О позиции Испании в отношении Западной Сахары

по материалам Программы по Северной Африке в рамках программ Центра Рафика Харири Атлантического совета 

Известная как «последняя колония Африки», Западная Сахара представляет собой участок пустынной территории вдоль части атлантического побережья Африки, граничащий с Марокко, Алжиром и Мавританией.  К 1960—м годам Испания — колониальный правитель Западной Сахары, начиная с 19 века, — столкнулась с растущим международным давлением, требующим отказаться от контроля над территорией. Фронт ПОЛИСАРИО, сахарское националистическое освободительное движение, начал вести партизанскую войну против испанцев незадолго до того, как Мадрид официально отказался от своей роли колонизатора «Испанской Сахары» и согласился с решением ООН переименовать территорию в Западную Сахару. Однако Марокко, получившее независимость от Франции в 1950-х годах, твердо верило, что Рабат имеет право включить эту землю в свои собственные границы после окончания колонизации Западной Сахары Испанией. Однако 16 октября 1975 года Международный суд в Гааге отклонил юридический аргумент Марокко и постановил, что народ Западной Сахары имеет право на самоопределение. Не желая уступать эту территорию Фронту ПОЛИСАРИО, король Марокко Хасан II мобилизовал  марокканцев и возглавил их в «Зеленом марше», в ходе которого сотни тысяч марокканцев, включая добровольцев и государственных чиновников, перешли в Западную Сахару, чтобы «вернут»  территорию и разделить ее между Марокко и Мавританией. Это произошло незадолго до запланированного конца правления Мадрида в Западной Сахаре в 1976 году. Хотя правительство Испании обещало сахарскому народу независимость, Рабат и Вашингтон оказали давление на Мадрид, заставив его уступить территорию марокканцам и мавританцам. В течение нескольких лет Мавритания отозвала свои суверенные претензии на бывшую испанскую колонию (при этом на ее территории до сих пор есть военные лагеря ПОЛИСАРИО), и Марокко установило контроль над большей частью территории. Несмотря на то, что ООН никогда не признавала ни одну из этих территорий принадлежащей североафриканскому королевству, Рабат с тех пор продолжает свою незаконную оккупацию большей части Западной Сахары. Незадолго до «Зеленого марша» разразилась война между Марокко, поддерживаемым США, и Фронтом ПОЛИСАРИО. Этот конфликт был заморожен в 1991 году и так и не был урегулирован. На протяжении 1990-х годов международные усилия по установлению мира под эгидой ООН потерпели неудачу, и этот суверенный спор оставался основным источником напряженности между Марокко и соседним Алжиром, который поддерживает Фронт ПОЛИСАРИО и имеет  свои собственные геополитические интересы в сепаратистской группе, управляющей Западной Сахарой как независимым национальным государством.

Марокко считает конфликт в Западной Сахаре экзистенциальной проблемой, а сама Западная Сахара чрезвычайно важна для экономики Марокко. В качестве внешнеполитической доктрины Рабат рассматривает свой полный контроль над территорией как необходимый для обеспечения территориальной целостности Марокко. Кроме того, Западная Сахара богата фосфатом, чрезвычайно важным минералом для мировой цепочки поставок продовольствия. Фосфат, по сути, является третьим по величине экспортируемым продуктом Марокко, на сумму около 850 млн долларов США в 2021 году. Стратегическое расположение Западной Сахары на берегу Атлантического океана также представляет собой огромное преимущество для Марокко и его рыбной промышленности. Только в 2018 году более 75% уловов Марокко поступило из Западной Сахары. Позиция иностранных правительств в отношении этого спора имеет серьезные последствия для их отношений с Марокко. Поскольку усилия ООН по урегулированию этого конфликта оказались тщетными, Рабат теперь разыгрывает свои карты, чтобы оказать давление на большее количество стран, чтобы они узаконили его незаконную оккупацию Западной Сахары. Будучи бывшим колонизатором Западной Сахары, Испания долгое время сохраняла нейтралитет по отношению к этому замороженному конфликту, пока недавно не изменила свою позицию, чтобы удовлетворить требования Рабата. В этом контексте Испания и Марокко открыли новую страницу на саммите в Рабате в прошлом месяце, преодолев двусторонние проблемы последнего времени. После подписания многих соглашений в области торговли, инвестиций, миграции и безопасности на этом саммите премьер-министр Испании Педро Санчес сказал, что две страны взяли на себя обязательства по «взаимному уважению». «Хотя Испания не зашла так далеко, как Соединенные Штаты, в официальном признании незаконной аннексии Марокко Западной Сахары, поддержка Испанией предложения Марокко об автономии, которое исключает возможность независимости и вряд ли положит конец крайне репрессивному полицейскому государству, существующему на оккупированной территории, ставит Испанию в противоречие с подавляющим большинством международного сообщества», — полагает доктор Стивен Зунес, профессор политики и международных исследований в Университете Сан-Франциско. Трения между Рабатом и Мадридом усилились после того, как Испания отклонила признание Вашингтоном Западной Сахары марокканской землей в 2020 году, а позже принимала главу ПОЛИСАРИО Брахима Гали для лечения COVID-19. В ответ Марокко вызвало посла Испании в Рабате и отозвало своего посла. Двусторонняя напряженность усилилась, когда в мае 2021 года массовый приток мигрантов достиг Сеуты, испанского эксклава в Северной Африке, и около 6000 из них пытались пересечь границу. Испанский город оказался совершенно не готов к сложившейся ситуации, а ослабление пограничного контроля в Марокко сделало возможным переход этих мигрантов. Санчес интерпретировал этот шаг как попытку Рабата манипулировать Мадридом, чтобы заставить его пойти на уступки в отношении Западной Сахары. Стратегия Марокко оказалась эффективной. Менее чем за год Испания изменила свою позицию по Западной Сахаре. Испания теперь поддерживает «план автономии» Рабата, который позволил бы Марокко продолжать осуществлять свой суверенитет над территорией, в то время как сахарскому народу было бы разрешено иметь собственное правительство. Критики предложения, однако, утверждают, что эта «автономия» не соответствует определению в соответствии с международным правом. Практические последствия позиции Мадрида в отношении Западной Сахары еще предстоит осознать. «Пока не произошло никаких существенных изменений на местах в результате перехода Испании в поддержку позиции Марокко на спорной территории», — считает доктор Джефф Портер, президент North Africa Risk Consulting. «При этом и Марокко, и Испания организовали инвестиционные конференции и форумы в Дахле и Эль-Аюне, чтобы изучить возможности для испанских инвесторов. Было объявлено о нескольких планах, в том числе в сфере туризма и здравоохранения, но пока ничего не запущено».

Последствия для Испании

Изменения в Мадриде могут создать некоторые проблемы для Испании внутри страны и за рубежом. «Безусловно, существуют некоторые риски с точки зрения внутренней политики, где большинство испанцев поддерживают право наций на самоопределение применительно к Западной Сахаре, включая членов правящей Социалистической рабочей партии», — сказал д-р Зунес. Это решение также может создать проблемы для репутации Испании в Африке, где большинство правительств поддерживают право сахарского народа голосовать на референдуме, рассматривая независимость как реальный вариант решения этого кризиса. При этом отношения Испании с Алжиром, самым важным  государственным спонсором ПОЛИСАРИО, могут пострадать. «Алжир приостановил банковские операции между алжирскими и испанскими финансовыми учреждениями, что привело к прекращению испанского импорта в Алжир. Кроме того, Алжир вынудил испанскую компанию Naturgy платить рыночные цены за импорт алжирского газа вместо более выгодных цен, предоставляемых странам, с которыми Алжир имеет договоры о дружбе», — пояснил д-р Портер.  Отмечая все более важную региональную роль Алжира, д-р Зунес утверждал, что «поскольку Европа становится все более зависимой от алжирского природного газа — что особенно важно, учитывая прекращение доступа к российским источникам — решение Испании, вероятно, окажет негативное влияние на энергетическую безопасность страны». Перезагрузка Испании и Марокко повлияет на их местные экономики, особенно с учетом недавнего соглашения об открытии таможенных пунктов в североафриканских испанских анклавах Сеута и Мелилья. Это позволит двум странам обложить налогом товары, проходящие транзитом через анклавы, бороться с незаконной контрабандой и извлекать выгоду из прибыли. Тем не менее, формальное сближение происходит на фоне серьезных уступок Мадрида, которые не останутся незамеченными в других европейских столицах, что может вызвать реверансы с их стороны  в сторону Западной Сахары, которые могут вызвать антагонизм Рабата.

Международный контекст

В конечном счете, сдвиг Испании в отношении Западной Сахары вписывается в более широкую тенденцию, когда все больше правительств поддерживают Рабат против ПОЛИСАРИО. После признания Вашингтоном суверенитета Марокко над этой территорией за пределами его признанных ООН границ Испания присоединяется к Нидерландам в поддержке «плана автономии». Между тем, ряд африканских и арабских государств недавно открыли дипломатические представительства в стране, чтобы поддержать позицию Рабата, и Марокко вернулось в Африканский союз. Хотя все больше международных государств и институтов, поддерживающих Марокко, являются хорошим предзнаменованием для повестки дня Рабата, эта тенденция не решит спор. Разрешение конфликта в Западной Сахаре требует решения без посредников. «Спор не может быть разрешен путем посредничества в отдельных двусторонних сделках. Необходим целостный подход», — считает Портер.  Тем не менее, поскольку война на Украине продолжается второй год, все внимание Запада сконцентрировано на этой проблеме. Очень немногие влиятельные игроки уделяют много внимания Западной Сахаре, и еще меньше (если таковые имеются) имеют желание инвестировать политический и дипломатический капитал в урегулирование спора.

52.44MB | MySQL:103 | 0,557sec