О выходе Хорошей партии из турецкой оппозиционной коалиции. Часть 4

В пятницу, 3 марта лидер турецкой националистической Хорошей партии Мераль Акшенер объявила о том, что не достигнута договоренность о том, кто будет объединенным кандидатом от оппозиции на пост президента страны. Не найдя поддержки ни у одной из пяти партий оппозиционного альянса по вопросу выдвижения либо мэра Стамбула Экрема Имамоглу, либо мэра Анкары Мансура Яваша, Мераль Акшенер объявила о том, что Хорошая партия выходит из-за «стола шести».

Продолжаем анализировать кризисную ситуацию, которая возникла в составе оппозиции буквально за 2 месяца до проведения в стране президентских и парламентских выборов.

Часть 3 нашей публикации доступна по ссылке на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=95630.

«24 часа для турецкой политики – это много!». Это достаточно расхожее в Турции выражение, которое говорит о том, насколько переменчива турецкая политическая жизнь и, что не менее важна, насколько она, если так можно выразиться, «амплитудна». В том смысле, каков накал страстей и каковы границы колебаний от полного разрыва до, вновь, исключительной близости.

В этом смысле, 6 марта ознаменовалось поиском формулы выхода из того кризиса, который разразился в стане турецкой оппозиции. Подчеркнем, разразился достаточно предсказуемо. Хотя бы с учетом того, что вопрос кандидатства на пост президента, вопрос в предвыборной кампании самый важный, откладывался на последний момент. Под предлогами, оформленными в красивые фразы о том, что «вопрос перерос вопрос конкретного кандидата на пост президента». В том смысле, что «Эрдоган должен уйти», а кто будет «Ланселот» из «Убить Дракона», не имеет никакого значения, в условиях, когда у президента Р.Т.Эрдогана уже «ноги подкашиваются».

Вот что о том, что случилось 5 марта написала оппозиционная пресса. На примере публикации известного оппозиционного обозревателя издания Sözcü Эмина Чолашана: «Госпожа сделала такое дело (в оригинале: «ханым-эфенди», имея в виду Мераль Акшенер – И.С.)».

Цитируем издание:

«Мои дорогие читатели, я мог бы сказать «она отколола такую штуку» вместо «она сделал такое дело» в заголовке, но стыдно (так выражаться – И.С.).

Но допустим, госпожа, испортила качество мешка (!), в прямом смысле этого слова, выбросив то, что осталось от его ценности в мусор.

Хотя, эта ценность много раз обсуждалась на встречах шестистороннего стола, и она важна, даже если в ней есть недостатки, ошибки и задержки в тому, чтобы озвучить важные разделы перед общественным мнением. Что будет после этого, как дело повернется, на данный момент никто не знает. Поживем-увидим, но кто бы что ни говорил, корабль сильно поврежден и тонет.

Вы встаете из-за стола…

Очень хорошо!

Так что же вы предлагаете взамен кандидатуры (Кемаля Кылычдароглу – И.С.) в президенты? — Экрема Имамоглу или Мансура Яваша… При этом, назвав их имена!

Что ж, ханым-эфенди, они оба — мэры городов от НРП. Они вышли на выборы от НРП и победили с той же идентичностью.

Среди описаний Мераль-ханым были интересные аналогии.

Она сравнил шестисторонний стол со столом нотариуса, который все утверждает, и, более того, с игорным столом, полным навязываний.

Однако, именно она в последнее время много раз заявляла, что будет уважать решения, которые будут приняты за этим столом.

Слова, поведение и объяснения, полные противоречий и ошибок…

Но я думаю, что его самая большая ошибка заключалась в том, чтобы удивить избирателей, которые проголосовали за них или которые собираются проголосовать. И особенно его собственные избиратели!

Ближайшие недели и месяцы полны новых событий, но пока никто не знает, что произойдет. Может быть, она тоже не знает. Если и есть такой, кто знает о таких вещах, которые столь многосторонни и не укладываются в нашу логику, то он и сам об этом не подозревает.

По правде говоря, мы, наивные граждане, полагались на решения, которые будут приниматься за 6-сторонним столом…

Для таких, как мы, партийных различий не существовало.

Цель состояла в том, чтобы эта власть исчезла.

Я и здесь несколько раз говорил:

«Пока за столом нет ерунды, коррумпированных и незаконных лиц, мой голос будет за кандидата от 6-сторонней оппозиции.

Я спрашиваю вас со своей точки зрения…

Хотя мы не знаем, что будет дальше, я и миллионы наших наивных граждан, которые думают так же, как я, не знают, чего ожидать.

Что следует делать дальше?

По крайней мере, я бы не сказал, что госпожа Мераль разбила наши надежды и уничтожила наш энтузиазм. Но она их подточила.

Она сделала большую ошибку.

Она даже пыталась ввести в искушение двух столичных мэров, избранных по чужому списку, назвав их имена…

Этот процесс, который создала и представила нам г-жа Мераль, кому пошел на пользу?

Не сомневайтесь, Дворцу и правительству ПСР.

Кто бы мог подумать, что дама, которая годами была самой безжалостной противоположностью этих двоих своими словами и всем остальным, сможет однажды так легко поднять флаг капитуляции?

Высокопоставленный чиновник ее партии вчера тихо её спросил:

«Если Кылычдароглу и Реджеп Тайип будут выдвинуты, кого из них мы поддержим как партия?». — Ответ удивителен: «Мы подумаем об этом позже».

Приняв это последнее решение, дама прострелила пулей не только себе, но и своей партии ногу. Интересно, сумеет ли она удалить пули!».

Это – материал, был написан 5 марта. а 6 марта ситуация в оппозиционном лагере начала развиваться с ускорением.

В середине дня 6 марта, мэры Стамбула и Анкары, Экрем Имамоглу и Мансур Яваш, посетили офис Хорошей партии Турции и встретились с её председателем Мераль Акшенер. Как они сообщили собравшейся на выходе прессе после 15-минутной встречи, они передали послание Мераль Акшенер о том, что её возвращение за «стол шести (оппозиционных партий – И.С.)» является волей народа.

Вслед за этим появилась новая формула договоренности между оппозиционными партиями, прозвучавшая со стороны Хорошей партии Турции. Её кратко можно сформулировать следующим образом – «семь вице-президентов».

Именно в этом состоит новая идея главы Хорошей партии Турции Мераль Акшенер: при президенте от одной оппозиционной партии будет пять вице-президентов — глав пяти других оппозиционных партий, плюс мэры Стамбула и Анкары, Экрем Имамоглу и Мансур Яваш.

Таким образом, получается две вещи.

Во-первых, Мераль Акшенер, вроде как, продвигает эти два имени во властную структуру, пусть и не как кандидатов на пост президента. Таким образом, она, вроде как, спасает свое лицо, поскольку получается, что ей на чем-то удалось настоять. Хотя тут выглядит довольно странно: это – политики из лагеря НРП. Получается, что непонятно за что бороться Мераль Акшерен как представителю другой – Хорошей партии.

Во-вторых, в этом есть и зерно некоторого рационализма, что Кемаля Кылычдароглу «армируют» рейтингами двух самых популярных оппозиционных политиков. Хотя, справедливости ради, надо заметить, что и без таких маневров они бы поддержали Кемаля Кылычдароглу. А вот тот факт, что Мераль Акшенер поставила под сомнение рейтинг главы НРП – это, как ни крути, серьезный удар по оппозиции изнутри. О чем, собственно и написал автор материала выше. Равно и как эпитеты в адрес шестипартийной оппозиции, включая «игральный стол» и «нотариальную контору».

Как бы то ни было, около 16:00 по местному времени (совпадает с московским) началась встреча оппозиционного альянса. И в этой встрече Мераль Акшенер, все-таки, приняла участие. А приблизительно в 19.30 на трибуне, заранее подготовленной напротив здания штаб-квартиры Народно-республиканской партии состоялся торжественный выход оппозиционной шестерки, в ходе которого было объявлено о том, что единым оппозиционным кандидатом становится глава Народно-республиканской партии Кемаль Кылычдароглу. В церемонии «выхода к публике» присутствовала и глава Хорошей партии Мераль Акшенер.

«В результате наших встреч мы решили, что Кемаль Кылычдароглу будет баллотироваться в качестве нашего кандидата в президенты», — заявил Темель Карамоллаоглу, председатель оппозиционной Партии счастья (ПС), после встречи лидеров шести оппозиционных партий.

В совместном заявлении по итогам встречи шестипартийный оппозиционный блок объявил о своем решении. Напомним, что Альянс шести оппозиционных партий включает НРП, Хорошую партию (ХП), Партию счастья (СП), Партию будущего (ПБ), Демократическую партию (ДП) и Партию демократии и прогресса (ПДП).

Озвучивая, дорожную карту для «усиленной парламентской системы», оппозиционный альянс заявил, что в процессе перехода лидеры партий, входящих в оппозицию, будут вице-президентами.

«Во время переходного процесса мы будем управлять Турцией посредством консультаций и консенсуса в соответствии с принципами и целями Укрепленной парламентской системы и справочными текстами, с которыми мы пришли к соглашению, в рамках Конституции, закона, разделения полномочий, принципов баланса и надзора», — говорится в совместном заявлении.

«Конституционные поправки, касающиеся перехода к усиленной парламентской системе, будут доработаны и введены в действие в кратчайшие сроки структурой парламента, которая будет сформирована после выборов», — также говорится в сообщении.

«Распределение министерств будет определяться в соответствии с количеством депутатов, избранных политическими партиями, входящими в альянс, на всеобщих выборах депутатов, и каждая из партий альянса будет представлена как минимум одним министром в кабинете», — говорится в сообщении.

В «дорожной карте» указано, что назначение и увольнение министров будет производиться президентом по согласованию с лидером политической партии, к которой они принадлежат.

«Во время переходного процесса, президент будет использовать свою исполнительную власть и обязанности в соответствии с принципами участия, консультаций и консенсуса. Распределение полномочий и обязанностей между Кабинетом Президента (вице-президентами и министрами) будет определяться указом Президента, который будет издан в рамках Конституции и законов», — отмечается в сообщении.

Также в сообщении говорится, что президент будет принимать решения на основе консенсуса с лидерами партий, входящих в альянс, в отношении возобновления выборов, объявления чрезвычайного положения, политики национальной безопасности, президентских решений, указов и общих регламентирующих процедур, а также в отношении высокопоставленных назначений. Подчеркивается, что в переходный период будут созданы механизмы для координации реализации законодательной деятельности.

«С завершением перехода к усиленной парламентской системе членство в политической партии действующего президента, если таковое имелось, прекратится».

Совместная «дорожная карта» также упоминает, что мэры Стамбула и Анкары Экрем Имамоглу и Мансур Яваш будут назначены вице-президентами в то время, которое президент сочтет «целесообразным», и с установленными обязанностями.

Итак, обратимся к тому документу, который был согласован по итогам 13-го по счету заседания Национального альянса. Перевод приведенного ниже текста – авторский, неофициальный, равно как и выделение отдельных слов и выражений, использующихся в документе, жирным шрифтом. Цитируем:

«Как председатели политических партий, входящих в Национальный альянс наций, мы согласовали Дорожную карту по переходу к усиленной парламентской системе следующим образом:

  1. Мы будем управлять Турцией в переходном процессе на основе консультаций и консенсуса в рамках конституции, закона, разделения властей, принципов баланса и контроля в соответствии с принципами и целями усиленной парламентской системы и согласованными нами справочными текстами.
  2. Конституционные поправки, связанные с переходом к усиленной парламентской системе, будут завершены и введены в действие как можно скорее структурой ВНСТ, возникшей на всеобщих выборах.
  3. Председатели партий, входящих в Национальный альянс, в течение переходного периода будут вице-президентами.
  4. Распределение министерств будет определяться по числу депутатов, избранных политическими партиями, входящими в Национальный альянс, на всеобщих парламентских выборах. Каждая из партий Альянса будет представлена ​​как минимум одним министром в кабинете. Политические советы и офисы, созданные в рамках Администрации президента, параллельно Министерствам, будут распущены.
  5. Назначение и освобождение министров будет производиться со стороны президента по согласованию с председателем политической партии, к которой они принадлежат.
  6. В течение переходного периода, президент будет использовать свои исполнительные полномочия и выполнять свои обязанности на основе принципов инклюзивности, диалога и консенсуса.
  7. Распределение полномочий и обязанностей Кабинета президента (вице-президентов и министров) будет определяться указом президента, издаваемым в рамках Конституции и законов.
  8. Проведение выборов, объявление чрезвычайного положения, политика национальной безопасности, президентские решения, указы и общие регулирующие процедуры, а также назначения на высоком уровне будут производиться президентом на основе консенсуса с председателями партий, входящих в Национальный альянс.
  9. Будут созданы механизмы для координации сотрудничества законодательной деятельности во время переходного процесса.
  10. С завершением перехода к усиленной парламентской системе членство действующего Президента в политической партии, если таковое имелось, прекратится.
  11. После перехода к усиленной парламентской системе 13-й президент и ВНСТ завершат свой мандат без необходимости проведения новых выборов.
  12. Мэры городов Стамбула и Анкары будут назначаться вице-президентами с определенными обязанностями и в то время, которое президент сочтет целесообразным.

Кемаль Кылычдароглу является нашим общим, как глав политических партий, входящих в Национальный альянс, кандидатом в президенты на 28-м созыве Великого национального собрания Турции и на 13-х президентских выборах, которые состоятся в 2023 году

Удачи нашей стране и нашему народу!».

Итак, что обращает на себя внимание в приведенном выше документе?

Прежде всего, то, что основные решения, принимаемые будущим президентом (если будет выбран Кемаль Кылычдароглу), будут согласовываться всеми вице-президентами, число которых будет от 5 до 7 (когда и если вице-президентами станут мэры Стамбула и Анкары).

В определенном смысле, можно говорить о том, что фигура президента Турции, который будет обязан подписывать «лист визирования» на каждое свое решение, становится сильно урезанной в правах. Он становится лицом, который будет подотчетен большому коллективу Национального альянса и грозит превратиться в «менеджера», который ходит по «директорским кабинетам», согласовывая те или иные решения.

Более того, такое количество согласующих лиц лишает систему возможности не только оперативных принятий решений, но и, судя по всему, будет нередким случай, когда, и вовсе, система будет «вставать», не будучи в состоянии произвести на свет никакого решения вовсе. Ярким примером коллективного творчества оппозиции является их Единая программа, которая лишена какого бы то ни было своеобразия и новизны. Сразу заметно, что это – продукт коллективного творчества, из которого убрано все, что может вызвать споры со стороны коллег по Национальному альянсу. Абсолютно выхолощенный документ.

53.67MB | MySQL:107 | 2,032sec