Оценки Института исследований национальной безопасности стратегических вызовов Израилю в 2023 г. Часть 16

«Стратегическая оценка Израиля-2023» Института исследований национальной безопасности (INSS) определяется как «результат глубокого анализа, дискуссий и размышлений всех экспертов Института с целью поставить на повестку дня израильской общественности рассмотрение основных угроз национальной безопасности и стимулировать дискуссию об их возможных последствиях»[i].

Эксперты INSS Офер Шелах, Тамир Хайман и Лиран Антеби рассмотрели вопросы военной мощи и задачи обновления Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ). Они полагают, что «израильские сухопутные войска должны действовать в соответствии с концепцией разнообразия: проведение операций в глубине (вражеской территории) и специальных операций при взаимодействии во всех сферах (в воздухе, на воде, суше и в киберпространстве), а также подготовка выверенных планов оперативных действий, которые важны для победы».

«В случае наступательного боя необходимо сформировать критическую массу, способную действовать на территории противника безопасно и эффективным образом, достигая цели везде, где это необходимо, и добиваясь чистой победы в каждом противостоянии. Создание соответствующих формирований должно основываться на максимальной децентрализации и самостоятельности войск, потому что в условиях многоаспектного конфликта батальонам и бригадам придется действовать с использованием неполных разведданных из тыла и столкнуться с «проволочками» в командных пунктах управления огнем. В помощь ударным частям должны быть возможности разведки и артиллерийского огня, но они не должны от этого зависеть во время операций. Ударные подразделения должны иметь возможность действовать самостоятельно в закрепленном за ними районе, используя управляемую ими «сухопутную авиацию» (в основном беспилотную) и огневые средства. Этот принцип также соответствует концепции независимого и инициативного командования, что является сущностью ЦАХАЛа. Необходимо подготовиться к тому, что противник так же будет использовать огневые и беспилотные средства».

«Боевые части в обороне должны защищать границы Израиля и т. н. «ишув сефер», действовать на передовой в приграничных районах в целях улучшения тактической обстановки, используя заранее определенные и предоставленные им возможности».

Поясним, что «ишув сефер» — это еврейское поселение на Западном берегу р. Иордан, которое министр финансов с одобрения Финансовой комиссии Кнессета отнес к категории поселений, жители и владельцы бизнеса в которых имеют право на компенсацию от государства в связи с причиненным им косвенным военным ущербом. По закону, косвенный ущерб определяется как потеря, невозможность получения прибыли или предотвращение возможности использования имущества в результате военных действий ЦАХАЛа или вражеских сил или других враждебных действий против Израиля. Это отличается от компенсации за прямой военный ущерб имуществу. На такую компенсацию имеет право любое физическое или юридическое лицо, даже если оно не проживает в «ишув сефер». Критерии получения права на возмещение косвенного ущерба установлены министром финансов Израиля[ii].

«Боевые части включают в себя силы, задача которых заключается в предотвращении причинения вреда израильтянам и сохранение свободы действий на территориях Западного берега р. Иордан в случае широкомасштабного конфликта».

«Передовые подразделения включают полицейские и военные  силы против террористической деятельности на Западном берегу р. Иордан и в пределах «зеленой линии», командование тыла, полицию, пожарные и спасательные службы. Их задача заключается в защите жизни израильтян, максимальном уменьшении ущерба тылу, оказании помощи раненым и поддержке порядка. Эти возможности должны быть усилены путем выделения дополнительных людских ресурсов и бюджета для укрепления пограничной службы, израильской полиции в целом и других структур».

Что касается воздушно-космических сил, огневых средств и кибервозможностей, в INSS указывают на ряд аспектов.

«ВВС Израиля должны быть ориентированы на защиту неба страны, нанесение ударов по стратегическим и системным объектам противника и подключение к боевым действиям наземных войск в местах, где требуются «тяжелые» авиационные средства для огневого, транспортного и тылового обеспечения, а также эвакуации».

«В то же время необходимо развивать и укреплять космическую отрасль, в которой Израиль имеет значительное преимущество перед конкурентами. В этой области также возможно заключение соглашений о сотрудничестве с внешними акторами».

По мнению экспертов, «нужно продолжать разработку систем перехвата, включая развертывание и операционную отработку лазерных систем. В то же время необходимо дать понять израильской общественности, что в тяжелой кампании на северном фронте система активной защиты не сможет обеспечить полную защиту от ракет и мин, которые будут запущены по Израилю, и поэтому необходимо инвестировать в решения, направленные на защиту тыла и организацию должного поведения населения. Требуется определение показателей готовности в формировании сил в области защиты от средств поражения с крутыми траекториями (заполняются по базисному сценарию)».

В INSS указывают на необходимость «усиления ракетного потенциала ЦАХАЛа и ведения точного огня на дальнем расстоянии, при этом при постановке задач отделяя это от атак с воздуха».

Также «необходимо укрепить систему киберзащиты для обеспечения безопасности вычислительных инфраструктур и защиты основных инфраструктур и гражданских компаний, т.к. нанесение им ущерба может повлиять на экономику Израиля. В то же время должна быть формализована операционная теория наступательных киберусилий и созданы соответствующие силы не только на уровне генштаба, но и дивизии для поддержки оперативных усилий».

В свете необходимых изменений в INSS предлагают «тщательно изучить численность и структуру управления генерального штаба, а также взаимосвязь между ним и территориальными командованиями и родами войск во время войны». По мнению экспертов, все это должно соответствовать концепции, которая подчеркивает децентрализацию, независимость и предоставление возможности проявлять инициативу на оперативном уровне, а также эффективность применения силы в сценарии, когда ЦАХАЛ сражается одновременно на фронтах, удаленных друг от друга и отличающихся по своему характеру».

Относительно личного состава, эксперты видят необходимость «проведения комплексного изменения кадровой модели израильской армии от призыва до завершения службы (выхода на пенсию) всех военнослужащих–срочников, кадровых военных и резервистов. Принципы этого необходимого изменения аналогичны тем, которые были изложены выше: разнообразие, эффективность и адаптация к потребностям и духу времени, и все это при сохранении обязательной воинской повинности в рамках модели «народной армии»».

В INSS настаивают на необходимости утверждения многолетнего бюджета израильской армии. «Недопустимо принципиальное изменение структуры расходов на оборону, но стоит изменить приоритеты, как между различными факторами безопасности, так и внутри них».

«Должна быть завершена подготовка к изменению бюджета, который будет исполняться с 2025 г., когда постепенно будет отменяться «конверсия» средств, поступающих в рамках помощи из США, и нагрузка на оборонный бюджет в национальной валюте увеличится на многие миллиарды шекелей».

«Должны быть завершены законодательные процессы, касающиеся призыва в Армию обороны Израиля, создания гражданской службы безопасности [Национальной гражданской гвардии] и необходимых изменений в кадровой сфере».

В INSS предлагают установить государственный надзор за спецслужбами путем введения специального министра в аппарат главы правительства. «Сегодня этим занимается сам премьер-министр, который, конечно, одобряет применение военной и тайной силы, но не в состоянии пристально следить за организационно-бюджетными изменениями в этих структурах».

Эксперты рекомендуют подготовиться к возможности получения Ираном ядерного оружия и нуклеаризации региона. «Необходимо под ответственность министерства премьер-министра и министерства обороны разработать сценарий появления ядерного потенциала на Ближнем Востоке (Иран и другие страны), изучая альтернативы рекомендуемой политики, концепции ведения боевых действий и последствия наращивания сил. Такая ситуация может потребовать не только физической подготовки со значительными затратами на оборону, но и бросить вызов существующим предположениям о поведении различных противников во время конфликта, стабильности режимов в регионе и самом существовании сдерживания в ядерный век, принципиально отличного от обычного сдерживания».

[i] Strategic Analysis for Israel 2023 / INSS. https://www.inss.org.il/he/wp-content/uploads/sites/2/2023/01/StrategicAssessment22-23_HEB_5-1.pdf

[ii] ספר יישוב — https://he.wikipedia.org/wiki/יישוב_ספר

52.51MB | MySQL:102 | 0,611sec