О ходе расследования дела о «краже века» в Ираке

Следственный комитет, расследующий хищение 2,5 млрд долларов со счета в иракском государственном банке, пришел к выводу, что офис бывшего премьер-министра Ирака Мустафы аль-Казыми сыграл важную роль в заговоре. Парламентский комитет по установлению фактов был сформирован в конце октября 2022 г. после того, как преступление, названное иракскими СМИ «кражей века», стало достоянием общественности. И к это хищение, кстати, вызвало жесткий контроль над расходованием «нефтяных» валютных резервов Ирака со стороны Казначейства США, что в результате привело к нынешнему кризису обязательных платежей государственного бюджета. Комитет состоит из членов парламента от различных политических фракций, и ему было поручено выяснить, как была совершена кража и кто был в нее вовлечен. Окончательный отчет комитета был представлен в минувшие выходные и показал, что ряд членов команды бывшего премьер-министра «содействовали краже», находясь у власти, и помогли контрабандой вывезти украденные деньги из страны. Трое сотрудников офиса М.аль-Казыми являются одними из самых известных фигур, замешанных в этом деле: директор офиса и глава разведки Раед Джухи, личный секретарь Ахмед Наджати и политический советник Машрек Аббас. Также назван бывший министр финансов Али Алауи. Все они отрицают обвинения. 3 марта были выданы ордера на арест всех четверых подозреваемых по обвинению в «содействии изъятию средств на налоговых депозитах», и властям было поручено наложить арест на их активы. Ордера были выданы «после появления новых доказательств, указывающих на причастность ряда других фигур в предыдущем правительстве», согласно заявлению, опубликованному Федеральной комиссией по неподкупности (FCI), которая создала комитет. Выдано также два ордера на арест двух кувейтских торговцев иракского происхождения, которые были близки к Али Алауи. Мустафа аль-Казыми, который был премьер-министром с мая 2020 года по октябрь 2022 года, прежде чем его сменил Мухаммед Шиа ас-Судани, отверг эти  обвинения и заявил, что расследование «не имеет приемлемых пределов независимости и указывает на открытый политический подход к преследованию всех, кто был связан с работой с предыдущим правительством». М.аль-Казыми обвинил следствие в атаках на некоторых людей с намерением замаскировать «настоящих преступников». Хотя заявление FCI от 5 марта не раскрыло никаких подробностей о новых обнаруженных доказательствах, отчет следственного комитета раскрывает некоторые моменты. Комиссия обнаружила, что в общей сложности около 4 трлн иракских динаров (около 3 млрд долларов), были выведены из государственного банка Rafidain. Деньги были вывезены через 260 чеков и распределены между семью частными компаниями в период с сентября 2021 по август 2022 года. Пять из семи компаний были созданы недавно и не имеют налогового учета, а оставшиеся две были приобретены обвиняемыми «в целях завершения кражи». Как установил комитет: «Ни одна из компаний не имела законного разрешения от фактических владельцев депозитов на снятие этих депозитов, несмотря на их заявления об этом». Украденные деньги были авансом, выплаченным компаниями в счет будущих налоговых обязательств. Ранее Федеральный совет высшего аудита (FBSA), контролирующий государственные расходы Ирака, осуществлял надзор за запросами о возврате налоговых депозитов, однако всего за несколько недель до того, как средства начали выводится, было внесено изменение, позволяющее выводить деньги без разрешения FBSA. «Официальные переписки», связанные с этим изменением, описываются в отчете как ключ к краже, В отчете фигурируют бывший председатель Парламентского финансового комитета и финансовый советник аль-Казыми Хайтам аль-Джубури, экс-генеральный директор Генеральной налоговой комиссии (IGCT) Самер Абдулхади и бывший директор департамента расследований FCI Карим Бадр аль-Гази, а также Джухи и Алауи.

Высокопоставленный чиновник Министерства финансов сказал, что FBSA ранее сообщало, что налоговые депозиты на счете были уязвимы, и пытался предупредить, что люди могут попытаться незаконно извлечь эти средства. Однако, похоже, никто не воспринял эту информацию всерьез. Вместо этого отчеты FBSA стали «главным ключом», который позволил заговору развиваться «от А до Я»: «Единственными, кто прислушался к предупреждениям, были воры, которые руководствовались этими тревожными сигналами о местонахождении денег и механизмах доступа к ним, чтобы украсть их». В ноябре 2017 года FBSA направило результаты проверки налоговых депозитов за 2015, 2016 и первые четыре месяца 2017 года в канцелярию премьер-министра и IGCT. Проверка включала в себя множество замечаний, в первую очередь о том, что на одном счете скопилось большое количество налоговых депозитов, и что процедуры возврата депозитов были ошибочными и ими можно манипулировать. FBSA обнаружила, что на банковском счете, принадлежащем IGCT, в филиале Rafidain Bank в Аль-Ахраре, скопилось более 4,9 трлн иракских динаров (около 4 млрд  долларов) налоговых депозитов. FBSA обратилось к бухгалтерии Министерства финансов с просьбой устранить уязвимости. В сентябре 2018 года, в попытке  решить эту проблему, IGCT открыла новый банковский счет в налоговом отделении Rafidain Bank для «депонирования сумм, полученных в качестве налоговых депозитов». Новый аккаунт был назван «Отдел старших налогоплательщиков». План состоял в том, чтобы заморозить старый счет в рамках подготовки к его окончательному закрытию через шесть месяцев, «вопрос, который не был соблюден, вопреки тому, что было указано в директивах департамента бухгалтерского учета», говорится в отчете. Фактически, IGCT перевел более 4 трлн иракских динаров со старого счета на новый, который контролировался чиновником IGCT Абдулхади. Перевод осуществлялся в форме платежей, которые начались в августе 2018 года и закончились в ноябре 2020 года. Комитет отметил, что средства снова скопились на этом новом счете, откуда они были украдены: «Вся информация, выявленная в ходе расследования на данный момент, указывает на то, что планирование ограбления началось в какой-то момент времени между 2018 и 2020 годами. Сеть вовлеченных лиц обширна и включает политических лидеров, командиров вооруженных группировок, а также бывших и нынешних высокопоставленных чиновников. Но имя, которое повторялось на каждом этапе расследования — Раед [Джухи]. Странно, что все остальные имена либо ведут к нему, либо так или иначе связаны с ним». В докладе комитета не указывается точная роль, которую, как утверждается, сыграл Джухи в этом процессе, но в нем офис премьер-министра М.аль-Казыми назван одной из ключевых сторон, причастных к краже. В нем также говорится, что офис связался с должностными лицами Министерства финансов и директорами IGCT и соответствующих банковских отделений, не ссылаясь на министра финансов Алауи, и поручил «заинтересованным властям отстранить FBSA от проверки запросов о возврате налоговых депозитов». Джухи упоминается в отчете на нескольких этапах. Этот директор офиса аль-Казими, который получил известность в качестве главного следственного судьи во время судебного процесса над Саддамом Хусейном, был назначен генеральным инспектором Министерства финансов в мае 2019 года тогдашним премьер-министром Аделем Абделем Махди. Джухи занимал эту должность до тех пор, пока иракский парламент не упразднил эту должность в октябре, но аль-Казыми вернул его на передний план девять месяцев спустя, назначив директором своего офиса, в рамках чего ему были предоставлены «очень широкие» полномочия. В другом месте в отчете подробно рассказывается о том, как расследование показало, что Алаа Халаф Маран, личный секретарь Джухи, регулярно сопровождал бизнесмена Нура Зухайра Джассима, главного подозреваемого в краже, в его зарубежных поездках на частном самолете Зухайра в течение последних двух лет. Записи Управления гражданской авиации, которые использовались комитетом по установлению фактов, показали, что Марана и Зухейра часто сопровождал третий человек, генерал-майор Диаа аль-Мусави, директор по операциям в разведывательной службе. Аль-Казими, который оставался главой разведки в течение первых двух лет своего премьерства, назначил Джухи своим преемником в спецслужбе в июле 2022 года, несмотря на то, что  у Джухи не было заметного опыта работы в разведке. Комитет установил, что Маран также был другом Карима Бадра аль-Гази, директора департамента расследований FCI. Аль-Гази показал комитету, что Маран приглашал его и Зухейра в несколько поездок. В ноябре был выдан ордер на арест аль-Мусави «за его участие в содействии контрабанде украденных денег из Ирака». Следователи не смогли связаться с аль-Мусави или Джухи, и Национальная разведывательная служба сообщила им, что первый «бежал из Ирака», а второй был «переведен» на другую работу. Комитет заявил, что, несмотря на неоднократные просьбы получить какие-либо подробности о Джухи, разведывательная служба не сообщила, куда он был «переведен» или почему был издан административный приказ о его переводе. Комитет по установлению фактов установил, что у Зухайра был дипломатический паспорт, выданный Министерством иностранных дел Ирака, с титулом бизнесмена. Также говорилось, что в октябре 2019 и декабре 2020 года против него были выданы два ордера на арест и запрет на поездки за якобы выдачу чеков на счета, которые не были достаточно обеспечены. «Однако он не зарегистрирован в базе данных о розыске», — говорится в сообщении. Это позволило ему совершить 21 зарубежный рейс на своем частном самолете в 2021 и 2022 годах. Нур Зухайр, который находился в розыске, имел дипломатический паспорт, и в каждой поездке его сопровождал высокопоставленный офицер разведки или чиновник из офиса премьер-министра. Единственное объяснение этому — то, что он перевез деньги таким образом, используя свой частный самолет. Другого объяснения этим фактам нет. Зухайр в конце концов был арестован в международном аэропорту Багдада в октябре, а позже власти изъяли у него около 182 млрд иракских динаров (125 млн долларов), но следственный судья освободил его под залог после заключения сделки по возврату находящихся у него денег и предоставления компрометирующих материалов на  других подозреваемых

56.04MB | MySQL:103 | 1,396sec