О водной проблеме в отношениях Афганистана с государствами Центральной Азии

Официальные лица из Узбекистана в конце марта  отправились в Афганистан для переговоров о текущих усилиях, предпринимаемых правительством талибов по строительству канала, который в конечном итоге может привести к отводу огромного количества воды, необходимой узбекским фермерам. Ташкент договорился «о координации» с Кабулом, и официальные лица движения «Талибан» 22 марта процитировали заявление узбекской делегации о готовности их правительства сотрудничать в завершении проекта канала Кош Тепа «в соответствии с международными нормами и с полным учетом привилегий и прав Афганистана».  Нюанс состоит в том, что  Афганистан не подписал ни одного регионального или международного договора об использовании трансграничных водных ресурсов, поэтому неясно, на какие нормы ссылались афганские официальные лица. Предполагается, что работы на канале начались в марте прошлого года, и, согласно афганским источникам, реализация проекта уже находится на продвинутой стадии. Одно кабульское издание сообщило, что уже прорыто более трети из запланированных 285-километровых каналов. Официальные лица движения «Талибан» назвали проект высокоприоритетным.  «Мы уже заверили нацию, что этот проект будет завершен любой ценой», — сказал Абдул Гани Барадар, первый заместитель премьер-министра по экономическим вопросам, во время посещения строительной площадки. Для завершения строительства канала, который пройдет через северные афганские провинции Балх и Джаузджан, граничащие с Узбекистаном и Туркменистаном, привлечено более 6500 человек и 4100 единиц техники. Видение  «Талибана» в отношении Кош Тепа заключается в том, что он поможет орошать до 550 000 гектаров земли, что позволит выращивать пшеницу и другие культуры.  Самым сложным аспектом канала Кош Тепа является то, что его придется заполнять водой, берущейся из реки Амударья. Состояние этой реки, притоки которой берут начало в горах Памира на границе Афганистана и Таджикистана, уже находится в состоянии сильного упадка.  В 1992 году пять стран бывшей Советской Центральной Азии подписали документ, известный как Алматинское соглашение, которое в какой-то мере регулирует водопользование в регионе, что однако не предотвратило периодические вспышки разногласий между ними.  На этом фоне  Узбекистан, Туркменистан и Казахстан подписали Конвенцию ООН по водным ресурсам 1992 года, однако  Афганистан ее не подписал.  Руководство движения «Талибан», тем не менее, настаивает на том, что Афганистан также имеет полное право использовать Амударью для своих нужд. «Мы не берем ни капли воды у других стран, потому что она нам не нужна и мы не хотим ее брать. Следовательно, ни одна страна не будет обеспокоена этим, и у нас хорошие и дружественные отношения с Узбекистаном. И мы считаем, что они поддерживают рост Афганистана и его становление на ноги, и они работают с нами в этой области», — заявил в феврале с. г. Забиулла Муджахид, представитель самопровозглашенного Исламского Эмирата. При этом отметим, что в документе, опубликованном по итогам узбекско-афганских переговоров в конце марта в Кабуле, проект канала напрямую не упоминается, если не считать поздних комментариев самих талибов. В конце совместного заявления лишь упоминается, что «особое внимание было уделено сотрудничеству в водно-энергетической сфере». Ташкент в такого рода комментариях вообще очень осторожен, что свидетельствует о том, что итоги переговоров ему не вполне понравились.  «Очевидно, что Узбекистан хочет на данный момент избежать повышения напряженности в своих отношениях с «Талибаном». Но если в связи со строительством канала возникнет угрожающая ситуация, то Узбекистан, очевидно, будет защищать свои национальные интересы», — считает Фарход Толипов, ташкентский политический аналитик. В феврале частное новостное издание Kun.uz запросил мнения трех экспертов, все из которых согласились, что строительство канала будет иметь негативные последствия для способности Узбекистана орошать свои собственные поля. Никита Макаренко, уважаемый властями гражданский журналист, охарактеризовал этот проект как «проблему национальной безопасности № 1».

Несмотря на то, что в отличие от западных стран, Узбекистан продолжает вести диалог с талибами все это время (контакты в основном сосредоточены на гуманитарной помощи и текущем проекте по строительству железной дороги, соединяющей Узбекистан с Пакистаном через Афганистан), тема канала  Кош Тепа может серьезно повлиять на динамику этих отношений. Тем более, что, по оценкам экспертов, уже есть небольшие признаки развития напряженности. В декабре прошлого года Узбекистан сократил поставки электроэнергии в Афганистан из-за ремонтных работ в сети электропередач, а затем полностью приостановил их в январе из-за перебоев, вызванных особенно суровой зимой. Поставки были позже восстановлены, но талибы раскритиковали узбекские власти за нарушение соглашения. В ходе другого февральского инцидента был уничтожен барельеф поэта 15 века Алишера Навои, который считается основателем узбекской литературы, в северном городе Мазари-Шариф. Ахрор Бурханов, представитель Министерства иностранных дел в Ташкенте, написал в твиттере после этого эпизода, что узбекское правительство получило заверения от представителей движения «Талибан», что «акт вандализма никоим образом не отражал политику правительства» и что памятник будет восстановлен. Теперь на острие двусторонних отношений выходит тема канала.

Итак, предыстория вопроса. В марте 2022 года Афганистан начал строительство крупнейшего в истории проекта ирригационной инфраструктуры — канала Куштепа (или Кош Тепа). Протяженность канала составляет более 285 км, а расход воды составляет 650 куб. м в секунду, что позволяет орошать до 550 000 гектаров земли. Расположенный на севере Афганистана, в бассейне реки Амударьи, он знаменует собой первую в истории страны крупномасштабную ирригационную инициативу. Амударья считается наиболее важной рекой для Афганистана и стран Центральной Азии с социально-экономической, экологической и политической точек зрения, поскольку почти 80 млн человек зависят от ее воды. Площадь водосбора реки составляет 309 000 кв. км, она простирается на 2540 км через Афганистан, Таджикистан, Туркменистан, Кыргызстан и Узбекистан, при этом 1250 км образуют общую границу между Таджикистаном, Узбекистаном и Туркменистаном. С точки зрения географии, 25% бассейна реки Амударьи приходится на территорию Афганистана, что обеспечивает 28% стока воды в реке. Тем не менее, Афганистан потребляет гораздо меньше воды, чем его соседи Узбекистан и Туркменистан, и в настоящее время использует только 6,25% от общего объема 67 млрд куб. м / год воды из этой реки, что составляет примерно 5 млрд куб. м в год. Напротив, Узбекистан (41,25%) и Туркменистан (28,75%) используют больше всего воды, в то время как Таджикистан (9,4%) в основном использует ее для производства электроэнергии. Во время правления президента Мохаммада Дауд Хана в 1970-х годах афганское правительство предприняло первые попытки использовать воду реки Амударьи и реализовать ирригационные и гидроэнергетические проекты, включая канал Куштепа на севере. Во время поездки в Москву в 1977 году для сбора средств на проект он обсуждал проект канала с советскими лидерами. Однако проект так и не был реализован из-за государственного переворота 1978 года, длительной политической нестабильности, войн и нехватки средств. Если проект канала Куштепа будет реализован в соответствии с планом, он может изменить правила игры в бассейне реки Амударья. Основным преимуществом проекта является его способность помочь Афганистану сбалансировать текущее высокое производство воды в Амударье с его низким уровнем потребления, что приводит к относительно более высокому потреблению. Это даст Афганистану лучшее положение в будущих гидрополитических отношениях со странами Центральной Азии и обеспечит большую водную безопасность для него.

В чем состоят потенциальные претензии и озабоченности прибрежных стран, расположенных ниже по течению, в частности Узбекистана и Туркменистана, в отношении проекта канала Куштепа в Афганистане в бассейне реки Амударья? Дебаты сосредоточены в основном на теоретических и нормативных аспектах международного водного права, касающихся прав государств, развивающихся позднее в верховьях реки. Предполагается, что Узбекистан и Туркменистан, как государства, находящиеся на ранних стадиях развития ниже по течению, нарушили основополагающий принцип международного обычного водного права, который требует, чтобы государства не причиняли вреда. Если это так, Афганистан будет в лучшем положении, чтобы ответить взаимностью и защитить свое будущее использование воды Амударьи. Бассейн реки Амударья является международным водотоком, и любой новый проект, предложенный любым прибрежным государством в пределах бассейна, будет политически чувствительным вопросом, поскольку не существует установленных правовых рамок и рамок сотрудничества между всеми прибрежными государствами. Нынешний правовой режим, регулирующий бассейн, является сложным, поскольку он предполагает совместное использование реки пятью прибрежными государствами: Афганистаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном. Во времена СССР правовой режим бассейна реки Амударья (ADRB) был определен между тремя различными пользователями: Афганистан-СССР и четырьмя союзными республиками СССР, а именно Кыргызстаном, Таджикистаном, Узбекистаном и Туркменистаном. Афганистан и СССР заключили два соглашения и один протокол в 1946 и 1958 годах, которые в основном касались управления пограничными вопросами, судоходства и совместного выполнения работ по комплексному использованию водных ресурсов, но не касались совместного использования водных ресурсов. В отсутствие конкретного соглашения о совместном использовании водных ресурсов необходимо соблюдать принципы справедливого и разумного использования, а также обязательство не причинять значительный ущерб другим прибрежным районам, как это установлено в обычном международном праве. Эти основополагающие принципы международного водного права закреплены в Конвенции Организации Объединенных Наций о праве несудоходных видов использования международных водотоков (UNWC), которая служит основным международно-правовым инструментом для управления общими трансграничными водами. Статья 5 (1) UNWC требует, чтобы все прибрежные страны использовали международный водоток справедливым и разумным образом. Кроме того, Конвенция включает отдельную статью об обязательстве не наносить значительного ущерба, которая требует от всех государств водотока, чтобы при использовании международного водотока на их территории были приняты все надлежащие меры для предотвращения причинения значительного ущерба другим государствам водотока. Однако среди некоторых государств и специалистов по водным ресурсам существует путаница, как юридическая, так и неправовая, в отношении взаимосвязи между принципами справедливого и разумного использования и обязательством не причинять вреда. Это привело к недоразумениям в отношении прав и обязанностей прибрежных районов, расположенных выше и ниже по течению. Прибрежные страны, расположенные ниже по течению, обычно полагаются на обязательство не причинять вреда, чтобы защитить свои существующие виды использования и не допустить, чтобы прибрежные страны, расположенные выше по течению, осуществляли проекты, которые могут нанести им ущерб. Они требуют уведомления о любой деятельности в верховьях, которая может повлиять на их интересы.

Хотя международное водное право не ограничивает требование уведомления нижестоящими, большинство прибрежных стран, расположенных ниже по течению, считают, что уведомление является их исключительным правом и не распространяется на государства, расположенные выше по течению. Тем не менее, значительный объем литературы по этому вопросу предполагает, что прибрежные государства, расположенные выше по течению, также могут испытывать негативное влияние стран, расположенных ниже по течению их развития. Таким образом, важно признать, что ущерб может распространяться в обоих направлениях, и страны, расположенные ниже по течению, также могут нанести ущерб странам, расположенным выше по течению, лишив возможности будущего использования верхних прибрежных районов. Как обсуждалось ранее, международное водное право требует, чтобы все государства, совместно использующие международный водоток, использовали его справедливым и разумным образом и принимали необходимые меры для предотвращения значительного ущерба другим государствам. Несоблюдение принципа причинения значительного ущерба может привести к тому, что прибрежные государства, расположенные ниже по течению, в одностороннем порядке будут осваивать водоток, лишая государства, расположенные выше по течению, будущих видов использования, которые все еще развиваются. Такое изъятие происходит, когда государство, расположенное ниже по течению, в одностороннем порядке осваивает водоток без консультаций с государствами, расположенными выше по течению, и впоследствии заявляет, что будущие планы государств, расположенных выше по течению, неприемлемы из-за ущерба, причиненного заранее установленным видам использования, расположенным ниже по течению. В результате государствам, расположенным выше по течению, отказано в доступном использовании воды в будущем в соответствии с принципом справедливого и разумного использования, которое уже было запрещено государствами, расположенными ниже по течению. Государства, расположенные ниже по течению, ссылаются на «права предварительного использования» и принцип не причинения вреда для оправдания своих действий. В этом контексте можно утверждать, что Узбекистан и Туркменистан, как быстро развивающиеся страны нижнего течения, нарушили основополагающий принцип международного водного права, требующий от государств не причинять вреда. Их односторонние действия помешали Афганистану использовать бассейн реки Амударья для будущих проектов и пользоваться справедливым и разумным использованием.

В соответствии с международным водным правом Афганистан имеет право требовать изъятия водных ресурсов, инициируя ирригационные и гидроэнергетические проекты на реке, чтобы обеспечить ее справедливое и разумное использование. Таким образом, в соответствии с принципом контрмер в международном публичном праве, нарушение обязательства по IWL одним государством может привести к пропорциональному нарушению соответствующего обязательства другим государством, при условии, что первоначальное нарушение является «серьезным или существенным» нарушением. Это означает, что, если Узбекистан и Туркменистан «серьезным и существенным» образом нарушили обязательство по обеспечению справедливого и разумного использования, Афганистан, расположенный выше по течению, может иметь законное право пропорционально нарушить обязательство о не причинении вреда. Международный суд (МС) признал этот подход в деле о проекте Габчиково-Надьямарош между Венгрией и Словакией в 1997 году, где суд постановил, что «нарушение других договорных норм или норм общего международного права может оправдать принятие определенных мер, включая контрмеры, потерпевшим государством».

56.24MB | MySQL:116 | 0,926sec