О проблемах экспорта казахстанской нефти по альтернативным от российских маршрутам через территорию Турции

После успешных тестовых поставок нефти из Казахстана, прошедших в этом месяце транзитом через Каспийское море в трубопровод, идущий из Азербайджана в Турцию, объем поставок по этому маршруту, по прогнозам, достигнет 125 000 тонн в апреле. Однако даже при таких темпах Казахстан не сможет выполнить ранее заявленное намерение прокачать 1,5 млн тонн своей нефти по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. Казахстан объявил о планах  поставлять до 1,5 млн тонн нефти по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан в 2023 году в рамках растущих усилий по поиску экспортных маршрутов в обход России. Премьер-министр Алихан Смаилов заявил журналистам 10 ноября прошлого года, что правительство ожидает, что ежегодные поставки по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан со временем достигнут 6-6,5 млн тонн. В настоящее время более двух третей экспорта казахстанской нефти обычно направляется в Европу через Россию. Но акцент был сделан на развитии потенциала, как было сказано, в середине коридора – фактор  Каспийского моря — с участием Азербайджана, Грузии и Турции. Стратегия диверсификации экспортных маршрутов Казахстана основывается на использовании танкеров из порта Актау для подачи нефти в трубопровод Баку-Супса, конечная станция которого находится на Черноморском побережье Грузии, и поездов, курсирующих по железнодорожной линии Баку-Батуми, а также поездов, следующих из богатого нефтью региона Атырау в Узбекистан и Китай. «В настоящее время ведется работа во всех этих областях по расширению и увеличению потенциала экспорта нефти», — заявил тогда Смаилов. Однако перемещение всей этой нефти потребует дополнительных  инвестиций в транспортировку. «Тенгизшевройл», крупнейший производитель нефти в Казахстане, который разрабатывает месторождение Тенгиз в Атырауской области, удвоил количество железнодорожных цистерн в своем распоряжении и уже начал осуществлять пилотные поставки по железной дороге в Грузию и Узбекистан, заявил Смаилов. Президент Касым-Жомарт Токаев также оптимистично смотрит на долгосрочную перспективу. Выступая на публичном мероприятии в западной части Мангистауской области 7 ноября прошлого года, он сказал, что объем нефти, транспортируемой по Транскаспийскому маршруту через два казахстанских порта, Актау и Курык, в конечном итоге увеличится до 20 миллионов тонн в год. При этом он не уточнил сроки, в течение которых эта цель будет достигнута.

В этой связи аналитики указывают, объем нефти, перемещаемой по альтернативным маршрутам, все еще незначителен в относительном выражении. В прошлом году Казахстан отправил 54 млн тонн нефти в Европу по маршруту Каспийского трубопроводного консорциума, который проходит через Россию на протяжении сотен километров, прежде чем попасть в Черноморский порт Новороссийск. Большая часть оставшихся 86 млн тонн, добытых Казахстаном, отправилась в Китай. Вопрос логистики является самым актуальным в реализации этих планов, поскольку Казахстан намерен увеличить добычу нефти. По словам Нурлана Жумагулова, исполнительного директора Союза нефтесервисных компаний, лоббистской группы, Казахстан планирует довести годовую добычу до 100 млн тонн к 2025 году, в основном за счет увеличения производственных мощностей «Тенгизшевройл» и мегапромысле Кашаган.

О планах экспортировать в апреле с. г. 125 000 тонн казахстанская нефтетранспортная компания «КазТрансОйл» объявила на прошлой неделе, подтвердив при этом, что  она доставила первую партию почти в 10 000 тонн сырой нефти из порта Актау на принадлежащем Азербайджану танкере, который должен был пришвартоваться в Баку. Еще один эквивалентный объем нефти, также добываемый на месторождении Тенгиз, которое разрабатывается совместным предприятием, 50% которого принадлежит американской Chevron, должен быть доставлен к концу этого месяца. В более раннем заявлении «КазТрансОйл» сообщил, что в марте в Баку с месторождения Кашаган будет отправлено 7 000 тонн нефти. Казахстан рассчитывал начать этот эксперимент, существенно увеличив экспорт нефти за пределы России транзитом в начале года, пока не произошло стихийное бедствие в Турции. «КазТрансОйл» сообщила 27 марта  в своем заявление: «В начале февраля, после землетрясения в Турции, АО «КазТрансОйл» … получил уведомление о форс-мажора в связи с временным приостановлением операций погрузки на морском терминале Джейхан. В связи с этим экспорт нефти из порта Актау в Баку с дальнейшей транспортировкой по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан был приостановлен».  Эта задержка означает, что, если апрельские темпы сохранятся в течение 2023 года, объем казахстанской нефти, поставляемой через Баку-Тбилиси-Джейхан, приблизится к 1,15 млн тонн. В настоящее время почти вся экспортируемая Казахстаном нефть проходит через территорию России, ситуация, которая за последний год сделала ее открытой для случайных капризов ее северного соседа. Согласно данным, предоставленным государственной холдинговой компанией «Самрук-Казына», более 80% экспорта нефти Казахстаном объемом 64,3 млн тонн в 2022 году было перевезено по маршруту Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), который начинается на Тенгизе и проходит через Россию на многие сотни километров. Эта нефть обычно продается покупателям в Италии, Франции и Нидерландах. Объем мог бы быть больше, если бы операции на КТК не прерывались в четырех отдельных случаях. Представители отрасли предположили, что технические причины, указанные в качестве оснований для этих остановок, могли быть результатом политически мотивированного вмешательства, поскольку Россия стремится воздействовать на  Казахстан. Большинство других транспортных вариантов, заслуживающих внимания, также контролируются Россией. Около 13%казахстанской нефти, отправленной за рубеж в прошлом году, поступило по трубопроводу Атырау-Самара в сеть российской государственной компании «Транснефть». «Самрук-Казына» сообщает, что часть этой нефти доставляется покупателям в Европе на танкерах, отплывающих из российского порта Усть-Луга на Балтийском море. Еще 3,6% нефти было отправлено морем из Актау – не в Баку, а в российский портовый город Махачкала. Эти 2,3 млн тонн были значительно больше, чем предполагаемые 109 000 тонн казахстанской нефти, поступившей в Баку-Тбилиси-Джейхан за тот же период. Этот последний набор цифр подчеркивает, что ограничение невысказанных стремлений Казахстана увеличить объемы поставок сырой нефти в Европу по маршрутам в обход России обусловлено узкими местами в Баку-Тбилиси-Джейхане и железнодорожной сетью, а не ограниченной пропускной способностью каспийских портов страны. Это логично, поскольку министр индустрии и инфраструктурного развития Казахстана пожаловался в марте прошлого года, что Актау и другой порт, Курык, работают только на 23% от потенциальной мощности.

52.25MB | MySQL:103 | 0,519sec