Об укрепляют военного сотрудничества между Алжиром и ЮАР

Визит в АНДР начальника штаба южноафриканской армии генерала армии Рудзани Мафванью демонстрирует усиление военного союза Алжира и ЮАР. И одновременно расширение алжирского влияния в Африке, что, однако, будет стоить Алжиру больших затрат.

Состоявшиеся 14 марта в Алжире переговоры начальника штаба южноафриканской армии генерала армии Рудзани Мафванью с алжирским коллегой Саидом Шенгрихой демонстрируют дальнейшее расширение военно-политического союза ЮАР и АНДР.

Заметим, что с 1999 года страны являются «полуофициальными» союзниками – заключенное тогда ими оборонное соглашение так и не было опубликовано. Однако известно, что, согласно его тексту, стороны гарантируют друг другу взаимную защиту в случае конфликта одной из стран с третьим государством.

Что же касается последних событий, то по официальной версии, высокопоставленный южноафриканский военный прибыл в Алжир с рабочим визитом, важность которого демонстрировал весьма представительный состав сопровождавшей его делегации.

Источники Министерства обороны АНДР сообщили; «На состоявшихся встречах стороны рассмотрели состояние военного сотрудничества двух стран, а также пути и перспективы их развития».

Однако за скупыми официальными данными кроется куда более важный «информационный айсберг». И рассматривать визит в Алжир генерала Рудзани Мафванью следует в контексте активного «возвращения» алжирской дипломатии в Африке.

ЮАР видится в АНДР одним из главных проводников алжирского влияния на африканском континенте, чему способствует наличие десятилетиями наработанных военно-политических связей. В частности, выходцы из южноафриканских антиколониальных организаций проходили «обкатку» еще на полях сражений за независимый Алжир во время войны 1954 –1962 годов.

Например, сам будущий лидер ЮАР Нельсон Мандела и другие его сподвижники в 1962 г. проходили военную подготовку в алжирских лагерях под руководством одного из повстанческих командиров Мухаммеда Ламари, впоследствии возглавившего алжирский Генштаб.

В свою очередь, спецслужбы АНДР активно помогали тому же Африканскому национальному конгрессу (АНК) и другим родственным ему структурам бороться против режима апартеида в Южной Африке.

И с момента краха последнего эти исторические связи позволили Алжиру и ЮАР стать довольно сплоченной «парой», поддерживающей союзнические отношения по внешнеполитическим вопросам.

И сейчас две страны, чьи руководители считают себя наследниками борцов против колониализма, стремятся продолжить эту линию, создавая условия для окончательного вытеснения из Африки былых ее хозяев, особенно Франции.

Причем на антизападных и антиколониальных нотках и пытается строить свое влияние в Африке Алжир, чей президент Абдельмаджид Теббун мечтает стать выразителем ее интересов в Совбезе ООН. Аналогичные задумки имеются и у руководства ЮАР. Но для этого им необходимо побороть влияние других стран Африки, особенно поддерживаемого Израилем Марокко.

Все эти темы отразились в ходе общения генералов армий АНДР и ЮАР Рудзани Мафваньи и Саида Шенгрихи. В частности, они и не скрывали, что визит первого направлен на «укрепление оси Алжир-Претория в области обороны, чтобы лучше решать проблемы безопасности, стоящие перед африканским континентом, а также и перед миром в целом».

Саид Шенгриха заявил: «Этот визит в Алжир отражает политическую волю высших властей обеих стран содействовать двустороннему военному сотрудничеству на уровне исторических и дружественных отношений, связывающих две страны, чтобы эффективно способствовать установлению мира и стабильности на африканском континенте».

В свою очередь, Рудзани Мапхванья, согласившийся с данными высказываниями, подчеркнул сближение точек зрения союзников по «актуальным континентальным и международным вопросам» с целью «уменьшения иностранного вмешательства в Африке».

То есть стороны особенно и не скрывают, что их действия и далее будут носить «антиколониальный» характер.

С этой целью Алжир и ЮАР планируют усилить сотрудничество, интенсифицировав двусторонние обмены.

Заметим, что Алжир и ЮАР обладают самым крупным военным потенциалом в Африке и, объединив усилия, они могут рассчитывать на осуществление там выгодных себе изменений.

Так, сейчас Претория активно пытается выступать миротворцем в целом ряде африканских стран, страдающих от внутренних конфликтов, и направляет туда довольно крупные по численности военные контингенты.

Речь, к примеру, идет о Мозамбике и ДРК, где они пытаются бороться против радикальных исламистов (включая запрещенное в России «Исламское государство» или ИГ) и прочие повстанческие группировки. Но пока без особого успеха.

Одна из причин неудач объясняется слабой мобильностью ЮАРовских войск, тогда как Алжир с учетом развитости его вертолетных и военно-транспортных сил мог бы поспособствовать увеличению их боеспособности.

Причем одной из стран, где в минувшие годы уже удалось продуктивно взаимодействовать Алжиру и ЮАР, стала Нигерия. Там их силы специального назначения принимали довольно продуктивное участие в борьбе против ИГ и прочих радикальных исламистов. Причем алжирцы смогли там ознакомиться с методами действий в тропиках ЮАРовских «охотников на повстанцев».

Однако вопрос, ограничится ли на этот раз взаимодействие дружественной им Нигерией или алжирцы направят свои силы в страны вроде ДРК и Мозамбика, где у ЮАР наблюдается «пробуксовка».

Также не исключается возможное участие Претории в совместных с Алжиром военных операциях в Сахеле, ситуация в котором все больше тревожит руководство АНДР.

И, наконец, участие алжирцев и ЮАРовцев в том или ином виде на своей территории не исключают власти Ливии, Камеруна и Судана, чьи военные руководители в последние месяцы также посещали Алжир во главе представительных делегаций. И все они говорили о необходимости объединить усилия для решения проблем безопасности на африканском континенте.

Не случайно, что они наряду с другими африканскими странами в ближайшее время направят в Алжир своих военных для обучения.

Между тем, усиление союза ЮАР и АНДР не может не настораживать Марокко, поскольку еще одним местом притяжения их усилий может стать Западная Сахара. С ее руководством, добивающимся отторжения от Рабата, ЮАР активно работает с 2004 г., и всецело поддерживает Алжир в нападках на королевство. И не стесняется официально принимать у себя сепаратистское западно-сахарское руководство из Фронта ПОЛИСАРИО.

Между тем, ЮАР также обещает быть полезной Алжиру. В частности, Претория производит интересующие алжирцев оборудование для осуществления «прослушки», запасные части к военной технике, приборы ночного видения и т. д.

ЮАР обладает возможностями для модернизации алжирских боевых вертолетов.

Однако на усиление военной активности союзников Алжира и ЮАР властям АНДР придется дополнительно затратить средства. И речь идет не только о снабжении южноафриканских войск новым оборудованием для повышения мобильности, но и решении нарастающих финансово-экономических трудностей Претории.

Во всяком случае, немалая часть средств из заявленной недавно поддержки Алжиром африканских стран в размере одного миллиарда долларов уйдет именно ЮАР. Однако это лишь временная отсрочка для Претории, которой срочно нужны деньги. И она небезосновательно рассчитывает на то, что алжирский «друг» вновь не оставит ее один на один с проблемами. Чтобы, в свою очередь, поддержать его в случае необходимости военной силой.

52.21MB | MySQL:103 | 0,812sec