По материалам Института исследований внешней политики (FPRI) США
За последнее время Иордания пережила очередной пик многолетнего внутриполитического кризиса, кульминацией которого стал беспрецедентный внутрисемейный кризис, закончившимся бессрочным домашним арестом брата короля Абдаллы II (и бывшего наследного принца) принца Хамзы. Двое чиновников из окружения принца, один из которых был бывшим главой королевского двора и министром финансов, были приговорены к пожизненному заключению, а официальные круги заговорили о заговорах с участием Саудовской Аравии, Израиля и даже администрации Д. Трампа. (Семейная сага продолжалась в течение прошлого года. В апреле 2022 года Хамза объявил, что отказывается от своего титула. Король в мае издал королевский приказ ограничить контакты и передвижения своего брата, «после изнурительных попыток разобраться с ним» после дела о «подстрекательстве к мятежу). В последние два месяца международное внимание снова переключилось на Иорданию. Это произошло из-за серьезных внутренних беспорядков в декабре прошлого года, а также из-за проблем, связанных с новым правым правительством Израиля, и напряженности, которую его приход к власти вызвал в Иерусалиме и на Западном берегу. Менее очевидными являются серьезное экономическое и социальное давление, широко распространенное разочарование населения и жестокая пограничная война низкой интенсивности на севере страны. Эти вызовы могут повлиять на давнюю позицию Иордании как кважного игрока (в том числе в силу ее ключевого географического положения) и партнера США в арабском мире.
Инфляция и политические репрессии подпитывают внутренние беспорядки
В начале декабря профессиональные водители протестовали против значительного повышения цен на топливо. МВФ давно требовал от правительства отмены субсидий на топливо, которые обходятся примерно в 700 млн долларов в год. Эти меры были приостановлены во время пандемии коронавируса и возобновлены в 2022 году. Цены на топливо в Иордании почти удвоились, особенно на дизельное топливо, используемое грузовиками и автобусами, и керосин для отопления домов. К протестам водителей присоединились другие элементы, в том числе владельцы магазинов и молодежь в южных городах. Общественная собственность подверглась вандализму, и основные магистрали были заблокированы демонстрантами и горящими шинами. Полиция была развернута и произвела десятки арестов. Беспорядки были сосредоточены в городах Центральной и Южной Иордании, с их эпицентром в исторически неспокойном городе Маан; они также достигли Аммана, особенно районов, где проживают южане. Среди бедуинских племен, которые чрезмерно представлены на юге, было много недовольства политикой неолиберального правительства, ведущей к приватизации, потере государственных рабочих мест и экономическим потрясениям, а также предполагаемой коррупцией. Это привело к критике политики режима и разрушению предполагаемого «социального договора» между ними и режимом. Демонстрации закончились через две недели, потеряв остроту после того, как 15 и 19 декабря в столкновениях с тем, что правительство охарактеризовало как «такфирис», были убиты 4 сотрудника службы безопасности. Это привело, как часто в прошлом, к определению ситуации как проблемы безопасности и борьбы с терроризмом и эскалации реакции режима на нее. Демонстранты не хотели, чтобы их лишили легитимности и запятнали связями с исламскими боевиками. Кроме того, официальные лица дали понять, что цены на топливо будут снижены, а минимальные транспортные сборы будут повышены. И фактически, в конце декабря правительство объявлено о снижении стоимости различных моторных топлив и керосина, а также о других мерах контроля над ценами. Эти шаги были оправданы снижением мировых цен на нефть, но являются примером освященной веками иорданской традиции справляться с недовольством населения популярными экономическими шагами, выбивая почву из-под ног протестующих. Протесты указали на тот факт, что традиционные структуры власти (т. е. племенные лидеры), а не парламент, политические партии или гражданское общество, были ключевыми для общественных дебатов и разрешения непосредственного кризиса. Примерно 60% респондентов в одном опросе указано, что их племена лучше всего представляют их интересы, в отличие от 6% для правительства и 1-2% для парламента.
Кризисные тенденции продолжаются
Последние по времени беспорядки являются частью повторяющейся модели: структурная перестройка под руководством МВФ и меры жесткой экономии осуществляются на фоне хронического экономического и бюджетного кризисов в Иордании, за которыми следует массовое общественное недовольство по поводу восприятия того, что «бедные работающие люди, которые, кажется, должны делать все корректировки». Повышение цен на топливо и продукты питания из-за отмены субсидий вызвало массовые протесты в 1989, 1996, 2011 и 2018 годах. Но последние по времени беспорядки также отражают глубокую обеспокоенность по поводу неэффективного управления, растущих ограничений в отношении СМИ, высокого уровня безработицы и резко возросших расходов на продукты питания, жилье и топливо. Мировой экономический кризис из-за войны на Украине привел к инфляции в Иордании, что усугубило уже существующие проблемы. Страна испытала серьезные экономические трудности во время COVID-19 и была далека от экономического процветания даже до этого. Она страдает от более чем 22-процентной официальной безработицы (включая, по оценкам, 50-процентную безработицу среди молодежи); реальный уровень которой, включая беженцев и крупный неформальный сектор, еще выше. ВВП, экспорт, доходы от туризма и денежные переводы от иорданцев за рубежом восстанавливаются очень медленно после резкого спада в 2020-2021 годах. Экономический кризис сочетался с политическим и социальным. Кризис с COVID-19 привел к чрезвычайному положению, которое до сих пор не отменено, и дал премьер-министру широкие полномочия по ограничению гражданских и политических прав. Под прикрытием борьбы с пандемией правительство усилило подавление гражданского общества и свободы выражения мнений, введя новые жесткие ограничения на свободу собраний и разгон профсоюза учителей после серии забастовок и протестов. Поступают сообщения о большом количестве внесудебных арестов и задержаний без предъявления обвинений и о более общем подавлении гражданского общества (часто под прикрытием COVID-19 или антитеррористического законодательства). Законы о борьбе с киберпреступностью привели к охлаждению ранее оживленных новостных сайтов в интернете и к повсеместной самоцензуре в социальных сетях.
Политические реформы под угрозой
Перед лицом общественного недовольства король Абдалла II попытался, как он и его отец делали в прошлом, дать надежду на более представительную политическую структуру в будущем. В июне 2021 года он объявил о создании Королевского комитета из 92 членов для модернизации политической системы, изучения конституции, законов о выборах и партиях и внесения в них поправок, чтобы привести королевство в «новую и критическую фазу». Рекомендации комитета были опубликованы в январе 2022 года, и был представлен ряд конституционных поправок, открывающих пространство для активных политических партий и способствующих более широкому участию женщин и молодежи в политической жизни. В настоящее время менее 10% мест в парламенте Иордании занимают представители партий; большинство парламентариев избираются на основе племенной или местной принадлежности. Предлагаемый новый закон о выборах предлагает смешанную избирательную систему. Это позволило бы голосовать по национальным партийным спискам 30% членов нижней палаты парламента (верхняя палата назначается, а не избирается), причем доля увеличивается в каждом из следующих нескольких избирательных циклов. Партии должны будут зарегистрировать своих членов по крайней мере в 6 мухафазах (провинциях), чтобы продвигать национальные, а не местные партии. Это приведет в конечном итоге, после четырех циклов парламентских выборов, к парламенту, состоящему исключительно из представителей политических партий. На этом этапе правительства будут формироваться парламентским большинством, а не назначаться королем, как это имеет место сегодня. Эти поправки были ратифицированы обеими палатами парламента.
В случае полной реализации предлагаемые меры по реформированию могут привести к конституционной монархии с парламентским правлением (о чем король в прошлом говорил, что он этого хочет). Тем не менее, критики по-прежнему скептически относятся к мотивам и цели последних предложений по реформированию. Со стороны общественности они были встречены апатией и отсутствием уверенности. Они рассматриваются как попытка отвлечь внимание от застоя в настоящем, обещая химеру перемен в далеком будущем; особенно молодые люди, похоже, не заинтересованы в постепенных изменениях, которые потенциально могут привести к политическим реформам более чем через десять лет. Правительственная система широко воспринимается как коррумпированная, непрозрачная, кумовская и изобилующая фаворитизмом. Кроме того, общественность понимает, что парламент, хотя и громкий и часто театральный, имеет мало структурированной власти или влияния ни в основных вопросах национальной политики, ни в повседневной жизни граждан: явка на самых последних выборах в ноябре 2020 года составила 27%. Неутешительный опыт прошлых реформаторских инициатив, которые были свернуты или заменены новыми инициативами и законами о выборах, также подпитывает неверие в добросовестные намерения изменить систему.
Изменения также не слишком убедительны, поскольку они сопровождаются рядом спонсируемых правительством поправок, направленных на укрепление власти короля и концентрацию королевских полномочий. Эти поправки включают создание Совета национальной безопасности, который будет созываться исключительно королем и в состав которого войдут премьер-министр, министр иностранных дел и министр внутренних дел, а также главы вооруженных сил, Управления общей разведки и Департамента общественной безопасности. Поправки, внесенные правительством, также включают расширение статьи 40, в соответствии с которой король обладает исключительными полномочиями назначать и увольнять верховного судью, главу шариатского судебного совета, Великого муфтия, главу Королевского двора, министра суда и советников короля без консультаций с правительством. К этому добавляется его нынешняя компетенция назначать премьер-министра, а также глав нижней палаты, верхней палаты и конституционного суда. В 2016 году королю было предоставлено право назначать глав армии, судебных органов, разведывательной службы и жандармерии без необходимости рекомендации своих министров, включая премьер-министра. Разрыв между разговорами о политических реформах и эволюции и тем, что воспринимается как подавление в последние три года политического инакомыслия и свободы собраний и выражения мнений, заметен. В любом случае, за год, прошедший с момента предложения поправок, был достигнут незначительный очевидный прогресс. Следующие выборы в настоящее время запланированы на 2024 год, что означает, что полная трансформация в парламент, основанный на партиях, произойдет только после трех дополнительных избирательных циклов: в 2030-х годах. Все это привело к созданию в обществе атмосферы разочарования и даже отчаяния. Данные опросов из нескольких различных авторитетных источников (с учетом сложности опроса в недемократическом государстве) показывают значительный уровень неудовлетворенности среди иорданцев: 62%, что страна движется «в основном» (40%) или «несколько» (22%) в неправильном направлении. 69% полагали в ноябре 2021 года, что их страной «управляют в интересах немногих» (возможно, они не ошибаются: в отчете OXFAM говорится, что 1% самых богатых иорданцев в 2020-2021 годах заработал в шесть раз больше, чем 50% беднейших вместе взятых. В то же время 55 самых богатых иорданцев (с состоянием в 50 млн долларов и выше) накопили в 4,5 раза больше богатства, чем половина населения вместе взятых — 14 млрд долларов по сравнению с 3,1 млрд долларов). 88% заявили, что коррупция в значительной или средней степени распространена в правительстве страны, а 67% высказали мнение, что почти все или большинство чиновников регионального уровня коррумпированы. 62% «кто-то вроде них» не может повлиять на принятие правительственных решений: это чувство, вероятно, оказывает сильное влияние на тот факт, что только 17% иорданцев говорят, что они заинтересованы или очень заинтересованы в политике, в то время как 60-62% говорят, что они очень не заинтересованы в политике. 48% сказали, что они подумывали об эмиграции, в основном по экономическим причинам: 63% иорданцев в возрасте от 18 до 29 лет подумывали об эмиграции.
Кризис контрабанды наркотиков на границе
Внутренний кризис в Иордании связан с внешними вызовами, возможно, не такими серьезными, как во время «горячей фазы» гражданской войны в Сирии и кампании против «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) десятилетней давности, но все еще сложными. С 2019 года Иордания возглавляла межарабское примирение с Сирией. Похоже, что в прошлом году это было остановлено из-за событий на границе между двумя странами. Иордания сталкивается с тем, что она определяет как «войну с наркотиками» на своей северной границе: почти каждую неделю на границе или вблизи нее происходят крупные изъятия наркотических капсул с каптагоном. Иордания является основной транзитной страной для каптагона из Сирии в Саудовскую Аравию и другие страны Персидского залива. Борьба с наркотрафиком сопровождались частыми вооруженными столкновениями на сухопутных границах между иорданскими пограничниками и сирийскими, ливанскими и иракскими контрабандистами, с жертвами с обеих сторон. Иорданская армия в конце 2021 года получила приказ стрелять на поражение, чтобы остановить растущую волну проникновений, и использует систему из более чем 800 видеокамер и других электронных средств и датчиков, разработанных при содействии США для противодействия ИГ, а также беспилотники и ракеты. Были убиты десятки контрабандистов и изъяты миллионы капсул (во время визита в Иорданию министра обороны США Л.Остина в марте с. г. Амман озвучил просьбу об увеличении объема военной помощи США для укрепления безопасности на границе, на которую Вашингтон с начала более чем десятилетнего конфликта в Сирии уже выделил около 1 млрд долларов на установку пограничных постов, Иордания имеет границу с Сирией протяженностью около 375 км — авт.). Правительство Иордании осудило отсутствие эффективного сотрудничества со стороны своих сирийских коллег и обвинило «недисциплинированные силы армии сирийского режима … организованные и поддерживаемые ими и их службами безопасности, в дополнение к «Хизбалле» и иранским ополченцам, развернутым на юге Сирии», в сотрудничестве с бандами контрабандистов. Правительственные источники утверждают, что сирийская 4-ая дивизия под командованием Махера Асада, брата президента Башара Асада, занимает центральное место в этой торговле наркотиками. Сообщается, что у этого подразделения есть фактическийконтроль над всеми транспортными путями, связывающими Ливан и Иорданию с Сирией, и всеми основными дорогами в Западной и Южной Сирии. В Аммане считают, что Сирия начала поощрять торговлю наркотиками как форму политической войны с двумя целями: «затопить» и разрушить общества в странах, которые способствовали осаде сирийского режима после 2011 года, и финансировать вооруженные группировки на юге Сирии. В Аммане и Вашингтоне полагают, что торговля каптагоном в настоящее время является основным источником дохода для сирийского государства и для многих членов семьи лидеров режима, политической и экономической элиты и служб безопасности. Иордания также попросила Россию оказать помощь в противостоянии проблемам незаконного оборота наркотиков и нестабильности на юге Сирии. Недавнее землетрясение на севере Сирии привело к более активному взаимодействию между двумя государствами. Иордания предоставила значительные объемы гуманитарной помощи, а министр иностранных дел Иордании посетил Дамаск — впервые за десятилетие — и встретился с Башаром Асадом 28 февраля.
Иордания также стремится играть значительную роль в региональной политике, как преследуя свои интересы, так и в рамках склонности короля и его стратегии занимать видное международное положение, укрепляя таким образом внутреннюю и региональную легитимность. Король Абдалла II продолжает проводить тесные консультации и сотрудничество с президентом АРЕ Абдель Фаттахом ас-Сиси. Это особенно заметно в отношении Ирака, где три страны осуществляют интенсивное и детальное трехстороннее политическое, экономическое и инфраструктурное сотрудничество (получившее название «Новый Левант») с 2019 года. В декабре 2022 года Иордания принимала 2-ю Багдадскую конференцию по международной и региональной поддержке Ирака. Багдадская конференция в Иордании также послужила платформой для посредничества между Ираном и Саудовской Аравией: на ее полях состоялась встреча министров иностранных дел Ирана и Саудовской Аравии (союзник Иордании Ирак сыграл важную роль в продвижении контактов между двумя странами в последние два года). Это может быть связано с более ранними контактами т. к. сообщалось, что сотрудники спецслужб Ирана и Саудовской Аравии тайно встречались в декабре 2021 года в Аммане под эгидой Арабского института исследований в области безопасности, который находится под королевским патронажем. Это произошло в контексте двух с половиной дневного неофициального «стратегического диалога», в ходе которого обсуждались меры укрепления доверия между двумя сторонами, а также ракетные угрозы и поставки ядерного топлива.
Возобновление напряженности в отношениях с Израилем
Возвращение Биньямина Нетаньяху к власти, на этот раз во главе сплоченной право-националистической коалиции, вновь вызвало напряженность в отношениях с Израилем, которая была ослаблена в течение восемнадцати месяцев пребывания у власти так называемой «Коалиции перемен» под руководством Нафтали Беннета, а затем Яира Лапида. При этом правительстве отношения, достигшие пика с 2017 года, улучшились, включая королевскую готовность открыто встречаться с высокопоставленными израильскими чиновниками (и даже поднимать израильский флаг на встречах с королем). Новое правительство, по своему составу и заявленным направлениям политики, бросает вызов статус-кво в отношении Храмовой горы / Харам аш-Шариф и обещает усилить меры безопасности и активизировать поселенческую деятельность на Западном берегу, и даже вернулось к обсуждению аннексии на Западном берегу. Король Абдалла II ведет интенсивную дипломатию с тех пор, как новое правительство Израиля приступило к работе. Он встретился в Каире с президентом АРЕ Абдель-Фаттахом ас-Сиси и главой Палестинской национальной администрации Махмудом Аббасом. На следующий день он участвовал в саммите в Абу-Даби вместе с лидерами Объединенных Арабских Эмиратов, Омана, Бахрейна, Катара и Египта. 25 января он также отправился в Доху, чтобы встретиться с эмиром шейхом Тамимом бен Хамадом Аль Тани (Катар становится все более важным экономическим партнером для Иордании). Затем он посетил Соединенные Штаты, где встретился с лидерами Конгресса и президентом Джо Байденом. Иордания воздержалась от участия в региональных процессах и форумах, связанных с «Соглашениями Авраама», которые, по ее мнению, угрожают еще большей маргинализацией палестинского вопроса.
Отношения с Израилем никогда не были популярны среди иорданской общественности, и король всегда стремился придать им сдержанный характер. За последние шесть лет это стало сложнее по мере роста напряженности в двусторонних отношениях, а также по мере того, как Иордания стала связана с Израилем более стратегическим, долгосрочным образом через растущие энергетические отношения. Две страны подписали в 2016 году пятнадцатилетнее соглашение о поставках израильского газа, который начал поступать в январе 2020 года, и Израиль сейчас является самым важным источником энергии для Иордании. Израильский газ сегодня намного дешевле для Иордании, чем импортируемый сжиженный природный газ, а дефицит и высокие цены на топливо зимой были причиной внутренних волнений в прошлом. Иордания, вторая страна в мире, испытывающая наибольшую нехватку воды, также сильно зависит от Израиля в плане водоснабжения: предыдущее израильское правительство согласилось ежегодно удваивать поставки воды в Иорданию, но в будущем в Иорданию может попасть еще больше израильской воды. В ноябре 2021 года между Израилем, Иорданией и ОАЭ было подписано письмо о намерениях по трехсторонней сделке; годом позже три стороны подписали меморандум о взаимопонимании по проекту, получивший название «Соглашение о процветании зеленых и голубых». Проект должен включать строительство Иорданией 600 мегаватт солнечной энергии в отдаленных пустынных районах, которые будут экспортироваться в Израиль. Взамен Израиль готов предоставить Иордании 200 млн куб. м опресненной воды, что удвоило бы количество, которое она получает сегодня. Финансирование сделки должен обеспечить эмиратский фонд национального благосостояния Масдар. Эта сделка, как и газовая, вызвала широкую народную и парламентскую оппозицию в Иордании. 24 января Нетаньяху совершил неожиданный визит в Иорданию. Это была его первая поездка в страну как минимум за четыре года. В Иордании подверглась критике встреча короля с Нетаньяху на данном этапе без явных достижений. Однако, согласно израильской газете Globes, во время визита Нетаньяху пообещал, что не будет никаких изменений в политике Израиля в отношении Храмовой горы / Харам аш-Шариф, и что статус-кво будет строго сохранен. Он подчеркнул, что лично несет ответственность за это досье, а не кто-либо из его партнеров по коалиции. Как сообщалось, визит Нетаньяху включал обсуждение экономических вопросов (которые не были упомянуты в официальных заявлениях по его итогам). Сообщается, что Иордания продемонстрировала готовность не обусловливать прогресс в экономических и политических вопросах с Израилем по палестинской проблеме, аналогично подходу стран «Соглашения Авраама» и Египта. Два лидера также договорились об ускорении реализации соглашения об электроэнергетике и воде. Сообщается, что Нетаньяху пообещал устранить бюрократические препятствия, несмотря на критику соглашения с Иорданией со стороны своих партнеров по правой коалиции. Со стороны ОАЭ и Иордании прозвучала критика затягивания Израилем этого проекта и других совместных проектов.
Иордания в последние недели пыталась взять на себя ведущую роль в международных и региональных усилиях по деэскалации ситуации на Западном берегу, обеспокоенная, как и другие действующие лица, возможностью дальнейшего насилия, особенно в Иерусалиме, в период совпадения месяца Рамадан (22 марта– 20 апреля) и праздника Песах (5-12 апреля). 26 февраля король Абдалла II провел в Акабе беспрецедентную за последние годы встречу высокопоставленных сотрудников служб безопасности из Израиля, ПНА, Иордании, Египта и Соединенных Штатов. По завершении встречи Израиль и ПНА «подтвердили свою совместную готовность и обязательство немедленно приступить к прекращению односторонних мер на период 3-6 месяцев», включая «обязательство Израиля прекратить обсуждение любых новых поселений на четыре месяца и приостановить выдачу разрешений на любые аванпосты на шесть месяцев». Вскоре после этого Нетаньяху отрицал, что его переговорщики согласились на замораживание урегулирования, а правые министры осудили переговоры (которые, как они утверждали, проводились без информирования кабинета министров) и заявили, что: «то, что произошло в Иордании (если это произошло), так и остается в Иордании».
Иордания пока остается устойчивой
На фоне перманентного внутреннего давления и внешних вызовов режим продемонстрировал замечательную устойчивость за прошедшее столетие в целом и за десятилетие, прошедшее после арабских восстаний и гражданской войны в Сирии, в частности. Во многом это связано с поддержкой Запада, особенно США, благодаря стратегическому расположению Иордании, а также ее готовности и способности быть силой и платформой для стабилизации и умеренности в регионе. Но иорданская экономика, основанная в основном только на международной помощи, привела к хроническим и нерешенным структурным проблемам, особенно в секторах здравоохранения и образования (где расходы в последние годы сократились), и к циклу задолженности, когда берутся новые кредиты, чтобы помочь расплатиться со старыми. Кроме того, с точки зрения двадцатилетней давности, есть свидетельства эрозии социального договора между режимом и отдельными слоями населения, а также кризиса доверия между ними. Это, в сочетании с текущим экономическим кризисом, вызванным COVID-19 и инфляцией после начала боевых действий на Украине, а также давлением большого числа сирийских беженцев (по оценкам, около миллиона человек), вызывает повышенную, хотя и не острую степень вызовов существующему режиму.