О голосовании в турецком парламенте по членству Финляндии в НАТО. Часть 1

30 марта Великое национальное собрание (Меджлис) Турции проголосовало за ратификацию одного из двух Мадридских соглашений – того, что касается членства Финляндии в НАТО. Как сообщается, «за» проголосовали все 276 депутатов турецкого парламента, присутствовавшие на заседании.

Что, собственно, и ожидалось. Можно даже сказать, что это — начало предвыборной кампании турецкой власти, ориентированной на Запад. Подтверждение того, что Запад с нынешней турецкой властью можно иметь дело. Можно даже звать в США на третий Саммит за демократию (на второй и первый Турцию, как мы помним, не звали). На выходе из турецких выборов уже осенью ждет Швеция. По всей вероятности, при некоторых условиях, с тем же положительным для НАТО-США исходом, причем, вне зависимости от того, кто окажется во власти после выборов 14 мая.

Однако, уместно обратиться к подоплеке вопроса. С этой целью, предлагается ознакомиться с тем комплектом документов, который получили депутаты турецкого Меджлиса перед голосованием для формирования у них мнения по вопросу финского членства в НАТО.

В частности, этот комплект документов включает следующие документы по сути вопроса (за рамками сопроводительных документов): общее обоснование вопроса, отчет Комитета по международным делам Меджлиса, комментарий оппозиции, текст протокола о вступлении Финляндии в НАТО (подписываемый в связи со вступлением странами альянса).

Обратимся к первому из перечисленных выше документов – к общему обоснованию вступления Финляндии в НАТО.

Цитируем:

«В статье 10 Вашингтонского договора, основополагающего текста НАТО, говорится, что «Стороны могут единогласно пригласить любое европейское государство, способное развивать принципы настоящего Договора и вносить вклад в безопасность Североатлантического региона, присоединиться к настоящему Договору. Приглашенное государство может стать участником настоящего Договора, представив документ о присоединении правительству Соединенных Штатов. Правительство Соединенных Штатов уведомляет все Стороны о каждом документе о присоединении, которое оно получает».

В соответствии с этой статьей одним из основных подходов, принятых НАТО, была «политика открытых дверей». В этом контексте вступление Турции в НАТО в 1952 году вместе с Грецией стало первой волной расширения. Впоследствии присоединились к Североатлантическому союзу: Федеративная Республика Германия в 1955 г., Испания в 1982, Польша, Чехия, Венгрия – в 1999 г., Болгария, Эстония, Латвия, Литва, Румыния, Словения и Словакия – в 2004 г., Албания и Хорватия – в 2009 г., Черногория – в 2017 г., Северная Македония — в 2020 году. Таким образом, число членов НАТО достигло 30.

Расширение НАТО было одним из важных направлений усилий по реализации цели свободной, демократической и интегрированной Европы с усилением в евроатлантическом регионе универсальных ценностей, особенно демократии, что было выражено в Вашингтонском договоре в период после «холодной войны».

Наша страна поддерживает политику открытых дверей.

Финляндия и Швеция определены как два ближайших партнера НАТО. Обе страны осуществляют обширное и многоплановое сотрудничество с Альянсом. При этом они выделяются своими возможностями и потенциалом в области обороны и безопасности. Обладая этими возможностями, имеющими высокий уровень оперативной совместимости с вооруженными силами союзных стран, они также вносят значительный вклад в различные операции и миссии НАТО.

Финляндия и Швеция, которые являются членами ЕС и долгое время придерживались политики нейтралитета в вопросах обороны и безопасности, начали рассматривать возможность своего участия в НАТО после войны, начатой ​​Россией на Украине 24 февраля 2022 года. Действуя согласованно в этом процессе, эти две страны завершили свои национальные процессы принятия решений и официально подали заявку на членство в НАТО 18 мая 2022 года.

Чтобы продвинуть этот процесс, Финляндия и Швеция были запрошены нами предпринять конкретные шаги для решения наших законных проблем безопасности, особенно в борьбе с терроризмом и снятии санкций и ограничений на экспорт продукции оборонной промышленности.

В этом контексте, переговоры между делегациями трех стран, начавшиеся в Анкаре 25 мая 2022 года, были продолжены в Брюсселе по инициативе генсека НАТО. Трехсторонний меморандум, согласованный при содействии Генерального секретаря НАТО, был подписан министрами иностранных дел трех стран 28 июня 2022 года в Мадриде, непосредственно перед мадридским Саммитом (НАТО – прим.) 28-30 июня 2022 года. В связи с их обязательством оправдать наши ожидания в борьбе с терроризмом на основе Трехстороннего меморандума и снятия ограничений на экспорт оборонной промышленности, на Мадридском саммите НАТО со ссылкой на Трехсторонний меморандум в Заявлении саммита мы согласились приглашение Швеции и Финляндии в члены НАТО, а вышеупомянутые страны начали свои переговоры о вступлении в Альянс.

На этой основе протоколы о присоединении обеих стран к НАТО были подписаны постоянными представителями стран-союзников при НАТО 5 июля 2022 года в Брюсселе. Таким образом, Финляндия и Швеция, получившие статус «приглашенных», с этого момента могут участвовать во всех заседаниях НАТО и получать доступ к соответствующим документам, в том числе подлежащим засекречиванию.

В настоящее время 28 союзников завершили свои внутренние процессы ратификации этих протоколов о присоединении. Переговоры в Национальном собрании Венгрии о процессе ратификации в Венгрии начались 1 марта 2023 года.

Официальное и юридическое присоединение Швеции и Финляндии к Североатлантическому союзу произойдет после того, как все государства-члены и приглашенные страны ратифицируют Протокол о присоединении в соответствии со своим внутренним законодательством, когда каждой приглашенной стране будет предложено подписать Вашингтонский договор об учреждении НАТО и этих стран и завершить свои собственные процессы ратификации.

Финляндия одобрила Закон о ратификации Протокола о присоединении к НАТО в своем Парламенте 1 марта 2023 года.

Трехсторонним меморандумом был создан Постоянный совместный механизм для наблюдения за конкретным выполнением обязательств Финляндии и Швеции, содержащихся в этом документе, и для обзора прогресса.

Постоянный совместный механизм, на заседаниях которого присутствовали члены нашей делегации в составе должностных лиц аппарата президента и Министерства иностранных дел, Министерств национальной обороны, внутренних дел и юстиции, а также президента Национальной разведывательной организации, заседал три раза, в том числе, в Финляндии 26 августа 2022 года, в Швеции 24-25 ноября 2022 г. и, наконец, 9 марта 2023 г. в Брюсселе.

На данном этапе, учитывая обязательства, прописанные в Трехстороннем меморандуме, наши двусторонние отношения с Финляндией, нынешние партнерские отношения этой страны с НАТО и достигнутый уровень оперативной совместимости, считается, что членство Финляндии в НАТО будет способствовать евроатлантической безопасности, включая безопасность Турции.

С учетом вышеизложенного считается целесообразным ратифицировать Протокол о присоединении Финляндии к Североатлантическому договору».

Итак, сразу заметим, что в общем обосновании поддержки вступления Финляндии в НАТО, не содержится упоминания того, какие именно шаги сделала Финляндия в сторону Турции в рамках Мадридского протокола.

Следующий документ, к которому в комплекте документов для Меджлиса мы обратимся, — это Отчет, подготовленный и согласованный 27 марта с. г. парламентским Комитетом по международным делам.

Цитируем (выделение текста жирным текстом – авторское):

«1. Введение

«Протокол о присоединении Финляндской Республики к Североатлантическому договору», который был представлен Президиуму Великого национального собрания Турции 17.03.2023 со стороны Администрации президента, в тот же день, с подписью депутата от Текирдаг Мустафы Шентопа был передан Президиуму Великого Национального Собрания Турции как «Проект закона об утверждении протокола о присоединении Финляндской Республики к Североатлантическому договору». Проект закона с основным номером 2/5005, был передан в наш Комитет как в профильный, а также в Государственный комитет по обороне, в качестве дополнительной комиссии, 20.03.2023.

Предложение обсуждалось на 44-м заседании нашей Комиссии от 23.03.2023 27-го Законодательного периода с участием должностных лиц Министерства иностранных дел, Министерства национальной обороны, Министерства юстиции, Министерства внутренних дел и командования Национальной разведывательной организации.

  1. Содержание предложения

При рассмотрении текстов, представленных нашей Комиссии, видно, что предложение направлено на ратификацию Протокола, подписанного каждой страной-участницей Договора о присоединении Финляндии к Североатлантическому договору, чьё членство в НАТО считается вкладом в евроатлантическую безопасность.

  1. Обсуждение Комитета

В обсуждениях, проведенных по всему Предложению в нашем Комитете Комиссии, со стороны Бурака Акчапара, заместителя министра иностранных дел, отмечено следующее:

Двусторонние отношения с Финляндией развиваются в позитивном ключе.

Президент Финляндии Ниинистё посетил Кахраманмараш и Анкару 16-17 марта, чтобы выразить солидарность после землетрясений.

Укрепилась двусторонняя торговля со страной, объем торговли, составлявший в 2019 году до пандемии 1,2 миллиарда долларов, в настоящее время превысил 2,1 миллиарда долларов, а инвестиции Финляндии в нашу страну достигли 446 миллионов долларов.

Инициатива «Посредничество во имя мира», которая была создана в 2010 году для повышения эффективности и потенциала Организации Объединенных Наций в области миростроительства, была впервые запущена вместе с Финляндией с того года и работала с Организацией Объединенных Наций. Этот Форум является единственным форумом в этой области. В этой группе Друзей посредничества, где мы являемся сопредседателями, в настоящее время сегодня 61 член, включая саму Организацию Объединенных Наций.

Протокол рассматривается как результат войны на Украине, которая глубоко потрясла безопасность евроатлантического региона.

Финляндия, имеющая 1340-километровую границу с Российской Федерацией, после начала войны отказалась от своей давней политики нейтралитета в области обороны и безопасности и приняла решение о вступлении в НАТО, при этом подав заявку вступить в НАТО 18 мая 2022 г.

С самого начала процесса подчеркивалось, в том числе на самом высоком уровне, что Швеция и Финляндия, желающие вступить в НАТО, будут союзниками, а наша страна должна позаботиться о своих законных интересах в сфере безопасности, и что они должны начать действовать в духе союзнической солидарности.

С этой целью перед Мадридским саммитом, состоявшимся 28-30 июня 2022 года, было подписано трехстороннее соглашение с целью подчеркнуть решимость в борьбе с терроризмом посредством трехсторонних встреч с этими двумя странами, ужесточения шагов и сотрудничества в этой области, снятия ограничений на экспорт продукции оборонной промышленности в нашу страну.

В этом документе, который представляет собой дорожную карту для продвижения процесса, Швеция и Финляндия взяли на себя конкретные обязательства.

Обязательства состоят из двух основных разделов, один из которых — поддержка борьбы Турции с терроризмом, второй — снятие ограничений, применяемых к нашей стране в продукции ВПК.

В целях наблюдения за выполнением обязательств между 3 странами в рамках трехстороннего соглашения был создан Постоянный совместный механизм, в котором участвуют представители Администрации президента, офиса премьер-министра, Министерств иностранных дел, юстиции, внутренних дел, национальной обороны, а также разведывательных организаций.

Постоянный совместный механизм собирался до сих пор 3 раза.

С другой стороны, все стороны согласились, что Механизм продолжит свою деятельность после того, как Финляндия и Швеция станут членами НАТО.

Финляндия была более подготовлена ​​и полна решимости соответствовать требованиям и ожиданиям нашей страны с самого начала этого процесса.

В рамках этого процесса в нашу страну были совершены визиты на высоком уровне из Финляндии, и в этом контексте расширились консультации и контакты между учреждениями. Были внесены изменения в соответствующее законодательство. Было предусмотрено признание преступлением поощрение участия в террористической организации, пособничество и провоцирование терроризма, и эти положения также находит свое отражение на практике.

В конце концов, финская полиция вмешивалась в демонстрации с символикой и пропагандой террористической организации, а также принимала меры против провокационных действий.

Организованы контртеррористические консультации между Министерствами иностранных дел.

Акты сожжения Священного Корана были признаны преступлением в соответствии с законодательством Финляндии, такие демонстрации не разрешены в Финляндии.

Финляндия продемонстрировала свою волю и решимость в борьбе с терроризмом как в регулировании, так и на практике, и показала, что она чувствительна к нашим пожеланиям и требованиям,

В стране сняты ограничения в сфере ОПК, наши компании оборонно-промышленного комплекса сегодня тесно сотрудничают с финскими компаниями,

Наш уважаемый президент объявил, что было принято решение начать процесс утверждения протокола о присоединении Финляндии нашим Верховным собранием во время визита президента Финляндии Саули Ниинистё в нашу страну на прошлой неделе.

Считается, что членство Финляндии укрепит альянс НАТО, будет способствовать разделению бремени альянса против угроз, внесет свой вклад в сдерживание НАТО, региональную безопасность и нашу решимость в борьбе с терроризмом.

Кроме того, по оценкам, наш союз (в составе НАТО – И.С.) с Финляндией также будет способствовать развитию наших двусторонних отношений.

Членами комиссии было заявлено:

Когда кандидатура Швеции и Финляндии в НАТО стала официальной, в реакции правительства была серьезная стилистическая ошибка, как с точки зрения практики международных отношений, так и с точки зрения традиций НАТО, которая является организацией безопасности, обороны и общих ценностей, и членом которой она (Турция – И.С.) является уже семьдесят лет. Потом также удивил подписанный Меморандум.

Правомерные требования Турции можно было выразить иначе.

Необходима подробная информация о том, что было сделано в отношении конкретных шагов, ведущих к началу процедуры утверждения, например, какие шаги были предприняты в отношении выдачи (террористов по списку – И.С.) или PESCO (постоянное структурированное сотрудничество – И.С.).

Причины, по которой протокол о присоединении Швеции не стоит на повестке дня, и какие шаги Швеция не предприняла в этом отношении.

Большое значение имеет потребность НАТО в Турции, НАТО является полезной организацией солидарности для Турции в прошлом, настоящем и обозримом будущем. Необходимо настаивать на наших требованиях в адрес Швеции. Но при этом необходимо избегать нанесения ущерба критической конъюнктуре пересекающихся стратегических интересов с этой организацией (то есть, Турции с НАТО – И.С.).

Считается, что членство Финляндии в НАТО будет способствовать не только северному крылу НАТО, но и безопасности и стабильности стран-членов НАТО, в том числе, и нашей страны.

Указанный меморандум о взаимопонимании был подвергнут критике, отмечено, что он не является документом НАТО, условия меморандума о взаимопонимании не имеют обязательной силы, особенно когда возникает вопрос об экстрадиции заявляется, что «Этот меморандум о взаимопонимании соблюдается», но не предоставляется конкретных сведений о том, сколько человек было экстрадировано.

Считается, что, если Швеция станет членом НАТО, это будет способствовать безопасности не только северного крыла НАТО, но и всего альянса НАТО в целом.

Когда мы смотрим на такие подходы, как сожжение Корана, что возмущает и расстраивает всех нас в Швеции, или оскорбление человека, занимающего высший пост в нашей стране, неподобающим образом, ясно что процесс (вступления в НАТО – И.С.) открыт для провокаций, предпринимаются попытки саботировать этот процесс, другими словами нарушить единство и целостность НАТО. Необходимо обнародовать связи того человека, кто осуществил акцию по сожжению Корана.

Было бы благоразумно завершить вопрос о расширении таким образом, чтобы были решены проблемы безопасности Турции».

52.49MB | MySQL:103 | 0,435sec