу-Арреридж, Батна, Лагуат, Гардая, Тиарет, Эль-Уэд, Туггур, Эль-М’Гайр и Бискра.

При этом в вилайе Бешар будут построены две электростанции (в Абадле и Кенадсе). Также по две солнечные фотоэлектрические электростанции будут построены в Бордж-Бу-Арреридж, Батне (Рас-эль-Уэд и Меруана) и в Эль-Уэде (в Нахле и Талеб-Ларби).

Представитель группы Sonelgaz утверждает, что к тендерам на возведение солнечных электростанций приглашены как «национальные, так и международные компании.

Известно, что сначала желающим их построить необходимо провести исследования, затем проектирование и далее строительство. Кроме того, запуску данных электростанций будут предшествовать поставки и монтаж специального оборудования, обучение местного персонала, проведение испытаний, и только потом подключение и ввод в эксплуатацию.

И хотя алжирское руководство рассчитывает ввести их в строй уже в 2024 году, как представляется, это неоправданно завышенные ожидания.

Причем в будущем алжирское руководство рассчитывает построить новые солнечные и ветряные электростанции. Так, представители компании Sonelgaz заявляют, что тендер на возведение 15 подобных объектов является лишь «началом реализации программы развития возобновляемых источников энергии общей мощностью 15 000 МВт к 2035 году».

Причем уже 29 мая алжирские власти готовятся объявить новый тендер на строительство дополнительных солнечных фотоэлектрических электростанций. Они сообщают, что шесть подобных объектов будут возведены в Туггуре, в вилайях Ходна, Эль-Мегайер, еще три – в Бискре (Эль-Гру, Толге и Хенгет-сиди-Наджи мощностью 200, 80 и 150 мегаватт соответственно). Общая их мощность составит 1300 Мвт.

Руководство АНДР не скрывает, что этот «энергетический переход позволит Алжиру постепенно избежать зависимости от традиционных ресурсов, сохранить и развивать ископаемые ресурсы, изменить энергетическую модель производства и потребления, достичь устойчивого развития и защитить окружающую среду».

Также согласно его планам это «позволит диверсифицировать источники энергии, что является ключом к успешному запуску программы энергетической безопасности».

Сможет ли Алжир реализовать такие замыслы? Заметим, что их алжирскому руководству предложили коллеги из западноевропейских стран. Они, в частности представители итальянских властей, желающие как можно скорее освободиться от привязки к российскому газу, действительно готовы по максимуму вложиться в алжирские проекты.

В свою очередь, руководство АНДР подготовило для этого необходимую законодательную базу. В частности, оно максимально упростило порядок ведения дел именно по проектам альтернативной энергетики.

Для участия в них иностранным компаниям отныне не требуется обязательное создание совместных предприятий с алжирскими партнерами. Напомним, что именно наличие «закона 51/49» отпугивало от реализации инвестиционных проектов в Алжире многие зарубежные компании. Он предполагал обязательное участие в любых иностранных проектах в этой стране местного бизнеса, который обладал в них контрольным пакетом акций не менее 51%.

Однако теперь данного обременения уже не будет, что резко увеличивает привлекательность работы в Алжире. И это в дополнение к тому, что в стране производительность таких электростанций в силу климатических особенностей гораздо выше, чем в европейских странах, а издержки, напротив, существенно ниже.

Кроме того, желание реализовать эти проекты усиливается политическими соображениями. И сегодня они перебороли экономические установки – особенно стоимость на мировых рынках природного газа. Именно относительно низкая его стоимость, привязанная к нефти, и препятствовала ранее развитию альтернативной энергетики.

Дело в том, что никакой необходимости возводить электростанции, работающие на дорогостоящей солнечной энергии, при дешевом газе не было. Именно это стало одной из важнейших причин провала программы запуска в Алжире альтернативной энергетики. Поэтому к настоящему времени солнечные и ветряные электростанции в этой стране существуют в единичных вариантах, а доля вырабатываемой ими энергии не играет существенной роли в общем алжирском объеме – лишь один процент.

Но теперь ситуация изменилась, экономические соображения уступили место политическим и все определяет желание любой ценой «освободиться» от российского газа.

Надо понимать, что даже с западной помощью Алжир вряд ли способен оперативно запустить солнечные электростанции и одномоментно поставить в Европу существенные объемы энергии. В том числе  из-за никуда не девшейся алжирской бюрократии, сильно тормозящей реализацию любых проектов.

Однако России в любом случае необходимо готовиться к тому, что в ближайшие пять лет ее доля в обеспечении Европы энергией вообще и газом в частности будет падать. И что Алжир – лишь один из инструментов в стратегии ее выдавливания с европейского рынка.

52.29MB | MySQL:103 | 0,803sec