О продвижении военно-технического сотрудничества КНР и КСА

Как сообщают китайские источники, концепция развития ВМС Королевства Саудовская Аравия, рассчитанная до 2030 г., является частью доктрины военно-политического руководства государства по развитию страны под обозначением «Видение 2030».  В соответствии с указанными плановыми документами официальный Эр-Рияд намерен самым серьезным образом повысить боевые возможности надводной составляющей национальных ВМС.

Как известно, организационно-штатная численность ВМС КСА составляет 40000 (по другим данным 60000) военнослужащих, тогда суммарная численность подразделений морской пехоты достигает 3000 (по другим данным 12000) военнослужащих. Примечательно, что корабельный состав представлен фрегатами проекта «Эр-Рияд» (модифицированный сторожевой корабль проекта «Лафайет», пр-во Франция), минными тральщиками, транспортными кораблями и другими надводными кораблями малого водоизмещения, боевых возможностей которых явно недостаточно даже для обороны береговой линии, поскольку протяженность морской границы КСА составляет 3400 км.

В современной военно-политической обстановке официальный Эр-Рияд обратил внимание на продукцию кораблестроительных предприятий оборонно-промышленного комплекса КНР, поскольку для радикальной модернизации национальных ВМС необходимо значительное количество достаточно тяжелых кораблей различного назначения с широким арсеналом ударных и оборонительных средств.

В данной ситуации отметим, что ранее в вопросах обеспечения обороноспособности военно-политическое руководство КСА полагалось на западных партнеров, у которых приобретали ВВТ для всех видов и родов войск.

В условиях затягивающейся конфронтации на высшем уровне между Эр-Риядом и Вашингтоном и на фоне поступающих из США в адрес КСА регулярных предупреждениях о недопустимости расширения военно-технических контактов с КНР у военно-политического руководства крупнейшего государства на Аравийском полуострове нет другого выбора, как идти на дальнейшее сближение позиций с официальным Пекином.

По данным китайских специализированных военно-технических изданий, представители ВМС КСА в рамках выставки в г.Чжухай (ноябрь 2022 г.) и в г.Абу-Даби (март 2023 г.) активно обсуждали проект легкого авианесущего корабля водоизмещением до 20000 тонн (длина не менее 200 м, ширина не менее 25 м), предназначенного исключительно для применения беспилотных летательных аппаратов.  Согласно доктринальным документам, ВМС КСА необходимо два таких корабля, которые будут иметь максимальную степень автоматизации процессов управления. В данном аспекте следует обратить внимание на реализацию в КНР нескольких проектов полноразмерных безэкипажных кораблей, являющихся носителями других дронов.

Следует отметить, что китайские кораблестроители предложили саудовским партнерам проект подобного корабля с корпусом катамаранного типа, который рассчитан под применение квадро- и мультикоптеров (одновременный взлет/посадка не менее 5 ед.), однако саудовским военным необходим корабль с большим водоизмещением, позволяющий применять разведывательно-ударные БПЛА с прямым крылом типа «Радуга-4». В этой ситуации китайские кораблестроители вынуждены использовать универсальный десантный корабль проекта 075 в качестве основы для разработки нового корабля в интересах ВМС КСА.  Необходимо отметить, что аналогичную работу ведут специалисты ОПК Турции, которые пытаются адаптировать УДК «Анатолия» под применение разведывательно-ударных БПЛА «Байрактар-3»

В данном аспекте отметим, что в ноябре 2022 г. ВВС КСА подписали с ОПК КНР контракт на поставку 300 ед. БПЛА «Радуга-4», средняя стоимость которых составляет около 5 млн долл. США. Вполне вероятно, что китайская сторона организует сборочное предприятие и сервисный центр по обслуживанию данных БПЛА на территории КСА.

Концентрирование контрактов от ВС КСА в Поднебесной можно объяснить тем, что предприятия ОПК КНР совершили качественный рывок в разработке и производстве беспилотной техники и развивают ее производство по всем направлениям.  По имеющейся информации, в рамках двух выставок, упомянутых выше,  ВС КСА также подписали контракт на покупку безэкипажных боевых машин, однако установить точную модель/тип не удается по причине секретности такой информации.

Кроме того, саудовские военные обратили внимание на безэкипажный тримаран китайской разработки под обозначением JARI-USV-A, который представляет собой полноценный патрульный катер береговой охраны. При водоизмещении 200 тонн данный катер оснащен РЛС, пусковыми установками универсальных ракет и легких торпед. В настоящее время это самый тяжелый безэкипажный надводный корабль военного назначения, который по своим тактико-техническим характеристикам превосходит разработки специалистов из США и Израиля.

Помимо развития национальных ВМС официальный Эр-Рияд намерен развивать и другие виды и рода войск. Так, в интересах подразделений военно-транспортной авиации ВВС КСА идут переговоры с китайскими авиастроителями о поставке транспортных самолетов «Юнь-20», поскольку США уже несколько лет как остановили работу сборочной линии С-17 Globemaster, последняя по времени партия которых была собрана в интересах ВВС Индии, а у ЕС нет возможности самостоятельно создавать такие тяжелые транспортные самолеты. Саудовские военные отметили высокую надежность и топливную эффективность «Юнь-20», которые в 2022 г. безопасно и оперативно выполнили перевозку дивизиона ЗРК средней дальности из КНР в Сербию с остановками на дозаправку в Турции.

Кроме указанных направлений военно-технического сотрудничества официальный Эр-Рияд целенаправленно приобретает новейшие разработки ОПК КНР в области ПВО. Как известно, в ноябре 2022 г. был подписан контракт стоимостью 1,3 млрд долл. США на поставку 7 батарей лазерной системы ПВО SILENT HUNTER, которая должна защищать важнейшие объекты промышленности КСА от ударов малоразмерных  БПЛА. Анализ боевого применения ЗРК MIM-104 PAC3 показывает, что данный комплекс не способен перехватывать дроны стоимостью 2000 долл. США, тогда как стоимость одной ЗУР достигает миллиона долларов. Для сравнения, стоимость одного выстрела лазерной системы SILENT HUNTER составляет всего 7 долл. США.

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным сделать вывод, что официальный Эр-Рияд в вопросе поддержания боеготовности и модернизации национальных ВС не только следует критерию «цена-качество», но и вполне серьезно намерен прекратить гегемонию ОПК США и, благодаря тесным контактам с официальным Пекином, у военно-политического руководства КСА есть все возможности для реализации задуманного.

В дополнение отметим  информацию в зарубежных источниках о том, что саудовские военные намерены радикально расширить боевые возможности стратегических ракетных войск за счет приобретения межконтинентальных баллистических ракет «Восточный ветер-41» в КНР. По имеющейся информации, саудовская сторона озвучила свой запрос в ноябре 2022 г., в рамках которого было особо отмечено, что китайская сторона может сформулировать цену на данные ракеты исключительно по своему усмотрению.

52.26MB | MySQL:103 | 0,607sec